Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет коммерческого (торгового) права и его место в правовой системе.

Поиск

Предмет коммерческого (торгового) права и его место в правовой системе.

Для коммерческого права пред­метом является правовое регулирование коммерческой, т.е. торговой деятельности.

Торговая деятельность имеет особый предмет — товар. Без этого предмета торговли нет торговой деятельности, соответственно в торговом обороте есть спрос товара и предложение товара. Первичен спрос на товар, который и рождает предложение.

Не всякая произведенная или созданная вещь может приобрести статус товара. Отличительная особенность товара — потенциальная способность быть проданной (возмездная сделка). Товарная стоимость — неотъемлемый критерий товара. При наличии спроса изготовитель производит вещь со свойствами товара. Для того чтобы быть использованным по назначению, товару необходимо движение от производителя к потребителю. Именно это и составляет предмет коммерческого права.

Формы (источники) коммерческого права.

1. Конституция РФ; ст. ст. 8, 34 и 71.
2. ГК РФ;
3. ФЗ;

ФЗ от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»;

ФЗ «Об акционерных обществах»; 208- ФЗ от 26.12.1995

ФЗ «О защите конкуренции» №135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ № 147-ФЗ «О естественных монополиях» от 17.08.1995;

ФЗ № 39-ФЗ от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг»;

ФЗ от 21.11.2011 «об организованных торгах» (биржи)

4. Подзаконные акты по вопросам коммерческой деятельности.
5. Международные соглашения.

нормы международного права и международные договоры (п.4 ст. 15)

Международные правила толкования торговых термином «Инкотермс»

типовые дистрибьюторские и агентские соглашения

правила об аккредитивах, чеках, инкассо.

Венская конвенция «О договорах международной купли продажи» (1980)

документы UNCTAD

документы UNSITRAL

документы Комиссии ООН по правилам международной торговли;

принципы европейского договорного права.

Свод принципов, правил и стандартов lex mercatoria («принципы central”) Унидруа (Принципы международных коммерческих договоров, разработанные Международным институтом частного права)

обычаи делового оборота

Soft law – Международные рекомендательные акты которые становятся обязательными для сторон договора только если на них есть ссылка в самом договоре.

 

Понятие, признаки и классификация субъектов коммерческого права

Субъектами коммерческого права могут являться не все участники гражданско-правовых отношений. В торговой деятельности имеют право участвовать только те субъекты (участники), которые имеют специальное разрешение на проведение профессиональной торговли или в уставах которых торговля является одной из уставных задач. К таким субъектам относятся:

1) юридические лица;

2) граждане-предприниматели;

В Российской Федерации профессиональной коммерческой деятельностью могут заниматься граждане, если они в установленном законом порядке зарегистрированы в качестве предпринимателей. Такая регистрация в качестве гражданина-предпринимателя дает право гражданину заниматься коммерческой деятельностью, если такое право предусмотрено в выдаваемом ему свидетельстве о регистрации. Помимо прав, регистрация в качестве гражданина-предпринимателя налагает на него и ряд обязанностей, а также специальную гражданско-правовую ответственность. Гражданин-предприниматель может участвовать в арбитражном суде как в качестве истца, так и в качестве ответчика

3) специальные субъекты. Специальные субъекты товарного рынка не совершают сделок, а создают возможности другим лицам совершать сделки. К таким организациям относятся, к примеру.

1) товарные биржи;

2) оптовые ярмарки;

3) посреднические организации (торговые дома, дилерские фирмы, трейдеры, дистрибьюторы, брокеры, стокисты, агентские фирмы).

Лица, оказывающие сопутствующие оптовой торговле услуги (рекламные, маркетинговые, консультационные агентства, транспортно-экспедиционные организации и т.д.)

Содержание принципа свободы договора раскрывается в ст. 421 ГК включает: I

• свободу принятия решения о заключении договора и выбора контрагента;'

• свободу формирования условий договора;

• заключения договора как предусмотренного законодательством, так и включающего в себя элементы различных поименованных договоров (смешанных договоров), а также возможность заключения непоименованного в законодательстве договора.

