Формирование неоклассического направления экономической мысли (Кембриджская и американская школы). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование неоклассического направления экономической мысли (Кембриджская и американская школы).



Неоклассическая школа — это, прежде всего англо-американская школа. Представители неоклассической школы изучали различные стороны хозяйственной жизни, их объединяли, прежде всего, общая методология, методы анализа. Неоклассическое направление западной экономической мысли сформировалось к началу XX столетия. До 30-х годов оно занима­ло господствующее положение, затем отошло на второй план, а с начала 80-х г.г. вернуло себе лидирующие позиции, став теоре­тической основой экономической политики консерваторов.

Неоклассики объявили своей задачей изучение "чистой эко­номики" или экономики вне ее общественной формы. Изучение "чистой экономики» велось на базе отдельной экономической единицы, что получило наименование "микроэкономика". Хотелось бы в этой связи подчеркнуть, что некоторые преподаватели политической экономии полагают, что теория цены А.Маршалла относится к раз­делу макроэкономики. Поэтому отметим, что макроэкономика дает представление об экономике страны в целом и изучает совокуп­ные, агрегативные величины: национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, общий уровень цен и т.д. Когда же речь идет о ценах на отдельные товары на отдельных рынках, о соотношении спроса и предложений на отдельные товары, как у А.Маршалла, то это раздел микроэкономики, что и являлось пре­дметом изучения родоначальников неоклассического направления экономической мысли.

Методология неоклассиков характеризуется следующими при­нципами:

· изучение методов хозяйствования при ограниченных природных ресурсах общества вне системы производственных отношений;

· изучение предельных величин в экономике с точки зрения субъективно-психологического подхода;

· выведение экономических категорий и законов из рациональ­ного поведения отдельной экономической единицы.

Кембриджская школа впервые обратила вни­мание на необходимость теоретической разработки основ экономичес­кого функционирования капиталистической фирмы на базе мик­роэкономического анализа. Родоначальником теории микроэконо­мики является английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924). Он наиболее полно отразил реальную действительность капиталистического общества и заложил основы изучения хозяй­ственного механизма капитализма.

Главная работа А.Маршалла "Принципы политической эконо­мии" (1890г.) оказала огромное влияние на современную эконо­мическую мысль Запада. А.Маршалл был высоко образованным эко­номистом. О такого рода специалистах Дж. Шэкл говорил, что настоящий экономист должен быть "математиком, философом, психологом, антропологом, историком, географом, специалистом в области политики, мастером литературного стиля и притом ещё человеком, знающим реальную жизнь, имеющим практический опыт в сфере бизнеса и финансов; он должен разбираться в про­блемах государственного управления и хорошо знать четыре или пять языков"' Можно только сожалеть, что век такого рода эко­номистов ушел в далекое прошлое.

Известный советский экономист И.Г.Блюмин называл А.Мар­шалла "великим комбинатором идей". В определенном смысле он был прав, так как А.Маршалл использовал многие концепции предшественников (теории полезности, спроса и предложений, издер­жек производства). Основываясь на идеях предшественников, Маршалл разработал механизм образования цены, используя при этом графики, таблицы, математические методы анализа. По сви­детельствам современников, Маршалл отличался чрезвычайной ск­рупулезностью анализа факторов, влияющих на цены.

На основе анализа графиков Маршалл формулирует "закон спроса": "Чем больше количество товара, которое имеется в ви­ду продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, чтобы он мог найти себе покупателей, или другими словами, ко­личество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при понижении цены и сокращается при повышении цены". Далее А.Маршалл оговаривается, что "закон спроса" не применим к спросу в ходе борьбы между группами спекулянтов.

По мнению А.Маршалла на спрос воздействуют также другие факторы:

· вкусы потребителей;

· доход потребителей;

· цена на товары-заменители;

· число покупателей;

· ожидание (если ожидается рост цен, спрос растет)

Под влиянием этих факторов кривая спроса (на графике це­ны и количества покупок) смещается вправо или влево.

