Соотношение правовых и технических норм




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение правовых и технических норм



Обе группы норм (социальные и технические) классифицируются по различным основаниям на многочисленные виды и разновидности. Юристы не занимаются техническими нормами - это не их задача. Они соприкасаются с ними лишь постольку, поскольку это необходимо в своей области знаний. Но им важно четко отграничить технические нормы от социальных, установить здесь объективные критерии, отличительные черты, особенности.

Граница между ними проходит главным образом по предмету регулирования. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа “человек и машина”, “человек и орудие труда”, “человек и производство”.

Наряду с социальными и техническими нормами в обществе существуют и действуют социально-технические нормы.

Социально-технические нормы указывают, как человек должен обращаться с орудиями труда, машинами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Следует отметить, что пренебрежение техническими нормами может привести к тяжелым последствиям и именно с необходимостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем развития производительных сил и регулируют целесообразное поведение человека в таких несоциальных образованиях, как природа, техника, математика и т. д.

В этой связи необходимо сказать, что бытует такое мнение, что все действующие в обществе правила поведения, в том числе и технические нормы, всегда носят социальный характер. В обоснование этого указывали, что в отношении к неодушевленным предметам человек всегда проявляет свое отношение к обществу, что за нарушение технических норм следует определенная санкция.

Авторами назывались "социально-технические", а так же технико-юридические нормы. Социально-технические нормы характеризовались, как социальные нормы, при этом они не переставали быть техническими. Вместе с этим признавалось существование чисто технических норм, под которыми подразумеваются правила обращения людей с природными объектами и веществами, разными вещами, орудиями личного пользования, орудиями производства личного характера.

Однако, по мнению профессора М.Н. Марченко, закрепление технической, технологической, экологической, санитарно-гигиенической нормы в юридическом акте не изменяет его природу, не делает техническую норму социальной. Конечно, это не отвергает социальную значимость или, так сказать, " социальную включенность " этой нормы.

Так же очевидно, что нарушение технических норм и их последствия - аварии и катастрофы, нередко сопряжены с человеческими жертвами и огромными материальными потерями - имеют социально ощутимый резонанс.

Технические нормы в своей сути определяют " наиболее рациональные методы, приемы, средства обращения с естественными и искусственными объектами, в том числе последовательность и содержание технологических норм".

Научно-технические, технологические нормы, получившие положительную социальную оценку, в определенном порядке закрепляются в юридических актах и обретают значение государственного стандарта.

Стандарт - это нормативная характеристика материала, его качества, утвержденная компетентным государственным органом и выражается в юридическом акте. Техническое правило, облеченное в правовую форму, не теряя своего технического характера, приобретает качественные признаки правовой нормы, становится технико-юридической нормой.

Это в основном нормы, действующие в материально-производственной и управленческой сфере (правила противопожарной безопасности, эксплуатации всех видов транспорта, атомных станций, строительных работ, энергоснабжения, хранения и перемещения взрывчатых и токсических веществ, обращения с оружием, особенно ядерным, разного рода госстандарты и т.п.).

Особенность таких норм в том, что они обладают двойным обеспечением: во-первых, выполняются в силу целесообразности содержащихся в них правил (как и всякие технические нормы), а во-вторых, защищены от нарушений возможностью применения мер юридического воздействия. Такой порядок рационален, ибо нарушения технических норм влекут за собой значительные последствия, опасные для человека и часто летальные.

Таким нормам присущи все признаки правовых норм:

они исходят от государства;

в них выражается государственная воля;

их соблюдение обеспечивается возможностью государственного принуждения;

они объективируются в специальных нормативных актах, издаваемых компетентными органами;

Они регулируют общественные отношения.

Последний признак имеет свою специфическую особенность как следствие того, что содержанием технико-юридических норм является техническое правило, но при этом следует сказать, что содержанием общественных отношений могут быть и различные технические действия.

Устанавливая определенные требования к техническим действиям, технико-юридические нормы тем самым оказывают определенной регулятивное воздействие и на сами общественные отношения путем установления обязательных требований к действиям людей по отношению к природе, средствам производства и другим предметам внешнего мира, в которых проявляются отношения между людьми. Черданцев А.Ф. Понятие технико-юридических норм и их роль в формировании общественных отношений // Советское государство и право.

