Под редакцией С. Г. Михневой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Под редакцией С. Г. Михневой



ГМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ПГУ)

 

Е. А. Гришина

ИСТОРИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УЧЕНИЙ

Конспект лекций

Под редакцией С. Г. Михневой

 

 

Пенза

Издательство ПГУ

2011

УДК 330.8

ББК 65.02

Г85

 

Рецензенты:

доктор экономических наук, профессор кафедры
«Экономическая теория» Пензенского государственного
педагогического университета им. В. Г. Белинского

В. А. Скворцова;

 

кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Экономика и экономические информационные системы»
Российского государственного университета инновационных
технологий и предпринимательства (филиал в г. Пензе)

И. И. Чернова

 

Гришина, Е. А.

Г85 История экономических учений: конспект лекций / Е. А. Гришина; под ред. С. Г. Михневой. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2011. – 134 с.  

Дано краткое изложение тем по истории экономических учений, отражающих эволюцию основных экономических направлений и школ, начиная с древних времен по настоящее время. Конспект лекций соответствует компетенциям, установленным государственным образовательным стандартом третьего поколения.

Книга подготовлена на кафедре «Экономическая теория и мировая экономика», предназначена для студентов экономических специальностей и направлений, может быть рекомендована аспирантам и магистрам, интересующимся развитием экономической мысли.

 

УДК 330.8

ББК 65.02

 

 

© Пензенский государственный университет, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5

 

Лекция 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО МИРА
И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
.. 7

1. Экономическая мысль Древнего Востока: законы царя Хаммурапи;
трактат «Артхашастра»; Конфуций. 8

2. Этимология термина «экономия». «Домострой» Ксенофонта. 12

3. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. 12

4. Особенности экономической мысли в период кризиса
римского рабовладения. 15

5. Экономическая мысль Средневековья. 16

 

Лекция 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
... 18

1. Сущность, особенности и этапы развития меркантилизма. 18

2. Историческое значение меркантилизма. 20

3. Экономическое учение физиократов. 21

4. Экономическая таблица Франсуа Кенэ. 22

 

Лекция 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ.. 24

1. Общая характеристика и основные этапы эволюции
классической политической экономии. 25

2. Экономическое учение У. Петти, П. Буагильбера. 27

3. Экономическое учение А. Смита. 28

4. Экономическое учение Д. Рикардо. 31

5. Экономические исследования Ж.-Б. Сэя, И. Т. Мальтуса,
Ж.–Ш. де Сисмонди. 33

6. Систематизация и развитие идей классической школы
в работах Дж. Ст. Милля. 36

 

Лекция 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА МАРКСИЗМА.. 38

1. Исторические и теоретические корни марксизма. 38

2. «Капитал» К. Маркса. 40

3. Ф. Энгельс как экономист. 45

 

Лекция 5. МАРЖИНАЛИСТСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.
НЕОКЛАССИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
.. 47

1. Общая характеристика маржиналистского анализа.
Пионеры маржинализма. 47

2. Австрийская школа маржинализма. 49

3. Американская школа маржинализма. 51

4. Кембриджская школа маржинализма. 51

5. Лозаннская (математическая) школа маржинализма. 53

Лекция 6. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ... 57

1. Историческая школа Германии. Особенности методологии
исторической школы. Экономические исследования Фридриха Листа. 57

2. Предпосылки возникновения и идейные истоки
институционального анализа в США.. 62

3.Три течения американского институционализма:
социально-психологический (Т. Веблен),
социально-правовой (Дж. Коммонс),
конъюнктурно-статистический (У. Митчелл). 63

Лекция 7. КЕЙНСИАНСТВО.. 68

1. Книга Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег»
и ее значение в развитии экономической науки. 68

2. Неокейнсианство. Теории экономического роста
Р. Харрода и Е. Домара. Теория экономического цикла А. Хансена. 72

3. Посткейнсианство. Теории несовершенной
и монополистической конкуренции. 78

Лекция 8. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ... 84

1. Теоретические корни неолиберализма. 84

2. Лондонская школа неолиберализма. 86

3. Чикагская школа неолиберализма (монетаризм). 87

4. Фрайбургская школа (неоордолиберализм). 88

5. Экономическая теория предложения. 88

6. Теория рациональных ожиданий. 90

Лекция 9. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ЗАПАДА
.. 92

1. Современный институционализм.. 92

2. Концепция постиндустриального общества. 97

3. Теории формирования рабочей силы. Теория человеческого капитала. 101

4. Эволюционная экономика. 102

5. Теория общественного выбора. 107

Лекция 10. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
В РОССИИ XIX – НАЧАЛА XX в.
111

