Теории несовершенной и монополистической конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории несовершенной и монополистической конкуренции



Кризисные годы депрессии 1929–1933 гг. повлекли за собой модификацию традиционной неоклассической микроэкономической теории А. Маршалла. Реалистичный взгляд на механизмы функционирования рынков и процесс формирования цен в неоклассической теории был представлен в 1930-х гг. в трудах экономистов
Э. Чемберлина (США) и Дж. Робинсон (Англия).

Эдвард Гастингс Чемберлин (1899–1967)– американский экономист, основоположник теории монополистической кон-
куренции.

Основные экономические идеи Э. Чемберлина:

– первым в экономической теории ввел понятие «монополистическая конкуренция». До этого традиционная экономическая наука считала конкуренцию и монополию взаимоисключающими понятиями, цены объяснялись либо в категориях конкуренции, либо в категориях монополии;

– по Э. Чемберлину, большинство экономических явлений включают и конкуренцию (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок), и монополию (покупатели отдают предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). Предприниматели, желая получать монопольную прибыль, стремятся создать товар, который хоть чем-то отличается от конкурента. Так, возникает монополия по дифференциации продукта, которая лежит в основе монополистической конкуренции;

– дифференциация продукта — это наличие в товаре (услуге) одного из продавцов (производителей) существенного отличного признака, который приводит к предоставлению преимущества при покупке продукта именно этого производителя. Виды дифференциации продукта:

1) дифференциация продукта может базироваться на определенных особенностях, различных свойствах самого продукта (фабричные марки, фирменные названия, стиль и т.д.);

2) дифференциация может существовать в отношении условий реализации и услуг, сопутствующих продаже (манера ведения дел, репутация, деловая сноровка и т.д.);

3) дифференциация продукта может быть связана с более удобным местонахождением продавца;

– пределы власти этой группы монополистов ограничены: вследствие существования товаров-заменителей (субститутов) и возможно высокой эластичности спроса по цене;

– цены, по Чемберлину, не решающий инструмент конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей;

– в масштабе всего общества переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребители платят за товар дороже, а выпуск товаров будет меньше потенциально возможного. Поэтому имеет место недогрузка производственных мощностей и безработица. За данное состояние экономики монополисты несут ответственность лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества.

Однако в целом процесс дифференциации продукта порожден разнообразием вкусов потребителей.

В свою теорию цены Чемберлин вводит понятие «издержки сбыта» – затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт. По его мнению, при увеличении объема выпуска продукции издержки производства сокращаются, а издержки сбыта дополнительной продукции растут, поэтому в долгосрочном периоде избыточная прибыль отсутствует. Цена покрывает полные издержки (издержки производства и сбыта).

Джоан Робинсон (1903–1983) – самая известная в мире женщина-экономист, представительница Кембриджской школы. В 1965–1971 гг. работала профессором Кембриджского университета. В период учебы в Кембридже одним из преподавателей Дж. Робинсон был А. Маршалл, что отразилось на ее творческой деятельности в довоенный период.

Мировое признание ей принес труд «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933).

Основные экономические идеи Дж. Робинсон:

– основное внимание в ранних трудах Дж. Робинсон уделяла микроэкономическому уровню ведения хозяйства;

– обосновала собственную макроэкономическую концепцию экономического роста, проработав марксистские схемы общественного воспроизводства;

– критиковала неоклассическую теорию предельной производительности и концепцию функционального распределения доходов, сформулировала принципиальные методологические позиции левого кейнсианства;

– среди типов рыночных структур (рыночных ситуаций) проанализировала чистую монополию, монопсонию и олигополию;

– процесс ценообразования рассматривала при условии, когда каждый производитель выступает как монопольный обладатель своего собственного продукта (новаторство Дж. Робинсон);

– ведущий метод исследования Дж. Робинсон – частично равновесный подход к ситуациям совершенной и несовершенной конкуренции. В условиях совершенной конкуренции производитель расширяет масштабы производства до тех пор, пока предельные расходы и цена не уравняются. При несовершенной конкуренции Дж. Робинсон доказывает, что выгодным становится сокращение объемов производства, основой которого является рост количества покупателей, вытеснение конкурентов, высокая цена возможных товаров-заменителей (субститутов);

– утверждала, что несовершенная конкуренция стимулирует специализацию, которая дает возможность реализовать экономию от масштаба производства;

– ввела в экономическую теорию понятие «дискриминация в ценах», что означало сегментацию рынка монополией на основе учета различной эластичности спроса по цене у разных категорий потребителей, маневрирование ценами для разных групп, на разных географических рынках;

– показала последствия ценовой дискриминации, которая:

· приводит к увеличению объема выпуска продукции и валового дохода;

· ведет к неправильному распределению ресурсов и к их общему недоиспользованию;

· неблагоприятно влияет на распределение богатства между людьми.

По мнению Робинсон, монополист – это один производитель или продавец на рынке. Используя монопольное положение, фирма может продавать по высшей цене, чем конкурирующие производители. Равновесие при условиях монополии (равенство предельного дохода и предельных расходов) приводит к высшей цене и низшему качеству предлагаемого товара, по сравнению с совершенной конкуренцией. Монополия предусматривает также дифференциацию товаров. Дополнительным условием монополизации являются размеры фирмы, которые превышают оптимальные.

Чистая монополия – это ситуация, когда одна фирма является единственным производителем (продавцом) продукта, у которого нет близких заменителей. Возникновение чистой монополии связано с образованием барьеров вхождения в отрасль, монополией производителей сырья и т.п. Фирма-монополист получает полныйконтроль над ценой.

