Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мудрость и внутреннее безмолвиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Крылья сострадания Если доброту можно представить в образе прекрасного голубя, то мудрость - это крылья голубя. Без мудрости сострадание никогда не поднимется в воздух. Бойскаут совершил добрый поступок, переведя пожилую даму через оживлённую улицу. Проблема в том, что старушка не хотела переходить дорогу, она просто постеснялась сказать ему об этом. Эта история, к сожалению, превосходно описывает то, что в нашем мире в большинстве случаев называется состраданием. Очень часто мы предполагаем, что нам лучше всех известно о потребностях других людей. Один юноша, глухой от рождения, пришёл в сопровождении родителей на приём к своему врачу для очередного осмотра. Доктор взволнованно рассказал родителям о новой операции, о которой только что прочитал в медицинском журнале. Благодаря простой и недорогой операции в десяти процентах случаев возможно полное восстановление слуха у людей с врождённой глухотой. Он спросил родителей, не хотят ли они попробовать. Родители юноши быстро согласились. Этот молодой человек относился к тем десяти процентам, чей слух был полностью восстановлен. И он был так огорчён и зол! Как на родителей, так и на лечащего врача. Он не слышал, что они обсуждали во время осмотра. Никто не спросил у него, хочет ли он слышать. Теперь юноша жаловался, что вынужден терпеть непрекращающееся мучение от шума, в чём он не видел никакого смысла. Да он никогда и не хотел слышать! Родители и врач, а также я сам - до того как прочитал эту историю - были уверены, что любой человек хочет слышать. Мы знаем лучше. Сострадание, которое сопровождается такой самоуверенностью, глупо и опасно. Оно является причиной огромного количества страданий в этом мире. Забота о сыне Беда в том, что родители всегда думают, что им лучше известны нужды собственных детей. И часто они понимают их неверно. Однако порой родители бывают правы, подобно китайскому поэту Су Тангпо (1036—1101 н. э.), который почти тысячу лет назад написал это стихотворение:
Посвящается рождению моего сына Семья, когда рождается ребёнок, Хочет, чтобы он был умным. Из-за ума потерпела крушение вся моя жизнь. Одна лишь надежда, что мой ребёнок проявит невежество и бестолковость. Тогда наградой ему будет безмятежная жизнь, Когда он станет одним из министров правительства.
Что такое мудрость? В студенческие годы большую часть летних каникул я проводил в походах по нагорьям Шотландии. Там я наслаждался уединённостью, красотой и покоем шотландских гор. Одним памятным полуднем, прогуливаясь возле океана, я шёл по узкой дороге, которая тянулась вдоль мысов и крохотных заливов Крайнего Севера. Горячее, яркое солнце походило на прожектор, освещающий исключительную красоту вокруг меня. Поросшая вереском местность тянулась бесконечным простором мягкой травы и свежести весенней зелени; утёсы напоминали своей формой кафедральные соборы, вздымающиеся высоко над бурлящим морем; океан был цвета позднего вечера, как будто усыпанный волшебными огнями, искрящимися и мерцающими в солнечных лучах. Казалось, что маленькие зелёные и коричневые скалистые острова скользили по волнам до самой линии горизонта, размытой лёгким туманом. Уверен, что даже чайки и крачки пикировали и кружились в эйфории. Природа демонстрировала своё великолепие в одном из живописнейших уголков мира в день торжества солнца. В одиночестве я шёл вприпрыжку, несмотря на тяжёлый рюкзак. Я был счастлив, беззаботен и вдохновлён природой. Впереди показалась маленькая машина, припаркованная у обочины, рядом с утёсом. Тотчас же я вообразил, что водителя машины тоже переполнили чувства при виде красоты дня, и он остановился, чтобы напиться из этого бессмертного источника вдохновения. Подойдя достаточно близко, чтобы разглядеть что-то через заднее стекло машины, я разочаровался и упал духом. Единственный человек, который находился в автомобиле - мужчина средних лет, - был занят чтением газеты. Газета была такой большой, что закрывала весь вид на мир вокруг него. Вместо того чтобы любоваться океаном и утёсом, островом и лугом, мужчина мог видеть только войны и политику, скандалы и спорт. Газета была очень широкой, но при этом очень тонкой. Всего лишь несколько миллиметров - и на обратной стороне этой пошлой чёрной газетной бумаги находилось чистейшее, раскрашенное в цвета радуги ликование природы. Я подумал, не достать ли из рюкзака ножницы и проделать небольшую дырку в газете, чтобы человек смог увидеть происходящее с другой стороны статьи об экономике, чтением которой он был поглощён? Однако он был огромным волосатым шотландцем, а я костлявым студентом-недокормышем. Я оставил его там читать о мире, в то время, как сам пританцовывая, отправился дальше путешествовать по этому миру. Как правило, наши умы занимает такого же рода материал, которым наполнены газеты: война во взаимоотношениях, политика в семье и на работе, скандалы в личной жизни, которые так нас расстраивают, а также гонка за чувственными удовольствиями. Если мы не умеем время от времени опускать эту «газету в нашем уме», если мы целиком поглощены ею, если это всё, что знаем в жизни, то никогда не сможем мы испытать неомрачённые радость и покой природы в зените своего великолепия. Мы никогда не познаем мудрость.