1. Особенности развития экономической науки в России. 111

2. Русская экономическая мысль первой половины XIX в. 112

3. Экономическая мысль России второй половины XIX – начала XX в. 114

Лекция 11. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В СССР
И В РОССИИ В КОНЦЕ XX в
. 118

1. Экономическая мысль в период «военного коммунизма» и НЭП.. 118

2. Становление и развитие эконометрики в СССР. 124

3. Экономическая мысль в 1960–1980-е гг. 126

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ... 128

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 133


ПРЕДИСЛОВИЕ

История экономических учений является как самостоятельной наукой наряду с другими экономическими научными направлениями, так и учебной дисциплиной. Как наука она имеет свою историю. По мнению крупнейшего историка экономической мысли Йозефа Шумпетера, первыми публикациями, посвященными истории экономической мысли, стали статьи французского физиократа Пьера Дюпона де Немура в журнале «Эфемериды» (1767). Достаточно серьезный анализ ранних экономических концепций был проведен А. Смитом в его трактате «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Большой вклад в развитие науки внесли К. Маркс, К. Каутский, М. Блауг, Й. Шумпетер, А. Аникин, В. В. Афанасьев,
В. Н. Черковец, Ф. Я. Полянский и др.

Как наука история экономических учений изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ, показывает взаимосвязь и преемственность идей, трансформацию подходов и выводов.

При изучении истории экономических учений возникают вопросы: под влиянием каких условий меняются взгляды на экономическую действительность, как эволюционирует трактовка базовых категорий, совершенствуются методы экономических исследований.

Изучая эволюцию экономических концепций, мы можем уяснить, как разворачивается процесс формирования и обогащения наших знаний об экономике, как и почему многие идеи прошлого и сегодняшнего времени сохраняют свою актуальность, каким образом они влияют на наши современные представления.

История экономических учений помогает понять общую направленность эволюции экономической науки, трансформацию ее генеральных направлений, взаимосвязь с экономической политикой, принятие стратегических и оперативных решений. Экономисту, особенно специалисту по мировой экономике, полезно ознакомиться с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, создававшимися в разные времена и в разных странах. Экономическая мысль часто отражала или прямо влияла на экономическую практику как отдельных стран, так и всей мировой экономики.

История экономических учений является ступенью в познании экономической науки и помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций в их исторической эволюции.

Совместно с историей экономики она закрепляет в сознании, что экономические законы объективны, их нельзя самовольно придумывать и отменять юридическими или другими методами. История практической экономики дает ответы на эти вопросы. Право, государственное управление, менеджмент и другие науки могут только создавать условия для действия экономических законов – благоприятные или негативные.

Знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностями экономической практики, интересами различных социальных групп, стран, народов, понять причины эволюции научных положений, идей, уяснить их связи с происходящими изменениями в экономической практике.

Обращение к истории экономической мысли способствует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы, особенно в общественной, политической деятельности. Полезно также знать ошибки и заблуждения экономистов и политиков прошлого, чтобы самим их не повторять, а может и реабилитировать, что в истории уже было.

Нужно отметить, что взаимосвязь экономической реальности с теоретическими обобщениями весьма многогранна, противоречива, изменчива. В конспекте выделяются лишь наиболее существенные факторы, под воздействием которых формируются и эволюционируют экономические взгляды и концепции.

На формирование и развитие экономических теорий воздействуют многие факторы:

– труды и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, идеология;

– взаимовлияние национальных школ;

– развитие смежных разделов экономической науки – статистики, математики, демографии, социологии и др.;

– взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив, отсутствие внутренней логичности, сопряженности экономических законов и категорий.

История экономических учений имеет древние корни. В трудах мыслителей, записках, трактатах содержатся практические рекомендации, советы по организации, методам ведения хозяйства. Литературные источники, созданные за несколько сот лет до нашей эры, представляют собрание различных знаний о хозяйстве и обществе, своего рода преддверие обобщений, понятий, категорий, сложившихся намного позже.

