Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий

Поиск

 

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах влечет за собой административную, уголовную, гражданско-правовую и иную ответственность.

 

Административная ответственность установлена ст. 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также ст. 19 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц и граждан, с конфискацией орудий и продукции незаконного природопользования или без таковой.

 

Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, влечет наступление уголовной ответственности по ст. 262 Уголовного кодекса РФ.

 

Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление согласно нормам гражданского законодательства.

62. Зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия.

Усиление антропогенного воздействия на природу в условиях современного научно-технического прогресса проявляется в возрастании темпов загрязнения окружающей природной среды, истощении природных ресурсов, ухудшении среды обитания человека. Это приводит к сокращению экологически благоприятных для жизни людей территорий и образованию зон повышенной экологической опасности, характеризующихся высоким и постоянным уровнем загрязнения, истощения природной среды и как следствие этого - повышенной заболеваемостью населения.

 

В числе таких зон Закон об охране окружающей природной среды выделяет зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия (ст. 58, 59).

 

Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

 

Зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются федеральными органами государственной власти по представлению специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды на основании государственной экологической экспертизы.

 

В таких зонах должны прекращаться деятельность, отрицательно влияющая на окружающую природную среду, приостанавливаться работа предприятий и организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваться отдельные виды природопользования, проводиться оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов.

 

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

 

Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зоны чрезвычайной экологической ситуации. На территории зоны должны прекращаться деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием проживающего на ней населения, запрещаться строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничиваться все виды природопользования, приниматься оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей природной среды.

63. Основные направления охраны окружающей среды в городах и других поселениях.

 

Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов осуществляется по следующим основным направлениям:

 

1) Планирование охраны окружающей среды.

 

Оно проводится в процессе градостроительного планирования путем разработки схем, планов, мероприятий по охране окружающей среды.

2) Планировка и застройка территории с учетом экологических требований.

 

Организация территорий городских и сельских поселений предполагает, что разработка градостроительной документации, строительство и реконструкция зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологической безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической безопасности, установленных территориальными комплексными схемами охраны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека.

Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей среды, экологической безопасности, санитарные правила.

 

Жилые массивы, промышленные предприятия и другие объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное воздействие на здоровье населения и санитарно-бытовые условия жизни горожан.

 

Предусматриваются различные виды благоустройства территорий - водоснабжение, канализация, устройство уличных покрытий, озеленение, освещение, обеспечение санитарной очистки и т. д.

 

При создании и развитии систем инженерной инфраструктуры и благоустройства учитываются интересы поселений, расположенных на прилегающих территориях, в целях недопущения загрязнения источников водоснабжения, почв, атмосферного воздуха, объектов зеленого фонда.

 

На территории городских и сельских поселений могут выделяться жилые, производственные, общественно-деловые, рекреационные зоны и др.

 

В целях предотвращения загрязнения территорий жилых зон, а также для нейтрализации вредных воздействий производственных объектов устанавливаются санитарно-защитные зоны со специальным режимом вокруг промышленных предприятий для отделения их от жилых районов. 3) Обеспечение санитарного режима городов.

 

Санитарный режим обеспечивается путем проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды, борьбе с шумом, вибрациями, другими вредными физическими воздействиями, по утилизации и захоронению промышленных и бытовых отходов.

Основные функции по реализации правовых мер санитарно-эпидемиологического благополучия населения выполняют службы санитарно-эпидемиологического надзора, входящие в систему Министерства здравоохранения РФ.

 

При проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и коммунально-бытовых объектов в городах должны осуществляться меры по предупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и почвы. Качество воды источников централизованного водоснабжения, водоемов в черте города, а также атмосферного воздуха должно соответствовать санитарным правилам (ст. 18-20 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

 

Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспечивающих эффективной очистки, обезвреживания, улавливания вредных отходов и выбросов. Для предприятий и транспорта действуют те же правила и требования по охране вод, воздуха и почв, рассмотренные выше.

 

Санитарный режим городов связан с устранением отрицательного влияния на здоровье людей и окружающую среду вредных физических воздействий. Органы местного самоуправления должны проводить мероприятия по снижению интенсивности и устранению шума в производственных, общественных, жилых зданиях, дворах, улицах и др.

 

В соответствии с Законом о радиационной безопасности населения введена радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и территорий, которая является государственной системой оценки влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) и направлена на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности.

 

Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации, условия и способы которых должны удовлетворять требованиям безопасности и безвредности для здоровья населения.

 

4) Охрана зеленой растительности городских и сельских поселений.

Зеленая растительность городов выполняет важные санитарно-гигиенические, культурно-оздоровительные и эстетические функции. Она снижает запыленность воздуха, шум, создает благоприятную жизненную среду.

