Американская школа маржинализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Американская школа маржинализма



Джон Бейтс Кларк (1847–1938) – американский экономист, сторонник австрийской школы маржинализма. Основная работа «Распределение богатства» (1899).

Основные теоретические взгляды Кларка:

– придерживался теории предельной полезности;

– считал, что распределение общественного продукта осуществляется в соответствии с вкладом каждого из факторов производства (труд, капитал, земля). Заработная плата, процент и рента – цены факторов производства, совпадающие по величине с их предельным продуктом или с их предельной производительностью;

– сформулировал закон убывающей предельной производительности: «В условиях, когда хотя бы один фактор производства остается неизменным, дополнительное приращение других факторов дает все меньший и меньший прирост продукции»;

– попытался точно определить долю труда и капитала в стоимости товара:

1) предельный рабочий создает предельный продукт, который в денежной форме определяет уровень заработной платы всех рабочих;

2) продукт капитала определяется как разность между всем продуктом промышленности и продуктом труда.

Теория предельной производительности вошла в современную теорию поведения фирмы как теория формирования цен спроса на производственные факторы [5, с. 118–121].

 

 

4. Кембриджская школа маржинализма

Альфред Маршалл (1842–1924) – основатель неоклассического направления в экономической теории.

Основные произведения: «Принципы экономической науки» (1891); «Промышленность и торговля» (1919); «Деньги, кредит
и торговля» (1922).

 

Вклад А. Маршалла в экономическую науку:

– главным вкладом Маршалла в экономическую науку является соединение воедино классической теории и маржинализма;

– разработал теорию цены, в которой использовал концепцию ценообразования классической и австрийской школы. Цена – сим-
биоз издержек производства и предельной полезности, спроса и предложения. Графическим изображением данного положения является знаменитый график, именуемый «крест Маршалла», или «ножницы» Маршалла;

– ввел в экономическую науку понятия: «цена спроса», «цена предложения». Цена спроса – максимальная цена, которую готов уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара. Цена предложения – минимальная цена, по которой продавец согласен продавать данное количество товаров по данной цене, определяется предельными издержками производства;

– сформулировал причины, сдвигающие кривые спроса и предложения;

– дал понятие «эластичность спроса» – функциональную зависимость спроса от изменения цены [6, с. 346–395].

Артур Сесил Пигу (1877–1959) – английский экономист, ученик А. Маршалла.

Основные произведения А. Пигу: «Экономическая теория благосостояния» (1924); «Экономика стационарных состояний» (1935); «Занятость и равновесие» (1949).

Основные экономические идеи А. Пигу:

– «эффект Пигу»: рост денежной массы, при отсутствии инфляционных ожиданий и гибкой системе цен и процентных ставок приводит не к повышению, а к понижению уровня цен;

– завершил создание неоклассической теории благосостояния. Подчеркивал, что размеры национального дивиденда не точно отражают уровень общего благосостояния, так как многие элементы качества жизни, не имеющие денежной оценки, тем не менее являются реальными факторами благосостояния;

– утверждал, что на общий уровень благосостояния оказывают влияние не только величина национального дивиденда (национального дохода), но и принципы его распределения. Основываясь на законе убывающей предельной полезности, выдвинул тезис, что передача части дохода от богатых к бедным увеличивает сумму общего благосостояния;

– выступал за выравнивание посредством налогов размеров располагаемого дохода;

– доказывал, что система «свободного рынка» порождает конфликты между частными и общественными интересами, и государство должно обеспечивать максимизацию общественного благосостояния через механизм перераспределения доходов и учета «внешних эффектов», а также обеспечивать развитие фундаментальной науки, образования [9, с. 213–254].

 

5. Лозаннская (математическая) школа
маржинализма

Представителями лозаннской школы маржинализма являются: Л. Вальрас и В. Парето.