Конспект лекций отражает учения, представленные в основных источниках всех времен.

 
 

Лекция 1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


1. Экономическая мысль Древнего Востока: законы царя Хаммурапи; трак-
тат «Артхашастра»; Конфуций.

2. Этимология термина «экономия». «Домострой» Ксенофонта.

3. Экономическая мысль Древней Греции и Древнего Рима.

4. Особенности экономической мысли в период кризиса римского рабовладения.

5. Экономическая мысль Средневековья.

1. Экономическая мысль Древнего Востока:
законы царя Хаммурапи;
трактат «Артхашастра»; Конфуций

 

В странах Древнего Востока рабство зародилось в IV тыс. до н.э. (В Китае первое рабовладельческое государство возникло во
II тыс. до н.э.). Особенностью восточного рабства являлось:

– существование наряду с частной собственностью рабовладельцев сельской общины;

– закабаление широких масс населения государством, в руках которого находилась ирригационная система;

– распространение долгового рабства.

В письменных источниках той эпохи важное место отводилось следующим вопросам:

– укреплению натурального хозяйства;

– организации и управлению государственным хозяйством;

– защите имущественных интересов частных рабовладельческих хозяйств;

– регламентации нарождавшихся товарно-денежных отношений.

Одним из древнейших источников экономической мысли является «Кодекс Хаммурапи» (XVIII в. до н.э.) – свод законов царя Хаммурапи в Вавилонском царстве.

В своде законов была изложена система правовых норм, направленных на укрепление экономической власти государства и натурально-хозяйственных отношений. Деление общества на рабов и рабовладельцев считалось вечным и естественным явлением.

Кодекс законов содержал статьи, защищавшие собственность граждан Вавилона. За кражу назначался такой большой штраф, что выплатить его было невозможно, поэтому штраф заменялся обращением в рабство или смертной казнью. Рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев. Рабов разрешалось убивать, увечить, менять на скот. За укрывательство раба полагалась смертная казнь.

Законы Хаммурапи ограничивали ростовщичество и долговое рабство и выражали заботу о развитии товарно-денежных отношений, но при этом предусматривалась их мелочная регламентация, что свидетельствовало о господстве натурального хозяйства.

Они регулировали также норму вознаграждения за свободный труд.

Важными источниками по истории экономической мысли Древней Индии являются Законы Ману и трактат «Артхашастра».

Законы Ману отражают общественный и государственный строй Индии в VI в. до н.э.

В Законах Ману обосновываются:

– общественное разделение труда;

– отношение господства и подчинения в древнеиндийском обществе;

– рабовладельческий строй.

«Артхашастра» в переводе с языка санскрит означает науку о материальной выгоде, под которой понималось пополнение государственной казны.

Главные темы трактата «Артхашастра» (между IV–III вв. до н.э.):

– сформированы правила организации государственного аппарата для подчинения низших каст высшим;

– утверждена главная цель экономической политики государства – пополнение государственной казны. Указываются основные источники государственных доходов: прибыль от царских хозяйств, различные налоги и пошлины, торговля как объект государственного регулирования (фиксировалась норма торговой прибыли, устанавливалась «справедливая» рыночная цена и т.д.)

– представлена программа деятельности правительства в экономической области с целью достижения экономического и политического подъема.

Древнекитайская экономическая мысль представлена именами Конфуция (551–479 гг. до н.э.), Мо Ди (479–430 гг. до н. э.) и др.,
а также популярным в IV–III вв. до н.э. коллективным трактатом «Гуань-цзы».

Основные идеи Конфуция (содержатся в его сборнике «Лунь-юй» – беседы и суждения) заключались в следующем:

– защищал рабовладельческий строй, развивая выдвинутую впервые в Китае теорию естественного права. Согласно этой теории, Бог является лишь первопричиной мира и не вмешивается в явления общественной жизни, подчиненной естественным законам, которые открываются разумом–даром Божиим–и охраняются гражданскими законами, составляющими естественное право;

– различал «великую общность» (коллективную собственность – крестьянскую общину) и частное владение (рабовладельческую собственность). Связывая все противоречия империи с частной собственностью, он ей же в конечном счете отдавал предпочтение;

– оправдывал сословное деление общества, рассматривая его как установленное богом и природой;

– источником богатства считал труд, и поэтому богатство го-
сударя должно основываться на богатстве народа. Он призывал народ больше работать и меньше потреблять;

– считал, что только образованный правитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять на равномерное распределение создаваемого обществом богатства;

– считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенству, постижению естественных правил уважения старших, сыновней почтительности и дружбе с братьями.