 

Санитарные и строительные правила предусматривают оптимальные размеры площади зеленых насаждений в расчете на одного жителя, предписывают обязательное устройство общегородских и специализированных парков, садов, скверов, бульваров.

На территории рекреационных зон не допускается строительство и расширение действующих промышленных, коммунальных и других объектов, не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения.

В природные зонах окружающие территорию города запрещается хозяйственная деятельность. В пригородную зону может входить или частично выходить за ее пределы зеленая зона. Это территория за городом, но в близкой доступности для его населения, занятая лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющая защитные, санитарно-гигиенические функции и являющаяся местом массового отдыха населения. В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду (ст. 50 Градостроительного кодекса РФ).

 

Город и его пригородная зона рассматриваются в экономическом и планировочном аспектах как единое целое: правовой режим пригородной зоны подчинен интересам функционирования города.

64. Общие правовые меры охраны окружающей среды в промышленности, сельском хозяйстве и других сферах производственно-хозяйственной деятельности.

Современный этап развития сельского хозяйства выдвигает требование комплексного подхода к охране окружающей среды, имея в виду не только охрану почв и повышение их плодородия, но и охрану, воспроизводство всего комплекса природных ресурсов, влияющих на состояние аграрного производства и испытывающих на себе воздействие современной сельскохозяйственной деятельности. Выделяют два основных направления природоохранительной деятельности в условиях современной системы аграрного производства: а) охрану окружающей среды, ее земельных, водных ресурсов, растительного и животного мира от вредного воздействия аграрного производства и б) охрану сельского хозяйства от вредного воздействия антропогенной (т. е. измененной человеком) окружающей природы.

 

В сельском хозяйстве применяется весь комплекс эколого-правовых мер, предусмотренных законодательством, как экологическим, включая природоресурсное, так и уголовным, административным и др. В систему важнейших для аграрной сферы мер, в частности, входят экологическое и гигиеническое нормирование, оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза, планирование, мониторинг земель, контроль, ответственность и др.

Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключающих их негативное воздействие на здоровье людей и окружающую природную среду.

Они применяются только при использовании специальной техники и оборудования.

На основе информации о применяемых пестицидах производится контроль за содержанием их остаточных количеств в объектах окружающей среды (вода, почва, воздух).

 

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, проведения на этих землях мелиоративных и культурно-технических работ определяется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

Лица, виновные в радиоактивном и химическом загрязнении земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями ст. 57 ЗК РФ, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

 

Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации в своей деятельности обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

 

Цели охраны окружающей среды в промышленности ставятся непосредственные, перспективные и конечные. Так, непосредственной целью является сохранение и оздоровление окружающей среды в процессе экономического развития, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений людей. Перспективная цель — организация безотходного производства в промышленности. И наконец, конечная цель — обеспечение экологизации всей производственно-хозяйственной деятельности, что является средством реализации принципа сочетания экономических и экологических интересов.

Правовыми мерами по обеспечению промышленной безопасности являются:

1) лицензирование отдельных видов деятельности (проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта и др.

2) сертификация технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

3) экспертиза промышленной безопасности проектной документации (требования к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию опасного производственного объекта);

4) контроль за выполнением требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта:

• соблюдение законов и иных нормативных правовых актов, а также нормативных технических документов;

• наличие лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта;

• укомплектованность штата работников в соответствии с квалификационными требованиями;

• правильное хранение опасных веществ;

• разработка декларации промышленной безопасности;

• заключение договора страхования риска ответственности за причинение вреда при его эксплуатации;

• ведение учета аварий и инцидентов на нем и др.

 

Экологизация экономических отношений заключается в установлении экологических требований, предъявляемых к осуществлению всех видов производственно-хозяйственной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду.

Экологические требования дифференцируются по стадиям хозяйственного процесса, включая размещение, строительство, сдачу в эксплуатацию и эксплуатацию хозяйственного объекта.

К числу природоохранных мероприятий, которые обязан выполнить хозяйствующий субъект в процессе строительства, относятся:

1) снятие и хранение плодородного слоя земель, который по завершении строительных работ подлежит восстановлению; v

2) проведение мероприятий по благоустройству территории, включая озеленение территории, обустройство дорог и обеспечение эксплуатации инженерных коммуникаций на данной территории.

 

Действующим законодательством предусмотрены гарантии выполнения названных требований:

♦ во-первых, при выполнении строительных работ осуществляется авторский и строительный надзор, т. е. надзор за соблюдением проекта строительства;

♦ во-вторых, санитарно-эпидемиологический надзор, который выполняется санитарно-эпидемиологической службой Минздрава РФ;

♦ в-третьих, государственный экологический контроль, который проводится федеральными органами исполнительной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Нарушение названных требований к строительству и реконструкции хозяйственных объектов влечет за собой приостановление строительных работ до устранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных государственных органов.