Леон Вальрас (1834–1910) –французский экономист, лидер лозаннской школы маржинализма, с 1870 по 1892 г. – профессор Лозаннского университета, основатель концепции общего экономического равновесия. Основное произведение Л. Вальраса: «Элементы чистой политической экономии или теории богатства общества» (1874). Главная цель книги: описать состояние общего равновесия рыночной системы хозяйства. Эта задача ставилась многими экономистами. Однако Л. Вальрасу впервые в истории науки удалось формализовать условия равновесия на основе синтеза теории полезности, теории спроса и предложения и математических методов. Модель общего равновесия Л. Вальраса включает в себя два типа рынков в общем кругообороте: рынок благ и рынок факторов производства. Общее равновесие достигается, если оба типа рынков одновременно находятся в состоянии равновесия, т.е. на всех рынках спрос равен предложению.

Условия общего равновесия (на рынках благ и факторов производства):

– на всех рынках спрос равен предложению;

– на всех рынках существует постоянная, устойчивая цена;

– продажная цена продуктов равна издержкам, которые представляют собой цены факторов производства.

Схема общего равновесия

Экономика у Л. Вальраса представлена фирмами и домохозяйствами. Домохозяйства – собственники факторов производства (труда, капитала, земли). Фирмы–покупатели факторов производства и производители товаров и услуг. Рассмотрим движение продуктов и ресурсов в натуральной и денежной форме в экономической системе Л. Вальраса (рис. 2). Начнем с натуральной формы. Домашние хозяйства продают свои факторы производства фирмам, те их покупают и производят с их помощью товары и услуги, а затем продают домашним хозяйствам. Роли продавцов и покупателей постоянно меняются. Формируются доходы и расходы участников обмена. Теперь рассмотрим движение ресурсов и товаров в стоимостном виде. Домохозяйства продают факторы производства на рынке ресурсов, получая доход, который представляет собой цены факторов производства. С полученными доходами они идут на рынок продуктов, обменивая их на необходимые товары и услуги. Домохозяйства полностью тратят свои доходы (накопление отсутствует), т.е. сумма полученных доходов равна сумме потребительских расходов. Предприятия продают домохозяйствам товары и услуги. Продажная цена продуктов равна издержкам (ценам факторов производства). Таким образом, издержки производства полностью покрываются за счет валовой выручки от продажи товаров и услуг на рынке продуктов.

 

 

Рис. 2. Схема макроэкономического равновесия Л. Вальраса

Вильфредо Парето (1848–1923) – крупный итальянский представитель неоклассической экономической теории. К основным трудам В. Парето принято относить двухтомный «Курс политической экономии» (1898), «Учение политэкономии» (1906) и «Трактат по общей социологии» (1916).

Научное будущее В. Парето предрешил Л. Вальрас, предложивший ему в 1892 г. занять вместо себя кафедру политической экономии в Лозаннском университете. А в 1893 г. уже состоялось назначение Вальраса на должность профессора этой кафедры. В. Парето, как и Л. Вальрас, более всего сосредоточился на исследовании проблем общего экономического равновесия исходя также из маржинальных идей экономического анализа. Вместе с тем качественно новые принципы изучения предпосылок и факторов равновесности в экономике позволяют считать В. Парето (в отличие от Л. Вальраса) маржиналистом «второй волны» и соответственно одним из основоположников неоклассической экономической мысли.

Опираясь на функциональный подход, В. Парето преодолел присущий Л. Вальрасу субъективизм, что позволило ему отказаться от полезности (потребности) как единственной причины обмена и перейти к характеристике экономической системы в целом, где и спрос (потребление) и предложение (производство) рассматриваются как элементы равновесия в экономике. При этом, придерживаясь «чистой» экономической теории, В. Парето отрицает обусловленность неравенства доходов проблемой их распределения между классами.

Если в модели общего экономического равновесия Л. Вальраса критерием ее достижения считалась максимизация полезности, которая измерению не поддается, то в модели В. Парето этот критерий заменен другим, а именно: оценкой измерения соотношения предпочтений конкретного индивида, т.е., как называют в математике, выявлением порядковых (ординальных) величин, характеризующих их очередность.

В. Парето рассматривает выбор потребителя в зависимости как от количества данного блага, так и от количества всех других ресурсов, используя «кривые безразличия», которые отражают сохранение суммарных полезностей товаров в различных комбинациях их сочетания и предпочтение одних комбинаций другим. В результате появились паретовские трехмерные диаграммы, на осях которых откладываются находящиеся у потребителей неодинаковые количества одного и другого блага.

