Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Архитектура и живопись XVI века

Поиск

 
Архитектура Московского государства в XVI веке. Сложные политические события и экономические процессы, проходившие в Русском государстве, сказались и на развитии российской культуры. Рост городов, который шел прежде всего на вновь присоединенных территориях, привел к повышенному вниманию к вопросам градостроительства и архитектуры. Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Русского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимающиеся вопросами архитектурного облика столицы – Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города.

Рис.45. Москва при Иване Грозном
Изменяется внешний облик Московского Кремля. С его территории выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также государственные учреждения – Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

 
Рис.46. План Москвы из «Записок о Московии», издание 1556 года. Показан Кремль и его окрестности
Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появления шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стал храм Вознесения в Селе Коломенском (рис.47), воздвигнутый в 1532 году в честь рождения у Василия III долгожданного наследника – будущего Ивана Грозного. Церковь построена предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, по русским летописям Петром Фрязиным или Петром Малым. Она выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; ее высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико – чуть более 100 квадратных метров. На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами

 

с капителями в духе раннего Возрождения. На основной крестообразный объем церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с четко выделенными ребрами.

 
Рис.48. Храм Василия Блаженного
Рис.47. Церковь Вознесения
Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555-1560 годах в непосредственной близости от Кремля Покровский собор (рис.48). (Его называют также собором Василия Блаженного, по имени знаменитого юродивого, погребенного у его стен.) Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани. Этот удивительный по своей красоте храм строили русские мастера Барма и Постник. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер храма соединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных его главок. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящен Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха. Согласно легенде, зодчие собора были

 

ослеплены по приказу Ивану Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплен, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.

Рис.49. План собора (второй ярус)
Высота Покровского храма составляет 65 метров. Собор состоит из храмов, престолы которых освящены в честь многих праздников, приходившихся на дни решающих боев за Казань. Все эти восемь церквей увенчаны луковичными главами и сгруппированы вокруг возвышающейся над ними девятой столпообразной церкви в честь Покрова Божией Матери, завершенной шатром с маленькой главкой. Все девять церквей объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.

Русская живопись XVI века. В период правления Ивана IV все чаще в религиозную живопись включались сюжеты, отражающие реальные исторические события.

В середине XVI века в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая» (рис.50), посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского

 
Рис.50. «Церковь Воинствующая»

 

 


войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне лети Архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Вполне очевиден замысел произведения – истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над «неверными басурманами».

В русскую живопись XVI века проникают мотивы прославления государства. Зарождается новая, Строгановская школа, отличающая в себе миниатюрность, тонкость рисунка и изящество в русской иконописи. Усиливается декоративность и усложняется композиция рисунка. Наиболее известным мастерами русской живописи XVI века стали Прокопий Чирин и Истома Савин.

 
Рис.51. Роспись стен Золотой палаты в Кремле
Рис.51. Из жития Кирилла Белозерского
Свою нишу в русской живописи XVI века занимает и светская живопись, явление относительно новое. Роспись золотой палаты в Кремле (рис.52) является памятником русской светской живописи XVI века. Различные миродержавные теории, вселенские и космологические концепции

 

 

идеи государственности, а также династические интересы способствовали становлению чувства историзма, все более освобождающегося от аллегорической формы.

Вопросы и задания. 1. Каковы особенности архитектуры Московского государства в XVI веке? Как изменился облик Московского Кремля? 2. Расскажите о шедеврах русской архитектуры XVI века. Вспомните, что такой шатровый стиль, каковы его основные особенности. 3. Каковы особенности русской живописи XVI века? Чему посвящена икона «Церковь воинствующая»? 4. Что развивается в светской культуре живописи?

Запомните новые слова:

Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение или его часть

Юродивый – странник, аскет, обладающий даром предвидения

§ 10. Просвещение, устное народное творчество, литература XVI века

Просвещение. Начало книгопечатания. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 году было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма».

Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет.