Мо Ди (479–430 гг. до н. э.) – один из наиболее ярких критиков Конфуция утверждал:

– от природы все люди равны, но по имущественному и общественному положению между людьми в любом государстве могут и должны быть различия;

– осуждал рабство, выступал против роскоши господствующего слоя;

– предлагал ввести налоговую систему, которая позволит удовлетворить потребности государства без рабского труда за счет налогов с крестьян.

Учение даосизма (от понятия «естественного закона» – «дао»), созданное легендарным мыслителем Китая Лао-Цзы (VI–V вв. до н. э.), призывало к порицанию эксплуататорского строя, где богачи богатеют, а бедняки еще больше беднеют. Выход автор видел в возврате к первобытно-общинному строю.

В V–III вв. до н. э. в Китае распространяются идеи «легистов» (законников), наиболее ярким представителем которых был
Шан Ян (400–338 гг. до н. э.). Он провел реформу территориально-административного деления в Китае и ряд других преобразований. Их целью было поощрение земледелия, регулирование ремесла и торговли, уничтожение общественного пользования землей, разрешение свободной купли-продажи земли, установление земельного налога в соответствии с размером земельного владения. Реформа проводилась в интересах новой имущественной знати против старой аристократии, которая казнила реформатора, но реформа Шан Яна отменена не была.

В IV–III вв. до н.э. в Китае распространяется экономический трактат «Гуань-цзы».

Основные идеи трактата «Гуань-цзы»:

1) сделать государство богатым, а народ довольным посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и ростовщиков;

2) усилить регулирующую роль государства в экономике.
С этой целью была разработана система государственного регулирования экономики, которая включала такие меры, как:

– регламентацию труда землевладельцев, ремесленников и торговцев;

– использование государством товарно-денежных отношений в целях регулирования экономики;

– следование принципу «уравновешивания хозяйства» путем создания государственных зерновых фондов в целях стабилизации цен на хлеб.

Основными составляющими понятия богатства в трактате названы, наряду с золотом и жемчугом, и иные материальные блага, товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению.
В трактате рассматривались и вопросы налогообложения также денежного обращения.

В целом трактат «Гуань-цзы» сыграл огромную роль в становлении экономической мысли Древнего Китая.

2. Этимология термина «экономия».
«Домострой» Ксенофонта

 

Современное слово «экономика» («экономия») происходит от древнегреческого «ойкономия». Его первый корень «ойкос» означает «дом». Второй корень, по разным версиям: «ном» – «закон» или «нем» – «регулировать», «организовывать». В буквальном переводе «ойкономия» означает: «наука о доме» или «искусство управления домом». Существует еще один перевод этого термина – «домострой» – именно такое русское название получил самый ранний из дошедших до нас литературных источников, посвященных специально этой теме, – трактат «Ойкономия» знаменитого греческого мыслителя Ксенофонта.

Основные идеи трактата «Ойкономия» Ксенофонта:

– давались советы по ведению домашнего хозяйства. Содержались призывы к бережливости, указание, как обращаться с рабами;

– утверждалось, что занятия крупной купеческой торговлей и ростовщичеством неприемлемы для свободных граждан. Ремесленные профессии тоже не достойны греков – это удел иностранцев и рабов. Только земледелие не вызывало никаких нареканий, оно и составило предмет экономии – науки о том, как сделать свое хозяйство богаче;

– отражалось стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежных отношений для укрепления натурального хозяйства;

– указывалось на связь между разделением труда и размерами рынка, на меновую стоимость продукта наряду с его потребительной стоимостью;

– признавалось, что деньги выполняют, кроме функций средства обращения и накопления сокровищ, функцию обращения в качестве капитала.