Мудрый приём пищи Некоторым моим друзьям нравится ужинать вне дома. Иногда по вечерам они посещают дорогие рестораны, где готовы потратить много денег на изысканную еду. Однако они портят всё событие, потому что пренебрегают вкусом пищи и целиком погружаются в разговор со своим партнёром. Кому придёт в голову разговаривать во время концерта всемирно известного симфонического оркестра? Болтовня помешала бы вам наслаждаться прекрасной музыкой, и, вероятнее всего, из-за неё вас бы выгнали из зала. Мы не любим, когда нас отвлекают даже во время просмотра хорошего фильма. Тогда почему люди занимаются болтовнёй во время ужина в ресторане? Если ресторан посредственный, то это может быть неплохая идея: начать беседу, чтобы отвлечь мысли от невкусной еды. Но если пища действительно восхитительна, к тому же очень дорогая, тогда мудрое к ней отношение заключается в том, чтобы попросить вашего партнёра помолчать и попытаться получить всё, что полагается вам за потраченные деньги. Даже если мы едим в безмолвии, часто у нас не получается наслаждаться каждым моментом. Вместо этого, когда мы жуём один кусок, наше внимание отвлечено, поскольку мы смотрим в тарелку и выбираем, что бы поддеть на вилку следом. Некоторые держат в поле зрения даже два или три куска, которые можно подцепить на вилку: один уже во рту, второй ожидает своей очереди на вилке и ещё один манит к себе, лёжа на тарелке, пока ум выбирает, какой из кусочков попадёт на вилку третьим. Чтобы получить удовольствие от вкуса еды и познать жизнь во всей её полноте, часто нам следует наслаждаться текущим моментом в тишине. Тогда мы сможем получить всё, что нам полагается на заплаченные деньги в пятизвёздочном ресторане под названием «жизнь».
Решение проблемы У меня, буддийского монаха, часто бывает возможность выступать в прямом эфире на радио. Принимая последнее приглашение на радиостанцию, мне следовало быть более осторожным. Только после того, как я вошёл в студию, мне сообщили, что передача посвящена «взрослой тематике» и что я должен буду в прямом эфире отвечать на вопросы аудитории на пару со знаменитым сексологом! Когда мы преодолели трудности с произношением моего имени в эфире (мы пришли к согласию, что я буду выступать под именем «г-н Монах»), мои дела пошли очень хорошо. Будучи монахом, принявшим обет безбрачия, я мало что знал о подробностях интимных отношений, однако в вопросах звонивших легко распознавались скрытые проблемы, тревожившие этих людей. Вскоре все поступающие звонки были адресованы мне, и всё закончилось тем, что я выполнял практически всю работу по ведению двухчасовой радиопередачи. Однако там был ещё профессиональный сексолог, получивший чек на значительную сумму. Мне, как монаху, который не может принимать деньги, досталась только одна плитка шоколада. Буддийская мудрость снова разрешила базовую проблему. Чек съесть нельзя, а шоколад был очень вкусным. Проблема разрешена, м-м-м! В прямом эфире другой радиопередачи один слушатель задал мне такой вопрос: «Я женат. У меня роман с другой женщиной, и моя жена об этом не знает. Это нормально?» Что я должен был ответить? «Если бы всё было нормально, - ответил я, - вы бы сейчас не звонили, чтобы задать мне этот вопрос». Многие люди задают подобные вопросы, зная при этом, что поступают неправильно, но они надеются, что какой-нибудь «специалист» убедит их, что всё нормально. Глубоко внутри большинство людей знают, что правильно и что неправильно, - только некоторые не слушают внимательно внутренний голос.