Разумеется, технические нормы не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм. Все нормы взаимосвязаны, взаимодействуют и оказывают постоянное влияние друг на друга.

Технико-юридическая норма формируемая, как определенный должный результат поведения, устанавливает требование, относящееся непосредственно к предметам внешнего мира, на которые воздействует обязанное лицо, и содержит определенное требование к самому объекту правоотношения. Регламентируя тем или иным способом показатели, относящиеся к объекту правоотношения, технико-юридическая норма этим путем регламентирует и конкретизирует содержание прав и обязанностей субъектов правоотношения.

Например, в правоотношениях, вытекающих из договора поставки, требования которых технико-юридические нормы, регламентирующие обязанности сторон, относятся к объекту правоотношения ( ГОСТы, технические условия, содержащие требования к качественным показателям поставленной продукции, упаковке продукции и т.п. ).

Технико-юридические нормы играют, как правило, в правовом регулировании дополнительную роль, подчиненную другим юридическим нормам; их обязательность обычно опирается на силу санкций других правовых норм, являющихся бланкетными. Они не могут быть служить общим основанием возникновения охранительных правоотношений.

Факт нарушения технико-юридической нормы становится юридическим фактом, вызывающим возникновение охранительного правоотношения на основе бланкетной правовой нормы. Факт нарушения технико-юридической нормы является с учетом конкретных обстоятельств и нарушением соответствующей бланкетной нормы.

Санкции, имеющиеся в редких случаях у технико-юридических норм, обычно носят характер неустойки. А поэтому такие случаи не колеблют общего положения, согласно которому технико-юридические нормы не могут служить общим основанием возникновения ни охранительных, не регулятивных правоотношений и играют в правовом регулировании дополнительную роль.

Технико-юридическая норма оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения как правоотношение, как правило, только в совокупности с другими юридическими нормами.

Нет и не может быть такого правоотношения, которое возникало бы лишь на основе одних технико-юридических норм. Нет такого общественного отношения, которое регулировалось бы только технико-юридическими нормами. В характере регулирующей роли этих норм наиболее ярко проявляется такое качество, как системность норм права. Черданцев А.Ф. Указ. сочинение с. 136.

Детализация и конкретизация регламентирования содержания прав и обязанностей сторон в трудовом правоотношении осуществляется различными технико-юридическими нормами. К ним относятся правила технической эксплуатации, техники безопасности, производственной санитарии, и т.д.

Взаимосвязь права и технических норм, таким образом, означает, что никогда не доступная праву область общественной жизни становится объектом его регулирования и охраны. При этом не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы, отрасли законодательства но и отрасли права вовлечены в этот процесс. В частности, экологическое право призвано юридическими средствами защищать экологические права граждан, обеспечить разумное и цивилизованное отношение к природе и природным ресурсам. В соответствии с Федеральным законом РФ "О техническом регулировании" федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Из материалов научно-практической конференции "Вступление в силу Федерального закона "О техническом регулировании".

Технические регламенты могут издаваться в соответствии с этим законом только в отношении оборонной продукции и продукции, составляющей государственную тайну, т. е. эти технические регламенты устанавливают обязательные нормы и обязательны по закону.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 закона технический регламент принимается федеральным законом в порядке, установленным для принятия федеральных законов. Однако в такой формулировке существует противоречие т. к. есть разница между технической нормой и нормой правовой. И особенности парламента в любой стране, не только в нашей, состоят в том, что парламент принимает нормы права, он не принимает никакие технические нормы. Текстом же этого закона предусматривается, что парламент будет принимать якобы технические нормы.

Например, принимается Федеральный закон, который будет называться "Технический регламент в отношении МИГ 29", это неправильно.

Во-первых, неправильно потому, что такой Федеральный закон противоречит Конституции, ибо Конституция не предусматривает, чтобы статус правовой нормы имели технические нормы. И техническая норма в самом тексте Федерального закона будет незаконной и противоречащей Конституции.

Поэтому технический регламент, как все нормальные страны делают, нормально утверждать Федеральным законом в одну строку "Утвердить прилагаемый технический регламент". Сам прилагаемый технический регламент не является предметом ни исправления парламентариями, ни предметом голосования, а голосуется только Федеральный закон о техническом регламенте. Не вправе депутаты править технический регламент, иначе это будет абсурдно.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.021 с.)