Выделяются и иные составляющие принципа свободы договора, прямо не отраженные в ст. 421 ГК, но вытекающие из положений гражданского законодательства.

В частности, к проявлениям свободы договора относят:

· возможность заявления требования о расторжении договора только по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон;

• невозможность изменения последствий неисполнения договора, предусмотренных соглашением, по решению судебных органов;

• применение за нарушение договора чисто гражданской ответственности.

Свобода формирования условий договора может ограничиваться, во-первых, установлением законодательством перечня обязательных для включения в договор условий, во-вторых, может устанавливаться содержание определенных условий либо границы свободы усмотрения сторон при формировании того или иного условия (например, установление предельного срока действия договора, применение регулируемой цены и т.д.).

Законодательством предусматривается ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий (ст. 6 Федерального закона от 17.05.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»).

Свобода договора может быть ограничена самими участниками гражданских правоотношений, например, путем принятия на себя обязанности по предварительному договору заключить в будущем договор на определенных в предварительном договоре условиях (ст. 429 ГК).

Как добровольно принятое на себя сторонами ограничение, можно рассматривать включенный в договор запрет на заключение аналогичных договоров с другими лицами. Это допускается, к примеру, в отношении сторон агентского договора (ст. 1007 ГК).

Подобные ограничения не должны вести к нарушению антимонопольного законодательства. Таким образом, свобода договора может быть ограничена как на основании прямого указания закона, так и по соглашению сторон.

Заключение коммерческих договоров

На коммерческие договоры распространяются правила гл. 28 ГК «Заключение договора». Коммерческий договор, по общему правилу, считается, заключенным, если сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Если договор является реальным, он считается заключенным с момента передачи вещи.

Договор, подлежащий государственной регистрации, признается заключенным после осуществления такой регистрации (ст. 432 ГК).

Поскольку по коммерческим договорам реализуется главным образом движимое имущество, большинство коммерческих сделок не требует государственной регистрации. Требование о регистрации должно соблюдаться в договорах, способствующих осуществлению торговой деятельности и предусматривающих использование объектов права промышленной собственности (товарного знака и т.п.).

Практически все торговые договоры являются консенсуальными и считаются заключенными с момента достижения соглашения сторон по всем существенным условиям и придания им установленной законом формы, а при наличии требования о государственной регистрации – при соблюдении этого требования.

В коммерческих договорах, как правило, речь идет о приобретении не единичного экземпляра, а партий товаров, подготовленных для последующей реализации, в частности, через розничную торговую сеть. Коммерческий договор часто заключается на длительный срок.

Условия коммерческих договоров обычно разрабатываются сторонами совместно, что предполагает проведение определенных согласительных процедур.

Порядок заключения договора принято разделять в зависимости от того, находятся стороны в непосредственном контакте, т.е. возможно непосредственное изъявление и восприятие воли — договоры между присутствующими сторонами, либо момент изъявления воли разъединены во времени — договор между отсутствующими.

Заключение договора между отсутствующими сторонами не означает обязательно их пространственную разъединенность, а подразумевает разрыв в моменте проявления воли. Договор, заключаемый между пространственно разъединенными сторонами, имеющими, возможность непосредственного общения и проявления воли, будет считаться договором между присутствующими сторонами (например, если стороны заключают договор, пользуясь телефонной связью или электронной почтой). Нормы гл. 28 ГК ориентированы на заключение договора между отсутствующими сторонами, поскольку именно в данной ситуации имеют место самостоятельные

оферта и акцепт. Под офертой понимается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое содержит все существенные условия будущего договора и которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (ст. 435 ГК). Согласно ст. 432 ГК существенными являются условия о предмете договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а

также те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно

быть достигнуто соглашение.

Акцептом признается полное и безоговорочное принятие адресатом оферты (ст. 438 ГК). Если ответ о принятии предложения содержит предложения по изменению определенных условий, он с точки зрения законодательства является новой офертой (ст. 443 ГК). В таких случаях первоначальная оферта теряет силу.

