Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая мысль России в конце XIX начале XX вв.
Цель лекции – исследовать специфику российской экономической мысли от первых школ политэкономии в России до современных трактовок экономических процессов. Российская экономическая школа всегда представлялась хотя и самобытным, но, тем не менее, откликом на процессы, происходящие в европейской науке, а ее самобытность проявлялась в выраженной практической и социальной направленности. Важнейшим вопросом, который в различной его трактовке русские экономисты обсуждали в течении многих десятилетий в дореволюционном периоде, был вопрос о социальном переустройстве общества и в связи с этим о судьбе капитализма в России, который в изменившихся политических условиях трансформировался в вопрос о социализме как о реальной хозяйственной системе. Споры по вопросу о социальном переустройстве и судьбе капитализма никогда не укладывались в рамки расхождения между школами экономической науки, а затрагивали области социальной философии, истории, религии и в то же время существенным образом повлияли на собственно экономические исследования. Так идеи славянофилов и народников, получившие распространение в России в XIX веке, основываясь на взглядах немецкой исторической школы, марксистских трактовках капиталистического общества оспаривали универсальность западного общества в строительстве капитализма, пытались за отсталостью России увидеть преимущества ее самобытности, качественно отличного от западного, пути развития. Наиболее яркими представителями славянофилов выступили К.Аксаков (1817-1860), Ю.Самарин(1806-1873), А.Хомяков (1804-1860), взгляды которых представляли собой своеобразную разновидность национального романтизма консервативной складки. Славянофильство рассуждало об общине, прежде всего в исторических категориях – как о проявлении провиденциальной самобытности России. «Левые» революционные западники – приверженцы социализма - поддерживали славянофилов относительно благодетельности общинного владения, поставив его в центр утопии «русского социализма», основоположниками которого являлись А.Герцен и Н.Огарев. Герцен указывал на подвижные артельно-мастеровые русские общины, оставляющие «достаточно широкий простор для личной свободы и инициативы», в развитии которых он видел стремление славян к социализму.
Идеи пореформенной России в полной мере отражает народничество, которое стало самовыражением и самоопределением разночинной интеллигенции в эпоху раскрепостительных реформ, грюндерства, естественно-научной популяризации и революционного нетерпения. Народник был типом интеллигента-идеолога, распространявшего сферу идеологических исканий на «все, что выплывало на поверхность умственной жизни в Западной Европе», как указал в работе «Психология русской интеллигенции» Д.Овсянико-Куликовский. Это касалось и политической экономии. Крупнейший идеолог-разночинец И.Чернышевский пытался на основе изучения Смита, Рикардо, Милля и социалистов сформулировать «экономическую теорию трудящихся». А.Щапов работал над созданием «Истории цивилизации в России», аналогичной знаменитой «Истории цивилизации в Англии» Т.Бокля. В периодическом журнале «Отечественные записки», редакторами которого были поэт Н.Некрасов, публицист Г.Елисеев, сатирик М.Салтыков-Щедрин, социолог Н.Михайловский, в самой яркой форме были представлены антикапиталистические «умоначертания» разночинной интеллигенции: обличение «дельцов биржевых» Некрасовым и «плутократии» Елисеевым, гротескные образы «чумазых» наживал – деруновых, колупаевых, разуваевых – у Салтыкова-Щедрина, программная формула Михайловского о том, что задача интеллигенции «именно в том и состоит, чтобы бороться с развитием буржуазии на русской почве». Вокруг «Отечественных записок» сплотился круг журналистов-экономистов, виднейшими из которых были В.Воронцов, который сделал общеупотребительным в русском языке слово «капитализм», вводя его в название ряда своих работ и Н.Даниельсон, подчеркнувший, что наступление капитализма отслаивает от общины крестьян, вынужденных прекратить обработку своей земли, что выталкивает их в ряды батраков и промышленных пролетариев. Воронцов и Даниельсон предлагали пути промышленного прогресса в виде артельной организации мелкого кустарного производства при помощи интеллигенции и правительственной организации крупного «механического дела» до тех пор, пока не удастся видоизменить общину в новую «производственную единицу, сходную с той, которая имеется, например, в швейцарском часовом производстве». То, что крупная фабричная промышленность не является универсальной и всепоглощающей формой, народники доказывали ссылками на примеры западных стран, в частности на развитие во Франции мелкой промышленности, основанной на искусной ручной работе, и на переходность положения фабричного рабочего в США, где рабочие-иммигранты, скопив за несколько лет деньги из зарплаты, покупают участки земли и становятся фермерами.
