![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая мысль в 1960–1980-е гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1960-е гг. идеи эконометрики нашли отражение в концепции системы оптимального функционирования экономики (СОФЭ), оставившей заметный след в развитии советской науки. СОФЭ выступала как альтернатива господствовавшим методам управления народным хозяйством. В 1950–1960-е гг. не прекращались дискуссии о роли плана и рынка. Отношение к роли планирования и рыночных рычагов в экономической системе социализма стало главным критерием классификации советских политэкономов. В 1965–1967 гг. была предпринята попытка экономической реформы, основанная на хозяйственных методах руководства (концепция Е. Г. Либермана). Однако в науке сохраняли монополию сторонники планового подхода, представителями которого были Н. А. Цаголов, Н. В. Хессин и др. Изменения в мире, ускорение НТП в странах с рыночной экономикой к началу 1980-х гг. выявили полную несостоятельность методов управления народным хозяйством на основе административно-командных рычагов. Часть экономистов (Г. Лисичкин, Н. Петраков, О. Лацис и др.) склонялись к необходимости серьезных преобразований. У истоков перестройки стояли такие экономисты, как А. Аганбегян, Л. Абалкин [6], А. Анчишкин, Р. Гринберг, П. Бунич, С. Шаталин. Перестройка – теоретико-политическая программа реформирования командно-административной, бюрократизированной социальной системы СССР с целью перехода к демократическому социализму и рыночной экономике. Основы концепции перестройки заложил в 1985 г. апрельский Пленум ЦК КПСС. Ее теория, политика, программа действий были развиты и конкретизированы в решениях XXVII и XXVIII съездов КПСС. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачевым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом – гласности, преодолению обществом различного рода идеологических стереотипов и догм, отказу от политической монополии КПСС, становлению многопартийности (политический плюрализм), окончанию «холодной войны» и др. В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. К началу 1990-х гг. произошло обострение кризиса во всех сферах жизни общества, что привело в конечном итоге к распаду СССР в 1991 г. Какой-либо четкой идеологической основы у перестройки не было. Официальный марксизм-ленинизм давно выродился в схоластику и не мог дать каких-либо практических рекомендаций. Отчасти перестройка опиралась на «теорию конвергенции»: согласно этой теории, капитализм и социализм сближаются – в капиталистических странах усиливается роль государственного регулирования, а в социалистических усиливается роль рынка. В какой-то степени учитывался и опыт НЭП 1920-х гг.
ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ 1. Какая главная цель экономической политики государства утверждается в трактате «Артхашастра»: а) укрепление политической власти; б) пополнение государственной казны; в) развитие товарных отношений? 2. Какую систему предлагал ввести Мо Ди, которая позволит удовлетворить потребности государства без рабского труда за счет крестьян: а) оброчную; б) денежную; в) налоговую? 3. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью: а) скорейшего перехода к рыночной экономике; б) обеспечения роста налоговых поступлений в казну; в) не допустить разрушения основ натурального хозяйства. 4. Меркантилисты были: а) сторонниками государственного вмешательства в экономику; б) противниками государственного вмешательства в экономику; в) сторонниками либерализма. 5. Физиократы считали, что богатство создается: а) в сфере торговли; б) в сфере производства; в) в сельском хозяйстве. 6. Трудовую теорию стоимости разделяли: а) меркантилисты; б) представители классической школы; в) маржиналисты. 7. Представители классической школы считали, что богатство создается: а) в сфере торговли; б) в сфере производства; в) в сельском хозяйстве. 8. Идеологами и пропагандистами протекционизма были: а) физиократы; б) меркантилисты; в) представители классической школы. 9. Сторонниками активного государственного вмешательства в экономику были: а) физиократы; б) меркантилисты; в) представители классической школы. 10. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главной причиной бедности является: а) несовершенство социального законодательства; б) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса; в) постоянно высокие темпы роста численности населения. 11. Карл Маркс открыл экономический закон движения буржуазного общества: а) закон производства прибавочной стоимости; б) закон стоимости; в) закон спроса; г) закон конкуренции.
12. Что при капитализме является товаром особого рода: а) капитал; б)земля; в) информация; г) рабочая сила? 13. Кто являются пионерами маржинализма: а) К. Менгер, С. Джевонс, А. Вальрас; б)Г. Госсен, Ж. Дюпюи, А. Курно, И. Тюнен; в) А. Маршалл, Дж. Б. Кларк, В. Парето; г) К. Маркс, Ф. Энгельс, К. Каутский?
14. Представители австрийской школы маржинализма: а) А. Вальрас, А. Пигу; б)К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер; в) А. Маршалл, Дж. Кларк; г) Г. Госсен, Ж. Дюпюи. 15. Оптимум Парето означает: а) критерий социальной справедливости; б) критерий отсутствия растраты ресурсов; в) критерий наилучшего распределения ресурсов; г) критерий социальной несправедливости. 16. Институционализм зародился в США на рубеже XIX и XX вв. и выступает как наследник: а) марксизма; б)исторической школы; в) неоклассической школы; г) маржинализма.
17. Что отличает институционализм от других направлений экономической мысли: а) требование усилить «контроль общества над бизнесом»; б) критерий отсутствия растраты ресурсов; в) критерий наилучшего распределения ресурсов; г) критерий социальной несправедливости?