Крупнейшим событием культуры середины XVI века стало

Рис.52. Московское училище XVI века
 
Рис.53. Обучение грамоте

 

 


возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 году

Рис.54. Памятник Ивану Федорову в Москве
Рис.54. Памятник Ивану Федорову в Москве
в Москве на Печатном дворе (в казенной типографии) Иван Федоров (рис.54) и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую книгу «Апостол» (рис.55), техническое и художественное исполнение которой было превосходным. В 1565 году был издан «Часословец» - книга для обучения грамоте. Иван Федоров был не только типографским мастером, но и литературным редактором. Он исправлял переводы, заменял устаревшие и малопонятные слова, писал послесловия к книгам, в которых вел речь о значении просвещения.

В дальнейшем казенная типография напечатала еще несколько книг религиозного содержания, затем деятельность ее прерывается. Иван Федоров и Петр Мстиславец, преследуемые церковными и светскими реакционерами, были вынуждены покинуть Родину и поселиться за ее пределами, став зачинателями книгопечатания в Литве, в Белоруссии и на Украине.

Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому более доступной людям.

 
Устное народное творчество XVI века. В XVI веке в исторических песнях народ одобрял борьбу Ивана Грозного с боярами, его стремление к укреплению царской власти,

 

 

но осуждал царя за жестокость к простым людям. Много песен было посвящено взятию Казани. Это событие народ воспринимал как итог многовековой борьбы с ордынским владычеством. Целый цикл исторических песен был посвящен присоединению Сибири и его герою – Ермаку (рис.55).

Рис.55. Покорение Сибири Ермаком
Развитие литературы XVI века. Интерес к крепнувшей самодержавной власти еще более возрастает в период правления Ивана Грозного, что приводит к появлению нового литературного жанра – публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI века был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, укрепляющих самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство.

Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды Андрей М. Курбский изложил в «Истории о великом князе московском» и посланиях Ивану Грозному. Он считал наилучшим вариантом государственной власти такую реформу, когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои населения. Иван IV в ответных посланиях отстаивал идею божественного происхождения самодержавной власти и ее неограниченный характер.

 
В первой половине XVI века круг людей, близких к митрополиту Макарию (рис.56), создал знаменитые Четьи минеи (рис.57). «Четьими» на Руси называли книги,

 

 

Рис.56. Митрополит Макарий
предназначенные для чтения, в отличие от церковных книг, которые использовались при богослужении. «Минеи» - сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать. Четьи минеи вобрали в себя и сгруппировали все книги, читавшиеся на Руси. Там были и жития, и поучения, и произведения, стоявшие вне круга церковной литературы. Четьи минеи стали своего рода церковно-литературной энциклопедией русского средневекового общества.

В XVI веке был написан знаменитый «Домострой» (рис.58). Очевидно, составил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. «Домострой» содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Книга давала советы мужу – главе дома и семье и его жене – хозяйке о том, какие лучше делать покупки, как солить овощи на зиму, содержать дом в чистоте, отдавать приказы прислуге, а главное – как относиться друг к другу: «Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны во всем мужьям покоряться. …Не будь скуп на удары дитяти,

 

ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти». И хотя Сильвестр посвятил этот сборник своему сыну Анфиму, но прежде всего он имел в виду молодого царя Ивана IV, который только что обзавелся собственной семьей и нуждался в наставлениях, тем более что рос государь сиротой. Одной из главных идей «Домостроя» была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье ее главе.

Вопросы и задания. 1. Как развивалось в XVI веке книжное дело? Чем занимался Иван Федоров? Каково значение начала книгопечатания? 2. Что появилось нового в устном народном творчестве XVI века? 3. Какой новый жанр появился в XVI веке и чему он был посвящен? Какие изменения происходят в литературе XVI века? 4. Какие новые книги появляются в этот период, и что они содержали? Какие наставления существовали в семье?

Запомните новые слова:

Публицистика – литературное творчество, посвященное политическим вопросам.

Энциклопедия – справочник, содержащий сведения по широкому кругу знаний.

 


III ГЛАВА

КУЛЬТУРА РОССИИ XVII ВЕКА

 


Образование и культура в XVII веке

 
Образование. В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения. Это объяснялось оживлением торгово-промышленной деятельности, ростом государственного аппарата в центре и на местах, возобновлением прерванных Смутой связей с зарубежными странами. К концу века в Москве грамотой владело 24% взрослого мужского посадского населения. Это был весьма высокий показатель. Особенно быстро росла грамотность среди дворян. Однако и среди черносошных и даже крепостных крестьян были «грамотеи», успешно передававшие свои знания односельчанам. Тем не менее подавляющее большинство крестьян и женщины всех сословий оставались неграмотными.

