Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические воззрения мыслителей Античного мира.

Поиск

Наибольший вклад в развитие экономической мысли античности внесли древние греки. Объектом их исследования были такие экономические явления, как обмен, деньги, цена, торговля, прибыль, ссудный процент. Все это отражало характерные черты социально-экономического устройства древнего мира. Зачатки экономических взглядов того времени уже присутствовали в известных поэмах «Илиада» и «Одиссея» Гомера (X-VIII вв. до н.э.). В данных произведениях отражаются приоритеты натурального хозяйства, зарождение обмена, процесс формирования полисной системы государственного устройства в Греции, а также распространение классического рабовладения. Однако первыми экономистами по праву считаются древнегреческие философы Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.), Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.).

В работах Ксенофонта «О доходах», «Экономика» вводится понятие «экономия», как наука о ведении домашнего хозяйства, анализировались разделение труда, однако экономическую основу общества он видел в натуральном хозяйстве. Ксенофонт первым в науке выделил две стороны товара: меновую и потребительную стоимость. Он высказывался отрицательно по поводу денег, но, в то же время, признавал их полезность. Ученый выделил такие функции денег, как средство обращения и накопление сокровищ. Ксенофонт осуждал ростовщичество и использование денег в качестве ссудного капитала.

Платон выступил наиболее ярким представителем идеалистического направления в древнегреческой философии. Основой учения Платона стало представление об идеях – вечных и неизменных прообразах вещей, слабым отражением которых являются предметы реального мира. Платон развил ряд соображений об особенностях различных видов трудовой деятельности, построил проект идеального государства. Экономическую основу его он видел в натуральном хозяйстве, отрицательно относясь к крупной торговле и прибыли. Указывал на то, что философы и воины составляют высшую часть общества, и им следует обеспечить общественное потребление, что в истории мысли стало, потом толковаться как «аристократический коммунизм». Государство у Платона должно выступать как форма разрешения противоречий между многообразием потребностей и однообразием способностей людей.

Наиболее глубокому анализу основные экономические явления и закономерности античного общества подверг в своих работах Аристотель. В трактатах «Политика» и «Никомахова этика» он впервые в истории человечества анализировал социологические и экономические процессы с целью обнаружения общих закономерностей. Он разделил экономические знания на «экономику» (науку о хозяйствовании) и «хрематистику» (искусство наживать состояние, отдавая предпочтение первой и порицая вторую). Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на рабском труде, рассматривал рабов как особый тип «говорящих орудий» и, выражая самую суть рабовладельческого строя, создал и развил идею о «рабстве по природе», варварство он отождествлял с рабством. Большой вклад в развитие экономической науки Аристотель внес своим анализом форм собственности. Он отмечал, что вещь может быть использована двояко: во-первых, для удовлетворения потребностей, во-вторых, для обмена. Обмен он уравнивает с соизмерением и приравниванием, т.е. одна вещь приравнивается к другой на определенном стоимостном уровне. Он ставил задачу понять природу соизмеримости обмениваемых благ и трактовал деньги как «вещь вполне условную», при том, что им присуща роль формы стоимости, они – цена товара. Аристотель отвергал чрезмерное накопление денег, спекуляцию, ростовщичество и считал естественным богатством землю и рабов, как средства, удовлетворяющие потребности общества. Гениальные догадки высказывал по поводу того, что обмениваемые товары есть тождественные сущности, а, следовательно, тут имеет место некое равенство и соизмеримость. С течением времени термин «хрематистика» не прижился, а под экономикой стали понимать науку о богатстве, обмене, деньгах.

Ученые, писатели, политические деятели в Древнем Риме уделяли много внимания ведению сельского хозяйства, земельной собственности, организации труда в рабовладельческих виллах и латифундиях. Так, Катон Старший (III-II вв. до н.э.) в своем труде о земледелии утверждал, что доход от земледелия самый чистый и самый верный и не может вызывать зависти. Для получения высокой прибыли он предлагал продавать зерно в период высоких цен. Управление рабовладельческим хозяйством он предлагал поручать рабу-виллину.

Варрон (II-I вв. до н.э.) в трактате о сельском хозяйстве осуждал переселение римлян в город, переложение управления своей собственностью на управляющих. Он рекомендовал сочетать развитие земледелия со скотоводством. Колумелла (I в. н.э.) осознал неэффективность рабства и предлагал передавать землю в аренду колонам. Марк Цицерон (I вв. до н.э.) был сторонником крупной земельной собственности и наиболее благоприятным видом занятий считал земледелие, одобрял крупную торговлю и презирал мелкую, к ростовщичеству относился противоречиво, сравнивая отдачу денег в рост с убийством человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.211.58 (0.006 с.)