Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая мысль западного средневековья.
После падения Западной Римской империи (476 г.) экономическая мысль в Западное Европе была в длительном застое и лишь в средние века в работах схоластов экономиче6ские изыскания интенсифицируются в религиозном контексте, через труды монахов и церковников. В первом тысячелетии новой эры значительный отпечаток на экономические представления наложило христианство. В Европе господствовал католицизм, а все суждения по значительным вопросам были облечены в религиозно-этическую форму. Экономические проблемы раннего средневековья наиболее полное отражение нашли в источниках, относящихся к Франкскому королевству. Так, в «Салической правде» (начало VI в.) проводится мысль о верховном праве общины на пахотную землю, леса, луга, пастбища, вводятся серьезные ограничения на проникновение в общину чуждых ей элементов. Проблема экономической организации раннесредневековой вотчины, основанной на натуральном хозяйстве и крепостной эксплуатации крестьянства, нашли свое отражение в «Капитулярии о виллах» (начало IX в.). В данном документе проводится мысль о том, что монопольным собственником земли вотчин является ее владелец. В период раннего средневековья господствовавшая экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоения чужого труда, т.е. как грех. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Авторы церковных законов (канонов) выступали также против свойственного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду, исключительного права на богатство отдельных лиц в ущерб большинству населения. Крупная торговля, ссудные операции, как явления грешные, вообще запрещались. В середине XII в. болонский монах Грициан составил «Свод канонического права», в котором содержались высказывания по экономическим вопросам. Канонисты утверждали, что институт частной собственности установлен Богом в наказание за людские грехи. Богатые призывались к раздачи милостыни. Занятиями, угодными Богу, они считали лишь земледелие и ремесло и осуждали ростовщичество, а также торговлю в целях получения барыша.
Идеи канонического права получили систематическое истолкование и развитие в учении итальянского монах Фомы Аквинского (1226-1274), изложенного им в работе «Сумма богословий». Так, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический, исходили из божественного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф. Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом он пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили, то, что различные люди склонны к различным профессиям ». Двойственную и компромиссную позицию в сравнении с ранними канонистами автор «Суммы богословий» занимает также по поводу трактовки таких экономических категорий, как богатство, обмен, стоимость (ценность), деньги, торговая прибыль, ростовщический процент. Однако в период средневековья как альтернатива взглядам канонистов появлялись ереси, которые делились, в свою очередь, на два вида: бюргерские, отражавшие взгляды третьего сословия и их желания получения больших свобод и доступа к власти и крестьянско-плебейские, которые были направлены против частной собственности и крепостничества. Эволюция экономической мысли в период позднего средневековья.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.005 с.) |