Деревянное зодчество на Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деревянное зодчество на Руси



На большей территории Древней Руси именно из дерева,

как из наиболее доступного строительного материала, были вырабо-

таны многие архитектурные формы еще до появления каменных пос-

роек. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все

земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и

Московского княжеств. Это и предопределило главную роль дерева

как строительного материала, легко обрабатываемого и доступного

самым широким слоям населения Руси. Деревянная архитектура

является древнейшим видом архитектуры на территории России.

Самой главной областью применения дерева в качестве

строительного материала стало русское национальное жилище,

а также хозяйственные и прочие постройки. Вершин развития дере-

вянная архитектура достигла на Русском Севере.

Северные русские храмы разнообразны по стилям и формам.

Одним из самых распространенных архитектурных типов стал шатро-

вый храм (рис. 4), который завершается не куполом, а шатром

восьмигранной пирамидой. Распространенной причиной появления

шатра в деревянной архитектуре считается чрезвычайная трудность

при исполнении традиционного купола из дерева. Строительство

самой ранней из известных шатровых церквей относят к 1501 году,

тогда была возведена Климентовская церковь в погосте Уна. Приме-

чательны также деревянные шатровые храмы как Успенская церковь

 
в Варзуге, церковь в Панилове Архангельской области, и другие.

 

 


Наиболее примечательным из

шатровых храмов является

Успенская церковь в Кондопоге

(1774) (рис.5). Основной объем церкви

- два восьмерика с повалом (плавным

расширением в верхней части сруба),

поставленные на четверик (четырех-

гранный объем в русской и украинской

Рис.4. Внутренний вид архитектуре), с прямоугольным алтар-

храмового шатра XVI века ным прирубом и двумя висячими

крыльцами. Сохранился иконостас в

стиле барокко и иконописный потолок

- небо.

Оригинальным памятником

шатрового типа является

Воскресенская церковь в Кевроле

Архангельской области(1710).

Центральный четвериковый объем

покрыт шатром на крещатой бочке

с пятью декоративными главками и

окружен прирубами с трех сторон.

Северный из них интересен тем, что

в уменьшенных формах он повторяет

центральный объем. Внутри

сохранился замечательный резной

иконостас. В деревянной шатровой

Рис.5. Успенская церковь архитектуре известны случаи исполь-

в Кондопоге зования нескольких шатровых кон-

струкций. Единственный в мире храм, имеющий пятигранный шатер –

Троицкая церковь в селе Нёнокса. Помимо шатровых храмов в дере-

вянном зодчестве встречаются и кубоватые храмы, название которых

идет от покрытия «кубом», то есть пузатой четырехскатной кровлей.

Примером подобного строения может служить Преображенская

церковь в Турчасово (1786).

Особый интерес представляют также деревянные многоглавые

 
храмы. Одним из самых ранних храмов этого типа считается

 

 

 


Храм Покрова Божией Матери под Архангельском (1688). Наиболее

известным деревянным многоглавым храмом является Преображен-

ская церковь на острове Кижи (рис.6). Она увенчана двадцатью

двумя главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и

восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки».

 

 

Рис.6. Преображенская церковь на острове Кижи

Также известны девятиглавая Покровская церковь в Кижах, двадцати-

главый храм Вытегорского посада и другие.

Деревянное зодчество получило развитие и в дворцовой архитек-

туре. Наиболее известным ее примером является загородный дворец

царя Алексея Михайловича в селе Коломенском (1667-1681).

Самые крупные коллекции деревянного зодчества России находятся

в музеях под открытым небом. Помимо известного музея в Кижах

существуют также такие музеи как Малые Корелы в Архангельской

области, Витославлицы в Новгородской области, деревянная архитек-

тура Сибири представлена в музее Тальцы в Иркутской области,

деревянное зодчество Урала – в Нижне-Синячихинском музее-запо-

веднике деревянного зодчества и народного искусства.

 
Вопросы и задания. 1. Что предопределило главную роль дерева

 

как строительного материала на большей территории Древней Руси?

Почему высокого развития деревянное зодчество достигло на Русском

Севере? 2. Какой новый архитектурный стиль появился на Руси в XVI

веке? Приведите примеры русских храмов такого стиля и расскажите

о некоторых из них. 3. Приведите примеры деревянных многоглавых

храмов на Руси. 4. Каково значение деревянного зодчества на Руси?

Запомните новые слова:

Шатровый стиль – вид архитектурного сооружения, которое заверша-

ется высокой многогранной пирамидой.

Первые книги на Руси

Первые книги на Руси были обычно переводами с греческого

языка, осуществленными славянами в Моравии и Болгарии, а также

на русской земле. Это были библейские книги: Псалтирь, Евангелие и

другие. Оригинальными произведениями русских авторов являются

поучения, жития святых, летописи, слова.