Во внешнеторговых отношениях действует более гибкая схема, позволяющая ускорить процесс заключения договора. Согласно п. 2 ст. 19 Венской конвенции о договорах международной купли -продажи, если ответ на оферту, который имеет целью служить акцептом, содержит дополнительные требования или отличные условия, не меняющие существенно условия оферты, он будет рассматриваться как акцепт, если только оферент без неоправданной задержки не уведомит о несогласии с внесенными изменениями. В случае молчания оферента предполагается, что договор заключен с учетом изменений и дополнений, предложенных акцептантом.

Ее акцепта(п. 1 ст.433ГК).

Электронная коммерция

Общепринятое понятие термина «электронная торговля» пока отсутствует. Согласно документам Всемирной торговой организации, под электронной торговлей понимается производство, реклама, продажа и распространение товаров с использованием телекоммуникационных сетей. Встречается трактовка электронной торговли как использования различных электронных средств (телефона, факса, радиосвязи и др.) для совершения торговых сделок. Наряду с этим электронной коммерцией предлагают считать осуществление любых видов бизнеса с использованием электронных телекоммуникационных средств.

Важным правовым актом, хотя и носящим рекомендательный характер, является Типовой закон об электронной торговле, принятый 16.12.96 Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и утвержденный резолюцией ООН от 30.01.97. Типовой закон не регулирует собственно торговую деятельность. Он определяет требования к передаче коммерческой информации в форме сообщения данных.

В России, как и в других странах, отсутствует законодательный акт, комплексно регулирующий электронную коммерцию. Отдельные вопросы, связанные с использованием телекоммуникационных систем в указанных целях, нашли отражение в ряде специальных федеральных законов, таких, как федеральные законы от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе», и др. Следует отметить, что в отдельных странах ведется активная разработка специальных законов об электронной торговле.

Участниками операций по электронной торговле могут быть только пользователи Интернет. Субъекты указанных отношений разделяются на три группы. В Типовом законе об электронной торговле их называют составителем, адресатом и посредником.

В связи с осуществлением торговых операций указанные субъекты подразделяются на:

1) продавцов. В электронной торговле они выступают в большинстве случаев в виде электронного магазина. Электронные магазины в основном осуществляют торговлю по каталогам, выполняя по заказам покупателей обработку и доставку товаров;

2) покупателей. Они знакомятся с информацией о соответствующем товаре, сопоставляют характеристики предлагаемых изделий, осуществляют покупки и оплачивают их стоимость;

3) провайдеров. Это операторы, имеющие лицензию на оказание услуг телекоммуникационных сетей и передачи данных. Провайдерами по большей части выступают организации связи общего пользования.

Совершению торговых операций предшествует заключение договора между провайдером и продавцом на обеспечение доступа к серверу провайдера и оказание информационных и сервисных услуг. По договору продавца с провайдером или иной специализированной организацией последние осуществляют разработку сайта как совокупности (сборника) текстовых документов в электронном виде или web-страницы, образующих «электронный магазин» продавца. Он размещается на сервере провайдера. Услуги провайдера состоят также в оказании технической поддержки участникам торговых операций, обеспечении ведения интерактивного (синхронного) режима переговоров и др.

Договоры в сети Интернет заключаются по стандартизированной форме, изложенной на сайте в виде так называемой web-формы. Вместе с тем это не договор присоединения, поскольку покупатель в процессе переговоров индивидуально определяет ассортимент и количество товара, может согласовать изменение цены, предусмотреть желаемые сроки доставки товара и другие необходимые условия.

Договоры, подпадающие под определение электронной торговли, являются обычными договорами торгового и гражданского права. Их особенности обусловливаются лишь формой, заключением с использованием телекоммуникационных средств. В этой связи возникают проблемы подтверждения факта заключения договора самими сторонами, достижения определенности по предмету сделки и ее условиям. Порядок фиксирования договора должен позволять в случае необходимости получить достоверные данные для разрешения могущего возникнуть спора в судебном порядке.

Авторизация договорных документов, передаваемых с использованием ЭВМ, обеспечивается применением электронной цифровой подписи, хотя между контрагентами, имеющими сложившиеся связи и подробные банки данных друг о друге, она может осуществляться упрощенно.