 

 

3. Экономическая мысль
Древней Греции и Древнего Рима

 

Сходных взглядов о значении земледелия, ремесла, торговли и функции денег придерживался Платон (427–347 гг. до н. э.). Из работ Платона для истории экономической мысли наиболее интересны «Государство» и «Законы», в которых описывается модель идеального государства. Во главе государства стоят философы как наиболее здравомыслящие, способные к познанию мира и к управлению людьми. Они должны действовать от имени и на благо всего общества, отрекаясь от личных пристрастий, – вот почему им запрещено обладать частной собственностью. В таком же положении к собственности находится и другое сословие – воины, чья обязанность – защита народа. Только земледельцы, ремесленники, занятые физическим трудом, имеют право владеть частным имуществом. Четкое разделение общественных и хозяйственных функции является основой для экономического процветания государства. Искусство вести хозяйство – экономия – входит в политику – искусство управления государством. Между экономией и политикой существует тесная связь, так, именно государству следует регулировать цены, не допуская получения купцами слишком высоких прибылей.

Аристотель (384–322 гг. до н. э) –древнегреческий философ и ученый, учился у Платона в Афинах. Позднее был воспитателем Александра Македонского. Основное произведение Аристотеля «Политика». Он первый, кто подверг анализу экономические явления и попытался выявить закономерности развития общества. Поэтому его можно назвать первым экономистом в истории науки.

Основные экономические взгляды Аристотеля:

– изложил проект идеального государства. Подобно Ксенофонту и Платону, настаивал на обусловленности деления общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический исключительно «законами природы». Указывал на более высокую роль в хозяйстве земледелия, а не ремесла или торговли;

– первый поставил проблему, которая стала центральной для экономистов на протяжении многих столетий: «Чем определяются пропорции обмена товаров?», «Что делает товары сравнимыми?».
У самого Аристотеля существовало несколько точек зрения на решение данной проблемы. В его трудах можно найти и зачатки трудовой теории стоимости, и упоминания о том, что в основе пропорций обмена товаров лежит их полезность, и утверждение, что сравнимыми товары делают деньги;

– все виды хозяйства и деятельности людей, от земледелия и скотоводства до ремесленного производства и торговли, он соотносил с одной из двух сфер – естественной (экономика) и неестественной (хрематистика). Под хрематистикой Аристотель понимал деятельность, направленную на извлечение прибыли, на накопление богатства, в отличие от экономики – как деятельности, направленной на приобретение благ для дома и государства. Первая из них должна поддерживаться государством, так как ее звенья способствуют удовлетворению насущных жизненных потребностей населения. С изобретением денег происходит разрушение экономики, превращение ее в хрематистику, в искусство делать деньги;

– осуждал использование денег для извлечения прибыли, а не по истинному назначению, ради меновой торговли. Подчеркивал,
что если деньги относятся к «экономике» – то это знак стоимости, обусловленный законом или обычаем, а если к «хрематистике» – то они выступают как представители неистинного богатства. Признавал, что ростовщичество у него «вызывает ненависть: процент представляет собой «выгоду» за счет должника, которую присвоил ростовщик и тем обогатился и это присвоение есть выражение его порочной алчности и скупости;

– выдвинул тезис, что распределение благ должно строиться на принципах справедливости, т.е. «по достоинству». Это означало,
в свою очередь, справедливость существования имущественного неравенства.

Традиции Древней Греции – прежде всего круг проблем и подходы к их решению – были продолжены и развиты в экономической мысли Древнего Рима. Но в отличие от греков экономическая мысль римлян гораздо более практична по своему характеру. Особенно показательны в этом отношении сочинения римских аграрников – Катона, Варрона, Колумеллы. В центре их внимания были вопросы организации управления частным рабовладельческим хозяйством, вопросы частной собственности и рабства.

Катон Старший (234–149 гг. до н. э.) – римский государственный деятель и агроном – в трактате «О земледелии» давал своим современникам конкретные советы о том, каким образом можно извлечь максимальную прибыль из своего имения. Путь кпроцветанию лежит через правильную организацию труда. В хозяйстве все должно быть рациональным: от того, что перестает приносить прибыль (это могут быть износившиеся инструменты, больной скот, старые рабы), следует безжалостно избавляться. Тот же рационализм и прагматичность диктовали, что рабам не должно быть плохо: их нельзя держать в холоде и голоде. Однако они не должны и простаивать без дела: «раб должен или работать, или спать». Катон давал подробные рекомендации по определению структуры угодий, которые можно рассматривать как шкалу доходности отраслей сельского хозяйства. Общая установка Катона такова: больше продавать своей продукции и меньше покупать чужой. Для достижения успеха важно учитывать все: и плодородие почвы, и месторасположение хозяйства – его близость к городу, наличие и качество дорог.

