Этапы творения иконы, особенности иконописи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы творения иконы, особенности иконописи.



Учитываются шесть ос-
Рис.12. Чудо Георгия о змие. Икона

Рис.10. Фаюмский новных этапов написания иконы:

портрет. I-IV в н.э. I. Доски мягких пород дерева

высушивались.

II. По поверхности доска

грунтовалась смесью

толченого мела с рыбьим

клеем, которая называется

левкас.

III. На доске темперными

красками, изготовленные на

яичном желтке, чтобы изоб-

Рис.11. Ангел ражение было краше.

Златые Власы. IV. Изображение создава-

Икона лось по строгим правилам -

Рис.13. Дмитрий Солунский. Икона
канонам (лицевой и словесный иконописный подлинник).

V. Последовательность: от общего плана к част-

 
ному.

 

VI. В конце работы икону покрывали олифой – раствором на основе

растительных масел.

Особенности иконописи:

1. Условность письма: фигуры писались неподвижными, плоскими.

Пропорции вытянуты. Глаза – зеркало души, изображение крупное.

2. Символика цветовая: а) белый цвет означает чистоту, богатст-

во – золото, красный – мученичество, зеленый – молодость. Никог-

да не используются оттенки серого или черного цветов. б) Сим-

волизм в изображении пейзажа. Если действие происходит в городе,

то достаточно показать зубчатую стену. Дом в разрезе – действие

происходит внутри, 1-2 дерева – в лесу, 3 горы изображают

горный массив. в) Величина. Чем выше изображаются фигуры, тем

значимую роль они играют на иконе. Главное действующее лицо,

например, Христос, изображается всегда большего размера.

Величина фигуры также говорит о победе светлых сил над темны-

ми. Такая особенность заметно проявляется на иконе

«Чудо Георгия Победоносца о змие» (рис.12). г) Собственные симво-

лы. У всех святых есть нимбы и крест, например у Христа на иконе

Спас Нерукотворный. В руках у апостола Петра есть ключ, который

дал ему сам Господь Бог. Пророки всегда держат в руках свитки, а

архангелов всегда изображают с посохами, они вечно путешеству-

ют. И мученики держат в руке крест. На своих иконах евангелисты

имеют символ – изображение: Лука – телец, Марк – лев, Матфей –

ангел, Иоанн – орел. Святые епископы – митрополиты представле-

ны с закрытыми книгами. В иконе все происходит вне времени.

Помимо особенностей творения икон существуют их типы:

I. Погрудное или поясное изображение святых, Христа, Богородицы.

II. В полный рост.

III. Сюжетные (праздничные) иконы, посвященные Георгию Победо-

носцу (пример).

IV. С клеймами (сюжеты из жизни, житейные иконы).

Вопросы и задания. 1. Каковы особенности искусства Древней Руси? 2. Пе-

речислите виды изобразительного искусства Древней Руси и расскажите подроб-

но об одном из них, при возможности используя дополнительный материал. 3.

Какие существуют этапы творения иконы? Перечислите основные типы икон. 4.

Пользуясь цветным изображением одной из икон, расскажите об особенностях

 
иконописи. 5. На основе дополнительного материала кратко расскажите об иконо-

графии Христа или Богородицы (изображение, типы икон). 15

 

 

 

 

Запомните новые слова:

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, опре-

деляющих общее видение, понимание мира и места в нем человека.

Мозаика – изображение, выполненное из закрепленных на поверх-

ности разноцветных камней, смальты, керамических плиток.

Фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке.

Икона – священный предмет, выполняющий роль посредника между

Богом и человеком и открывающий окно в духовный мир.

Каноны – строгие правила или законы.

Олифа – раствор на основе растительных масел.

Иконостас.

Иконостас – это алтарная преграда, отделяющая подкуполь-

ное пространство церкви от алтаря. Заходить в него могли только лю-

ди, служащие в церкви. Постепенно сложился к XV веку, его стали

устанавливать по определенным правилам. Самый древний иконо-

стас находится в Благовещенском соборе Московского Кремля (1405

год). Сохранились его авторы: Андрей Рублев и Феофан Грек. Высота

некоторых икон составляет 2 метра. При пожарах икону успевали

спасти и реставрировать.