Применение электронной цифровой подписи регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Действие названного Закона распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок с помощью электронных документов. Электронной цифровой подписью (ЭЦП) признается реквизит электронного документа, предназначенный для защиты документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющий идентифицировать владельца ключа подписи, а также установить отсутствие искажений информации в электронном документе.

ЭЦП в электронном документе равнозначна собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе при соблюдении установленных законом требований.

При создании ключей ЭЦП одновременно составляется сертификат ключа подписи. В сертификате ключа подписи указываются, в частности:

— уникальный регистрационный номер сертификата ключа подписи, даты начала и окончания срока действия сертификата ключа подписи, находящегося в реестре удостоверяющего центра;

— фамилия, имя и отчество владельца сертификата ключа;

— открытый ключ ЭЦП;

— наименование и место нахождения удостоверяющего центра, выдавшего сертификат ключа подписи.

Сертификаты ключа подписи выдаются удостоверяющим центром клиенту в форме документов на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов с информацией об их действии. При ведении переписки с использованием ЭЦП владелец сертификата ключа подписи может предъявить открытый ключ адресату документа для проверки подлинности подписи. Удостоверяющие центры также осуществляют по обращениям пользователей сертификатов ключей подписей подтверждение подлинности ЭЦП в электронном документе.

Помимо открытого ключа ЭЦП владельцу сертификата сообщается закрытый ключ ЭЦП, который он обязан хранить в тайне. Закрытый ключ необходим клиенту для криптографического преобразования его подписи в ЭЦП на документах.

19. Реализационные договоры в коммерческой деятельности (общая характеристика).

Реализационные договоры – это прежде всего такие договоры, которые оформляют отношения по возмездной реализации товара для предпринимательских и хозяйственных нужд.

К их числу относятся договоры поставки, оптовой купли-продажи, контрактации, закупок для государственных нужд, договоры мены товаров, связанной с предпринимательской деятельностью. Также сюда можно отнести товарный кредит – по сути, он является продажей с условием оплаты стоимости товара в будущем.

Договор поставки

Это такой договор купли-продажи, по которому поставщик, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный договором срок / сроки закупаемые или производимые им товары для дальнейшего использования в предпринимательской деятельности, а покупатель обязуется их принять и оплатить (ст. 506 ГК РФ).

По юридической характеристике:

1) консенсуальный

2) возмездный

3) двусторонний

4) взаимный

Специфические особенности:

1) особый субъектный состав – предприниматели

2) особый предмет – движимая вещь

3) особая цель поставки – использвание товаров в предпринимательской деятельности

4) товары должны передаваться периодами (в обусловенный договором срок) – периоды поставки определяются календарной датой либо периодом вермени. Могут встречаться жесткие сроки;

5) особый порядок заключения (ст. 507 – специальный порядок – в случае, когда при заключении договора поставки между сторонами возникли разногласия по отдельным условиям договора, сторона, предложившая заключить договор и получившая от другой строны предложение о согласовании этих условий, должна в течение 30 дней со дня получения этого предложения, если иной срок не установлен или не согласован сторонами, принять меры по согласования соответствующих условий либо письменно уведомить другую сторону об отказе от его заключения)

6) поставка может осуществляться путем доставки и путем выборки; появляется специфический документ – отгрузочная разнарядка. Суть его в том, что покупатель и получатель товара в договоре поставки может не совпадать; он исходит от покупателя и в нем указаны конкретные получатели товара;

7) возможность допоставить товар в следующем периоде поставки (без санкций и расторжения договора).

Договор контрактации

Такой вид купли-продажи, по которому продавец (производитель с/х продукции) обязуется передать выращенную (произведенную) им с/х продукцию покупателю – заготовителю, в качестве которого выступает лицо, осуществляющее такие закупки для дальнейшей переработки или перепродажи.

По юридической характеристике:

1) консенсуальный

2) возмездный

3) взаимный.