 

 

 

Для XVII века самой распространенной формой получения образования было домашнее обучение. Детей посадских учили в основном чтению, письму и счету. Учителя выступали либо владевшие грамотой члены данной семьи, либо «мастера» из числа духовенства. В семьях дворян и бояр обычным делом постепенно становилось привлечение к делу образования детей учителей из-за границы (главным образом из Речи Посполитой). Впервые достаточно широко началось обучение иностранным языкам (в основном латыни и польскому).

Выпуск печатных книг. Во второй половине века лишь Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно для разных слоев населения (буквари стоили, например, одну копейку).

Назрела необходимость создания сети школ. Как правило, они открывались при церквях и монастырях. За образец брались украинские и белорусские школы, в качестве учителей приглашали ученых монахов из Речи Посполитой. В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий (рис.59). Будучи не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком, он внес важный вклад в развитие отечественного просвещения. По его предложению в 1665 году при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных

подъячих для приказов.

 

 

 


Рис.60. Царь Алексей Михайлович
Рис.59. Симеон Полоцкий

 

 

В 1687 году греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (рис.61) (позже – академия). Прием в него был разрешен детям из свободных сословий. По замыслу Полоцкого, в училище должны были приниматься только православные, русские. В нем преподавались как духовные науки, так и светские (физика, логика, юриспруденция, философия, языки). Основными преподавателями этой академии стали греческие монахи, доктора Падуанского университета, братья Лихуды, Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь. Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

 
Рис.62. Симеон Полоцкий проверяет знания учителя для царевича. Рисунок XVII века
Научные знания. Невзирая ни на что, развитие образования приняло к концу XVII века необратимый характер. Как пишет историк С. Смирнов, благодаря академии «русские примирились с мыслью о пользе науки».

 

 

Научные знания находились еще на начальной стадии развития. Главным их источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др.

Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в начале века (буквально через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба (рис.63).

По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы территории России. Появились первые сводные карты страны, пояснения к ним. Обычным делом было составление карт отдельных районов государства, географических справочников для путешественников.

Рис.63. Первая русская подзорная труба XVII века
Обширные сведения о зарубежных странах стали с этого времени постоянно собираться и обобщаться в отчетах русских послов. Во второй половине века интересные сведения были получены русским послом Н. Спафарием о Китае и пограничных с ним территориях Сибири.

В 1678 году была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов XVII века – «Синопсис», ставшая одной из самых популярных книг,

 

по которой и в XVIII веке изучалась история нашей страны.

Полученные научные знания использовались, как правило, на практике. В 1615 году русскими мастерами была изготовлена первая пушка с винтовой нарезкой. За один год был отлит колокол весом в 12,5 тысяч пудов (более 200 тонн).

Русские мастера успешно владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели.

Познания в астрономии применялись в точном определении дней переходящих (не имевших постоянной даты) церковных праздников.

Рис.65. Изразцы XVII века
Русские первопроходцы. Развивалась историческая мысль, расширялась география не только завоевательных, но и исследовательских походов. XVII век стал веком великих русских географических открытий, которые внесли большой вклад в мировую науку. Середина и вторая половина XVII века были временем непрерывных экспедиций русских первопроходцев на восток. В результате были открыты сибирские и дальневосточные земли не только для России, но и для Европы и всего мира.

Сибирский казак Семен Иванович Дежнев еще в конце 30-х годов начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера России. В июле 1647 года он предпринял попытку пройти на реку Анадырь морем, но встретил большие льды и вернулся. В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыв пролив между Азией и Америкой.

 
Русский землепроходец Василий Данилович Поярков в 1643-1646 годах руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья. Он стал первым

 

русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану.

Рис.66. Русские землепроходцы
Енисейский казак (позже – якутский казачий атаман) Михаил Васильевич Стадухин был организатором похода на реки Оймякон и Анадырь (1641-1642). В 1649 году в ходе своей сухопутной экспедиции сложнейшим путем через Становой хребет он дошел до Анадырского острога и затем вышел к Охотскому морю.