Слушание, лишённое мудрости Однажды вечером в нашем буддийском центре зазвонил телефон. - Могу я поговорить с Аджаном Брахмом? - потребовал сердитый голос. - Извините, - ответила религиозная женщина азиатского происхождения, которая подошла к телефону. - Он отдыхает в своей комнате. Пожалуйста, перезвоните через полчаса. «Р-р-р! Через полчаса он будет мёртв», - рявкнул звонивший и бросил трубку. Спустя двадцать минут, когда я вышел из своей комнаты, пожилая женщина всё ещё сидела с белым лицом и тряслась. Другие люди, окружив её, пытались выяснить, что случилось, но она была слишком потрясена, чтобы говорить. Однако, когда я стал её успокаивать, женщина выпалила: «Кто-то идёт сюда убить вас!» Я консультировал одного молодого австралийца с тех самых пор, когда ему впервые сообщили, что у него обнаружена ВИЧ-инфекция. Я обучал его медитации и многим мудрым стратегиям, чтобы помочь ему справиться с этим. Теперь он находился при смерти. Я навещал его всего за день до этого события и ожидал звонка от его партнёра в любое время. Поэтому очень быстро я вычислил, что означал этот звонок. Не я должен был умереть через полчаса, а молодой человек, больной СПИДом. Я помчался к нему домой и увидел его на пороге смерти. К счастью, я успел объяснить возникшее недоразумение испуганной женщине, прежде чем она тоже успела бы умереть - от шока! Как часто бывает, то, что было сказано, и то, что мы услышали, не совпадает!
Чем мудрость не является Несколько лет назад в международной прессе появились публикации о скандальных историях, в которых были замешаны тайские монахи. Для строгого соблюдения целибата монахи связаны определёнными правилами и нормами. В рамках моей традиции, дабы избежать каких бы то ни было подозрений, касающихся нарушения обета безбрачия, монахам запрещается и любой вид физического контакта с женщинами, для монахинь - физический контакт с мужчиной также непозволителен. В тех скандальных публикациях говорилось, что некоторые монахи не придерживаются этих правил. Это были безнравственные монахи. А прессе известно, что её читатели интересуются исключительно падшими монахами, а не скучными занудами, хранящими свои обеты. Когда всё это случилось, я подумал, что настало лучшее время для того, чтобы сделать собственное признание. Поэтому в пятницу вечером в нашем храме в Перте перед собранием, на котором присутствовали примерно триста человек, и некоторые из них на протяжении долгого времени являлись нашими спонсорами, я призвал всё своё мужество и рассказал им правду. «Я хочу сделать признание, - начал я, - это не так просто. Несколько лет назад...» Я колебался. «Несколько лет назад, - мне удалось продолжить, - я провёл несколько самых счастливых часов в своей жизни...» Я вынужден был снова остановиться. «Провёл несколько самых счастливых часов в своей жизни... в любящих объятиях жены другого мужчины». Я сказал это. Я признался. «Мы обнимались. Мы гладили друг друга. Мы целовались», - закончил я. Затем я опустил голову и уставился в ковёр. До меня донёсся звук воздуха, внезапно, от неожиданного потрясения, вдыхаемого множеством ртов. Руки прикрывали открывшиеся рты. Я расслышал шёпот: «О нет! Только не Аджан Брахм». Я вообразил, как наши постоянные спонсоры направляются к выходу, чтобы никогда уже не вернуться. Даже буддисты-миряне не вступают в отношения с жёнами других мужчин - это прелюбодеяние. Я поднял голову, доверительно посмотрел на публику и улыбнулся. «Эта женщина, - объяснил я, прежде чем все покинули здание, - эта женщина была моей матерью. Это случилось, когда я был ребёнком». Люди в зале разразились смехом, который принёс всем облегчение. «И это правда! - прокричал я в микрофон над гулом голосов. - Она была женой другого мужчины, моего отца. Мы обнимались, мы гладили друг друга и мы целовались. Эти часы были одними из самых счастливых в моей жизни». Когда публика утёрла слёзы и прекратила хихикать, я обратил внимание людей на то, что почти все они осудили меня ошибочно. Несмотря на то, что они услышали слова из моих собственных уст и значение этих слов казалось предельно ясным, они склонились к неверному умозаключению. К счастью, или скорее потому, что это было тщательно спланировано, я смог указать на их заблуждение. «Как часто, - спросил я их, - мы не настолько удачливы и впадаем в заблуждение на основании факта, который кажется таким бесспорным, а на самом деле ошибочен, губительно ошибочен?» Безоговорочное вынесение приговора «Это правильно, а всё - нет!» не является мудростью.