А.Маршалл исследовал также предложение, рассчитав с помощью графика кри­вую предложения. Здесь прослеживается зависимость между ценой и количеством предложения для продажи товара. Чем выше цена, тем больше предложения. Это - "закон предложения". Но на предложе­ние влияют и другие факторы:

· технология производства (если вводится более современная техника или технология, то снижаются издержки и выпускается больше продукции);

· цена на факторы производства (при снижении цен на удобре­ния, семена и т.д. уменьшаются издержки, что приводит к росту выпускаемой продукции);

· количество товаропроизводителей (чем больше их, тем боль­ше предложения товаров);

· налоги и субсидии (повышение налогов снижает предложение, а субсидии приводят к расширению производства).

Под влиянием указанных факторов кривая предложения мо­жет сдвинуться вправо или влево.

Из взаимодействия кривой спроса и предложений формируется цена равновесия, т.е. цена, устанавливаемая на том уровне, когда решения продавцов о предложении и покупателей о спросе совпадают. Равновесная цена - это цена, к которой постоянно стремятся рыночные цены. Она изменяется в связи с изменением конъюнктуры на рынке. Эти изменения выливаются в закон спроса и предложения:

1)повышение спроса влечет за собой рост равновесной цены и количества реализуемой продукции;

2)падение спроса приводит к снижению равновесной цены и коли­чества реализуемой продукции;

3)повышение предложения ведет к снижению равновесной цены и увеличению реализуемой продукции;

4)уменьшение предложения вызывает повышение равновесной цены и снижение количества реализуемой продукции.

А.Маршалла не ограничился только уста­новлением закономерностей спроса и предложений, но и поставил задачу выяснить, как изменяется эластичность (подвижность) спроса и эластичность предложения.

Маршалл различает эластичность спроса по цене и доходу.

Эластичным называется спрос, когда он претерпевает сущес­твенные изменения при незначительном изменении цены. Неэлас­тичным спрос бывает, когда изменения в количестве продукции, на которую предъявляется спрос, меньше изменений цены.

На эластичность спроса по цене влияют факторы:

· наличие товаров-заменителей или конкурентов;

· незаметное для покупателей изменение цены;

· консерватизм покупателей во вкусах.

Эластичность спроса по доходу исчисляется по той же ме­тодике и зависит от следующих факторов:

· значимость товара для бюджета семьи;

· является ли данный товар предметом роскоши или первой необходимости;

· консерватизм спроса (психология бабушек).

Экономистами замечено, что в США отрицательной эластич­ностью обладают цельное молоко, свинина, картофель. Неэлас­тичные товары - кофе, птица, сыр, говядина, сигареты. Эластичные товары - бензин, вино, товары длительного пользова­ния. Отмечается также перекрестная "эластичность (рост цен на бензин и падение спроса на автомобили с большим расходом горючего, рост цен на телевизоры и снижение спроса на пиво и др.).

Эластичность предложения определяется аналогично элас­тичности спроса:

На эластичность предложения оказывают влияние следую­щие факторы:

· способность к длительному хранению и стоимость хране­ния (свежая рыба не может долго храниться, следовательно, эластичность низкая);

· особенность производственного процесса и временной фактор (возможность быстро расширить или сократить произво­дство).

А.Маршалл разработал также теорию коротких и долгих пе­риодов, как приложение к его теории спроса и цены. Он гово­рит о необходимости учета длины рассматриваемого периода для выяснения общей закономерности цен. Оказывается, разли­чие между короткими и долгими периодами имеет очень важное для экономической теории значение. Роль опроса и предложения не одинакова для коротких и долгих периодов. Если взять про­изводство за короткий промежуток времени (например один день), то здесь цены определяются в основном спросом. Изменение сп­роса вызовет соответствующее изменение цены в том же направ­лении.

