Экономическая мысль Древнего Востока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая мысль Древнего Востока.



Особенностью экономической мысли древнего мира стала ее неотделимость от религиозной идеологии и от политико-правовых взглядов, получивших распространение в различных странах и регионах мира. Следовательно, об экономических взглядах того периода развития истории можно судить по сводам законов государств, по трактатам по управлению, по философским взглядам, сформулированным в концепциях ученых древнего мира. Общая черта экономической мысли древнего мира – это стремление сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики того времени, развивающиеся товарно-денежные отношения.

Из дошедших до нас письменных источников – памятников экономической мысли Древнего Востока – самим ранним принято считать «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (Египет, XXII в. до н.э.). В нем идет речь о правилах и искусстве государственного управления и хозяйствования. В «Поучении» особый акцент делается на нравственные основы власти. Царь, предостерегая сына от мятежа, в то же время советует приближать человека за его заслуги, не наказывать не справедливо и творить Маат, следую мудрым традициям, заложенным предками. Еще один источник экономической мысли Древнего Египта – это «Речение Ипусера» (начало XVIII в. до н.э.). В нем дана критическая оценка долгового рабства и ростовщичества, из-за чего богатыми могли стать даже простолюдины. Автор «Речения» призывает общество к возрождению деспотически-бюрократического регулирования хозяйства и дает портрет идеального деспота, который не должен допускать междоусобиц в стране, а также насилия. Его власть направлена на социальную стабильность и ее незыблемость.

Наиболее известным ранним памятником древневосточной экономической мысли является «Кодекс законов Хаммурапи» (принятый в XVIII в. до н.э.). Достаточно быстрое, в отличии от Египта того времени, в Мясопотамии получили товарно-денежные отношения и частная собственность. Царь Хаммурапи попытался посредством кодекса укрепить государство и армию, закрепить жестко регламентированную натурально-хозяйственную основу экономики. В 282 статьях законов рассмотрены основы гражданского, уголовного и административного права, охватывающих практически все аспекты жизни общества того времени. В кодексе принимаются принципы вины и злой воли. Однако в них ограничивалось долговое рабство и, в целом, выступили первой успешной попыткой управления со стороны государства экономической жизнью со стороны правовых норм.

В Индии в «Законах Ману» (XI в. до н.э.) регламентировались аналогичные вопросы хозяйственной жизни, а в более поздних трактатах брахманов описывались правила найма, купли-продажи, ценообразования. В целом древнеиндийскую экономическую мысль относят к IV-III вв. до н.э. и ее представляет трактат «Артхашастра», написанный брахманом Каутильей и который представлял собой достаточно стройное учение о доходе, о пользе или выгоде, в котором обосновывается необходимость укрепления рабовладельческого государства. Его основные идеи сводились к следующим:

· Рабство признается естественным природным явлением для «накопления богатства» и достижения общественной пользы;

· Государственное богатство складывается из результатов труда населения. Исходя из этого, в вознаграждение ему богатство должно расходоваться прежде всего на общие нужды: строительство и поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т.д.

· Впервые ставится вопрос о торговой прибыли, которая заранее должна устанавливаться в цене товара в размере 5% цены на местные товары и 10% - на иностранные.

 

Автор требует, чтобы осуществлялся контроль и учет доходов и расходов государства, а задача царя – пресекать казнокрадство, контролировать работу чиновников в стране.

Основными течениями экономической мысли древнего Китая были: конфуцианство, даосизм и легизм. В дошедшем до наших лет трактате Конфуция «Книга о ритуале» (VI-V вв. до н.э.) он защищал родовую знать, устои которой в то время «пошатнулись». Средством стабилизации ученый считал программу совершенствования человека, главным в воспитании которого непременно должно присутствовать уважение к старшим в семье, к вышестоящим в социальной иерархии общества. При этом государство он видел как большую семью, а правителя – как отца народа. Учение Конфуция было направлено на стабилизацию государственной власти, идеал которой он формулировал как «…правитель должен быть правителем, отец - отцом, сын - сыном». В учении даосизма мыслителя Лао-цзы (VI вв. до н.э.) обличалось социальное неравенство, рассматривалось происхождение государства, подчеркивалась необходимость всеобщего труда для развития государства. В даосизме наблюдались призывы к возвращению к «старым порядкам», т.е. к патриархальным отношениям, которые признавались как наиболее эффективные как в хозяйстве, так и в государственном обустройстве. В VI-III вв. до н.э. у конфуцианцев появились серьезные оппоненты – легисты, учение которых отражало новые тенденции усиления экономической роли государства в китайском обществе, формировании императорско-бюрократической системы управления. Легисты выступали за управление страной посредством законов, а не традиций, направленных на охрану частной собственности и утверждения единоличной власти правителя. Интересно, что эти взгляды, в какой-то мере, характеризуют и современные тенденции китайского общества.

Экономические взгляды периода средневековья на Востоке достаточно ярко отражал «Коран» - главное религиозное произведение мусульман, изложенное пророком Мухаммедом в VII в. н.э., в котором порицалась скупость и жадность, утверждалась неприкосновенность частной собственности и имущества. Божественной сферой хозяйственной жизни человека признавалась торговля, и указывалось на необходимость строго соблюдать меры веса при торговых операциях.

Арабский ученый Ибн Хальдун, живший в Северо-африканских странах Магриба в XIV в. создал «социальную физику», т.е. периодизацию развития общества, в основу которой были положены экономические факторы. Он утверждал, что общество прошло в развитии следующие стадии: дикость, примитивность и цивилизацию, которые отличаются друг от друга средствами и методами добывания средств существования. На этапе примитивности наблюдалось первое общественное разделение труда – земледелие и скотоводство. На этапе цивилизации – уже выделились ремесло, торговля, наука и искусство. Переход к цивилизации связан с производством продукта сверхнеобходимого (избыточного), что позволяет появиться социальному неравенству, рабству. Анализируя товарно-денежные отношения, Ибн Хальдун отличал рыночную цену от стоимости, приписывал важную роль деньгам. Он настаивал на том, чтобы роль денег выполняли полноценные монеты из созданных богом двух металлов – золота и серебра. По его мысли, деньги отображают количественное содержание человеческого труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.006 с.)