Действующим законодательством запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов до уровня предельно допустимых нормативов, не оборудованных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, а также без завершения запроектированных работ по восстановлению нарушенной природной среды.

Особым направлением охраны окружающей среды является проведение мероприятий по предотвращению техногенных аварий и катастроф, ликвидации вредных экологических последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Так, правовая охрана окружающей среды на транспорте предполагает проведение мероприятий по:

 

- рациональному размещению транспортных потоков, вывод их за пределы жилой зоны, устройство транзитных дорог за чертой города;

 

- установлению и соблюдению нормативов ПДВ для двигателей, усиление контроля за их выполнением, техническим состоянием транспортных средств;

 

- снижению токсичности и нейтрализации вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей и других транспортных средств;

 

- разработке и внедрению новой технологии, связанной с переводом транспорта на более экологически чистые виды топлива (железнодорожного - на электрическую тягу, автомобильного - на газ, электроэнергию, водородное топливо и др.).

Правовое регулирование охраны окружающей среды в военной деятельности осуществляется сравнительно недавно, хотя сама эта деятельность представляет собой одну из самых загрязняющих окружающую среду.

Правовая охрана окружающей среды в военной деятельности осуществляется на основе норм Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

65. Глобальные экологические проблемы и факторы развития международного права окружающей природной среды.

Особое место в системе глобальных проблем современности принадлежит экологическим проблемам, имеющим транснациональный и трансгосударственный характер.

Появилось понятие «глобальные экологические проблемы», к которым приковано внимание науки, мировой общественности, правительств, международных организаций. Люди сами по себе являются частью природы.

Во всем мире нарастает поток сведений о растущем экологическом неблагополучии.

– глобальные экологические проблемы - это возможные климатические изменения вследствие увеличения содержания углекислого газа и других газообразных веществ в атмосфере, а также истощения озонового слоя.

 

Основные экологические проблемы

 

 

1.Загрязнение почвы

 

Охрана почв от человека является одной из важнейших задач человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека.

 

2.Воздух

 

Загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности, транспорта и т. п.

Основными загрязнителями атмосферы на сегодняшний день являются окись углерода и сернистый газ. Причиной образования так называемых озоновых дыр в атмосфере являются фреоны, они используются в производстве и в быту в качестве пенообразователей, растворителей, а также в аэрозольных упаковках. Медики с ним связывают рост количества раковых заболеваний кожи.

 

Кислотные дожди губительно действуют на природу водоёмов, наносят ущерб лесной растительности и сельскохозяйственным культурам, опасны для жизни человека.

 

Жизнедеятельность живых организмов поддерживается современным соотношением в атмосфере кислорода и углекислого газа. Естественные процессы потребления углекислого газа и кислорода и их поступление в атмосферу сбалансированы.

 

С развитием промышленности и транспорта кислород используется на процессы горения. Уменьшается поступление кислорода в атмосферу из-за сокращения площадей лесов, саванн, степей и увеличения пустынных территорий. Сокращается число продуцентов кислорода и в водных экосистемах из-за загрязнения рек, озер, морей и океанов.

Источниками искусственного загрязнения атмосферы служат промышленные, транспортные и бытовые выбросы. Основным поставщиком загрязнений служат промышленные предприятия. Они выделяют в атмосферу несгоревшие частицы топлива, пыль, сажу, золу.

Главный химический загрязнитель атмосферы - сернистый газ выделяющийся при сжигании каменного угля, сланцев, нефти, при выплавке железа, меди, производстве серной кислоты и др. Сернистый газ служит причиной выпадения кислотных дождей, смога — ядовитого тумана, резко ухудшающего условия жизни людей.

 

3.Вода

 

Третий фактор существования цивилизации – водные ресурсы планеты.

 

С начала нынешнего века потребление пресных вод возросло в 6 раз.

Недостаток воды усугубляется ухудшением её качества. Используемые в промышленности, сельском хозяйстве и в быту воды поступают обратно в водоёмы в виде плохо очищенных или вообще неочищенных стоков.

Человек осуществляет преобразование вод гидросферы путем строительства гидротехнических сооружений, в частности водохранилищ. Они оказывают серьезное отрицательное воздействие на окружающую среду: изменяют режим грунтовых вод в прибрежной полосе, влияют на почвы и растения.

 

Аварии нефтеналивных танкеров- это фактор резкого ухудшения экологической обстановки на морских побережьях и акваториях, во внутриконтинентальных водных системах.

 

4.Фауна

 

Уменьшаются в количестве и исчезают редкие насекомые, что связано как с реакцией на применение различного рода пестицидов, так и с уничтожением их коренных мест обитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.49 (0.013 с.)