Иностранец А. Олеарий о русских людях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иностранец А. Олеарий о русских людях



Среди них много людей пожилых, 80-, 100- либо 120-летних. Только в этом возрасте они подвержены болезням. Они не знают, что такое врач, разве только император и некоторые главные вельможи. Они даже считают нечистым многое из того, что используется в медицине, среди прочего неохотно принимают пилюли; что касается промывательных средств, то они их ненавидят. Но если простолюдины заболевают, они берут обычно водки на хороший глоток и засыпают туда заряд аркебузного пороха или же головку толченого чеснока, размешивают это, выпивают и тотчас идут в парильню, столь жаркую, что почти невозможно вытерпеть, и остаются там, пока не попотеют час или два, и так поступают при всякой болезни.

<…> [У москвичей, как правило, имелось] мало запасов и утвари. У большинства не более трех или четырех глиняных горшков и столько же глиняных и деревянных блюд. Мало у них оловянной и еще меньше серебряной посуды – разве чарки для водки и меду. Поэтому-то ни в одном доме, ни у богатых, ни у бедных людей, не заметно украшения в виде расставленной посуды, но везде лишь голые стены, которые у знатных завешаны циновками и заставлены иконами. У очень немногих из них имеются перины; лежат они поэтому на мягких подстилках, на соломе, на циновках или на собственной одежде. Спят они на лавках, а зимою на печи, которая сверху плоска. Тут лежат рядом мужчины, женщины, дети, слуги и служанки. Под печами и лавками мы у некоторых встречали кур и свиней.

 
<…> Бояре и посадские люди одевались неодинаково. И разница была не столько в покрое платья, сколько в количестве одежды и в той материи, из которой ее шили.

 

 

Бояре носили платье из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата, парчи. Ткани эти проделывали долгий путь, пока не попадали в русские города из далеких стран Востока и Запада – Средней Азии, Индии, Персии, Китая, Италии, Фландрии, Англии – и были очень дороги.

Посадские люди могли купить себе только сравнительно дешевые привозные ткани – кумач, бязь, миткаль, да и то в небольшом количестве. Они одевались в основном в материи, вытканные городскими ремесленниками или подмосковными крестьянами, а то и у себя дома – льняное полотно, холст и грубошерстные сукна – сермягу, армячину. Кроме домотканой одежды, носили и платье из различных окрашенных и узорчатых тканей.

 

День в государевом дворце.

Из книги историка И. Е. Забелина

«Домашний быт русского народа»

Царь Алексей Михайлович держал во дворце стариков, имеющих по сто лет от роду. Они повествовали о событиях, проходивших на их памяти. В числе их были и юродивые. Богомольцы певали государю духовные стихи, сказки и былины.

В числе любимых развлечений государя была игра в шахматы.

В дворовом штате состояли дураки-шуты, карлы и карлицы. Они пели песни, кувыркались. Зимою цари любили смотреть медвежье поле, бой охотника с диким медведем. Раннею весною, летом и во всю осень часто выезжали в окрестности Москвы на соколиную охоту. Эта потеха изменяла обыкновенный порядок дня. Лето государь проводил в загородных дворцах. Зимою он хаживал иногда сам на медведя, на лося, охотился за зайцами.

Вопросы и задания к документам. 1. Каким образом русские люди лечились в XVII веке при отсутствии врачей? 2. Какие из этих традиций сохранились до наших дней? 3. Выделите общее и особенное в одежде бояр и посадских людей. 4. На чем спали простолюдины? 5. Какие особенности отличали повседневный быт царя?

Запомните новые слова:

 
Изразцы – керамические плитки для облицовки печей, стен

 

 

и т. п.

Парча – ткань на шелковой основе с золотым шитьем, имеющая сложные узоры.

Тафта – плотная хлопчатобумажная или шелковая ткань.

 


Заключение из IV и V частей тетрадей культуры России

Начиная с древнейших времен, славянские народы искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства, и каждый раз нашествие кочевых племен отбрасывало их на века в своем развитии. Наконец, им удалось объединиться в единое Русское государство, которое с принятием христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой древнерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.

