Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Архитектура и живопись XVI векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
с капителями в духе раннего Возрождения. На основной крестообразный объем церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с четко выделенными ребрами.
ослеплены по приказу Ивану Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма. Однако если автором собора является Постник, то он не мог быть ослеплен, поскольку в течение нескольких лет после строительства собора участвовал в создании Казанского кремля.
Русская живопись XVI века. В период правления Ивана IV все чаще в религиозную живопись включались сюжеты, отражающие реальные исторические события. В середине XVI века в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая» (рис.50), посвященная взятию Казани. На ней изображено торжественное шествие победоносного русского
войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители. Впереди на крылатом коне лети Архангел Михаил. В центре фигура византийского императора Константина с крестом в руке. Войско встречает Богоматерь с Младенцем. Вполне очевиден замысел произведения – истолковать военный успех как результат покровительства небесных сил, а подвиг русских воинов как победу православия над «неверными басурманами». В русскую живопись XVI века проникают мотивы прославления государства. Зарождается новая, Строгановская школа, отличающая в себе миниатюрность, тонкость рисунка и изящество в русской иконописи. Усиливается декоративность и усложняется композиция рисунка. Наиболее известным мастерами русской живописи XVI века стали Прокопий Чирин и Истома Савин.
идеи государственности, а также династические интересы способствовали становлению чувства историзма, все более освобождающегося от аллегорической формы. Вопросы и задания. 1. Каковы особенности архитектуры Московского государства в XVI веке? Как изменился облик Московского Кремля? 2. Расскажите о шедеврах русской архитектуры XVI века. Вспомните, что такой шатровый стиль, каковы его основные особенности. 3. Каковы особенности русской живописи XVI века? Чему посвящена икона «Церковь воинствующая»? 4. Что развивается в светской культуре живописи? Запомните новые слова: Восьмерик – восьмиугольное в плане сооружение или его часть Юродивый – странник, аскет, обладающий даром предвидения § 10. Просвещение, устное народное творчество, литература XVI века Просвещение. Начало книгопечатания. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 году было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет. Крупнейшим событием культуры середины XVI века стало
возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 году
В дальнейшем казенная типография напечатала еще несколько книг религиозного содержания, затем деятельность ее прерывается. Иван Федоров и Петр Мстиславец, преследуемые церковными и светскими реакционерами, были вынуждены покинуть Родину и поселиться за ее пределами, став зачинателями книгопечатания в Литве, в Белоруссии и на Украине. Книгопечатание имело огромное просветительское значение. Печатная книга была значительно дешевле рукописной и поэтому более доступной людям.
но осуждал царя за жестокость к простым людям. Много песен было посвящено взятию Казани. Это событие народ воспринимал как итог многовековой борьбы с ордынским владычеством. Целый цикл исторических песен был посвящен присоединению Сибири и его герою – Ермаку (рис.55).
Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды Андрей М. Курбский изложил в «Истории о великом князе московском» и посланиях Ивану Грозному. Он считал наилучшим вариантом государственной власти такую реформу, когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои населения. Иван IV в ответных посланиях отстаивал идею божественного происхождения самодержавной власти и ее неограниченный характер.
В XVI веке был написан знаменитый «Домострой» (рис.58). Очевидно, составил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. «Домострой» содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Книга давала советы мужу – главе дома и семье и его жене – хозяйке о том, какие лучше делать покупки, как солить овощи на зиму, содержать дом в чистоте, отдавать приказы прислуге, а главное – как относиться друг к другу: «Мужья должны поучать жен своих с любовью и разумно. Жены должны во всем мужьям покоряться. …Не будь скуп на удары дитяти,
ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, спасаешь душу от смерти». И хотя Сильвестр посвятил этот сборник своему сыну Анфиму, но прежде всего он имел в виду молодого царя Ивана IV, который только что обзавелся собственной семьей и нуждался в наставлениях, тем более что рос государь сиротой. Одной из главных идей «Домостроя» была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье ее главе. Вопросы и задания. 1. Как развивалось в XVI веке книжное дело? Чем занимался Иван Федоров? Каково значение начала книгопечатания? 2. Что появилось нового в устном народном творчестве XVI века? 3. Какой новый жанр появился в XVI веке и чему он был посвящен? Какие изменения происходят в литературе XVI века? 4. Какие новые книги появляются в этот период, и что они содержали? Какие наставления существовали в семье? Запомните новые слова: Публицистика – литературное творчество, посвященное политическим вопросам. Энциклопедия – справочник, содержащий сведения по широкому кругу знаний.