Учитывая, что монополия не только рыночное явление, но и порождение высококонцентрированного производства, Дж. Робинсон указывала на действие эффекта экономии от масштаба. С расширением производствапроисходит снижение уровня постоянных расходов на единицу продукции, которая вызывает экономию совокупных расходов фирмы.

Олигополия – рыночное состояние, которое характеризуется небольшим количеством мощных фирм-производителей со значительными объемами производства. Особенностью олигополии является взаимозависимость между фирмами, которая определяет специфику ценообразования: формируя ценовую политику, каждая из фирм отрасли вынуждена учитывать поведение и реакцию конкурентов.

Монопсония – тип рыночной структуры, которая определяется существованием монополии единственного покупателя определенного товара.

Последствия монопсонии на рынке труда: компания-монопсонист навязывает рабочим условия сделки: реальная заработная плата может оказаться ниже предельного продукта труда рабочего (эксплуатация труда). Факторы, противодействующие эксплуатации труда: законодательство о минимальной заработной плате; политика профсоюзов и др.

Влияние монополии Дж. Робинсон рассматривает как дилемму: эффективность или справедливость. С одной стороны, рост размеров производственной единицы в той или другой отрасли обусловливает совершенствование методов производства, а с другой, приводит к еще большей неравномерности в распределении богатства.

Дж. Робинсон, в отличие от многих западных ученых, высоко ценила достижения марксистской экономической теории.

Отсутствие в теориях Э. Чемберлина и Дж. Робинсон концепции государственной регуляции экономики является свидетельством непризнания ими его необходимости.

Теории монополистической и несовершенной конкуренции
Э. Чемберлина и Дж. Робинсон представили экономической науке реалистичные схемы функционирования рыночного механизма и процесса ценообразования, оставив неизменными другие постулаты неоклассической теории.

 
 


Лекция 8

НЕОЛИБЕРАЛИЗМ

1. Теоретические корни неолиберализма.

2. Лондонская школа неолиберализма.

3. Чикагская школа неолиберализма (монетаризм).

4. Фрайбургская школа (неоордолиберализм).

5. Экономическая теория предложения.

6. Теория рациональных ожиданий.

1. Теоретические корни неолиберализма.

Вплоть до середины 70-х гг. ХХ в. экономика западных стран развивалась динамично. В этот период кейнсианские рекомендации с успехом применялись во многих странах. Однако в 1969–1971 гг., 1974–1975 гг. наблюдался спад в экономике. В 1980–1982 гг. вновь разразился экономический кризис. Таким образом, жизнь опровергла кейнсианскую концепцию роста и антициклического регулирования экономики. В результате этих процессов в странах Запада на первое место выдвинулся неолиберализм. Неолиберализм – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования экономики, свободной от излишней регламентации.

Общая характеристика неолиберализма:

– своими корнями уходит в экономическое учение А. Смита с его принципом «невидимой руки»;

– исходит из того, что рынок как наиболее эффективная форма хозяйствования создает наилучшие условия для экономического роста, имеет внутренние экономические регулирующие стабилизаторы;

– признают большую роль индивидуальной свободы и частной собственности в росте экономической эффективности;

– роль государства в экономике ограничена и состоит только в том, чтобы создавать и поддерживать условия для благоприятного развития свободной конкуренции. Государственное вмешательство непосредственно в экономические процессы недопустимо.

К неолиберализму относят три школы: лондонскую (Ф. фон Хайек); чикагскую (М. Фридмен); фрайбургскую (В. Ойкен, Л. Эрхард).

Представители современного неолиберализма оказывают немалое влияние на экономическую политику. Теоретические постулаты неолибералов были использованы при формировании экономических курсов, названных «рейганомикой» и «тэтчеризмом». В них делался упор на ограничение государственного участия в экономической жизни, создание максимально благоприятных условий для развития конкуренции – важнейшего регулирующего механизма. Сторонники экономического либерализма ведут речь не об отказе от государственного регулирования, а о его совершенствовании, эффективности. Дискуссии, теоретические разработки, рекомендации остаются в рамках традиционной проблемы – оптимального сочетания государственного регулирования и стихийного функционирования рыночного механизма – применительно к конкретным условиям и возможностям национальных экономик.

Родоначальник неолиберализма – американский экономист Людвиг фон Мизес (1881–1973). Основной труд – «Социализм» (1936).

Основные экономические идеи Людвига фон Мизеса:

– рассматривал три варианта экономического устройства современного мира: 1. Чисто рыночное хозяйство, 2. «Испорченный рынок». 3. Нерыночная экономика (социалистическая);

– считал, что особую роль в рыночном хозяйстве играет частная собственность. Она является обязательным и необходимым явлением цивилизации и материального благосостояния общества. Социальная функция частной собственности: способствовать оптимальному использованию ресурсов и обеспечивать суверенитет потребителей;

– доказывал логическую и практическую невозможность социализма, так как он неспособен рационально организовать хозяйство (нет частной собственности). Особенно критиковал планирование. По мнению Мизеса, оно отрицает конкуренцию, рыночные принципы ценообразования, способствует неэффективному использованию экономических ресурсов. Социализм – это «система запланированного хаоса»;

– утверждал, что усиление роли государства (особенно при социализме) неизбежно приводит к усилению роли бюрократии, коррупции, снижению эффективности экономики;

– предполагал, что только свободный рынок соответствует демократическим принципам, только в условиях свободного рынка потребитель является центром экономической системы. Потребитель, голосуя своим денежным доходом, определяет структуру общественного производства, максимизирует свое благосостояние, имея свободу выбора альтернативных возможностей. Положение человека в рыночной системе определяют его собственные усилия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 321; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.013 с.)