В период политической раздробленности русская культура переживала подъем. Русский народ в это время не утратил своего культурного единства. Местные различия удельных княжеств лишь обогащали русскую культуру, в которой ярче всего проявились идеи укрепления единства Русской земли.

Огромный урон Руси нанесло ордынское владычество. Выплачивая большую дань ордынским ханам, страна не могла успешно развивать хозяйство и культуру.

После завоевания Византии турками и падения Константинополя в 1453 году Русская православная церковь, избавившись от византийской зависимости, значительно повысила свой авторитет как духовного центра Русского государства. Однако она постепенно начинает попадать в зависимость от великокняжеской власти.

 
На протяжении XIV-XVI веков создание единого Русского государства, избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры, к небывалому культурному взлету России. Появление книгопечатания имело огромное значение для просвещения народа. Главной темой литературных произведений становится не только борьба с иноземными

 

захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти. Это и время возрождения и дальнейшего развития русского каменного зодчества, формирования национальной живописной школы.

XVII век был ознаменован началом массированного западного влияния на Русь. На этом пути завершилась история Древнерусской культуры и зародились элементы культуры Нового времени. Будучи особенно тесно связанной на протяжении всего века с Польшей, Россия во многом через польских и украинских посредников приходила к пониманию необходимости более тесного взаимодействия с западным миром при сохранении собственных культурных, политических и духовных традиций. Главной отличительной чертой развития русской культуры этого столетия стало начало процесса уменьшения зависимости отечественной культуры от церкви. Причинами этого стали значительные изменения, происходившие в области просвещения и литературы, архитектуры и живописи. Вырос уровень грамотности среди населения, книга «Гражданство обычаев детских» включало в себя правила поведения за столом при людях, выбор одежды, образа лица, эмоций и т.п., появились новые печатные книги – буквари, краткие сведения по религии, азбуковники (словари иностранных слов, географические понятия, философия Античности и др.). Новые жанры литературы, такие как переводные и приключенческие книги, бытовая повесть, рифмованная поэзия и др., инновационные архитектурные стили, особенности которых заимствовались с западного барокко, новые русские портреты-парсуны, живопись на «фряжеский манер» - все это создавало новизну в культуре России XVII века и отличительную черту ее развития от времен Древней Руси.

 
В результате великих географических открытий русских первопроходцев Россия расширила свои пределы далеко на восток, не только выйдя к Тихому океану, но и вплотную приблизившись к берегам Америки. XVII век подготовил те коренные перемены, которые принято связывать с именем Петра Великого.

 

 

 

 

Оглавление

Введение............................. 2

Глава I. КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ И КНЯЖЕСТВ XII –

СЕРЕДИНЫ XIII ВЕКА. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ. 3

§ 1. Культура главных центров Руси в эпоху

раздробленности.................... -

§ 2. Деревянное зодчество на Руси............ 6

§ 3. Первые книги на Руси................. 9

§ 4. Изобразительное искусство древней Руси..... 12

§ 5. Иконостас....................... 16

 
МОСКВЫ.......................
Глава II. РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV-XVI ВЕКОВ. АРХИТЕКТУРА

 

§ 6. Развитие культуры в русских землях во

второй половине XIII-XIV вв............... –

§ 7. Русская культура в XV – начале XVI века....... 25

§ 8. Архитектура Москвы и Московского Кремля..... 31

§ 9. Архитектура и живопись XVI века........... 38

XVI века........................ 43
§ 10. Просвещение, устное народное творчество, литература

 

Глава III. КУЛЬТУРА РОССИИ XVII ВЕКА.......... 47

§ 11-13. Образование и культура в XVII веке...... –

§ 14-15. Сословный быт. Обычаи и нравы........ 64

Заключение.......................... 74

 

На обложках изображено:

1. «Три богатыря». В. М. Васнецов. 1898 г.;

2. Храм Василия Блаженного (Покровский храм на рву, XVI в.);

3. ''Иоанн Предтеча в пустыне''. Прокопий Чирин;

4. Архангел Михаил, попирающий дьявола. Симон Ушаков. Икона 1676 г.

5. Село Коломенское. XVII в.

 

 

 

400 руб.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.021 с.)