Опасность открытого рта Наши политики славятся своей открытостью, особенно в области между носом и подбородком. Эта традиция существовала на протяжении многих веков, как показывает следующая притча из буддийских Джатак. Много веков тому назад некий король злился на своего министра. Когда при дворе начиналось обсуждение какого-либо вопроса, этот министр всегда прерывал дискуссию и начинал свой монолог, который, казалось, будет длиться вечно. Никто, даже король, не мог вставить ни единого слова. Более того, информация, сообщаемая министром, была ещё менее интересной, чем содержимое шарика для пинг-понга. После ещё одного безрезультатного заседания король отправился на поиски упокоения в своём саду, подальше от неудач придворной политики. В общественной части сада он заметил небольшую группу детей, которые возбуждённо смеялись, собравшись вокруг сидящего на земле мужчины-калеки средних лет. Дети дали калеке несколько монет, указали на маленькое покрытое листьями дерево и попросили у него курицу. Мужчина достал сумку, наполненную маленькими камушками, металлическую трубку, служившую игрушечным духовым ружьём, и начал пулять камнями в дерево. Листок за листком он обнажил маленькое дерево скорострельными выстрелами из своего игрушечного ружья. За невероятно короткое время и с безупречной точностью мужчина придал дереву форму петуха. Дети дали ему ещё немного денег, показали на большой куст и попросили слона. Вскоре калека-стрелок с помощью своего игрушечного ружья превратил куст в скульптуру слона. Пока дети хлопали в ладоши, у короля родилась идея. Король подошёл к калеке и предложил следующее: он даст ему такое богатство, какое не могло привидеться ему даже в самых необузданных грёзах, только если он поможет справиться с маленькой досадной проблемой. Король прошептал что-то на ухо мужчине. Мужчина кивнул в знак согласия, и король впервые за несколько недель улыбнулся. Следующим утром, как обычно, началось заседание. Никто не обратил большого внимания на новый занавес возле одной из стен. На обсуждении у правительства был вопрос об очередном повышении налогов. Только король объявил повестку дня, как помешанный на болтовне министр принялся разглагольствовать. Но стоило ему открыть рот, и он почувствовал, как что-то маленькое и мягкое ударилось о заднюю стенку горла и провалилось в желудок. Он продолжил говорить. Через несколько секунд что-то маленькое и мягкое снова попало ему в рот. Министр быстро проглотил это на середине предложения и продолжил речь. Во время выступления ему снова и снова приходилось глотать, но подобные помехи не могли остановить его словоизлияния. Спустя полчаса непрерывного чтения лекции и проглатывания каждые несколько секунд чего-то (чем бы оно ни было), он ощутил сильную, очень сильную тошноту. Но министр был так упрям, что не остановил поток своего красноречия. Ещё через несколько минут его лицо приобрело болезненно зелёный цвет, живот скрутило, и появились позывы к рвоте, и тогда он прекратил говорить. Держа одну руку на больном животе, а другой крепко зажимая рот, чтобы не дать ничему выйти наружу, он отчаянно устремился в поисках ближайшей умывальни. Довольный король ушёл за занавеску и, откинув её, показал всем калеку, который прятался там со своим игрушечным ружьём и сумкой боеприпасов. Король беспомощно затрясся от смеха, когда увидел эту огромную и теперь почти пустую сумку для боеприпасов - шариков куриного помёта, - которые с потрясающей точностью были заброшены в глотку несчастного министра! Этот министр несколько недель не появлялся на заседаниях при дворе. Поразительно, как много дел удалось завершить в период его отсутствия. А вернувшись, он почти ничего не говорил. А если говорил, то всегда аккуратно прибывал рот правой рукой8. Возможно, на сегодняшний день присутствие на парламентских заседаниях такого меткого стрелка позволило бы правительству работать куда более эффективно!