В. Парето отказался от традиционных подходов количественной характеристики полезности на основе межличностных сравнений полезности, сформулировав понятие общественной максимальной полезности, которое в экономической литературе теперь принято называть «оптимум Парето». Это понятие предназначено для оценки таких изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостояния всех с улучшением благосостояния, по крайней мере, одного человека.

В. Парето анализирует не только экономику свободной конкуренции, но и различные типы монополизированных рынков, что стало самостоятельным объектом исследования экономистов лишь через несколько десятилетий, т.е. в середине XX в.

 
 


Лекция 6

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

 

 

1. Историческая школа Германии. Особенности методологии исторической школы. Экономические исследования Фридриха Листа.

2. Предпосылки возникновения и идейные истоки институционального анализа в США.

3. Три течения американского институционализма: социально-психологический (Т. Веблен), социально-правовой (Дж. Коммонс), конъюнктурно-статисти-
ческий (У. Митчелл).

 

 

1. Историческая школа Германии.
Особенности методологии исторической школы. Экономические исследования
Фридриха Листа

 

Историческая школа сложилась в 1840–1890 гг. в Германии, где развитие экономической мысли шло своим путем. Этот путь объясняется своеобразными условиями социально-экономического развития страны:

– значительные пережитки феодальных отношений сдерживали формирование современной промышленности;

– на мировом рынке господствовала Англия, с которой молодая немецкая индустрия соперничать не могла;

– экономика Германии нуждалась в таможенной защите и госу-
дарственном покровительстве.

Наиболее ярким предшественником исторической школы был Фридрих Лист (1789–1846). Сущность его учения изложена в работе «Национальная система политической экономии» (1841).

Основные идеи Ф. Листа:

– считал, что каждой стране следует создать свою «национальную экономию» – в противоположность универсальной политической экономии классической школы. Утверждал, что хозяйство каждой страны развивается по своим собственным законам, которые зависят от ее истории, традиций, законодательства [19, с. 152–160];

– сформулировал свою теорию производительных сил. Производительные силы – это способность создавать богатство. Благосостояние нации определяется не количеством созданного товарного богатства (как утверждала классическая школа), а степенью развития производительных сил. Состав производительных сил по Листу:

1) заводская промышленность (главная производительная сила);

2) государственные институты;

3) религия;

4) наука;

5) пресса;

6) система образования;

7) моральные установки;

8) политико-экономические реформы и др.;

– считал, что производительный труд – это любой труд, прямо или косвенно способствующий созданию богатства;

– подчеркивал необходимость исторического подхода к экономике.

В эволюции национальной экономики Лист выделял пять стадий:

1) дикость;

2) пастушескую стадию;

3) земледельческую стадию;

4) земледельческо-мануфактурную;

5) земледельческо-мануфактурно-коммерческую.

Достижение пятой стадии требует государственного покровительства или «воспитательного» протекционизма. Его цель: создание единого национального рынка, устранение внутренних барьеров, защита от подавления национального хозяйства более развитыми странами. Протекционизм необходим для промышленности, но не для сельского хозяйства, так как это покровительство привело бы к удорожанию сырья и нанесло бы ущерб промышленности;

– признавал активную государственную политику необходимым условием хозяйственного прогресса в противоположность «laissez faire» классиков;

– считал, что только для стран, стоящих на равной ступени, может быть взаимовыгодна свободная торговля. Политике фритредерства Ф. Лист противопоставил идею «воспитательного протекционизма»;

– признавал необходимость таможенной защиты молодых отраслей национальной промышленности, пока они не достигнут уровня международной конкурентоспособности [2, с. 305–339].

«Старая» историческая школа (1840–1850)

Основные положения теории Ф.Листа получили развитие в работах Вильгельма Рошера (1817–1894), Бруно Гильдебранда (1812–1878), Карла Книса (1821–1898).

В. Рошер утверждал, что не существует однотипных хозяйственных систем у разных наций, поэтому общей для всего мира экономической теории быть не может, есть множество национальных наук.

Основные идеи Б. Гильдебранда:

– противопоставлял абстрактному методу классиков эмпирические исследования, сбор статистической и исторической информации;

– предложил трехфазную схему экономического развития человечества:

1) естественное или натуральное хозяйство;

2) денежное хозяйство;

3) кредитное хозяйство.