Специфические особенности:

1) субъектный состав – продавец – производитель с/х продукции;

покупатель – заготовитель, осуществляющий закупки такой продукции для переработки или продажи;

2) особый предмет – с/х продукция. Она либо выращивается либо производится (живой скот, птицы, молоко, мех, пух)

3) гибкие требования к количеству и качеству. Если произведено больше или меньше продукции, покупатель обязан принять, если производитель действовал добросовестно

4) определено место исполнения обязательства – место нахождения производителя;ст. 536 ГК РФ).

ОПТОВАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА

Договором купли-продажи называется договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать имущество в собственность другой стороне (покупателю), которая обязуется уплатить за него определенную денежную сумму.

Данный договор является:1)консенсуальным – закон не считает передачу товара обязательным условием заключения договора, поэтому договор считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям;2) возмездным – основанием исполнения обязательства по передаче товара является получение встречного удовлетворения в виде покупной цены, и наоборот;3) взаимным – наличие субъективных прав и обязанностей у обеих сторон договора купли-продажи.

Договор оптовой купли-продажи порождает обязательство по возмездному отчуждению имущества за покупную цену в виде денежной суммы, что позволяет отграничивать его от других договоров.

Так, договор дарения предусматривает безвозмездное отчуждение имущества. В договоре мены в качестве встречного удовлетворения выступают не деньги, а другие товары и т. д.

Сторонами договора оптовой купли продажи – продавцом и покупателем – являются предприниматели.

Единственное существенное условие договора – предмет договора купли-продажи.

Цена и срок договора оптовой купли-продажи не являются его существенными условиями, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Форма договора

письменная (простая или нотариальная).

Дистрибьютерский договор

Торговая практика уже давно привела к появлению договоров, в которых обязательство купли-продажи дополняется условиями об исключительном характере отношений сторон. Подобные договоры наиболее широко используются во внешнеторговой практике и получили название дистрибьюторских контрактов. Их применение регулируется Типовым дистрибьюторским контрактом, подготовленным Международной торговой палатой (изд. 1991 г. № 518). Заключая такой договор, организация-дистрибьютор принимает на себя обязательство покупки товара иностранной фирмы в качестве ее монопольного импортера. Сторона, заключающая контракт с дистрибьютором, именуется продавцом или грантором. Дистрибьютор действует как фактический, а не юридический посредник. Он приобретает и реализует товар от своего имени, за свой счет по самостоятельно заключаемым договорам. Этим дистрибьютор отличается от комиссионера, поверенного или агента. Однако он одновременно обязуется оказывать продавцу услуги по сбыту товара, что делает данные отношения посредническими. В дистрибьюторских контрактах устанавливается минимальное количество товаров, которое дистрибьютор закупает у продавца на год или иной период. Дистрибьютор получает прибыль не только за счет разницы между ценой приобретения и ценой продаж товара. В договорах предусматривается также скидка с цены в пользу дистрибьютора за гарантированный сбыт товара. Предусматриваются меры поощрения для дистрибьютора за превышение минимального уровня продаж. Поскольку дистрибьютор выступает монопольным импортером, иностранный продавец обязуется не продавать свои товары для сбыта на данной территории другим торговцам. Этим создаются преимущества для дистрибьютора, облегчаются возможности реализации получаемого товара. Дистрибьютор обязуется прилагать все усилия для продвижения товара в соответствии с пожеланиями продавца и защищать его интересы. Для этого в контракте предусматривается, что дистрибьютор обязан организовать сбытовую сеть товаров. В этих целях он может заключать субдистрибьюторские и иные договоры, например, торгового агентирования. Дистрибьютор должен информировать поставщика о своей деятельности, конъюнктуре рынка и состоянии конкуренции в пределах оговоренной территории и др. Оказание таких услуг носит обязательный характер наравне с основной операцией покупки товара. Эти устойчивые особенности взаимоотношений дают основания для отнесения дистрибьюторских контрактов к обязательствам посреднического характера. В контракте должны определяться условия, связанные с реализацией товара: о гарантийном обслуживании, ремонте, создании обменного фонда, послепродажном сервисе. При наличии условия о гарантийном обслуживании должно предусматриваться создание у дистрибьютора запаса комплектующих частей, которые предоставляются продавцом бесплатно. Расходы на гарантийное обслуживание по условиям контракта могут вычитаться дистрибьютором из стоимости получаемых товаров. Во внутреннем обороте дистрибьюторским контрактам соответствуют договоры об исключительной продаже товара. Условие об исключительном характере отношений сторон нередко предусматривается не только в договорах купли-продажи, но также и в посреднических договорах.