На сходной позиции к Катону стоял Варрон (116–27 гг. до н. э.) – энциклопедически образованный человек, создавший, помимо трактатов по аграрным вопросам, сочинения по математике, истории, музыке. Свои идеи ученый изложил в трактате «О сельском хозяйстве». Важнейшие отрасли, по его мнению, земледелие и животноводство. Животноводство Варрон признает самой выгодной отраслью ввиду сложившихся рыночных условий. Для увеличения доходности рабовладельческого хозяйства Варрон предлагал усилить эксплуатацию рабов, за которыми не признавал человеческих прав. Рабы – говорящее орудие.

Их последователь – Колумелла (I в. н. э.) в 12 книгах о развитии сельского хозяйства обобщил и систематизировал весь опыт греческих и римских агрономов. В его работах – масса практических советов о том, как с выгодой вести хозяйство. По вопросу об эффективности рабского труда взгляды Колумеллы существенно отличались от взглядов его предшественников. Видя, что труд рабов становится все менее производительным, рекомендовал переходить к широкому использованию труда колонов – рабов, «посаженных на землю».

4. Особенности экономической мысли
в период кризиса римского рабовладения

Колонат входит в круг центральных социально-экономических проблем развития средиземноморского общества в переходный период от античности к средневековью. При системе колоната крупная земельная собственность дробилась на парцеллы – небольшие земельные участки, сдаваемые землевладельцем в аренду колонам, которые постепенно прикреплялись к земле. Распространение колоната вызвано кризисом рабовладельческого хозяйства. Гай Плиний Старший – энциклопедически образованный человек создал обширный труд «Естественная история» в 37 книгах. Его сочинение охватывает все отрасли современного ему знания.

Плиний прямо осуждал рабовладельческие отношения: «Хуже нет обработки полей, чем толпами рабов, ибо что можно сделать с отчаявшимися людьми».

Плиний также осуждал крупное землевладение. Прослеживая историю развития земледелия Рима, ученый приходит к выводу, что оно шло по линии роста размеров участков и числа рабов, ихобрабатывающих. В результате крупные земледельческие хозяйства – латифундии – стали неуправляемыми. Плиний считал, что латифундии погубят Рим. Выход заключается в переходе от крупных хозяйств, обрабатываемых рабами, к мелким, обрабатываемых колонами.

Вслед за Платоном и Аристотелем концепцию «естественного права» разработал Цицерон (106–43 гг. до н. э.) – выдающийся римский оратор и государственный деятель.

 

 

Классы и доходы по А. Смиту

А. Смит выделяет три основных класса: землевладельцы, капиталисты и наемные работники. Доходы основных классов (рента, прибыль, заработная плата) являются первичными. Доходы всех других групп – вторичные, перераспределенные. Наемные рабочие не располагают никакой собственностью и вынуждены продавать свой труд за заработную плату (К. Маркс позже объяснил, что в действительности предметом купли-продажи является рабочая сила) [16, с. 194–196].

В условиях наемного труда величина заработной платы определяется стоимостью средств существования, необходимых для жизни рабочего и воспитания детей, которые сменят его на рынке труда.
У Смита двойственный подход к прибыли. С одной стороны, она порождается неоплаченным трудом, с другой – это заработная плата за особый вид труда по управлению, размеры прибыли определяются размерами капитала. С экономическим прогрессом норма прибыли снижается, так как с возрастанием капитала усиливается конкуренция.

Возникновение денег не связано с изобретательской деятельностью отдельных личностей. Деньги стихийно выделяются из товарного мира в результате длительного процесса развития. Главная функция денег – средство обращения. А. Смит считал целесообразным замену золота и серебра бумажными деньгами, которые в ограниченных количествах должны выпускать банки.

Кредит он рассматривал как средство активизации капитала и уделял ему мало внимания в своих трудах. Недооценивал самостоятельность денежно-кредитных факторов и их обратное влияние на производство.

Накопление капитала

Накопление капитала – ключ к богатству нации. Большая роль в накоплении капитала отводится предпринимателям. Непосредственной причиной возрастания капитала является бережливость предпринимателей.

Концепция «невидимой руки»

« Невидимая рука» – это стихийное действие объективных экономических законов, которые действуют помимо воли людей. « Невидимая рука» уравновешивает личные и общественные интересы, направляет личные интересы на решение общественных интересов.

