Экономическая мысль в 1960–1980-е гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая мысль в 1960–1980-е гг.



 

В 1960-е гг. идеи эконометрики нашли отражение в концепции системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ), оставившей заметный след в развитии советской науки. СОФЭ выступала как альтернатива господствовавшим методам управления народным хозяйством.

В 1950–1960-е гг. не прекращались дискуссии о роли плана и рынка. Отношение к роли планирования и рыночных рычагов в экономической системе социализма стало главным критерием классификации советских политэкономов. В 1965–1967 гг. была предпринята попытка экономической реформы, основанная на хозяйственных методах руководства (концепция Е. Г. Либермана). Однако в науке сохраняли монополию сторонники планового подхода, представителями которого были Н. А. Цаголов, Н. В. Хессин и др.

Изменения в мире, ускорение НТП в странах с рыночной экономикой к началу 1980-х гг. выявили полную несостоятельность методов управления народным хозяйством на основе административно-командных рычагов. Часть экономистов (Г. Лисичкин, Н. Петраков, О. Лацис и др.) склонялись к необходимости серьезных преобразований.

У истоков перестройки стояли такие экономисты, как А. Аганбегян, Л. Абалкин [6], А. Анчишкин, Р. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин.

Перестройка – теоретико-политическая программа реформирования командно-административной, бюрократизированной социальной системы СССР с целью перехода к демократическому социализму и рыночной экономике. Основы концепции перестройки заложил в 1985 г. апрельский Пленум ЦК КПСС. Ее теория, политика, программа действий были развиты и конкретизированы в решениях XXVII и XXVIII съездов КПСС.

Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом – гласности, преодолению обществом различного рода идеологических стереотипов и догм, отказу от политической монополии КПСС, становлению многопартийности (политический плюрализм), окончанию «холодной войны» и др.

В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

К началу 1990-х гг. произошло обострение кризиса во всех сферах жизни общества, что привело в конечном итоге к распаду СССР в 1991 г.

Какой-либо четкой идеологической основы у перестройки не было. Официальный марксизм-ленинизм давно выродился в схоластику и не мог дать каких-либо практических рекомендаций. Отчасти перестройка опиралась на «теорию конвергенции»: согласно этой теории, капитализм и социализм сближаются – в капиталистических странах усиливается роль государственного регулирования, а в социалистических усиливается роль рынка. В какой-то степени учитывался и опыт НЭП 1920-х гг.

 
 


ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ

1. Какая главная цель экономической политики государства утверждается в трактате «Артхашастра»:

а) укрепление политической власти;

б) пополнение государственной казны;

в) развитие товарных отношений?

2. Какую систему предлагал ввести Мо Ди, которая позволит удовлетворить потребности государства без рабского труда за счет крестьян:

а) оброчную;

б) денежную;

в) налоговую?

3. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью:

а) скорейшего перехода к рыночной экономике;

б) обеспечения роста налоговых поступлений в казну;

в) не допустить разрушения основ натурального хозяйства.

4. Меркантилисты были:

а) сторонниками государственного вмешательства в экономику;

б) противниками государственного вмешательства в экономику;

в) сторонниками либерализма.

5. Физиократы считали, что богатство создается:

а) в сфере торговли;

б) в сфере производства;

в) в сельском хозяйстве.

6. Трудовую теорию стоимости разделяли:

а) меркантилисты;

б) представители классической школы;

в) маржиналисты.

7. Представители классической школы считали, что богатство создается:

а) в сфере торговли;

б) в сфере производства;

в) в сельском хозяйстве.

8. Идеологами и пропагандистами протекционизма были:

а) физиократы;

б) меркантилисты;

в) представители классической школы.

9. Сторонниками активного государственного вмешательства в экономику были:

а) физиократы;

б) меркантилисты;

в) представители классической школы.

10. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главной причиной бедности является:

а) несовершенство социального законодательства;

б) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса;

в) постоянно высокие темпы роста численности населения.