Кредитное хозяйство – высший тип хозяйства. Обмен совершается без участия денег, на основе кредита. Открыты все возможности для активных людей: даже с помощью кредита можно стать предпринимателем;

– критикует А. Смита и его последователей за игнорирование влияния на экономическую жизнь морали, права, обычаев, политики: это оказывает огромное влияние на мотивы человеческой деятельности.

Основные идеи К. Книса:

– отвергал саму возможность существования экономической теории, так как, по его мнению, наука существует лишь там, где есть повторяемость изучаемых явлений. Экономическое развитие народов специфично и не повторяется;

– экономические явления не доступны познанию. Можно только описать их возникновение и развитие и дать им моральную оценку;

– в экономической эволюции разных народов нельзя найти общих законов – можно в лучшем случае говорить об аналогиях.

«Молодая» историческая школа (1870-е гг.)

Пика популярности германская экономическая наука достигла в период деятельности « молодой» исторической школы. Ее представителями являются: Густав Шмоллер (1838–1917), Карл Бюхер (1847–1930), Луйо Брентано (1848–1931).

Основные идеи Г. Шмоллера:

– соглашалсяс выводами К. Маркса о классовом конфликте предпринимателей и рабочих. Условия классового мира и эффектив-
ности экономики: защита государством интересов низших классов, социальное законодательство, гарантирование рабочим коллективных договоров с предпринимателями;

– предложил новую концепцию народного хозяйства, в центр которой ставил «общность языка, истории, обычаев, идей» – это глубже, чем что-либо другое (товары, капитал, государственность), связывает отдельные хозяйства;

– не признавал абстрактно-дедуктивный метод Д. Рикардо и анализ экономических явлений, изолированный от истории, географии, психологии, этики, юриспруденции. По мнению Г. Шмоллера, политическая экономия – этическая наука;

– не считал возможным применение математики в общественных науках. Указывал, что человеческая психика – слишком сложная задача для дифференциального исчисления;

– был активным сторонником применения статистического материала в политэкономии.

Основные идеи К. Бюхера изложены в главной работе «Возникновение народного хозяйства» (1893):

– предложил обобщенную схему развития хозяйств: 1-я ступень – домашнее хозяйство: продукты потребляются там же, где произведены; 2-я ступень – городское хозяйство: продукты производятся для внешнего потребления; 3-я ступень – народное хозяйство: производитель работает на неизвестный рынок. Товары проходят ряд посредствующих звеньев, прежде чем дойти до потребителя. Определяющую роль играет деятельность денежного капитала;

– одним из первых заметил возрастающую роль ссудного капитала, к которому причислял банковский и акционерный капитал.

Основные идеи Луи Брентано:

– экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации;

– пропагандировал теорию устойчивости мелкого производства в сельском хозяйстве;

– обосновывал заинтересованность предпринимателей в росте заработной платы, так как это является стимулом к повышению производительности труда.

«Юная» историческая школа

Возникла в начале ХХ в. Главные представители: Вернер Зомбарт (1863–1941), Макс Вебер (1864–1920).

Они поставили в центр своего внимания историко-этическую проблематику «духа капитализма». Стали основателями новой научной дисциплины – экономической социологии.

Вернер Зомбарт – немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры, ученик Г. Шмоллера.

Основные идеи В. Зомбарта –в своей основной работе «Современный капитализм» (1902) отмечал: предприниматели – это «добытчики» прибыли. В. Зомбарт насчитал шесть основных типов капиталистических предпринимателей:

1) разбойники (участники военных походов ради добычи золота);

2) феодалы (занимающиеся коммерцией: продажа земли, шерсти);

3) государственные деятели (насаждающие торговые и промышленные компании);

4) спекулянты (оперирующие с деньгами и ценными бумагами: ростовщики, банкиры, биржевые игроки, грюндеры – учредители акционерных обществ);

5) купцы;

6) ремесленники – мастера и коммерсанты в одном лице.

Главные функции предпринимателя:

– организационные;

– торговые;

– счетоводные.

