Техническое регулирование в сфере коммерческой деятельности: общая характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техническое регулирование в сфере коммерческой деятельности: общая характеристика



Техническое регулирование — это деятельность по установлению обязательных требований и добровольных правил в сфере безопасности продукции (работ, услуг). С юридической точки зрения техническое регулирование представляет собой правовое регулирование отношений по созданию и обращению продукции на рынке с точки зрения ее безопасности (ст. 2 Закона о техническом регулировании).

В процессе технического регулирования должен соблюдаться баланс между интересами потребителей и изготовителей. С этой целью формируется специальный механизм, позволяющий, с одной стороны, предотвращать появление на рынке опасной и фальсифицированной продукции, а с другой — минимизировать административные барьеры для товаропроизводителей.

К элементам системы технического регулирования, осуществляемого государством для обеспечения безопасности продукции, относятся: технические регламенты, подтверждение соответствия, государственный надзор, аккредитация. Используется также саморегулирование предпринимателей в этой сфере, формами которого являются: добровольные стандарты, добровольная сертификация, системы качества, создание саморегулируемых организаций, страхование ответственности за ущерб и т. д.

Отношения, регулируемые техническим законодательством, неоднородны и регулируются нормами разных отраслей права: частного и публичного. Определение требований к качеству опосредуется двоякого рода отношениями:

1) отношениями, которые складываются между изготовителями (продавцами) продукции, исполнителями работ и услуг и потребителями этих продукции, работ и услуг;

2) отношениями, которые складываются между органами государственной власти (органами технического регулирования) и изготовителями (продавцами) продукции, исполнителями работ и услуг, а также их потребителями.

Отношения первой группы являются частными отношениями, регулируются нормами гражданского (коммерческого) права и характеризуются следующими особенностями, определяемыми их частноправовой природой:

1) основанием их возникновения выступает, как правило, договор, содержащий условие о качестве. ГК РФ закрепляет принцип свободы определения требований к качеству в условиях рыночной экономики: качество продукции, работ и услуг должно соответствовать условиям договора, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательным для применения и исполнения требованиям (техническим регламентам) (п. 4 ст. 421). Регламентируя отдельные виды договоров, ГК РФ последовательно проводит принцип свободы определения требований к качеству (например, в договоре купли-продажи (п. 4 ст. 469), подряда (ст. 721)).

Если ни в нормативно-правовом порядке, ни в договоре условия о качестве не определены, продукция, работы и услуги должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к такого рода продукции, работам и услугам и быть пригодными для целей, о которых изготовитель, продавец, исполнитель были поставлены в известность покупателем, заказчиком (ст. 469, 721 ГК РФ);

2) участниками указанных отношений являются изготовители (продавцы) продукции, исполнители работ и услуг и потребители этих продукции, работ и услуг. Как изготовителями, так и потребителями продукции (работ, услуг) могут быть физические и юридические лица, включая иностранные, а также органы государственной власти, вступающие в отношения такого рода на основе норм гражданского права;

3) объектом таких отношений является условие договора о качестве. Качество — это совокупность свойств изготовленной продукции, произведенных работ, оказанных услуг. Правовая категория качества означает степень соответствия свойств продукции, работ и услуг условиям договора, а в случаях, предусмотренных законом, — обязательным для применения и исполнения требованиям (техническим регламентам);

4) содержание правоотношения о качестве составляют права и обязанности его участников. Изготовители (продавцы) продукции (исполнители работ, услуг) обязаны передать потребителю продукцию (работы, услуги), соответствующую условиям (требованиям) качества, а потребители вправе требовать соответствия продукции (работ, услуг) условиям о качестве.

Вторую группу отношений составляют отношения: по установлению и применению требований к качеству, когда это предусмотрено законом (технические отношения); контролю в сфере технического регулирования; обжалованию актов органов технического регулирования и контроля, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечению к ответственности за совершение нарушения в сфере технического регулирования.

Эти отношения являются административными (властными), они регламентируются нормами административного права. Они также отличаются особенностями основания возникновения, участников, объекта и содержания:

1) основанием возникновения технических отношений является воля органа технического регулирования, выраженная в нормативных правовых актах, правоприменительных актах, а также договорах между изготовителями (продавцами) продукции (работ, услуг), которые обязаны реализовывать свою продукцию (работы, услуги) потребителям по установленным требованиям качества;

2) участниками технических отношений являются, с одной стороны, изготовители (продавцы) продукции (работ, услуг) и потребители, а с другой — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (органы технического регулирования и контроля);

3) объектом правоотношения по техническому регулированию является установление требований к качеству (требований технических регламентов) и контроль за их соблюдением;

4) содержание правоотношения по техническому регулированию составляют права и обязанности его участников: изготовителей (продавцов) продукции (работ, услуг) и органов технического регулирования и контроля.

Техническое законодательство. Нормативные правовые акты, регулирующие частные и публичные отношения по поводу определения требований к качеству, составляют законодательство о качестве. Наряду с ГК РФ законодательство о качестве представлено множеством других нормативных правовых актов разной юридической силы, в частности, законами РФ от 27 апреля 1993 г. № 4671-1 «Об обеспечении единства измерений», от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Законом о техническом регулировании, а также подзаконными правовыми актами.

Основным в указанной системе законодательства является Закон о техническом регулировании. Его цель — гармонизация правил технического регулирования в России и зарубежных странах, особенно ЕС, и устранение технических барьеров на пути продвижения товаров за рубеж. Положения всех иных актов, касающиеся сферы применения Закона о техническом регулировании, применяются в части, не противоречащей ему.

Закон о техническом регулировании регулирует отношения, возникающие:

1) при разработке и применении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг (технические регламенты);

2) при разработке и применении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг (стандартизация);

3) при оценке соответствия продукции, работ, услуг требованиям качества (сертификация).

Действие Закона о техническом регулировании не распространяется на стандарты связи, государственные образовательные стандарты, стандарты бухгалтерского учета, стандарты аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг, которые регламентируются специальным законодательством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.240.205 (0.005 с.)