В 1649-1653 годах ряд экспедиций в Приамурье предпринял выдающийся русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров. По их результатам он составил первый «Чертеж реки Амур». В 1697-1699 годах казачий пятидесятник В. Атласов обследовал Камчатку.

Героическими усилиями этих и других великих землепроходцев Россия не только прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.

 
Рис.67. Острог, построенный первопроходцами в Сибири
Литература. Новые явления происходили и в литературе. Она перестала быть церковной – появились первые «светские»

 

произведения. XVII век был последним веком летописания на Руси. «Новый летописец» описывает события от времени правления Ивана Грозного и до окончания Смуты. «Новый летописец» четко, лаконично и логично обосновывает права дома Романовых на царский престол.

В XVII веке впервые стали записываться выдающиеся произведения устного народного творчества – былины, пословицы, песни, заговоры.

Появились новые литературные жанры, например сатирические повести («О шемякином суде», «О Ерше Ершовиче» (рис.68)), в которых обличались феодальные порядки, крючкотворство, продажность и волокита феодального суда. «Повесть о Фоме и Ереме» (рис.69) высмеивала неспособных к труду дворянских детей.

Реальных исторических героев сменили вымышленные. Из наиболее популярного литературного жанра, каковым были жития святых, начал формироваться новый жанр – биографическая повесть (например, «Повесть об Улиании Осорьиной», в центре которой – образ ничем не примечательной женщины-дворянки).

Рис.68. Сказка о Ерше Ершовиче
Первым произведением в виде автобиографической повести стало «Житие» протопопа Аввакума, ценность которого состоит не только в воспроизведении мытарств лидера старообрядцев, но и в образности языка, обличении социальной несправедливости и тому подобного: «Страна варварская,

 

 

 

 


иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, - кользко горазо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: «Матушка-государыня, прости!» А протопопица кричит: «что ты, батько, меня задавил?» Я пришел, - на меня, бедная, пеняет, говоря: «долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петровичь, ино еще побредем».

Рис.69. Повесть о Фоме и Ереме
Большой популярностью у образованных людей пользовалась зарубежная художественная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, плутовские новеллы, приключенческие повести, юмористические рассказы.

Рис.70. Протопоп Аввакум
Главную роль в литературе XVII века занимали произведения исторической тематики. Особенностью книг исторической тематики эпохи XVII века была яркая публицистичность. Самое большое и известное историческое произведение XVII века – «Сказание Келаря Троице – Сергеевой Лавры Авраама Палицына». В этом произведении автор высказывает свое понимание о смутном времени, рассуждает о причинах Смуты и ее событиях.

 
Было в литературе XVII века еще несколько ценных рукописных трудов. Книга «Скифские Истории» за авторством А. И. Лызлова описывает борьбу русского народа и европейцев

 

со «скифами». К «скифам» автор отнес монголов – татар и турок. Ценность труда Лызлова состоит в том, что в книге он умело связал знания русских и европейских источников, составив достаточно правдивую и ясную картину происходящего.

Литература XVII века включила в себя не только исторические повествования далекого прошлого. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательного произведения не установлен, но есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку оставила литература XVII века.

Рис.71. Теремной дворец Московского Кремля XVII века
Архитектура. Как и в других направлениях культуры, в архитектуре шел постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это проявилось, в частности, в стремлении к внешней нарядности, охарактеризованной современниками как стиль дивного «русского узорочья». Один из самых ярких

 

 


памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля (рис.71), созданный в 1635-1636 годах для Михаила Федоровича архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л. Ушаковым. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид.

Рис.72. Дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском
Другим выдающимся памятником архитектуры был загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой (рис.72). Он отличался не только своими размерами (одних окон здесь было три тысячи), но и красотой убранства, вычурностью русского народного орнамента в оформлении окон, наличников, дверей, кровли. Представлял собой весьма сложную систему отдельных деревянных помещений (клетей), соединенных переходами. Своим богатым экзотическим декором неизменно вызывал восхищение у видевших его иностранцев. Снесен позднее 1767 года, «воссоздан» по сохранившемуся макету в 2010 году.

 
Выдающиеся творения были созданы русскими мастерами в церковной архитектуре.

