Понятие и классификации товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и классификации товаров



Основными объектами коммерческого права являются товары.

Товар — это любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи. В соответствии с указанным стандартом товары подразделяются на две группы по их назначению:

1) товары народного потребления — товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

2) товары производственного назначения — товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

Для того, чтобы признаваться товаром, объект должен обладать следующими характеристиками: иметь потребительную стоимость, т.е. способность удовлетворять конкретные потребности людей, и меновую стоимость, т.е. свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становится товаром, когда по поводу него возникают возмездные правовые отношения.

Классификация товаров

В отечественной коммерции приходится учитывать и применять классификации товаров, разработанные для различных целей. Некоторые классификации товаров закреплены нормативными актами, другие существуют как общепринятые на практике.

По направлениям использования товары подразделяют на:

1) товары потребительского назначения; Товары потребительского назначения подразделяют, прежде всего, на продовольственные и промышленные; по периоду их использования — на товары краткосрочного (или разового) использования и товары длительного пользования.

2) товары производственного назначения. Товары производственного назначения по их месту в производственном процессе подразделяют на следующие группы:

 основное оборудование,

 вспомогательное оборудование,

 узлы и агрегаты,

 основные материалы,

 вспомогательные материалы

 сырье.

В производственных и оптовых торговых организациях применяется классификация изделий по товарным группам, сохранившаяся от прежней системы планового распределения.

Промышленные товары подразделяются на:

 швейные,

 трикотажные,

 обувные,

 мебельные,

 строительные,

 электротовары и др.

Применение такого рода классификаций унифицирует и упрощает учет, составление договорной и транспортно-сопроводительной документации. Для торгово-предпринимательской деятельности первостепенное значение имеют общегосударственные классификации товаров. Постановлением Госстандарта России на всей территории страны введен Общероссийский классификатор продукции (ОКП). Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации России. ОКП обеспечивает на основе системы цифрового кодирования сопоставимость и автоматизированную обработку информации о товарах во всех отраслях хозяйства и в статистике. Важное значение имеет Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), утвержденная постановлением Правительства РФ. Классификатор ТН ВЭД построен в соответствии с приятой в мировой торговле Гармонизированной системой описания и кодирования товаров и Комбинированной номенклатурой Европейского союза. Он служит основой применения таможенных тарифов, статистики внешней торговли, осуществления мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Многие нормативные акты по вопросам внешней торговли содержат данные о товарах с использованием кодов ТН ВЭД. Вместе с тем эта классификация применяется лишь к импортируемым и экспортируемым товарам и, следовательно, охватывает лишь часть находящихся в обращении видов товаров.

Правовой режим товаров в торговле создается различными способами, они достаточно разнообразны и интересны. Это могут быть требования, касающиеся:

— определения статуса и правомочий продавца и покупателя. Здесь через регулирование правоспособности оказывается влияние на совершение операций с товарами;

— возможности и порядка приобретения или отчуждения различных товаров;

— порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров, также создающие разные правовые режимы.

С юридико-технической точки зрения режим товаров может создаваться путем издания законодательных и административно-распорядительных актов, касающихся действий с товаром. Влияние на режим обращения товаров могут оказывать международные договоры, а также конкретные торговые договоры, заключаемые между хозяйствующими субъектами, например, об исключительной продаже товаров на определенной территории. Режимные требования, связанные с вещественными свойствами объектов, могут диктоваться интересами государственной и общественной безопасности. Указом Президента РФ утвержден Перечень изделий, свободная реализация которых запрещена. Перечень фактически включает две группы предметов: полностью изъятые из торгового оборота и ограниченные в обороте. Установление режимных требований зачастую диктуется экономическими интересами государства, целями защиты отечественных производителей. Это касается экспортных поставок и закупок по импорту. Здесь используются разнообразные приемы, создающие особые правовые режимы деятельности с определенными товарами. Различаются следующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: 1) таможенно-тарифное регулирование; 2) нетарифное регулирование (квотирование и лицензирование); 3) запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью; 4) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.

Качество товаров

Условие о качестве товара не относится к числу существенных условий договора.

Качество товара определяется как ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие договоренностям, формализованным в договоре. При отсутствии в договоре требований к качеству продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для обычного использования товаров такого рода.

