ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫХ ТЕРМИНОВ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫХ ТЕРМИНОВ



1. агротехнические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2. агрохимические мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей природной среды;

3. агрохимическое обслуживание - деятельность по обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями, технологиями, техникой, а также деятельность по осуществлению агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий, по проведению научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

4. административная ответственность за земельные правонарушения - один из видов юридической ответственности, заключающийся в применении в установленном процессуальном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами к правонарушителям мер административного воздействия сформулированных в карательных (штрафных) и восстановительных санкциях административно-правовых норм;

5. арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

6. воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения - сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий;

7. государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра);

8. государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера;

9. государственный мониторинг земель - система наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации;

10. государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения - установление стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

11. гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения - это обязанность правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия имущественного характера, устанавливаемые в санкциях правовых норм или договоре и применяемые в гражданско-процессуальной форме;

12. дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);

13. деградация земель сельскохозяйственного назначения - ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий;

14. дисциплинарный земельный проступок - противоправное, виновное деяние, посягающее на земельный правопорядок в сфере трудовой деятельности, причиняющее вред земельным ресурсам;

15. загрязнение земель - это ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенного плодородного слоя почвы (карьеры, каменистые поверхности и т.п.), характеризующиеся появлением (увеличением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода);

16. загрязнение почв - содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения;

17. захламление земель - накопление (складирование) на земельных участках коммунально-бытовых отходов, отходов производственной деятельности предприятий и транспорта, порубочных остатках на проселках и лесных делянках, складирование строительных материалов, оборудования и т.п. в не предусмотренных для этих целей местах;

18. земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами;

19. земельное правонарушение - виновное противоправное действие (бездействие), нарушающее нормы земельного законодательства РФ, влекущее за собой установленную законом юридическую ответственность;

20. земельно-правовая ответственность - принудительное изъятие у лица земельного участка, принадлежащего ему на праве землепользования или землевладения, за совершение земельного правонарушения;

21. землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

22. землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

23. землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство);

24. землеустроительная документация - документы, полученные в результате проведения землеустройства;

25. земли водного фонда - земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов;

26. земли запаса - земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 ЗК РФ;

27. земли лесного фонда - лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие);

28. земли особо охраняемых территорий - земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим;

29. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения - земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

30. земли поселений - земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий;

31. земли сельскохозяйственного назначения - земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

32. земля - важнейшая часть окружающей среды, природный объект и природный ресурс, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства, а также пространственным базисом для размещения всех отраслей народного хозяйства;

33. карта (план) объекта землеустройства - документ, отображающий в графической форме местоположение, размер, границы объекта землеустройства, границы ограниченных в использовании частей объекта землеустройства, а также размещение объектов недвижимости, прочно связанных с землей.

34. кадастровый номер - уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Кадастровый номер здания или сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка, на котором находится здание или сооружение, и инвентарного номера здания или сооружения. Кадастровый номер помещения в здании или сооружении состоит из кадастрового номера здания или сооружения и инвентарного номера помещения;

35. кадастровая стоимость - капитализированный расчетный рентный доход;

36. кадастровый и технический учет (инвентаризация) объекта недвижимости - описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (земельного участка, здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера;

37. категории земель - узаконенная типология земельных участков для целей налогообложения, установления правового режима их использования и охраны;

38. консервация земель - временное изъятие земель из оборота с целью предотвратить развитие и прекратить процессы деградации почв, а также восстановить их плодородие;

39. крестьянское (фермерское) хозяйство - объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

40. личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

41. межевание земельного участка - мероприятия по определению местоположения и границ земельного участка на местности;

42. мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий;

43. мелиоративные мероприятия - проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ;

44. мелиорируемые земли - земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий;

45. мелиорированные земли - земли, на которых проведены мелиоративные мероприятия;

46. мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях;

47. нарушение земель - разработка месторождений полезных ископаемых и торфа, проведение всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы;

48. обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

49. объекты землеустройства - территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований и других административно-территориальных образований, территориальные зоны, земельные участки, а также части указанных территорий, зон и участков;

50. огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);

51. ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и других);

52. плодородие земель сельскохозяйственного назначения - способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений;

53. порча и уничтожением плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующиеся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв;

54. противоэрозионные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов защиты почв от водной, ветровой и механической эрозии;

55. рекультивация земель - это комплекс мероприятий по восстановлению плодородия почвы, возвращению народному хозяйству участков земли, нарушенных горными, строительными работами и т.д.;

56. садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);

57. садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение);

58. самовольное занятие земельного участка - использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

59. сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;

60. собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

61. регистрационный округ - территория, на которой действует территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации. Регистрационные округа создаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области юстиции.

62. территориальная зона - часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

63. уничтожение межевого знака - действия по разрушению межевого знака путем выкапывания, сжигания, повала, раздробления в результате наезда транспортным средством и т.д.;

64. фитосанитарные мероприятия - совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений;

65. экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель - повышение заинтересованности лиц, использующих земли, в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, осуществлении мер по защите земель от негативных последствий хозяйственной деятельности; подразумевает побуждение собственников земли, землепользователей, арендаторов к активным действиям;

66. юридическая ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель - это обязанность правонарушителя, совершившего нарушения земельного законодательства, претерпевать неблагоприятные последствия личного, имущественного характера, закрепленные в санкциях правовых норм и применяемые в определенной процессуальной форме.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Дисциплина изучается студентами всех форм обучения, занимающимися по программе высшего профессионального образования.

Изучение дисциплины осуществляется в соответствии с методическими указаниями, действующей программой учебной дисциплины, нормативными актами и учебной литературой.

В ходе лекцийпреподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе.

Практические занятия служат для контроля преподавателем уровня подготовленности студентов; закрепления изученного материала; развития умения и навыков подготовки докладов, сообщений; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссий, аргументации и защиты выдвигаемых положений.

Практическиезанятия могут быть различными по своему характеру в зависимости от тех конкретных целей, которые ставит пре­подаватель на данном этапе обучения. Можно выделить три основных типа:

а) теоретический семинар — познавательный. Он рассчитан на усвоение студентами основных фундаментальных категорий изучаемой темы. Такая форма семинара может быть использована в самом начале изучения темы как способ первоначального ознакомления с основными категориями, с которыми придется иметь дело. Выяснение информированности и/или отношения студентов к определенному вопросу («мозговой штурм»).

б) практическое занятие – диспут. Занятие данного типа лучше всего проводить тогда, когда уже изучена тема или значительная ее часть по определенному крупному и достаточно дискуссионному вопросу. Его можно проводить в виде «круглого стола», где каждый высказывает свою позицию, с последующим подведением итогов. Также можно использовать некоторые элементы «деловой игры», в частности разбить студентов по группам, каждая из которых должна отстаивать определенную позицию с необходимыми доказательствами. Можно выделить также и группу «экспертов», которые должны проанализировать выступления и сделать вывод о том, какую позицию лучше принять во внимание («Судебное заседание», «Истец-Ответчик»). Роль преподавателя здесь еще более значима, особенно в период подготовки такого практического занятия, где необходимо определить круг спорных проблем, соответственно подобрать литературу, дать определенные задания студентам (группам студентов) и т. п. В конце преподаватель должен подвести итоги и, главным образом, оценить проделанную студентами самостоятельную работу по подготовке к диспуту. Необходимо обращать внимание на корректность выступающих, прививать им навыки интеллигентности при обсуждении, уважение к другим точкам зрения.

в) теоретический семинар — итоговый. Его проведение возможно в конце изучения темы как подведение итогов. Организация такого семинара возможна в виде конференции или в ином виде. Цель семинара — лучше выявить знания студентов и оценить их. Если при подведении итогов студент показал хорошие знания, то эта оценка может быть учтена при проведении курсового экзамена. Необходимо заранее нацелить на это студентов, что будет некоторым стимулом для их самостоятельной работы.