Болтливая черепаха Возможно, нам следует учиться умению молчать уже в самом начале своей жизни: в дальнейшем это поможет избежать множества трудностей. Следующую историю я рассказываю посещающим наш монастырь детям; она о том, как жизненно необходимо уметь хранить молчание. Много лет назад в горном озере жила болтливая черепаха. Встречая кого-нибудь из животных, чей дом располагался на берегу этого озера, черепаха всегда говорила с ними так много и так долго, не останавливаясь ни на секунду, что её слушатели сначала начинали скучать, затем испытывали беспокойство и, в конце концов, приходили в сильное раздражение. Часто они задавались вопросом: как болтливая черепаха может говорить так долго, не вдыхая воздуха? Животные думали, что она, должно быть, дышит ушами, поскольку черепаха никогда не использовала уши по назначению – чтобы слушать. Болтливость этой черепахи была настолько невыносимой, что при ее приближении зайцы стремглав запрыгивали в свои норы, птицы взлетали на верхушки деревьев, а рыбы прятались за подводными камнями. Все уже знали, что если болтливая черепаха заговорит с ними, то они застрянут здесь на многие часы. На самом деле, болтливая черепаха была очень одинока. Каждое лето на озеро прилетала отдохнуть пара великолепных белых лебедей. Они были добры, потому что позволяли болтливой черепахе говорить с ними столько, сколько ей хочется. Или, может быть, они просто знали, что пробудут здесь только пару месяцев. Болтливая черепаха обожала находиться в компании лебедей. Бывало, она разговаривала и разговаривала с ними, пока на небе не начинали сверкать звезды, а лебеди всегда терпеливо слушали. Когда лето пошло на убыль, а дни стали холодными, лебеди засобирались домой. Болтливая черепаха начала плакать. Она ненавидела холод и расставание со своими друзьями. - Если бы только я могла отправиться с вами, - вздохнула она. – Иногда, когда снег покрывает склоны и моё озеро замерзает, мне так холодно и одиноко. Мы, черепахи, не умеем летать. А если я отправлюсь пешком, к тому моменту, когда я преодолею только малую часть пути, настанет время возвращаться назад. Черепахи передвигаются медленно. Печаль болтливой черепахи тронула сострадательных лебедей. Поэтому они предложили следующее: - Дорогая черепаха, не плачь. Мы сможем взять тебя с собой, если ты всего лишь сдержишь одно обещание. - Да! Да! Я обещаю! - взволнованно сказала болтливая черепаха, хотя она ещё даже не знала, что должна пообещать. - Мы, черепахи, всегда держим слово. На самом деле я прекрасно помню о своём обещании кролику, что буду стараться хранить молчание; это произошло всего несколько дней назад, после того как я рассказала ему всё о различных видах черепашьих панцирей и... Спустя час, когда болтливая черепаха закончила говорить и лебеди смогли продолжить, они сказали: - Черепаха, ты должна пообещать, что будешь держать рот закрытым. - Легко! - сказала болтливая черепаха. - В сущности, мы, черепахи, известны тем, что умеем держать рот закрытым. Да мы почти совсем не говорим. Как раз то же самое я объясняла одной рыбе буквально на днях... Спустя ещё один час, когда болтливая черепаха снова умолкла, лебеди велели ей ухватиться зубами за середину длинной палки и удостовериться в том, что рот её закрыт. Тогда один лебедь взялся клювом за один конец палки, а другой подхватил клювом второй конец. Они захлопали крыльями, и... ничего не вышло! Болтливая черепаха была слишком тяжёлой. Люди, которые много говорят, склонны много есть. Болтливая черепаха была такой толстой, что порой даже не могла втиснуться в собственный панцирь. Лебеди нашли прут полегче. Тогда каждый лебедь взялся с обоих концов за палку, черепаха вцепилась зубами в середину, лебеди заработали крыльями с таким усердием, на какое прежде вряд ли был способен хотя бы один лебедь, и они поднялись в воздух. Лебеди поднимали вверх палку. Палка поднимала вверх черепаху. Впервые за всю историю этого мира черепаха летела. Они набирали высоту. Озеро болтливой черепахи становилось всё меньше и меньше. Даже огромные горы теперь, вдали, казались такими крошечными. Черепаха рассматривала изумительные виды, какие доселе не доводилось видеть ни одной черепахе. Она внимательно старалась запомнить все, конечно, чтобы по возвращении домой рассказать об этом своим друзьям. Они перелетели через горы и затем, пролетая над равниной, снизились. Всё было замечательно до тех пор, пока, примерно в половине четвёртого после полудня, они не подлетели к школе, из которой только что вышли дети. Случайно маленький мальчик посмотрел наверх. Что, вы думаете, он увидел? Летящую черепаху! - Эй! - закричал он своим друзьям. - Посмотрите на эту глупую черепаху, она летит! Черепаха не смогла сдержаться. - Кого ты назвал... ой! Глу-у-у-у-упо-о-о-ой! - Шлёп! - раздался звук, когда черепаха свалилась на землю. И это был последний звук, который она издала9. Болтливая черепаха умерла, потому что не могла держать рот закрытым, когда это действительно было нужно. Поэтому если вы не научитесь хранить молчание в нужное время, когда это будет очень важно, то не сможете удержать рот закрытым. Подобно болтливой черепахе, вы можете закончить тем, что станете похожими на расплющенный гамбургер.