11. Карл Маркс открыл экономический закон движения буржуазного общества:

а) закон производства прибавочной стоимости;

б) закон стоимости;

в) закон спроса;

г) закон конкуренции.

 

12. Что при капитализме является товаром особого рода:

а) капитал;

б)земля;

в) информация;

г) рабочая сила?

13. Кто являются пионерами маржинализма:

а) К. Менгер, С. Джевонс, А. Вальрас;

б)Г. Госсен, Ж. Дюпюи, А. Курно, И. Тюнен;

в) А. Маршалл, Дж. Б. Кларк, В. Парето;

г) К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Каутский?

 

14. Представители австрийской школы маржинализма:

а) А. Вальрас, А. Пигу;

б)К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер;

в) А. Маршалл, Дж. Кларк;

г) Г. Госсен, Ж. Дюпюи.

15. Оптимум Парето означает:

а) критерий социальной справедливости;

б) критерий отсутствия растраты ресурсов;

в) критерий наилучшего распределения ресурсов;

г) критерий социальной несправедливости.

16. Институционализм зародился в США на рубеже XIX и XX вв. и выступает как наследник:

а) марксизма;

б)исторической школы;

в) неоклассической школы;

г) маржинализма.

 

17. Что отличает институционализм от других направлений экономической мысли:

а) требование усилить «контроль общества над бизнесом»;

б) критерий отсутствия растраты ресурсов;

в) критерий наилучшего распределения ресурсов;

г) критерий социальной несправедливости?

 

18. Эффективный спрос по Дж. М. Кейнсу, это:

а) спрос на инвестиционные товары;

б) спрос на новые товары;

в) спрос на национальные товары;

г) спрос действительно предъявляемый, а не потенциально возможный.

19. Основной причиной «Великой депрессии» 1930-х гг.
Дж. М. Кейнс и его последователи считали:

а) рост цен;

б) регулирование экономики;

г) рост военных расходов;

д) уменьшение уровня инвестиционной деятельности.

 

20. Какая из школ не относится к школам неолиберализма:

а) лондонская;

б) фрайбургская;

в) чикагская;

г) меркантилизма?

21. Людвиг Эрхард проводил в Германии политику:

а) кейнсианства;

б) классической школы;

в) неоордолиберализма;

г) социализма.

 

22. Какая проблема выдвинута на первый план и занимает центральное место в теоретических построениях институционалистов:

а) проблема трансформации;

б) проблема конкуренции;

в) проблема ценообразования;

г) проблема управления экономикой?

23. В постиндустриальном обществе снижается роль:

а) материального производства;

б)сектора услуг;

в) информационного сектора;

г) образования.

24. Особое внимание в теории эволюционной экономики уделяется:

а) государству;

б) процессу инноваций;

в) процессу планирования;

г) техноструктуре.

 

25. Какой вопрос для большинства экономистов России XIX в. имел особое значение:

а) как создавать богатство;

б) земля и люди;

в) крестьянский вопрос;

г) классовый вопрос?

26. Какую роль Н. Г. Чернышевский отводил становлению и развитию экономической теории:

а) как основа действенной революционной борьбы;

б) как основа народного просвещения;

в) как основа действенной экономической политики, реальной хозяйственной практики;

г) все верно?

27. Теоретической базой политики военного коммунизма стали идеи:

а) В. Ленина, И. Сталина;

б) Л. Троцкого, Н. Бухарина;

в) К. Маркса, Ф. Энгельса;

г) Я. Свердлова, М. Калинина.

28. Какую новую науку создал Л. В. Канторович:

а) эконометрику;

б) линейное программирование;

в) прогнозирование;

г) линейную алгебру?

 

       
   
 
 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агапова, И. И. История экономической мысли: курс лекций / И. И. Агапова. – М.: Тандем; Экмос, 1998. – 248 с.