Выбор типа практического занятия по конкретной теме — дело преподавателя. Это зависит и от темы, и от характера группы. Не следует думать, что по каждой теме надо проводить все три вида теоретического занятия. Это невозможно. Следует выбирать, что важнее для данной темы и для данной группы. При этом необходимо найти правильное сочетание теоретического семинара с иными формами ведения практических занятий.

Также стоит помнить о важности и необходимости решения конкретных практических ситуаций (задач), т.к. в ходе решения и сопутствующего обсуждения рассматриваются теоретические основы, современная законодательная база, а также судебная практика по данному вопросу.

Готовясь к проведению практических занятий, преподаватель должен иметь в виду, что их главная цель — повышение уровня самостоятельной работы студентов. Это может быть достигнуто не общим и неопределенным заданием группе, а по возможности точным и конкретным заданием каждому студенту или группе студентов, выполнение которого легко проверяется. При этом было бы неправильным давать задания только успевающим студентам.

В качестве контроля уровня подготовленности студента, развития и закрепления у них навыков краткого письменного изложения своих мыслей по предложенной тематике и ходе практических занятий предусмотрено проведение контрольных работ, а также тестирования.

Преподаватель может осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, знакомиться с их конспектами лекций, оценивать выполнение индивидуальных заданий, давать рекомендации.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель оценивает, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом, проводимым по всему ее содержанию. Форма экзамена может быть различной: выставление итоговой оценки с учетом текущих оценок; собеседование по всему курсу; тестирование или ответ по билету - в зависимости от решения кафедры, утверждаемого заседанием кафедры. Подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данном комплексе. Необходимо тщательно изучить формулировку каждого вопроса, понять его сущность, в соответствии со смыслом вопроса составить план ответа.

План ответа должен включать в себя теоретические аспекты рассматри­ваемой проблемы, урегулированность данной проблемы в нормативных правовых актах, а также анализ практики применения положений нормативных правовых актов (в том числе, судебной практики).

К экзамену допускаются студенты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре, показавшие положительные знания по вопросам, выносимым на групповые занятия.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

«Земельное право» изучается студентами в течение одного семестра, по итогам которого сдается зачет.

Преподаватель обязан поддерживать высокий уровень знаний в области преподаваемой учебной дисциплины. В связи с чем, он должен знать обо всех изменениях, происходящих в действующем земельном и гражданском законодательстве, а также о современных тенденциях в науке земельного права.

На лекционных занятиях разделы содержания курса излагаются с учетом необходимости их максимальной конкретизации для того, чтобы студент мог получить полную информацию по соответствующим вопросам.

При рассмотрении теоретических вопросов дисциплины необходимо, прежде всего, обратить внимание на понятие «земля», «право собственности на земельные участки», «иных прав на землю» в юридическом контексте, на современное состояние этих институтов, озвучить взгляды на эту проблему. От того, какую позицию в этом вопросе займет студент, будет в дальнейшем зависеть его выбор вариантов решения правовых проблем, подхода к их решению. Необходимо обратить внимание студентов на направления государственного регулирования земельных отношений в части кадастрового учета земельных участков, земельного контроля.

При проведении практических занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После заслушивания докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, рекомендуется заслушивать в середине занятия. При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТУ

 

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации к самостоятельной работе.

Изучая предмет, студенты на основе полученных знаний, понимая основные принципы действия семейного законодательства, на основе практических примеров должны выработать навыки и умения в правоприменительной сфере. Для этой цели им предлагается курс практических занятий. По каждой теме, выносимой на практическое занятие, дается план ее изучения, которого целесообразно придерживаться. Задачи, включенные в план занятий, сформулированы таким образом, что содержат все фактические обстоятельства, необходимые для ответа на поставленные вопросы. При решении задач студенты должны опираться на нормативные акты изучаемой темы и уже пройденный материал.

