Начало возрождения культуры в северо-восточных рус- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Начало возрождения культуры в северо-восточных рус-



ских землях. Нашествие Батыя и установившееся ордынское вла-

дычество нанесло большой урон русской культуре. Церкви и монас-

тыри лежали в развалинах. Погибли иконы, церковная утварь. Луч-

шие мастера были убиты или уведены в плен. Многие виды ремес-

ла были утрачены. Погибло огромное количество книг, исчезли биб-

лиотеки и школы, прервалось летописание.

Но ордынские завоеватели не смогли уничтожить русскую куль-

туру, слишком крепки и основательны были ее древнерусские ду-

ховные традиции. Со второй половины XIV века начинается возрож-

дение единой русской культуры. Этому способствовали перемеще-

ния большого количества людей из одних земель в другие, вызван-

 
ные монгольским нашествием, освоение новых территорий на севе-

ре страны. К этому времени центр политической и культурной жизни постоянно перемещался в Москву, которая возглавляла борьбу против Золотой орды. И хотя местные культурные особенности еще

сохранялись, идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становится одной из ведущих тем во всех русских землях. Она проходила красной нитью через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры.

Книжное дело, летописание. В XIV веке на Русь стали ввозить бумагу – более удобный материал для письма, чем береста, и значительно более дешевый, чем пергамент. С появлением бумаги книги стали дешеветь, их стало больше. Потребности в записях, появление бумаги повлекли за собой изменение техники письма. На смену «уставу» приходит полуустав – более беглое и свободное письмо.

Рис.17. Вознесение (1408 год)
Крупнейшими центрами книг были монастыри, при которых существовали рукописные мастерские и библиотеки, насчитывавшие сотни томов. Князья также имели свои книжные мастерские. В конце XIII-XIV веке возникли новые центры летописания – Новгород, Суздаль, Ростов. Создававшиеся здесь летописи уделяли внимание местным событиям, освещая их с позиций той или иной правящей княжеской династии. С 1325 года летописи стали вестись и в Москве.

 
Рис.18. Училище XIV века. Миниатюра из «Жития Сергия Радонежского»
Устное народное творчество, литература. Наивысшего расцвета достиг в XIV веке былинный героический эпос. Слагатели былин, чтобы ярче подчеркнуть идеи объединения и борьбы с поработителями, обращались к славному прошлому своей страны, к русским традициям времен Киевской Руси. Любимым героем

 

былин стал князь Владимир Красное Солнышко. А стольный город Киев предстает в них как воплощение единства Русского государства. В этот же период оформился новый жанр устного народного творчества – исторические песни. Они были непосредственным откликом людей на происходившие события.

Героями этих произведений были простые люди, совершавшие подвиги в борьбе с завоевателями. Например, песня об Авдотье-Рязаночке рассказывала о простой горожанке, которая высвободила из полона жителей Рязани и заново возродила город. Происшедшее в 1327 году народное восстание жителей в Твери против монголо-татар прославлено в песне о Щелкане Дудентьевиче. Она была проникнута уверенностью в неизбежности победы над поработителями.

Рис.19. Московский князь рассылает грамоты с призывом к объединению. Миниатюра
Одним из наиболее распространенных жанров русской литературы XIII-XIV веков стала воинская повесть. В основе произведений этого жанра лежали конкретные исторические факты и события, а персонажами были реальные исторические лица.

Рис.20. Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра.
 
Выдающимся памятником литературы является «Повесть о разорении Рязани Батыем» (рис.20). В ней рассказывается о взятии и разорении Рязани и о трагедии княжеской семьи. Повесть включает в себя и рассказ о герое-дружиннике Евпатии Коловрате и его отряде, наводившем

ужас на врага. Основная мысль произведения выражена в словах: «Лучше нам смертию живота купити (погибнуть), нежели в поганой воли быти».

Архитектура. В конце XIII века на Руси возобновилось каменное строительство: в Твери по образу владимирского Успенского был построен собор Спаса-Преображения (рис.24).

Рис.21. Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 г.)
Во второй четверти XIV века начинается сооружение каменных зданий в Москве. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре храма: Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору. Свидетельством возрастания политического могущества Москвы стало возведение в 1367 году в Москве белокаменного Кремля (рис.22). Накануне Куликовской битвы в Коломне был построен

 
Рис.22. Московский Кремль в XIV веке
Успенский собор, превосходивший по размерам все московские храмы. Постройки создавались в духе традиций владимирского зодчества, что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы. Одним из центров каменного зодчества стал Новгород. Во второй половине XIV века здесь были сооружены храмы, ставшие классическими образцами новгородского стиля – церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине улице (рис.23). В отличие от сурового внешнего облика новгородских церквей XII-XIII веков, эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Их фасады искусные мастера украшали декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптур-

ными крестами.

Рис.23. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.
Своеобразием отличалось и зодчество Пскова. Так как Псковская земля находилась на окраине Руси, то значительное развитие получило здесь оборонное зодчество. В 1330 году вблизи города была построена крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений страны. В самом Пскове был возведен большой каменный Кремль (рис.25), общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

Рис.25. Новгородский Кремль

Рис.26. Церковь Петра и Павла на Славне
Рис.24. Собор Спаса Преображения

 

Живопись. С XIV века начался расцвет русской живописи. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV века уже известным живописцем и отдал все свое мастерство новой родине. Одной из лучших работ мастера является фресковая роспись новгородской церкви Спаса на Ильине (рис.27).

Рис.27. Феофан Грек. Троица. Фреска церкви Спаса на Ильине в Новгороде
Религиозные сюжеты Феофана Грека были выполнены в не свойственной для византийской живописи манере, в них чувствовался интерес мастера к характеру, внутреннему миру человека. Он смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых, что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а находились как бы в движении.

 

Таким самобытным творением является Донская икона Божьей Матери (рис.28). Темно-вишневую гамму, в которой традиционно создавался этот образ, мастер оживил ярко-васильковой повязкой около лица. Сами же лики Марии и Младенца написаны энергичными мазками синего, зеленого и красного цветов. Никогда еще Святая Дева не получалась такой одухотворенной и земной.

 
Рис.28. Донская икона Божьей Матери
В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества, Кремлевский терем великого князя Василия Дмитриевича, создал фрески для Архангельского собора. Однако главным его творением стало созданием иконостаса для Благовещенского собора. В его иконостасе было 25 икон, созданных в мастерской Феофана.

Вопросы и задания. 1. Как пострадала русская культура от ордынского владычества и нашествий Батыя? Каковы причины начавшегося культурного возрождения русских земель? 2. Как развивалось книжное дело в русских землях XIV века? Назовите основные города, в которых велось летописание. Какие события уделяли в них большее внимание? 3. Какие новые жанры и идеи появились в устном народном творчестве в XIII-XIV веках? Назовите несколько произведений литературы и расскажите, о чем они. 4. Каковы были достижения русского зодчества? В чем заключаются особенности в архитектуре новгородских храмов? 5. Какие факты свидетельствуют о том, что русская живопись все меньше зависит от византийского влияния и превращается в самостоятельное культурное явление? 6. Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.009 с.)