Если взять более продолжительный период времени (до од­ного года), тогда увеличение спроса первоначально вызовет рост цен, что создаст стимулы для расширения производства, и последующего увеличения количества товаров. Маршалл предполагает в данном случае неизменность величины квалифицирован­ной рабочей силы и капитала, т.е. расширение производства будет осуществляться за счет увеличения сменности и интенсификации труда. При длительном устойчивом росте спроса (боль­ше года) возможно расширение всех производственных ресурсов, увеличение капиталов и количества квалифицированной рабочей силы.

Указанным периодам соответствуют три типа цен: рыночные цены; нормальные цены для коротких периодов (Маршалл называ­ет их субнормальные цены); нормальные для долгих периодов. Рыночные цены определяются только соотношением спроса и пре­дложения. Нормальные цены для коротких периодов подвержены воздействию как со стороны спроса, так и издержек производ­ства. Нормальные цены для долгих периодов определяются исключительно нормальными издержками производства и спрос здесь играет лишь косвенную роль.

В современной западной экономической науке А.Маршалл считается классиком. Что касается теории цены, то современные экономисты счита­ют ее основополагающей и лишь углубляют ее, оснащая матема­тическим аппаратом. Исходной посылкой анализа А.Маршалла бы­ла идея саморегулируемой, автоматически развивающейся эконо­мической системы, оспариваемая многими последующими экономи­стами. Теория А.Маршалла получила название "теория цены без стоимости" и это заслуживает также внимание и критического анализа.

Рассматривая процесс распределения доходов в обществе, Маршалл утверждает, что процент на капитал проявляет себя как «вознаграждение» тому, кто, обладая материальными ресурсами, ожидает «будущего удовлетворения» от них, равно как заработную плату,на его взгляд, следует считать «вознаграждением за труд». Он решительно не согласен с тем, «что стоимость вещи зависит просто от количества затраченного на ее изготовление труда. Всякая попытка отстаивать указанную посылку, - продолжает ученый, - по необходимости молча подразумевала, что оказываемые капиталом услуги являются «даровым» благом, предоставляемым без всяких жертв и поэтому не нуждающимся в вознаграждении в качестве стимула для дальнейшего его функционирования; это именно тот вывод, который названная посылка стремится доказать».

Наконец, весьма важна мысль автора «Принципов...» об уровне процентной ставки.На его взгляд, «хотя с возрастанием масштабов распоряжения человека природными ресурсами он может продолжить делать большие накопления даже при низкой процентной ставке, все же, пока натура человеческая сохраняет свои извечные свойства, каждое сокращение процентной ставки способно побуждает многих людей сберегать меньше, а не больше, чем в противном случае». А ведь это положение одно из немногих, которое впоследствии его ученик Дж. М. Кейнс взял «на вооружение» в своей концепции макроисследования и государственного регулирования экономики.

Джон Бейтс Кларк(1847-1938) - основатель «американской школы» маржинализма, внесший заметный вклад в формирование неоклассической экономической теории конца XIX в. Сочинения этого ученого, в том числе фундаментальные, были опубликованы в 80-90-х гг. X IX в. Из них наиболее значимы книги «Философия богатства» (1886) и «Распределение богатства» (1899).

Наиболее значимые его научные достижения необходимо рассматривать в двух аспектах: методологическом и теоретическом. В первом случае имеется в виду новизна методологии в рамках выдвинутого учения о трех естественных разделах (отделах) экономической науки.Во втором речь идет об обоснованном на уровне микроэкономического анализа так называемого закона предельной производительности факторов производства, рассмотренного в работе «Распределению богатства».

Структура данной работы весьма специфична. В-первых двух главах из двадцати шести кратко сформулированы почти все ключевые идеи и трактовки, такие как:

  • «Распределение общественного дохода»регулируется общественным законом, который «при совершенно свободной конкуренции» может обеспечить каждому фактору производства создаваемую им сумму богатства.

· «Богатство»— это количественно ограниченные источники материального человеческого благосостояния.

· «Каждый фактор производства» имеет в общественном продукте ту долю богатства, которую именно он производит.

· Разложение всего дохода общества на различные виды дохода (заработная плата, процент и прибыль) непосредственно и целиком является «предметом экономической науки».