При подготовке к практическому занятию студентам необходимо решить теоретические задачи и ответить на оставленные вопросы. Задачи решаются по Практикуму «Земельное право»/ под ред. М.: Юрист,2010г.

При решении задач необходимо подтверждать решение ссылкой на конкретный нормативно-правовой акт.

Необходимые для подготовки нормативные акты включены в перечни литературы по каждой теме. При пользовании этими перечнями следует иметь в виду, что нормативно-правовая база постоянно обновляется. Поэтому

необходима работа с такими изданиями как: «Собрание Законодательства РФ», «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», «Бюллетень Верховного Суда РФ», и другие. Также целесообразно следить за публикациями в периодической печати («Российская газета», «Земельное право». «Адвокат», «Государство и право», «Российская юстиция» и др.).

Изучение курса заканчивается зачетом,проводимым по всему содержанию курса. Подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в комплексе.

Основные критерии оценивания знаний студентов содержатся в приложении к данному УМКД - «Фонд оценочных средств».

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов является обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изучения курса земельного права, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному изучению и изложению полученной информации.

В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, изучающих земельное право, являются:

во-первых, продолжение изучения земельного права в домашних условиях по программе, предложенной преподавателем;

во-вторых, привитие студентам интереса к юридической литературе, деятельности организаций в области использования и охраны земельных ресурсов.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются:

1. Изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям, к экзамену, при написании дипломных работ. Самостоятельная работа студентов должна быть организована с учетом времени изучения той или иной темы по учебному плану. Работа студента в аудиторных и во внеаудиторных условиях по проблематике должна максимально совпадать.

2. Подготовка рефератов по отдельным темам программы по земельному праву. Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, международной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом. Написание рефератов способствует формированию у студента навыков к самостоятельному научному исследованию, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. При выполнении рефераты студент должен показать умение работать с научной специальной литературой, анализировать законодательство и практику его применения юрисдикционными органами, делать обоснованные выводы и предложения по исследованным вопросам.

Тематика и методические указания по выполнению рефератов по земельному праву подробнее указаны в «Методические указания по выполнению учебно-исследовательских работ».

Самостоятельную работу, указанную в пункте 2, не должны выполнять все без исключения студенты. Преподаватель определяет конкретных студентов, которые будут выполнять задание - написание рефератов. Основной формой контроля за самостоятельной работой студентов являются практические занятия. При подведении итогов самостоятельной работы по написанию рефератов преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков. По предложению преподавателя студент может изложить содержание выполненной им письменной работы на практических занятиях.

Самостоятельная работа студентов является важным фактором в усвоении учебной дисциплины, в связи, с чем в программе дается перечень дополнительной литературы по каждой теме, а также в тематическом плане указано примерное количество часов, необходимых для самостоятельной работы студентов по каждой теме. Кроме того, студентам предлагаются темырефератов, для более глубокого изучения отдельных институтов семейного права. Реферат по земельному праву – это самостоятельная письменная работа, в которой анализируются и обобщаются нормативно-правовые акты и публикации по заданной теме, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Работа над рефератом активизирует развитие самостоятельного и творческого мышления. Темы рефератов предлагаются преподавателем, однако студенты могут, по согласованию с преподавателем, выполнить рефераты на другие интересующие их темы. Рефераты обсуждаются на практических занятиях. Также в программе даются вопросы для самоподготовки, тестовые задания и задачи, решение которых поможет ознакомиться с судебной практикой и постановлениями Пленума Верховного Суда РФ по темам курса.

Методические рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ по земельному праву

 

Написание учебно-исследовательских работ (рефераты, курсовые и дипломные работы) является одной из форм самостоятельной работы студентов и направлено на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов, а также на усиление контроля за этой работой.

Учебно-исследовательская работа – это самостоятельное и творческое научное сочинение, дающее представление об определенной юридической проблеме и свидетельствующее о необходимых знаниях студента в соответствующей правовой области.

Целью написания рефератов является привитие студентам навы­ков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.025 с.)