18. Эффективный спрос по Дж. М. Кейнсу, это: а) спрос на инвестиционные товары; б) спрос на новые товары; в) спрос на национальные товары; г) спрос действительно предъявляемый, а не потенциально возможный. 19. Основной причиной «Великой депрессии» 1930-х гг. а) рост цен; б) регулирование экономики; г) рост военных расходов; д) уменьшение уровня инвестиционной деятельности.
20. Какая из школ не относится к школам неолиберализма: а) лондонская; б) фрайбургская; в) чикагская; г) меркантилизма? 21. Людвиг Эрхард проводил в Германии политику: а) кейнсианства; б) классической школы; в) неоордолиберализма; г) социализма.
22. Какая проблема выдвинута на первый план и занимает центральное место в теоретических построениях институционалистов: а) проблема трансформации; б) проблема конкуренции; в) проблема ценообразования; г) проблема управления экономикой? 23. В постиндустриальном обществе снижается роль: а) материального производства; б)сектора услуг; в) информационного сектора; г) образования. 24. Особое внимание в теории эволюционной экономики уделяется: а) государству; б) процессу инноваций; в) процессу планирования; г) техноструктуре.
25. Какой вопрос для большинства экономистов России XIX в. имел особое значение: а) как создавать богатство; б) земля и люди; в) крестьянский вопрос; г) классовый вопрос? 26. Какую роль Н. Г. Чернышевский отводил становлению и развитию экономической теории: а) как основа действенной революционной борьбы; б) как основа народного просвещения; в) как основа действенной экономической политики, реальной хозяйственной практики; г) все верно? 27. Теоретической базой политики военного коммунизма стали идеи: а) В. Ленина, И. Сталина; б) Л. Троцкого, Н. Бухарина; в) К. Маркса, Ф. Энгельса; г) Я. Свердлова, М. Калинина. 28. Какую новую науку создал Л. В. Канторович: а) эконометрику; б) линейное программирование; в) прогнозирование; г) линейную алгебру?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агапова, И. И. История экономической мысли: курс лекций / И. И. Агапова. – М.: Тандем; Экмос, 1998. – 248 с. 2. Аникин, А. В. Юность науки: Жизнь и идеи экономистов-мыслителей до Маркса / А. В. Аникин. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1985. – 367 с. 3. Аникин, А. В. Уильям Петти / А. В. Аникин, В. А. Аникин. – М.: Экономика, 1986. – 94 с. 4. Бартенев, С. А. Экономические теории и школы (история и современность): курс лекций / С. А. Бартенев. – М.: БЕК, 1996. – 352 с. 5. Бартенев, С. А. История экономических учений в вопросах и ответах: учеб.-метод. пособие / С. А. Бартенев. – М.: Юристъ, 2002. – 192 с. 6. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М. Блауг. – М.: Дело Лтд, 1994. 7. Гусейнов, Р. М. История экономических учений: учеб. / 8. История экономических учений (современный этап) / под ред. А. Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 1999. 9. История экономических учений: учеб. пособие / под ред. В. Автономова, 10. Историяэкономических учений: учеб. пособие / под ред. Л. С. Шаховской. – Волгоград: ВолгГТУ, 2002. – 264 с. 11. История экономических учений: учеб. / М. Н. Рындина, Е. Г. Василевский, 12. История экономических учений: метод. указания / сост.: Г. М. Ерёмин, 13. Кейнс, Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. – М.: Гелиос АРВ, 1999. – 352 с. 14. Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров / Е. М. Майбурд. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2000. – 560 с. 15. Мальтус, Т. Опыт о законе народонаселения / Т. Мальтус // Антология экономической классики. – М.: МП, 1993. – Т. 2. 16. Маркс, К. Капитал / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 23. 17. Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл; пер. с англ. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. – Т. 1. – 26 с. – (Серия для научных библиотек «Экономическая мысль Запада»). 18. Милль, Дж. С. Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии: в 3 т. / Дж. С. Милль. – М.: Прогресс, 1980–1981. – Т. I. – С. 7–108. 19. Сурин, А. И.История экономики и экономических учений: учеб.-метод. пособие / А. И.Сурин. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 200 с. 20. Ядгаров, Я. С. История экономических учений: учеб. для вузов / Я. С. Ядгаров. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480 с. – (Высшее образование).
Учебное издание
ГРИШИНА Елена Алексеевна ИСТОРИЯ Редактор Т. В. Веденеева Компьютерная верстка Ф. Д. Фафурина Подписано в печать 05.12.11. Формат 60×841/16. Усл. печ. л. 7,79. Заказ № 700. Тираж 50.
Издательство ПГУ Пенза, Красная, 40, т.: 56-47-33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Е. А. Гришина ИСТОРИЯ Конспект лекций
ПЕНЗА [1] «Характеристические свойства» – это такие свойства, каждое из которых необходимо, но все вместе достаточны для характеристики объектов, принадлежащих понятию. [2] Парадигма – введенное философом Т. С. Куном понятие теории науки, обозначающее господствующую научную модель. На парадигмах строится система категорий и понятий данной теории. [3] Грюндерство – учреждение акционерных обществ, банков и страховых компаний. [4] Фейерабенд Пол Карл (1924–1994) – австрийский ученый, философ. [5] Л. Д. Троцкий (1879–1940) – деятель международного рабочего [6] Л. И. Абалкин (1930–2011) – российский экономист, академик РАН, директор Института экономики РАН в 1991–2005 гг.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.55 (0.012 с.) |