III ГЛАВА КУЛЬТУРА РОССИИ XVII ВЕКА
Образование и культура в XVII веке
Для XVII века самой распространенной формой получения образования было домашнее обучение. Детей посадских учили в основном чтению, письму и счету. Учителя выступали либо владевшие грамотой члены данной семьи, либо «мастера» из числа духовенства. В семьях дворян и бояр обычным делом постепенно становилось привлечение к делу образования детей учителей из-за границы (главным образом из Речи Посполитой). Впервые достаточно широко началось обучение иностранным языкам (в основном латыни и польскому). Выпуск печатных книг. Во второй половине века лишь Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно для разных слоев населения (буквари стоили, например, одну копейку). Назрела необходимость создания сети школ. Как правило, они открывались при церквях и монастырях. За образец брались украинские и белорусские школы, в качестве учителей приглашали ученых монахов из Речи Посполитой. В Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий (рис.59). Будучи не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком, он внес важный вклад в развитие отечественного просвещения. По его предложению в 1665 году при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подъячих для приказов.
В 1687 году греками братьями Лихудами было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (рис.61) (позже – академия). Прием в него был разрешен детям из свободных сословий. По замыслу Полоцкого, в училище должны были приниматься только православные, русские. В нем преподавались как духовные науки, так и светские (физика, логика, юриспруденция, философия, языки). Основными преподавателями этой академии стали греческие монахи, доктора Падуанского университета, братья Лихуды, Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь. Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.
Научные знания находились еще на начальной стадии развития. Главным их источником продолжали оставаться книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык. В основном это были практические руководства в области медицины, производства чернил, добычи соли и др. Из-за границы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в начале века (буквально через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба (рис.63). По мере освоения новых территорий географами уточнялись границы территории России. Появились первые сводные карты страны, пояснения к ним. Обычным делом было составление карт отдельных районов государства, географических справочников для путешественников.
В 1678 году была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов XVII века – «Синопсис», ставшая одной из самых популярных книг,
по которой и в XVIII веке изучалась история нашей страны. Полученные научные знания использовались, как правило, на практике. В 1615 году русскими мастерами была изготовлена первая пушка с винтовой нарезкой. За один год был отлит колокол весом в 12,5 тысяч пудов (более 200 тонн). Русские мастера успешно владели техникой крепостного и церковного строительства. Широко использовались водяные двигатели. Познания в астрономии применялись в точном определении дней переходящих (не имевших постоянной даты) церковных праздников.
Сибирский казак Семен Иванович Дежнев еще в конце 30-х годов начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера России. В июле 1647 года он предпринял попытку пройти на реку Анадырь морем, но встретил большие льды и вернулся. В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыв пролив между Азией и Америкой.
русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану.
В 1649-1653 годах ряд экспедиций в Приамурье предпринял выдающийся русский землепроходец Ерофей Павлович Хабаров. По их результатам он составил первый «Чертеж реки Амур». В 1697-1699 годах казачий пятидесятник В. Атласов обследовал Камчатку. Героическими усилиями этих и других великих землепроходцев Россия не только прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.
произведения. XVII век был последним веком летописания на Руси. «Новый летописец» описывает события от времени правления Ивана Грозного и до окончания Смуты. «Новый летописец» четко, лаконично и логично обосновывает права дома Романовых на царский престол. В XVII веке впервые стали записываться выдающиеся произведения устного народного творчества – былины, пословицы, песни, заговоры. Появились новые литературные жанры, например сатирические повести («О шемякином суде», «О Ерше Ершовиче» (рис.68)), в которых обличались феодальные порядки, крючкотворство, продажность и волокита феодального суда. «Повесть о Фоме и Ереме» (рис.69) высмеивала неспособных к труду дворянских детей. Реальных исторических героев сменили вымышленные. Из наиболее популярного литературного жанра, каковым были жития святых, начал формироваться новый жанр – биографическая повесть (например, «Повесть об Улиании Осорьиной», в центре которой – образ ничем не примечательной женщины-дворянки).