2. Аникин, А. В. Юность науки: Жизнь и идеи экономистов-мыслителей до Маркса / А. В. Аникин. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1985. – 367 с.

3. Аникин, А. В. Уильям Петти / А. В. Аникин, В. А. Аникин. – М.: Экономика, 1986. – 94 с.

4. Бартенев, С. А. Экономические теории и школы (история и современность): курс лекций / С. А. Бартенев. – М.: БЕК, 1996. – 352 с.

5. Бартенев, С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учеб.-метод. пособие / С. А. Бартенев. – М.: Юристъ, 2002. – 192 с.

6. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М.: Дело Лтд, 1994.

7. Гусейнов, Р. М. История экономических учений: учеб. /
Р. М. Гусейнов, Ю. В. Горбачева, В. М. Рябцева; под общ. ред. Ю. В. Горбачевой. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 252 с. – (Высшее образование).

8. История экономических учений (современный этап) / под ред. А. Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1999.

9. История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В. Автономова,
О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 784 с. – (Высшее образование).

10. Историяэкономических учений: учеб. пособие / под ред. Л. С. Шаховской. – Волгоград: ВолгГТУ, 2002. – 264 с.

11. История экономических учений: учеб. / М. Н. Рындина, Е. Г. Василевский,
В. В. Голосов [и др.]. – М.: Высшая школа, 1983. – 559 с.

12. История экономических учений: метод. указания / сост.: Г. М. Ерёмин,
В. Н. Калинин, И. С. Запевалин; под ред. Г. М. Ерёмина и И. С. Запевалина. – Пенза: Изд-во ПГУ, 1995. – 27 с.

13. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. – М.: Гелиос АРВ, 1999. – 352 с.

14. Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров / Е. М. Майбурд. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2000. – 560 с.

15. Мальтус, Т. Опыт о законе народонаселения / Т. Мальтус // Антология экономической классики. – М.: МП, 1993. – Т. 2.

16. Маркс, К. Капитал / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 23.

17. Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. – Т. 1. – 26 с. – (Серия для научных библиотек «Экономическая мысль Запада»).

18. Милль, Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии: в 3 т. / Дж. С. Милль. – М.: Прогресс, 1980–1981. – Т. I. – С. 7–108.

19. Сурин, А. И.История экономики и экономических учений: учеб.-метод. пособие / А. И.Сурин. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 200 с.

20. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учеб. для вузов / Я. С. Ядгаров. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480 с. – (Высшее образование).

 

         
   
 
   
 
 

 

 


Учебное издание

 

ГРИШИНА Елена Алексеевна

ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УЧЕНИЙ

Редактор Т. В. Веденеева

Компьютерная верстка Ф. Д. Фафурина

Подписано в печать 05.12.11. Формат 60×841/16.

Усл. печ. л. 7,79.

Заказ № 700. Тираж 50.

 

Издательство ПГУ

Пенза, Красная, 40, т.: 56-47-33

Тел./факс: (8412) 56-47-33; e-mail: iic@pnzgu.ru

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Е. А. Гришина

ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УЧЕНИЙ

Конспект лекций

 

 

ПЕНЗА 2011


[1] «Характеристические свойства» – это такие свойства, каждое из которых необходимо, но все вместе достаточны для характеристики объектов, принадлежащих понятию.

[2] Парадигма – введенное философом Т. С. Куном понятие теории науки, обозначающее господствующую научную модель. На парадигмах строится система категорий и понятий данной теории.

[3] Грюндерство – учреждение акционерных обществ, банков и страховых компаний.

[4] Фейерабенд Пол Карл (1924–1994) – австрийский ученый, философ.

[5] Л. Д. Троцкий (1879–1940) – деятель международного рабочего
и коммунистического движения, теоретик марксизма, основатель троцкистского движения.

[6] Л. И. Абалкин (1930–2011) – российский экономист, академик РАН, директор Института экономики РАН в 1991–2005 гг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.058 с.)