Свобода слова Я удивлён, что в условиях современной рыночной экономики речь до сих пор является бесплатной. Должно быть, это только вопрос времени: когда какое-нибудь безденежное правительство посчитает слова ещё одним товаром и обложит налогом речь. Поразмыслив, придётся признать, что это не такая уж плохая идея. В таком случае молчание вновь стало бы золотом. Телефонные линии не были бы заняты болтающими тинейджерами, а очереди в кассы супермаркетов двигались бы легко и свободно. Браки длились бы дольше, поскольку стоимость споров была бы не по карману молодым парам. В качестве утешения мы бы знали, что некоторые наши знакомые делают достаточно большой вклад в государственные доходы для обеспечения бесплатными слуховыми аппаратами тех, кого они оглушали годами. Бремя налогов перешло бы с плеч усердных работников на усердных говорунов. Конечно, самыми щедрыми плательщиками при столь замечательной налоговой системе стали бы сами политики. Чем больше они спорят в парламенте, тем больше поступает средств на школы и больницы. Какая убедительная мысль! И в заключение для тех, кто может подумать, будто подобная налоговая система неосуществима: а кому по карману будет активно оспаривать эту систему?
Ум и действительность Заклинатель Это правдивая тайская история о сверхъестественном, история о сверхъестественной мудрости удивительного мастера Аджана Ча. Староста близлежащей деревни в сопровождении своих помощников в большой спешке пришёл к хижине Аджана Ча, где тот принимал гостей. Предыдущим вечером одна из женщин деревни стала одержима жестоким и вредоносным духом. Они не смогли помочь ей, поэтому привели женщину к великому монаху. Всё время, пока они говорили с Аджаном Ча, где-то неподалёку раздавались крики. Аджан Ча немедленно приказал двум послушникам разжечь костёр и вскипятить воду; затем двум другим послушникам он велел выкопать вблизи хижины большую яму. Никто не знал зачем. Четверо крепких мужчин из деревни - сильные крестьяне с северо-востока страны - с трудом удерживали извивающуюся женщину. Пока её тащили через один из самых святых монастырей, она выкрикивала непристойную брань. Аджан Ча увидел женщину и рявкнул на учеников: «Копайте быстрее! Приготовьте кипящую воду! Нам нужна большая яма и много горячей воды». Никто даже среди монахов и крестьян, находившихся возле хижины Аджана Ча, не мог вообразить, что великий учитель собирается делать. Когда четверо мужчин приволокли пронзительно кричащую женщину к хижине Аджана Ча, у неё в буквальном смысле слова изо рта шла пена. Налитые кровью глаза расширились от безумия. Лицо женщины бешено перекосилось; с руганью она метнулась на Аджана Ча. Чтобы удержать плюющуюся женщину, к первым четырём присоединились другие мужчины. «Яма ещё не выкопана? Быстрее! Вода кипит? Поторапливайтесь! - прокричал Аджан Ча, заглушая вопли женщины. - Мы должны бросить её в яму. Облить кипятком, а затем закопать. Это единственный способ избавиться от этого злого духа. Копайте быстрее! Кипятите больше воды!» По опыту мы знали, что никогда нельзя быть уверенным в том, что может сделать Аджан Ча. Это была сама непредсказуемость в обличье монаха. Люди из деревни, несомненно, подумали, что он действительно готов бросить одержимую в яму, ошпарить её кипятком и закопать. И они позволили бы ему сделать что угодно. Женщина, должно быть, тоже это сообразила, потому что стала утихать. Прежде чем яма была вырыта, а вода вскипела, она уже мирно в изнеможении сидела перед Аджаном Ча и смиренно принимала благословение. Затем её осторожно отвели домой. Блестяще! Аджан Ча знал, что внутри каждого из нас - даже у одержимых или просто безумных - существует нечто мощное, то, что называется инстинктом самосохранения. Он мастерски и очень эффектно нажал на эту кнопку в женщине и позволил страху боли и смерти изгнать овладевшего ею демона. Это мудрость: интуитивная, непосредственная, неповторимая.
