Научные источники социально-экономических исследований К. Маркса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные источники социально-экономических исследований К. Маркса.



Карл Маркс(1818—1883) как один из завершителей классической политической экономии оставил заметный след в истории экономической мысли. Его идеи зачастую выходят за рамки непосредственно экономических проблем, сочетаясь с философскими, социологическими и политическими.

Важнейшей исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм, одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предшествующим способом производства, но также и противоречивость своего развития, все большее нарастание конфликтов между трудом и капиталом. Учение, разработанное К.Марксом в содружестве с Ф.Энгельсом, представляет собой целостное мировоззрение, стройную систему философской экономии и социально-политических взглядов. Экономическое учение занимает первостепенное место во всей системе марксистского мировоззрения и вполне закономерным, явилось то обстоятельство, что основной свой научный труд «Капитал» Маркс посвятил политико-экономическому исследованию капиталистического общества.

В своих трудах Маркс давал глубокий анализ производства и его влияния на распределение, обмен и потребление, по-новому трактовал метод политэкономии, развивая тачку зрения исторического материализма.

Методологически марксизм опирался одновременно на три научных источника:английскую классическую политическую экономию Смита—Рикардо, немецкую классическую философию Гегеля—Фейербаха и французский утопический социализм. У представителей первых им заимствованы, в числе многих других, трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда и др., у вторых - идеи диалектики и материализма, у третьих — понятие классовой борьбы, элементы социального устройства общества и др.

Однако центральное место в методологии исследования К. Маркса занимает его концепция базиса и надстройки, о которой он заявил еще в 1859 г. в работе «К критике политической экономии». Основная идея в этом произведении была сформулирована так: «Вобщественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли, не зависящие, отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис,на котором возвышается юридическая и политическая надстройкаи которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание».

По убеждению К. Маркса, капитализм,эра которого «берет свое начало в XVI веке», исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средствапроизводства и анархии рынка.В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. А что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного времени, то оно, по Марксу, «мерилом богатства» станет не при капитализме, а при коммунизме. Однако у Маркса действительно нет никаких убедительных данных ни о том моменте, когда капитализм перестанет функционировать, ни даже о том, что в данный конкретный момент он должен перестать функционировать. Маркс представил определенное число доводов, позволяющих считать, что капиталистический строй будет все хуже и хуже функционировать, однако он не доказал экономически, что внутренние противоречия капитализма разрушат его.

Впрочем, убежденность К. Маркса в торжестве идеалов бесклассового общества держится, прежде всего, на теории классов,ставшей достоянием классической политической экономии еще со времен физиократов и А. Смита. Считая себя последователем «классиков», он действительно занимался «в основном проблемой экономического роста, а именно роста благосостояния и дохода, а также проблемой распределения этого растущего дохода между трудом, капиталом и землевладельцами», т.е. между классами. Ноцентральной идеей его теории классов является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества.

К. Маркс писал: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего»:

1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами
развития производства;

2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата;

3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к
обществу без классов».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.005 с.)