Выделяет три главные формы конкуренции в современном мире:

– конкуренция эффективностью (ценовая);

– конкуренция внушением (реклама);

– конкуренция насилием (характерна для крупных компаний, направлена на стремление к монополии).

Ввел в экономическую теорию понятие «конъюнктура» как общее положение рыночных отношений в каждый данный момент.

Рассматривая колебания конъюнктуры, В. Зомбарт отметил тенденцию к их сглаживанию. Основные причины сглаживания колебаний конъюнктуры:

– прогнозирование;

– рационализация денежного обращения и банковской системы;

– насыщение хозяйственного организма средствами производства и уменьшение доли благ конъюнктурного подъема;

– концентрация производства и централизация капитала в акционерных обществах, способных противостоять спаду;

– законодательное ограничение спекулятивной деятельности.

М. Вебер – немецкий социолог, историк и экономист; главная его работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1904).

Основные идеи М. Вебера:

– вслед за Зомбартом анализировал истоки «капиталистического духа»;

– рассматривал капиталистическое общество как концентрированное выражение экономической рациональности: это не только стремление к наживе, но и профессиональный труд для получения прибыли на основе обмена, а также хозяйственный учет затрат и результатов;

– считал, что капитализм обязан своим существованием протестантской этике, для которой высшие качества – трудолюбие, скромность, честность, благотворительность;

– исследовал взаимосвязь между религиозными идеями и экономической организацией общества. Религия, культурные и этические нормы выступают как существенные элементы, определяющие экономическое поведение человека [20, с. 252–258].

 

 

2. Предпосылки возникновения
и идейные истоки институционального
анализа в США

 

Многие элементы из «исторической школы» были восприняты таким направлением экономической мысли, как институционализм. Термин «институционализм» происходит от слова «институт» или «институция», под которым понимается определенный обычай, порядок, принятый в обществе, а также закрепление обычаев в виде закона или учреждения. Идеологи институционализма относили к институтам как надстроечные, так и экономические явления: государство, семью, частную собственность, корпорации, систему денежного обращения и др. Понятие «институт» означало стремление к расширению предмета экономической науки, включение в анализ неэкономических явлений и учреждений.

Институционализм – это в определенном смысле альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Если неоклассики исходят из смитианского тезиса о совершенстве рыночного хозяйственного механизма и саморегулируемости экономики и придерживаются «чистой экономической науки», то институционалисты движущей силой экономики наряду с материальными факторами считают также духовные, моральные, правовые и другие, рассматриваемые в историческом контексте. Объекты исследования, институты, не подразделяются на первичные или вторичные и не противопоставляются друг другу. Представители данного направления отрицают решающую роль экономических отношений людей в системе общественных отношений. Институционализм зародился в США на рубеже XIX и XX вв. Три крупных экономиста стоят у его истоков (Торстейн Веблен, Джон Коммонс и Уэсли Клэр Митчелл). Труды американских ученых и их последователей объединяет антимонопольная направленность, идея учета влияния на экономический рост всей совокупности общественных отношений и необходимость государственного вмешательства в экономику. Причем в последней части можно упомянуть требование усилить «контроль общества над бизнесом».

Эволюция институционализма:

1. Раннийинституционализм(конец XIX – 30-е гг. XX в.) –
Т. Веблен, Дж. М. Коммонс, У. К. Митчелл.

2. Поздний институционализм (40–50-е гг. XX в.) – Дж. М. Кларк, А. Берли, Г. Минз и др.

3. Современный институционализм (неоинституционализм) – 60–70-е гг. XX в. – начало XXI в.) – У. Ростоу, Д. Белл, Дж. К. Гэлбрейт, Коуз, Г. Беккер, Дж. Бьюкенен, Д. Норт и др.

Основные проблемы, которые исследует институционализм:

– проблема власти и экономики;

– социальные отношения;

– снижение уровня социального неравенства;

– создание нового международного экономического порядка;

– проблемы благосостояния общества;

– деятельность крупных корпораций;

– международное разделение труда и др.

3. Три течения американского
институционализма:
социально-психологический
(Т. Веблен), социально-правовой
(Дж. Коммонс), конъюнктурно-
статистический (У. Митчелл)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.067 с.)