Что самое большое на свете? Дочь моего приятеля по колледжу училась в первом классе начальной школы. Учитель задал классу пятилетних детишек вопрос: - Что самое большое на свете? - Мой папа, - сказала одна маленькая девочка. - Слон, - ответил мальчик, который недавно побывал в зоопарке. - Гора, - ответил другой мальчик. Ребёнок моего приятеля сказал: - Мои глаза больше всего на свете. Класс утих, пытаясь понять ответ маленькой девочки. - Что ты имеешь в виду? - спросил девочку учитель, не меньше остальных озадаченный. - Ну, - начал объяснять маленький философ, - мои глаза могут видеть её папу и могут видеть слона. Они могут видеть гору и всё, что только есть. Если всё это может поместиться у меня в глазах, значит, они должны быть самой большой вещью на свете! Мудрость - это не результат обучения, а ясное видение того, чему нельзя научиться.
С огромным уважением к юной дочери моего приятеля, я бы немного расширил её озарение Не ваши глаза, а ваш ум - самая большая вещь в мире. Ваш ум может видеть всё, что могут видеть ваши глаза, и он способен видеть больше - то, что создаётся вашим воображением. Также вашему уму могут быть известны звуки, которые ваши глаза никогда не смогут увидеть, и ощущения, основанные как на реальности, так и на грёзах. Вашему уму также известно то, что находится за гранью ваших пяти чувств. Поскольку всё познаваемое может уместиться в вашем уме, именно ваш ум должен являться самой большой вещью в мире. Ум содержит в себе всё.
В поисках ума Многие учёные и их сторонники утверждают, что ум является просто побочным продуктом деятельности мозга, поэтому после моих выступлений, когда приходит время вопросов и ответов, меня часто спрашивают: «Существует ли ум? Если существует, то где? В теле? Или за пределами тела? Или он везде и всюду? Где находится ум?» Для ответа на этот вопрос я демонстрирую простоe доказательство. Я прошу свою аудиторию: «Если в данный момент вы счастливы, то, пожалуйста, поднимите правую руку. Если вы несчастны, даже чуть-чуть, пожалуйста, поднимите левую руку». Большинство людей поднимают правую руку, некоторые - искренне, остальные - из чувства гордости. «Теперь, - продолжаю я, - те из вас, кто счастлив, покажите на это счастье указательным пальцем правой руки. Те же, кто несчастлив, пожалуйста, покажите на своё несчастье указательным пальцем левой руки. Определите местонахождение вашего счастья или несчастья, для меня». Мои слушатели начинают совершать беспорядочные движения пальцами вверх и вниз. Затем они мельком оглядывают своих соседей, находящихся в таком же замешательстве. Затем, когда до них всё доходит, они начинают смеяться. Счастье реально. Несчастье достоверно. Нет никаких сомнений в том, что эти вещи существуют. Однако вы не можете определить местонахождение этих реальностей где бы то ни было в пределах вашего тела, за пределами вашего тела или вообще где-нибудь. Это происходит потому, что счастье и несчастье являются составляющими исключительно сферы ума. Они принадлежат уму, как цветы и сорняки принадлежат саду. Тот факт, что существуют цветы и сорняки, доказывает существование сада. Таким же образом факт существования счастья и несчастья доказывает, что существует ум. Обнаружение того обстоятельства, что вы не можете непосредственно указать на счастье или несчастье, показывает, что невозможно установить местонахождение ума в трёхмерном пространстве. Напротив, помните, что ум является самой большой вещью в мире: ум не может располагаться в трёхмерном пространстве, однако трёхмерное пространство располагается в уме. Ум - самое большое, что есть в этом мире, в нём содержится всё мироздание.
Нayкa Прежде чем стать монахом, я был учёным. Я исследовал дзенский мир теоретической физики в Кембриджском университете в Англии. Наука и религия, как я обнаружил, совместно придерживаются многих вещей, одной из которых является догма. Восхитительное по своей наглядности изречение, которое я помню ещё со студенческих лет, гласит: «Высота положения великого учёного измеряется отрезком времени, затраченного этим учёным на препятствование прогрессу в исследуемой им научной области!» На проходившей недавно в Австралии дискуссии, в которой я принимал участие в качестве лектора, один из слушателей задал мне проницательный вопрос. - Когда я любуюсь в телескоп на красоту звёзд, - сказала набожная католичка, - я всегда чувствую, что моя религиозная вера находится под угрозой. - Мадам, когда учёный смотрит в телескоп с другого конца, то есть с большого в маленький, - ответил я, - чтобы пристально рассмотреть того, кто смотрит, тогда в опасности оказывается наука!