иноземцы немирные; отстать от лошадей не смеем, а за лошедьми итти не поспеем, голодные и томные люди. Протопопица бедная бредет-бредет, да и повалится, - кользко горазо! В ыную пору, бредучи, повалилась, а иной томной же человек на нее набрел, тут же повалился; оба кричат, а встать не могут. Мужик кричит: «Матушка-государыня, прости!» А протопопица кричит: «что ты, батько, меня задавил?» Я пришел, - на меня, бедная, пеняет, говоря: «долго ли муки сея, протопоп, будет?» И я говорю: «Марковна, до самыя смерти!» Она же, вздохня, отвещала: «добро, Петровичь, ино еще побредем».
со «скифами». К «скифам» автор отнес монголов – татар и турок. Ценность труда Лызлова состоит в том, что в книге он умело связал знания русских и европейских источников, составив достаточно правдивую и ясную картину происходящего. Литература XVII века включила в себя не только исторические повествования далекого прошлого. В этом веке происходили события, которые заслужили внимания современных литераторов. «Повесть об Азовском осадном сидении» рассказывает про Азовские походы. Основой повести послужил захват донскими казаками турецкой крепости. Автор сего замечательного произведения не установлен, но есть вероятность, что это начальник воинской канцелярии Федор Порошин. Вот такую загадку оставила литература XVII века.
памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля (рис.71), созданный в 1635-1636 годах для Михаила Федоровича архитекторами Б. Огурцовым, А. Константиновым, Т. Шарутиным, Л. Ушаковым. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличниками, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид.
«Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе (рис.73). По заказу купцов Скрипиных в 1647-1650 годах был построен один из красивейших храмов Ярославля – церковь Ильи Пророка (рис.74). Это четырехстолпный многообъемный храм с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединенными галереей. Роспись содержит много бытовых сцен. Внутреннее убранство храма дополняют золоченый резкой иконостас с коллекцией древнейших икон, расписные
порталы и изразцовый фриз, богатая церковная утварь. На фронтоне западного крыльца помещена живописная композиция «Распятие», которую обновляли при каждом ремонте.
Новым явлением стало строительство купцами и дворянами богато украшенных каменных жилых домов. В конце XVII века в развитии русской архитектуры появился новый стиль, получивший название нарышкинского или московского барокко. Его отличительными чертами были многоярусность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Наиболее яркими примерами московского барокко стали колокольня Новодевичьего монастыря и церковь Покрова в Филях (рис.78). Этот новый стиль как бы подвел черту под средневековым этапом развития русской архитектуры. Живопись. Живописные произведения в XVII веке, как и прежде, представлены в основном иконами. Новым было то, что усилилось стремление изображать не только религиозные сюжеты, но и повседневную жизнь людей.
Центральное место в его творчестве занимало изображение человеческого лица. Наиболее известным его произведением, неоднократно повторенным автором, был «Спас Нерукотворный» (рис.82). Новым явлением в русской живописи в XVII веке стало возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине XVII века портреты (парсуны) писались в старой иконописной манере (яичными красками на доске), то во второй половине века они создавались совсем в ином ключе – масляными красками на холсте.
Теперь царь поручил пастору лютеранской церкви Готфриду Грегори создать придворный театр для избранных по западному образцу. Пастор собрал труппу из 60 иностранцев (в основном немцев), в исполнении которых предпринял постановку пьес на библейские темы. Некоторые спектакли ставились на немецком языке. На представлениях обычно присутствовали царь, его ближайшее окружение, родственники. Однако этот первый театральный опыт в России не прижился, поскольку был далек от реальной жизни. Сразу после смерти царя в 1676 году театр был закрыт. веке. 4. Почему открытия русских первопроходцев XVII века мы называем
великими? 5. Какие новые жанры литературы появились в XVII веке? 6. Какие новые архитектурные стили появились в XVII веке в России? Подберите к каждому направлению в архитектуре соответствующие примеры. 7. Какие новшества происходят в живописи XVII века? Как называется новый стиль в живописи Ушакова? 8. Что такое парсуна? Найдите особенности парсуны. 9. Что вы можете рассказать о театре в XVII веке в России? Найдите его название. Почему после смерти царя театр перестал развиваться? 10. Чем можно объяснить усиление интереса к европейской культуре в российском обществе XVII века? 11. Чем можно доказать уменьшение зависимости отечественной культуры XVII века от церкви? Приведите необходимые аргументы из различных направлений культуры. Документы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 2271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.247 (0.013 с.) |