Неотделимость ремесла от сельского хозяйства в русской деревне, распространенность кустарных промыслов создавали, по мнению народников, предпосылки для развития «народного производства», если интеллигенция, при поддержке государства организует для крестьянства систему мелкого кредита и сбыта, а также найдет формы сознательного применения науки к вооружению мелкого производства для борьбы с крупным. Тогда возможно обеспечить вытеснение капитала семейными и артельными мастерскими, создать такие формы организации промышленности, где «работники суть в то же время и хозяева предприятия». «Капиталистический пессимизм» Ворнцова-Даниельсона и утопические конструкции «народного производства» были подвергнуты критике в конце 1890-х годов новым поколением русских экономистов, выступавших с позиций К.Маркса, теоретический авторитет которого во многом благодаря народникам был велик в России. Русские марксисты характеризовали идеи народников как экономический романтизм. С критикой этих идей выступили П.Б.Струве («Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», 1894), М.И.Туган-Барановский («Периодические промышленные кризисы», 1894; «Русская фабрика»1898), Г.В.Плеханов («К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», 1895; «Обоснование народничества в трудах г. В.В.», 1896), С.Н.Булгаков («О рынке при капиталистическом производстве», 1897), В.И.Ульянов («К характеристике экономического романтизма», 1897; «Экономические этюды и статьи», 1898; «Развитие капитализма в России» 1899). Однако в самом марксистском движении в России уже к началу XX века произошел раскол: выделились представители ортодоксального подхода к трактовке взглядов Маркса, и, прежде всего, относительно социальной революции, а также «легальные марксисты», которые постепенно сблизились с взглядами ревизиониста Э.Бернштейна, который выступал за пересмотр основополагающих подходов марксизма. К «легальным марксистам» можно отнести, прежде всего, П.Б.Струве, М.И.Туган-Барановского, С.Н.Булгакова. Струве в книге «Марксовская теория социального развития» (1901) систематизировал свой ревизионизм, согласившись с Бернштейном в: · Отрицании «теории катастрофы» - крушения капиталистического строя под бременем собственных противоречий; · Отказе от лозунга революционной диктатуры пролетариата; приоритете «ослабления противоречий» капитализма, особенно посредством фабричного законодательства; · Отрицание Марксова «всеобщего закона капиталистического накопления» -тенденции прогрессирующего угнетения низших классов и разложения средних классов; · Отрицания самого понятия «научный социализм», возможности социализма как общественного идеала подняться до науки;
· Переориентации практического социализма на «действительное экономическое и политическое развитие власти рабочего класса в пределах капиталистического общественного порядка» (формула Бернштейна «движение – все, конечная цель - ничто»). С.Н.Булгаков обращал внимание на то, что аграрный вопрос у Маркса – это «самая невыясненная и сомнительная часть экономической доктрины марксизма», делая вывод о том, что земледелие не составляет нормального случая капиталистического производства, и, Маркс ошибался, проецируя на крестьянское хозяйство категории капиталистического. Булгаков признал не только устойчивость мелкого крестьянского хозяйства, но и устойчивость в России кустарной промышленности вследствие климата и вынужденной праздности населения в течение зимнего времени, тем самым, в какой-то мере, вернулся к взглядам народников. М.И.Туган-Барановский одним из первых выдвинул идею соединения трудовой теории стоимости с теорией предельной полезности («Теоретические основы марксизма», 1905). Он утверждал, что предельные полезности свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональны их трудовым стоимостям. Это соотношение получило название «теоремы Туган-Барановского». Им была сформулирована концепция разноуровневости цен и ценностей (стоимостей) и их методической несоединимости (невыводимости) с теорией распределения («Социальная теория распределения», 1913). М.И.Туган-Барановский модифицировал схемы воспроизводства К.Маркса, введя три подразделения общественного производства и подверг критике «закон тенденции нормы прибыли к понижению», причем доказательство, которое он применил, было использовано в последствии для решения проблемы трансформации стоимости в цены. В русле ортодоксального марксизма дальнейшая разработка идей К.Маркса велась В.И.Ульяновым (Лениным) (1870-1924), вождем Октябрьской социалистической революции. Он утверждал, что концентрация производства вплотную подводит к социализму, развил идею «диктатуры пролетариата», представлял социализм как единую фабрику с железным контролем за мерой труда и мерой потребления. Он пришел к выводу о возможности революции «в слабом звене цепи капитализма», о резерве мировой революции в лице стран Востока. В первые годы строительства социализма в Росии его взгляды на экономические проблемы эволюционировали от идей о немедленном построении бестоварного хозяйства (в период «военного коммунизма») при жестком централизованном управлении, плановом ведении хозяйства (план ГОЭЛРО) до аргументации возможности допущения при строительстве социализма мелкого предпринимательства, торговли и широкого распространения кооперации (период НЭПа).
Маржинальное направление экономической науки было преимущественно представлено математическим направлением. Матметоды использовали в своих исследованиях В.К.Дмитриев, Е.Е.Слуцкий и др. В.К.Дмитриев (1868-1913) в «Экономических очерках» (1904) доказал совместимость трудовой теории стоимости и теории предельной полезности. Он составил систему линейных уравнений, при помощи которых выразил величины факторов, определяющих уровень цены, начиная с издержек производства и кончая взаимодействием спроса-предложения. Тем самым впервые в мировой литературе был дан способ выражения полных затрат. Дмитриев ввел понятие технологических коэффициентов затрат продукции одной отрасли на производство продукции других отраслей. Эта идея лежит в основе современного метода межотраслевых балансов, в том числе и модели «затраты-выпуск» В.Леонтьева. Е.Е.Слуцкий (1880-1948) внес значительный вклад в математическую и матиматико-статистическую науку, написал ряд выдающихся работ по математической экономике. Слуцкий постарался освободить функцию спроса от чисто субъективной трактовки, поставить вопрос о потребительной стоимости совокупных благ, входящих в бюджет потребителя; тем самым он выдвинул идею не только о возможности определения степени полезности благ, но и возможности сравнения относительных уровней потребительных ценностей различных благ. Его интересовал вопрос о поведении функции полезности при изменении цен и доходов. Кроме того, Слуцкий сформулировал вопрос о необходимости создания новой науки – праксеологии, которая разрабатывала бы принципы рационального поведения людей при различных комбинациях условий. Идеи Слуцкого получили широкое распространение на Западе и оказали влияние на взгляды таких ученых, как Хикс, Ален, Дебре, Эрроу и других.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.009 с.) |