Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская культура в XV – начале XVI века.

Поиск

Особенности русской культуры XV – начала XVI века. В процессе формирования единого Русского государства преодолевались местные культурные особенности, складывалась единая русская культура. Она впитывала в себя самые лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских землях, а также черты тех народов, с которыми русские люди имели тесные связи. В то же время процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретала самобытные национальные черты.

Главной темой многих художественных произведений стало укрепление мощи единого государства. Но в то же время все больший интерес проявлялся к семье, человеку, его внутреннему миру.

Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства дали возможность расширить культурные контакты России с другими странами. Особенно успешными были связи с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера. Они оставили глубокий след в истории русской культуры.

Развитие общественной мысли и летописания. Крепнувшая великокняжеская власть получила в первой четверти XVI века свое обоснование в «Сказании о князьях Владимирских». В его основе лежали две легенды. Одна из них утверждала, что московские государи вели свое происхождение от римского императора Августа. В другой рассказывалось, как византийский император Константин Мономах передал киевскому князю

 
рис.29. Строительная деятельность Аристотеля Фиораванти в Москве
Владимиру Всеволодовичу царские

 

 

 

регалии, которыми Владимир якобы венчался на царство. Отсюда следовало, что и преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул. Эти легенды обосновывали право московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть.

Тогда же оформилась идея о Москве как о «третьем Риме». Она была сформулирована монахом Филофеем в посланиях к Василию III. Согласно взглядам Филофея, мировой центр христианства последовательно перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» - Константинополь, а оттуда в Москву. Византия изменила христианству, пойдя на унию с католической церковью в 1439 году, что привело к завоеванию ее турками. Москва же осталась верна православию и потому теперь является центром христианства, «третьим Римом», «а четвертому Риму не бывать». В теории «Москва – третий Рим» воплотилось враждебное отношение к проникающему в Россию иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности.

В XV веке возродилось общерусское летописание. Первая летопись, так называемая Троицкая, преодолевшая местные интересы и вставшая на позиции единства Руси, была составлена в Москве в начале XV века. Московские летописцы провели большую работу по объединению и обработке разрозненных местных летописей. Около 1418 года при участии митрополита Фотия было предпринято составление новой летописи, главной идеей которой был союз московской великокняжеской власти с городским населением местных центров в целях политического объединения Руси. Эти летописи легли в основу всех последующих. Одним из самых значительных произведений русского летописания стала Московская летопись 1479 года.

Все московские летописи пронизывает мысль о необходимости государственного единства и сильной великокняжеской власти. Они последовательно проводят идею о том, что Москва является наследницей и преемницей политических традиций Киева и Владимира. Чтобы ярче подчеркнуть эту идею, московские летописные своды начинались с «Повести временных лет».

 
Литература. Победа на поле Куликовом в 1380 году изменила настроение русских людей, придала им уверенность в своих силах,

вызвала желание отразить это событие в различных видах творческой деятельности. Под ее воздействием возник так называемый Куликовский цикл произведений. Многие из них были созданы как народные сказания и впоследствии записаны или пересказаны в летописях.

Рис.31. Из поэмы «Задонщина». Набег Тохтамыша
Одним из первых Куликовскую битву восславил Сафоний Рязанец в поэме «Задонщина» (рис.31). Он почитал своим долгом спеть «лучшую песню, чем раньше пелись» в честь главных ее героев – Дмитрия Донского и серпуховского князя Владимира Андреевича. Очень многие художественные приемы, которым пользовался автор «Задонщины», перекликаются со «Словом о полку Игореве». Сафоний начинает свой рассказ с описания русской природы, как бы предчувствующей кровавую битву; повествует о душевных переживаниях своих героев. Он не только гордится ратным подвигом, но и скорбит по погибшим героям. В то же время автор – рязанский боярин, подчеркивает особую роль Москвы в достижении победы, а князя Дмитрия Ивановича представляет как подлинного организатора всех русских сил.

 
Под большим влиянием «Слова о полку Игореве» и «Задонщины» находился неизвестный автор воинской повести – «Сказания о Мамаевом побоище» (рис.30). Он проклинает Мамая, который отправился на Русь, «сердитуя, яко лев, пыхая, яко неутолимая ехидна». Автор гневно осуждает поведение рязанского князя Олега, обвиняя его в «скудности ума в голове»,

в предательстве, в том, что «сатана ухищрение вложил в сердце его». Как и «Задонщина», «Сказание о Мамевом побоище» воспевает великого князя Дмитрия Ивановича, восхищается подвигом русских воинов и духом воссозданного воинского братства: «все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити».