 

«Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе (рис.73). По заказу купцов Скрипиных в 1647-1650 годах был построен один из красивейших храмов Ярославля – церковь Ильи Пророка (рис.74). Это четырехстолпный многообъемный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединенными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золоченый резкой иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные

 
Рис.74. Церковь Ильи Пророка в Ярославле

 

 


порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.

Рис.75. Новоиерусалимский монастырь
Почти сорок лет (1656-1694) шло строительство монументального комплекса Новоиерусалимского монастыря (рис.75), который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха. В 70-80-х годах был построен ансамбль Ростовского Кремля, в котором со временем были установлены самые красиво звучавшие на Руси колокола. Кремль удачно расположен рядом с берегом озера Неро. Кремль имеет одиннадцать башен.

Рис.76. Ростовский Кремль
Изменила свой облик архитектура многих монастырей: богатой, декоративной отделкой были украшены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева монастырей.

 
Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624-1625 годах на приземистой прежде Спасской башне Б. Огурцов надстроил еще один ярус и украсил его

 

Рис.77. Московский Кремль в XVII веке
белокаменными узорами и статуями (рис.77). Под руководством английского мастера Х. Галовея были изготовлены большие часы, которые установили на башне. Вслед за Спасской башей архитектурные украшения были к концу века помещены и на других башнях Московского Кремля. Великолепие обновленной главной площади столицы отразилось в ее названии – она стала именоваться Красной (Красивой).

Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов.

В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Наиболее яркими примерами московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях (рис.78).

Этот новый стиль как бы подвел черту под средневековым этапом развития русской архитектуры.

Живопись. Живописные произведения в XVII веке, как и прежде, представлены в основном иконами. Новым было то, что усилилось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей.

 
Сложились художественные центры, наиболее известным из которых стала Оружейная палата в Москве. Выдающимся мастером живописи был Симон Ушаков (1626-1686).

 

Рис.79. Церковь Рождества Богородицы в путинках

 
Рис.81. Жатва. Фреска XVII века из церкви Ильи Пророка в Ярославле
Рис.80. Троица. Художник. С. Ушаков
Рис.78. Церковь Покрова в Филях

 


Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица. Наиболее известным его произведением, неоднократно повторенным автором, был «Спас Нерукотворный» (рис.82).

Новым явлением в русской живописи в XVII веке стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII века портреты (парсуны) писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе – масляными красками на холсте.

Рис.82. «Спас Нерукотворный»
Театр. Новым для русской культуры явлением стало открытие в 1672 году при дворе Алексея Михайловича первого в России театра. До этого театральное действо разыгрывалось лишь в ярмарочные дни скоморохами и лицедеями для толпы. Главным героем этих произведений был Петрушка, говоривший народным языком со всеми его грубостями и резкостями.

Теперь царь поручил пастору лютеранской церкви Готфриду Грегори создать придворный театр для избранных по западному образцу. Пастор собрал труппу из 60 иностранцев (в основном немцев), в исполнении которых предпринял постановку пьес на библейские темы. Некоторые спектакли ставились на немецком языке. На представлениях обычно присутствовали царь, его ближайшее окружение, родственники.

Однако этот первый театральный опыт в России не прижился, поскольку был далек от реальной жизни. Сразу после смерти царя в 1676 году театр был закрыт.

 
Вопросы и задания. 1. Что нового появилось в образовании XVII века? Чем вы можете объяснить возросший интерес к грамотности и просвещению в это время? 2. Какое первое высшее учебное заведение было открыто в России? 3. Дайте общую характеристику научных знаний в России в XVII

веке. 4. Почему открытия русских первопроходцев XVII века мы называем

 

 

великими? 5. Какие новые жанры литературы появились в XVII веке? 6. Какие новые архитектурные стили появились в XVII веке в России? Подберите к каждому направлению в архитектуре соответствующие примеры. 7. Какие новшества происходят в живописи XVII века? Как называется новый стиль в живописи Ушакова? 8. Что такое парсуна? Найдите особенности парсуны. 9. Что вы можете рассказать о театре в XVII веке в России? Найдите его название. Почему после смерти царя театр перестал развиваться? 10. Чем можно объяснить усиление интереса к европейской культуре в российском обществе XVII века? 11. Чем можно доказать уменьшение зависимости отечественной культуры XVII века от церкви? Приведите необходимые аргументы из различных направлений культуры.

Документы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 2271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.013 с.)