Большинство книг имело религи-

озное содержание (творения

Святых Отцов, жития святых,

богослужебные книги). А вот книг

исключительно светского содер-

жания в то время писалось нем-

ного. И это было естественным

положением вещей, ведь наши

древнерусские предки очень тре-

петно относились к рукописи,

считали, что в письменном сло-

ве должно было выражаться в

первую очередь Слово Божест-

венное.

Наиболее ранние из сохра-

нившихся рукописных книг отно-

сятся ко второй половине XI – на-

чалу XII веков. Самая ранняя –

Остромирово Евангелие

 
(1056-1057 годы). Чуть позже

были написаны два «Изборника»

князя Святослава Ярославича

(первый – в 1073 году, второй – в

10 году). В начале XII века

появилось Мстиславово Евангелие

(1115 год). Евангелия и Изборники –

великолепные образцы книжного

искусства Древней Руси. Они напи-

саны уставным письмом на перга-

мене. Листы книг богато орнамен-

тированы, украшены миниатюрами.

«Остромирово Евангелие»

долго считалось вообще первой

древнерусской книгой. Однако в

2000 году, во время археологичес-

ких раскопок в Новгороде были

найдены три деревянные дощечки

с древнерусскими текстами,

которые ученые считают страница-

ми из деревянной книги –

«Псалтыри». Было установлено,

что деревянная «Псалтирь» была

создана в конце X – начале XI ве-

ков.

Исследованием содержания

рукописей занимаются Филология

(изучение культуры народа),

Источниковедение (разработка

теории и истории исторических

источников, а также методика их изучения) и палеография (греческое

«палайос» - древний, «графо» - пишу) – историческая дисциплина,

которая исследует закономерности развития письменных источников

с их внешней стороны: изменения материал, орудий письма, особен-

ностей почерков и украшений и так далее. Одна из основных задач

палеографии – установление времени и места написания источника,

 
подлинности произведения, потому что даты написания, имеющиеся в

рукописной книге, часто не соответствует действительности. Датиро-

вать рукопись можно по особенностям материала, на котором она

написана, знаков письменности – букв, украшений, особенностей

древнерусского языка.

Основной материал рукописных книг – пергамен и бумага. Перга-

мен (от названия города Пергам в Малой Азии) – особо выделанная

телячья кожа. В Древней Руси этот материал называли «харатья»

(от греческого «хартион», или телятина). Слово «пергамен» (перко-

мент) проникло на Русь уже в XVI веке из польского языка. На перга-

мене книги писали до второй половины XIV века. С этого времени

пергамен начал заменяться бумагой, сначала привозной, а потом и

отечественного производства.

Материалом для письма служили чернила и краски. Чернила

были железистые (черные, с коричневым оттенком – отсюда и назва-

ние) и постепенно выцветали. Для заглавных букв употреблялась

красная краска – киноварь. В летописях киноварью выделяли каждое

обозначение года.

Рукописи обычно переплетались. Книга стоила дорого, а непере-

плетенная быстро растрепывалась. Переплет делали так: корешок

тетради прошивали веревками, концы которых прикреплялись к дере-

вянным домам. Внешняя сторона доски покрывалась тканью, барха-

том, кожей. В особых случаях делался металлический оклад. Обяза-

тельны были застежки, чтобы книга не теряла свою форму. Часто

переплеты украшались металлическими угольниками на углах пере-

плетных досок, они предотвращали переплет от порчи. Древнейший

сохранившийся переплет – к Мстиславову Евангелию 1115 года.

В разное время отличалось начертание букв. Различают три

типа письма: устав, полуустав и скоропись. Устав – древнейшее

русское письмо XI-XIV веков, отличавшееся геометрическим начерта-

нием букв. в XIII-XIV веках устав менялся и терял геометрические

очертания, вместо прямых линий появлялись округлые и кривые –

писцы стремились упростить письмо, сделать его более быстрым.

Полуустав – более мелкое написание букв с наклоном, лигатур, то

есть связанного написания двух стоящих рядом букв. Оно появилось

с XV-XVI веков. На рубеже XIV-XV веков в деловом письме появляется

новый начерк – скоропись. Это беглое письмо со слитным написании-

 

 

ем многих букв в словах, сокращениями слов. В рукописные книги она

проникает к концу XVI века.

Вопросы и задания. 1. Как назывались первые книги на Руси? Кто и как их

переводили? 2. Что содержалось в древнерусских книгах? 3. Какие науки занима-

ются исследованием содержания рукописей? 4. Расскажите подробно об изготов-

лении книг: основной материал, чем писали, как украшалась книга. 5. Как изменя-

ется начертание букв со времен Древней Руси до конца XVI века?

Запомните новые слова

Пергамент – материал рукописных книг из телячьей кожи.

Киноварь – красная краска, которой писалась заглавная буква в древнерусской книге.

Устав – древнейшее русское письмо XI-XIV веков по строгим геомет-

рическим правилам.

Полуустав – более мелкое написание букв с наклоном c XV-XVI веков.

Скоропись – быстро письмо на рубеже XIV-XV веков со слитным на-

писанием и сокращением слов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.056 с.)