Рис.32. Афанасий Никитин
Патриотические мотивы звучат и в таком литературном жанре, как хождения – путевые заметки. Тверской купец Афанасий Никитин (рис.32) в 1466 году отправился с торговыми целями на Северный Кавказ. Однако эта поездка вылилась в многолетнее путешествие по Востоку – Ирану и Индии. В Индии купец прожил три года, изучил местный язык. С уважением относясь к индийскому народу, Афанасий Никитин с глубоким вниманием изучал его быт, культуру, религию. Итогом наблюдений и размышлением русского купца стала книга «Хождение за три моря». Находясь далеко от родины, герой произведения молит Бога о ее спасении: «Да сохранит Бог землю Русскую! Боже, сохрани ее! В сем мире нет подобной земли…» «Но почему князья земли Русской не живут друг с другом как братья! Да устроится земля Русская!».

Особое место в средневековой литературе нашей страны занимает Хронограф – сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. В 1512 году появилась первая редакция русского Хронографа. Автор этого сборника неизвестен. Но это был очень образованный человек, имевший свое представление о ходе мировой истории. Большое внимание он уделяет славянским народам, и прежде всего русскому. Хронограф рассматривает русскую историю как часть всемирной истории.

 
Живопись. В конце XIV – начале XV века в Москве складывается русская национальная школа живописи. Наиболее ярким ее представителем был гениальный русский художник Андрей Рублев.

Рис.33. Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире
Он был монахом Троице-Сергиева, а затем – Спасо-Андроникова монастыря. В 1405 году Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле. В 1408 году он вместе с Даниилом Черным работал над фресками Успенского собора во Владимире (рис.33), а затем они украсили фресками собор Троице-Сергиева монастыря. Самая известная работа Рублева – икона «Троица» (рис.34) написана для иконостаса Троицкого собора. Великий мастер впервые изобразил Святую Троицу в виде трех прекрасных юношей – ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба. Они ведут

неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. В тяжелые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублеву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.

Рис.34. Андрей Рублев. Троица
В творчестве Рублева получает свое логическое завершение процесс отделения русской живописи от византийской. Рублев и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. В своих произведениях они создавали образы живых людей, передавали душевные переживания и настроения русского человека того времени.

 
Крупнейшим представителем московской живописи конца XV – начала XVI века был бывший князь Дионисий.

 

 

Он стал монахом и написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля (рис.35). Работы Дионисия отличались утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.

Рис.35. Из жития Дионисия
Вопросы и задания. 1. Каковы особенности русской культуры XV века? 2. Какая идея о Москве в то время была оформлена и кем она сформулирована? Приведите примеры летописей XV века. Какова их основная мысль? 3. Как изменившаяся политика повлияла на русскую литературу? 4. Какие процессы происходили в русской живописи XV века? 5. Кто такой Андрей Рублев? Каковы особенности его творчества?

«О происхождении его ничего не известно. «Рублев», по-видимому, это родовое прозвище, то есть фамилия. В эпоху Андрея Рублева и даже несколько позже фамилии носили только представители высших слоев общества, что позволяет предположить его происхождение из образованных кругов. Кроме того, источники отмечают его необыкновенную мудрость, о чем свидетельствует и его творчество». (В. О. Ключевский)

«Эта икона («Святая Троица») изображает трех ангелов за трапезой. На столе поставлена чаша, а подле лежит кусок хлеба, и ничего больше – ясно, что это один только символ трапезы, только намек на нее. Художник намеренно так упрощенно изобразил угощение: все внимание зрителя он хотел сосредоточить на небесных гостях. Нежные, стройные фигуры ангелов; их склоненные головы с задумчивым взором, устремленным куда-то вдаль, красиво вырисовываются на фоне легкого, светлого пейзажа. Глядя на эти фигуры, хочется, поистине, молиться, - столько в них умилительного, возвышенного и духовного.

 
В этой иконе очаровательна гармония линий. Складки одежды,

поворот головы и корпуса; положение рук; согласованность линий человеческого тела и с линиями пейзажа, вдохновенность содержания и прелестное сочетание красок» (Е. Ф. Шмурло)

Как вы думаете, чем отличаются творения Рублева от картин с религиозными сюжетами прославленных мастеров эпохи Возрождения?

Запомните новые слова:

Регалии – предметы, являющиеся символами монархической власти

Русский хронограф – сборник занимательных и нравоучительных сочинений русской истории

Хождения – жанр средневековой русской литературы, форма путевых заметок, в которых русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 1173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.191.241 (0.008 с.)