На первом ярусе иконостаса рас-

положена иконография местно-

го ряда. Она строится вокруг

росписи «царских» врат, на створ-

ках которых традиционно изобра-

жается Благовещение и фигуры

евангелистов или святителей.

По сторонам от прохода находят-

ся парные изображения Богома-

тери и Спасителя. Справа от лика

Христа располагается храмовая

икона, которая представляет со-

бытие святого, в честь которого

освящен храм. Следующий ярус

иконостаса занимают иконы Хрис-

Рис 14. Иконостас
та, Богоматери, Иоанна Предте-

чи, а также апостолов и святых, составляющие деисус-

ный ряд. Первые три представляют трехчастную композицию – Деисус. Иконогра-

фия Деисуса определена строгим каноном. Праздничный чин, расположенный

 
третьим ярусом, представляет иконы господских и богородичных праздников. Вы-

ше располагается пророческий ряд, который включает в себя иконы 16

ветхозаветных пророков: Ильи, Гедеона, Захария, Соломона, Давида и многих

других. В сочетании основных рядов православный иконостас выражает практи-

чески все основные ступени в истории и иерархии православной церкви. Деисус

представляет Христа во Славе и перекликается с иконографией Страшного Суда.

Пророческий ряд отсылает к ветхозаветной истории. Пятый, праотеческий, ряд,

который вошел в композицию православных иконостасов с начала XVI столетия,

содержит изображения праотцев и представляет древнейшую, высшую иерархию

христианской божественной сущности. Здесь располагаются изображения ветхо-

заветных пророков и первых людей, включая иконы Адамы, Евы, Авеля, Авраама.

В центре, над царскими вратами и изображением Христа, традиционно распола-

гают икону, связанную с образом Бога Отца – «Троицу» или «Отечество».

К XIV веку иконы Деисуса увеличиваются в размерах, их обычно пи-

шут не меньше семи. Первый пример ростового деисусного чина –

иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля

(рис.15). Этот чин выделяется составом (11 икон) и размерами (высо-

та 210 см). Точно установлено, что этот чин не

мог первоначально предназначаться для Благо-

вещенского собора, а был перенесен в него из

какого-то другого храма. Важнейшей иконогра-

фической особенностью этого чина является

изображение на центральной иконе Спаса в си-

лах, то есть Христа на престоле в окружении

небесных сил. Позднее эта иконография станет

для русских иконостасов самой распространен-

ной, вытеснив более простое изображение Спа-

Рис.15. Иконостас, Благовещенский собор Московского Кремля
са на престоле в Новгороде.

Иконостас Архангельского собора содержит

важное нововведение. В нем праздничный ряд

перенесен под деисусный чин и находится го-

раздо ниже, сразу над местным чином. Причи-

ной этому могло послужить желание приблизить

мелкие иконы праздников к рассматривающим их верующим. Новое

расположение праздников с этого времени становится общеприня-

тым. Еще одним новшеством стал деисус с 12 апостолами вместо

прежних чинов, куда входили святители, мученики и столпники. Введе-

ние «апостольского» деисуса было сделано патриархом Никоном по

примеру греческого обычая, сложившегося к тому времени.

 


 

 

Вопросы и задания. 1. Что такое иконостас? Как

он развивался в Древней Руси? 2. В каком году и в

какой церкви было изобретено двойное отделение

иконостасом нефов от апсиды? 3. Какие бывают яру-

сы иконостаса? Расскажите о каждом из них (особен-

ности, кого изображали, о чем). 4. Чем интересен

иконостас Архангельского собора (рис.16)? 5. Что

такое Царские врата? Как называется самый боль-

шой ряд икон в иконостасе?

Запомните новые слова:

Иконостас – алтарная перегородка, состоя-

щая из одного или нескольких рядов упоря-

доченно размещенных икон, отделяющая

Рис.16. Иконостас Архангельского Собора Московского Кремля
алтарную часть православного храма от

остального помещения.

Царские врата – вход для священнослужите-

лей.

Чины – высшие места.

II ГЛАВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.029 с.)