25.Договоры, содействующие торговле (общая характеристика)

В данную группу включаются не только договоры хранения, перевозки, страхования, как это было в дореволюционном торговом праве. Развитие торгового оборота привело к появлению новых видов договоров, в том числе на:

• проведение маркетинговых исследований;

• выполнение рекламных работ, оказание рекламных и информационных услуг;

• транспортное экспедирование и др.

Договоры страхования

Для содействия торговому обороту весьма широко применяется договор страхования.

Отношения по страхованию регулируются гл. 48 ГК, Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и другими специальными законами. Страховщиками могут быть юридические лица, получившие лицензию на ведение этой деятельности. Специализация по видам страхования избирается самим страховщиком. Страхователями могут выступать любые юридические лица и индивидуальные предприниматели. При страховании необходимым требованием является наличие у страхователя или выгодоприобретателя интереса к объекту страхования. По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя. По договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован риск только самого страхователя и только в его пользу.

Договор страхования заключается на основании устного или письменного заявления страхователя. Он обычно оформляется подписанием сторонами составленного страховщиком документа. В заключаемом договоре страхования может иметься ссылка на дополняющие его страховой полис и правила страхования. Вместе с тем договор страхования в виде отдельного документа, подписываемого сторонами, может не составляться. В этом случае подписанный страховщиком страховой полис с приложением или без приложения к нему правил страхования составляют договор страхования. Правила страхования представляют собой внутренний документ страховщика, в который могут вноситься изменения. Поэтому страховщик обязан удостоверить факт передачи страхователю правил страхования, которые применяются в редакции, действовавшей на день их передачи страхователю.

Качество товаров

Условие о качестве товара не относится к числу существенных условий договора.

Качество товара определяется как ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие договоренностям, формализованным в договоре. При отсутствии в договоре требований к качеству продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для обычного использования товаров такого рода.

В ст. 470, 471 Гражданского кодекса сформулированы правила о гарантийном сроке товара как сроке, в течение кᴏᴛᴏᴩого товар после его продажи покупателю должен ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать требованиям к его качеству (ст. 469 Гражданского кодекса). В случае если в договоре купли-продажи гарантийный срок не установлен, то в силу закона применяется правило о разумном сроке (п. 1 ст. 470 ГК).

В коммерческих отношениях применяется также срок годности, т. е. срок, по истечении кᴏᴛᴏᴩого товар, независимо от его действительного состояния, предполагается непригодным для использования.

Хотя п. 1 ст. 472 Гражданского кодекса не предусматривает возможности установления срока годности в договоре, продавец и покупатель вправе самостоятельно установить такое условие.

Статья 474 Гражданского кодекса устанавливает перечень оснований для проведения проверки качества товара, а также в общем виде определяет условия возникновения обязанности продавца представить покупателю доказательства осуществления проверки (п. 3 ст. 474 Гражданского кодекса) и порядок ее осуществления (п. 4 ст. 474 Гражданского кодекса).

Качество в договоре определяется в зависимости от вида товара:

1.по стандартам – может определяться качество достаточно простых изделий (кирпич, бетон, цемент);

2.техническими условиями – может определяться качество машинотехнической продукции;

3.по сертификатам соответствия и гигиеническим сертификатам – продовольственные товары, парфюмерия и косметика, детские игрушки.

При продаже товара по образцу или по описанию критерием надлежащего качества товара будет его соответствие образцу или описанию. В договор вносятся указания о количестве отобранных образцов и порядке их сличения с поставленным товаром.

В договоре можно предусмотреть, что качество товара должно соответствовать установленным стандартам.