Искусство молчания Возможно, будет лучше совершенно прекратить все споры. Знаменитая восточная поговорка гласит: Тот, кто знает, не говорит; Тот, кто говорит, не знает. Это может звучать убедительно, пока вы не поймёте, что, кто бы ни сказал это, раз он всё- таки это говорит - значит, он не знает!
Слепая вера Когда мы стареем, наше зрение притупляется, слух ухудшается, волосы выпадают и появляются вставные зубы, ноги слабеют, а руки иногда начинают трястись. Однако существует единственная анатомическая деталь нашего организма, которая, кажется, с каждым прожитым годом становится только крепче, - это наш болтливый рот. Вот почему самых многословных из наших граждан можно в полной мере назвать политиками только в последние годы их жизни. Много веков тому назад у одного царя были трудности с советниками. Они так много спорили, что практически никаких решений не принималось. Каждый советник, придерживаясь наиболее древней политической традиции, утверждал, что только он один прав, а все остальные ошибаются. Тем не менее, когда находчивый царь устроил особое всенародное празднество, все советники согласились взять выходной. Празднество представляло собой яркое театральное событие, проходившее на большой арене. Здесь были певцы и танцоры, акробаты, клоуны, музыка и многое другое. Затем в конце представления перед огромной толпой - министры, конечно, занимали лучшие места - король вывел на середину арены своего царского слона. Следом за слоном вышли семеро слепцов, о которых в городе было известно, что они слепы с самого рождения. Царь взял за руку первого слепого, помог ему ощупать хобот слона и сказал, что это слон. Затем царь помог второму слепому ощупать слоновий бивень, третьему - уши слона, четвертому - голову, пятому - туловище, шестому – ноги, а седьмому - хвост. При этом каждому слепому он сообщал, что это слон. Затем король вернулся к первому слепому и попросил его громко рассказать, что такое слон. - По моему обоснованному и квалифицированному мнению, - сказал первый слепой, который ощупывал хобот, - с абсолютной уверенностью я заявляю, что слон - это разновидность змеи рода Python asiaticus. - Какая смехотворная чепуха! - воскликнул второй слепой, трогавший бивень слона. - Слон слишком твёрдый, чтобы быть змеёй. В действительности, а я никогда не ошибаюсь, это крестьянский плуг. - Не будьте посмешищем! - язвительно сказал третий слепец, трогавший уши слона. - Слон - это опахало из пальмового листа. - Вы несведущие идиоты! - рассмеялся четвёртый слепой, прикасавшийся к голове слона. - Очевидно, что слон - это огромный кувшин для воды. - Невозможно! Совершенно невозможно! - изрёк пятый слепой, который ощупывал туловище слона. - Слон - это огромный камень. - Враньё! - закричал шестой слепой, трогавший ноги слона. - Слон - это ствол дерева. - Что за сборище дураков! - презрительно усмехнулся последний слепой, который имел дело с хвостом слона. - Я скажу вам, что такое слон на самом деле. Это разновидность мухобойки. Я знаю, потому что мoгy потрогать это! «Вздор! Это змея». «Не может быть! Это кувшин». «Ничего подобного! Это...» И слепые принялись так возбуждённо спорить и говорить все одновременно, что слова слились в один громкий и неутихающий вопль. Оскорбления сыпались градом, как и удары кулаков. Хотя слепцы не были вполне уверены в том, кого они бьют, в пылу драки это не казалось таким уж важным. Они бились за принцип, за правду, за истину. За свои индивидуальные истины. Пока солдаты царя разнимали слепых драчунов с намятыми боками, толпа на стадионе потешалась над безмолвными, оробевшими советниками. Все присутствовавшие прекрасно поняли суть и цель нравоучения, преподанного царём 10. Каждый из нас способен познать только часть целого, которая составляет истину. Когда мы цепляемся за свои ограниченные знания как за абсолютную истину, мы уподобляемся одному из слепых, который ощупывает какую-либо часть слона и делает вывод, что его частичный опыт является истинным, а все остальные ошибаются. Вместо
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.71 (0.02 с.) |