· Названные виды дохода получаются соответственно «за выполнение работы», «за предоставление капитала» и «за координирование заработной платы и процента».

· При определении доходов ни один из классов людей «со здравым смыслом», занятых в производстве, не будет «иметь претензий друг к другу».

В экономическом смысле производство продукта не закончено до тех пор, пока представители торговли не довели его до покупателя и продажа состоялась, что являет собой «завершающий акт общественного продукта».

В «Распределении богатства» Дж. Б. Кларк, будучи приверженным основополагающим принципам маржинализма, оперирует такими категориями, как «предельный рабочий», «предельный характер работы», «предельная полезность», «конечная полезность», «предельная производительность» и др. Он всецело принимает и принцип приоритетности микроэкономического анализа, утверждая, в частности, что «жизнь Робинзона была введена в экономическое исследование вовсе не потому, что она важна сама по себе, а потому, что принципы, управляющие хозяйством изолированного индивидуума, продолжают руководить и экономикой современного государства». Но главная заслуга главы американской школы и одного из завершителей «маржинальной революции», приведшей к формированию неоклассической экономической теории, состоит, прежде всего, в разработке концепции распределения дохода на основе принципов предельного анализа цен факторов производства, которую в экономической литературе называют, как правило, законом предельной производительности Дж. Б. Кларка.

По мнению ученого, этот закон имеет место в условиях свободной (совершенной) конкуренции, когда мобильность всех хозяйствующих субъектов способствует достижению параметров равновесия экономики. Построив разработку своей теории предельной производительности на микроуровне и в основном на примере свободно функционирующего конкурентного предприятия, в восьмой главе «Распределения богатства» Дж. Б. Кларк утверждает о существовании некой «зоны безразличия»или «предельной сферы»,которая в сфере работы каждого предприятия считается контролируемой. «В пределах этой зоны, - пишет Дж.Б. Кларк, - люди могут приходить и уходить, не оказывая влияния на доход предпринимателей. Если конкуренция действует с идеальным совершенством, то всюду, куда идут эти предельные рабочие, они получают в виде оплаты полностью продукт своего труда; хотя фактически, ввиду того, что конкуренция действует далеко не совершенно, то, что получают эти люди, лишь приблизительно совпадает с их продуктом». Поэтому с уходом одного из работников, считает ученый, остается невыполненной предельная работа, т.е. наименее нужная работа, а предприниматель в свою очередь в пределах «зоны безразличия» может принять на работу не в ущерб себе и «несколько лишних людей», поскольку в этой «предельной сфере» заработной платой является «то, что они производят», и он «не будет извлекать из них никакой прибыли».

Отсюда, на собственный вопрос: «Если я нахожусь у вас на службе, уволите ли вы меня?» - Дж.Б. Кларк отвечает так: «Быть может, нет до тех пор, пока продукт, который мой труд прибавляет к другим доходам предприятия, равен моей заработной плате». В подтверждение сказанному в конце двадцать первой главы этой же книги мы находим все ту же мысль о том, что в «зоне безразличия» предприниматель привлекает «очень немного дополнительных рабочих при прежней оплате, не рискуя убытками», ибо «продукт этого (предельного) человека... выражал бы уровень заработной платы».

Однако в принципе из «закона» предельной производительности Дж.Б. Кларка возможен удручающий вывод о том, что цена фактора производства обусловлена ее относительной дефицитностью.Это, в частности, наводит на мысль, что «справедливая заработная плата» всегда соответствует предельной производительности труда, а последняя может быть относительно ниже другого более производительного фактора, т.е. капитала. Сам Дж.Б. Кларк, похоже, не до конца осознавая возможный из его теории вывод, оставался уверенным в том, что, «если они создают небольшую сумму богатства и получают ее полностью, им незачем стремиться к социальной революции...». Рассматриваемые факторы производства в сущности комплементарны, и предельный продукт любого из них является следствием предельных продуктов всех остальных факторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.025 с.)