В ст. 470, 471 Гражданского кодекса сформулированы правила о гарантийном сроке товара как сроке, в течение кᴏᴛᴏᴩого товар после его продажи покупателю должен ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать требованиям к его качеству (ст. 469 Гражданского кодекса). В случае если в договоре купли-продажи гарантийный срок не установлен, то в силу закона применяется правило о разумном сроке (п. 1 ст. 470 ГК).

В коммерческих отношениях применяется также срок годности, т. е. срок, по истечении кᴏᴛᴏᴩого товар, независимо от его действительного состояния, предполагается непригодным для использования.

Хотя п. 1 ст. 472 Гражданского кодекса не предусматривает возможности установления срока годности в договоре, продавец и покупатель вправе самостоятельно установить такое условие.

Статья 474 Гражданского кодекса устанавливает перечень оснований для проведения проверки качества товара, а также в общем виде определяет условия возникновения обязанности продавца представить покупателю доказательства осуществления проверки (п. 3 ст. 474 Гражданского кодекса) и порядок ее осуществления (п. 4 ст. 474 Гражданского кодекса).

Качество в договоре определяется в зависимости от вида товара:

1.по стандартам – может определяться качество достаточно простых изделий (кирпич, бетон, цемент);

2.техническими условиями – может определяться качество машинотехнической продукции;

3.по сертификатам соответствия и гигиеническим сертификатам – продовольственные товары, парфюмерия и косметика, детские игрушки.

При продаже товара по образцу или по описанию критерием надлежащего качества товара будет его соответствие образцу или описанию. В договор вносятся указания о количестве отобранных образцов и порядке их сличения с поставленным товаром.

В договоре можно предусмотреть, что качество товара должно соответствовать установленным стандартам.

Стандарт – это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные при сопоставлении с ними других подобных объектов. Стандарт разрабатывается на материальные предметы (продукцию, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

К нормативным документам по стандартизации относятся государственные стандарты (ГОСТы); стандарты отраслей (ОСТы) и т. д.

Сертификация продукции – процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям (ст. 1 Закона РФ «О сертификации продукции и услуг»)

Порядок приемки товаров

Постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов является необходимым условием осуществления деятельности любой организации. В ряде случаев закон обязывает коммерческие организации провести приемку товаров. Так, в соответствии со ст. 909 и 911 ГК товарные склады при приеме товаров на хранение и при возвращении товаров обязаны произвести проверку и определить их количество и внешнее состояние. Целями организации приемки являются: 1) проверка соответствия количества и качества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов для оприходования товаров; 2) выявление и фиксирование фактов недостачи или ненадлежащего качества товара для возмещения потерь за счет виновных лиц; 3) ускорение и удешевление процедуры приемки. С учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества, необходимо различать: а) приемку товаров покупателем непосредственно во взаимоотношениях с продавцом и б) приемку товаров от органов транспорта. Порядок получения товара от органов транспорта регулируется транспортными уставами и кодексами, а также правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Пункт 2 ст. 513 ГК устанавливает, что покупатель обязан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота. В стандартах всех уровней (национальных стандартах, стандартах организаций и др.) нередко предусматриваются отдельные требования к порядку приемки. По общему правилу, если какой-то вопрос в соответствующем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то применяются нормы стандарта. Вместе с тем в самих стандартах процедура приемки обычно бывает урегулирована лишь частично. По отношению к таким стандартам инструкции о порядке приемки по количеству и качеству выполняют субсидиарную роль, регламентируя те вопросы приемки, которые не определены самим стандартом. Согласно п. 4 ст. 474 ГК порядок и условия проверки качества товара, применяемые продавцом и покупателем, должны быть одинаковыми. Эта норма, воспроизводящая один из пунктов Принципов УНИДРУА, императивно закрепляет сложившийся торговый обычай. Это предполагает необходимость согласования в договорах, в том числе внешнеторговых, порядка проведения приемки товаров по качеству. В соответствии с п. 1 ст. 474 ГК условия договоров, определяющие порядок приемки, должны соответствовать требованиям стандартов и других обязательных правил. Вместе с тем с учетом установленного в настоящее время положения о добровольности применения стандартов и возможности их изменения и дополнения в договорах требование о соответствии условий договора показателям стандартов в части порядка приемки не является обязательным. Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о порядке приемки по количеству и качеству. Стороны вправе устанавливать в договоре любые требования, касающиеся порядка проведения приемки. Приемка товара — это не совокупность правил, а вид правовой деятельности, согласующейся с соответствующими правилами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.013 с.)