Учение о заработной плате

Заработная плата – плата за труд наемного рабочего. Цена труда зависит от спроса и предложения на рабочие руки. При быстром росте населения спрос на рабочих отстает от предложения и заработная плата падает, и наоборот. Несмотря на постоянные колебания заработной платы, она возвращается к «естественной» норме, к стоимости необходимых средств существования. Таким образом, труд имеет естественную цену и рыночную цену. Цена труда не должна снижаться ниже естественной, так как это ведет к вымиранию. Рыночная цена может быть выше естественной, но только в прогрессирующем обществе, где имеют место накопление капитала и рост производительности труда [6, с. 107–108].

Учение о прибыли

Прибыль рассматривал как избыток стоимости над заработной платой. Следовательно, прибыль есть продукт неоплаченного труда рабочего. Сформулировал «закон падения нормы прибыли».

Школа Ж.-Б. Сэя

Ж.-Б. Сэй – французский экономист. Главный труд Сэя – «Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803). «Школа Сэя» представляла официальную экономическую науку во Франции в первой половине XIX в. Она восхваляла предпринимателя-капиталиста, проповедовала гармонию классовых интересов, выступала против рабочего движения.

Основные идеи Ж.-Б. Сэя:

– доказывал, что политическая экономия должна быть только теоретической и описательной и не должна давать никаких рецептов;

– защищал идеи либерализма, выступал против появления любого протекционизма. По его мнению, только без вмешательства государства в экономику можно избежать кризисов перепроизводства и недопотребления;

– является автором знаменитого «Закона рынков», известного впоследствии как «Закон Сэя». Суть данного закона: при достижении и соблюдении обществом всех принципов экономического либерализма производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос), т.е. совокупный спрос всегда будет равен совокупному предложению, а диспропорции между ними могут носить лишь временный характер. Общие кризисы перепроизводства, по мнению Ж.-Б. Сэя, в рыночном хозяйстве невозможны. Верил в гармонию интересов классов общества в условиях либеральных рыночных отношений;

– Ж.-Б. Сэй является автором теории трех главных факторов производства: труда, капитала и земли. Суть данной теории: в создании стоимости участвует не только труд, но также капитал и земля. Каждый фактор вносит свою лепту в создание стоимости и получает соответствующий доход: труд – заработную плату, капитал – прибыль, земля – ренту. Каждый получает «свое» и никто никого не эксплуатирует.

Капитал» К. Маркса

 

Учение, разработанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, представляет собой целостное мировоззрение, стройную систему философских взглядов. Экономическое учение занимает первостепенное место во всей системе марксистского мировоззрения. Основной свой научный труд «Капитал»К. Маркс посвятил политико-экономическому исследованию капиталистического общества; в нем он применил диалектико-материалистическую концепцию исторического процесса к исследованию капитализма, открыл экономический закон движения буржуазного общества – закон производства прибавочной стоимости. Созданию «Капитала» К. Маркс отдал 40 лет жизни – с 1843 по 1883 г. В «Капитале» К. Маркс раскрыл механизм капиталистической эксплуатации, показал, что присвоение капиталистами прибавочной стоимости, созданной рабочим классом, происходит в полном соответствии с внутренними законами капиталистического способа производства, в первую очередь – с законом стоимости.

«Капитал» К. Маркса обладает четкой и строгой структурой, которая в усложненной и обогащенной форме воспроизводит гегелевскую логику. В 1-м томе «Капитала» раскрывается сущность капитала и прибавочной стоимости, во 2-м – движение капитала (три фигуры кругооборота капитала, оборот капитала, воспроизводство совокупного общественного продукта (СОП), в 3-м – реальность, т.е. как категории, раскрытые в первом томе «Капитала», проявляются в действительности. К. Маркс показал конкретную экономическую жизнь общества, формы проявления сущности. Формами проявления прибавочной стоимости в действительной жизни являются: прибыль, торговая прибыль, рента, процент. 4-й том – «Теории прибавочной стоимости». После смерти К. Маркса и Ф. Энгельса остались многочисленные рукописи, в которых К. Маркс дает анализ экономической мысли предшественников и современников. К. Каутский обобщил их и издал в 1905 г.

Познакомимся кратко с каждым томом «Капитала».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.086 с.)