Стандарт – это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные при сопоставлении с ними других подобных объектов. Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

К нормативным документам по стандартизации относятся государственные стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы) и т. д.

Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (ст. 1 Закона РФ «О сертификации продукции и услуг»)

Порядок приемки товаров

Постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов является необходимым условием осуществления деятельности любой организации. В ряде случаев закон обязывает коммерческие организации провести приемку товаров. Так, в соответствии со ст. 909 и 911 ГК товарные склады при приеме товаров на хранение и при возвращении товаров обязаны произвести проверку и определить их количество и внешнее состояние. Целями организации приемки являются: 1) проверка соответствия количества и качества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов для оприходования товаров; 2) выявление и фиксирование фактов недостачи или ненадлежащего качества товара для возмещения потерь за счет виновных лиц; 3) ускорение и удешевление процедуры приемки. С учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества, необходимо различать: а) приемку товаров покупателем непосредственно во взаимоотношениях с продавцом и б) приемку товаров от органов транспорта. Порядок получения товара от органов транспорта регулируется транспортными уставами и кодексами, а также правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Пункт 2 ст. 513 ГК устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота. В стандартах всех уровней (национальных стандартах, стандартах организаций и др.) нередко предусматриваются отдельные требования к порядку приемки. По общему правилу, если какой-то вопрос в соответствующем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то применяются нормы стандарта. Вместе с тем в самих стандартах процедура приемки обычно бывает урегулирована лишь частично. По отношению к таким стандартам инструкции о порядке приемки по количеству и качеству выполняют субсидиарную роль, регламентируя те вопросы приемки, которые не определены самим стандартом. Согласно п. 4 ст. 474 ГК порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем, должны быть одинаковыми. Эта норма, воспроизводящая один из пунктов Принципов УНИДРУА, императивно закрепляет сложившийся торговый обычай. Это предполагает необходимость согласования в договорах, в том числе внешнеторговых, порядка проведения приемки товаров по качеству. В соответствии с п. 1 ст. 474 ГК условия договоров, определяющие порядок приемки, должны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил. Вместе с тем с учетом установленного в настоящее время положения о добровольности применения стандартов и возможности их изменения и дополнения в договорах требование о соответствии условий договора показателям стандартов в части порядка приемки не является обязательным. Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о порядке приемки по количеству и качеству. Стороны вправе устанавливать в договоре любые требования, касающиеся порядка проведения приемки. Приемка товара — это не совокупность правил, а вид правовой деятельности, согласующейся с соответствующими правилами.

Возмещение убытков ГК 15 ст

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, убытки по общему правилу взыскиваются в полном объеме. Исключения из этого правила могут устанавливаться лишь законом или конкретным договором.

Так, в соответствии с прямым указанием закона убытки в пониженном размере взыскиваются при нарушении договоров энергоснабжения (ст. 547 ГК),, перевозки (ст. 796 ГК), хранения (п. 2 ст. 902 ГК) и др. Уменьшение размера взыскиваемых убытков соглашением сторон в принципе возможно во всех договорах, кроме договоров присоединения или иных договоров, в котором в качестве кредитора выступает гражданин-потребитель (см. коммент. к ст. 400 ГК). Не допустимы и заранее заключаемые соглашения об уменьшении размера внедоговорной ответственности.

В случаях, предусмотренных законом, убытки могут взыскиваться также через присуждение в пользу потерпевшего особой денежной компенсации, размер которой определяется судом. Так, в соответствии с п. 1 ст. 49 Закона об авторском праве обладатель исключительных авторских или смежных прав вправе потребовать от нарушителя выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 МРОТ, определяемой по усмотрению суда, вместо возмещения убытков.

П ункт 2 ст. 15 раскрывает понятие убытков и указывает на две их составляющие - реальный ущерб и упущенную выгоду. Реальный ущерб включает в себя: а) расходы, которые произвел или должен будет произвести потерпевший для восстановления нарушенного права; б) стоимость утраченного или поврежденного имущества потерпевшего.

Следует подчеркнуть, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести д<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.012 с.)