Понятие архитектуры предприятия, основные элементы архитектуры, проблемы ее развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие архитектуры предприятия, основные элементы архитектуры, проблемы ее развития



Архитектура предприятия — это наиболее общее и всестороннее представление предприятия, как хозяйствующего субъекта, имеющего краткосрочные и долгосрочные цели ведения своей основной деятельности, определенные миссией на региональном и мировом рынке, и стратегией развития, внешние и внутренние ресурсы, необходимые для выполнения миссии и достижения поставленных целей, а также сложившиеся правила ведения основной деятельности (бизнеса).

В самом общем виде под архитектурой предприятия (ЕА - Enterprise Architecture) понимается всестороннее и исчерпывающее описание (модель) всех его ключевых элементов и межэлементных отношений. Согласно ISO 15704 (“Industrial Automation Systems – Requirements for Enterprise-Reference Architectures and Methodologies. 1999”) архитектура предприятия должна включать роль людей, описание процессов (функции и поведение), и представление всех вспомогательных технологий на протяжении всего жизненного цикла предприятия. Архитектура (в соответствии с документом “Federal Enterprise Architecture Framework. Dev. by: The Chief Information Officers Council (USA)”) является стратегической информационной основой, определяющей:

• структуру бизнеса;

• информацию, необходимую для ведения бизнеса;

• технологии, применяемые для поддержания бизнес-операций;

• процессы преобразования, развития и перехода, необходимые для реализации новых технологий в ответ на изменение/появление новых бизнес-потребностей.

Архитектура предприятия традиционно представляется в виде следующих слоев:

• корпоративные миссия и стратегия, стратегические цели и задачи;

• бизнес-архитектура;

• системная архитектура (ИТ - архитектура).

Корпоративные миссия и стратегия определяют основные направления развития предприятия и ставят долгосрочные цели и задачи.

Бизнес-архитектура на основании миссии, стратегии развития и долгосрочных бизнес-целей определяет необходимые бизнес-процессы, информационные и материальные потоки, а также поддерживающую их организационно-штатную структуру.

Системная архитектура определяет совокупность методологических, технологических и технических решений для обеспечения информационной поддержки деятельности предприятия, определяемой его бизнес-архитектурой, и включает в себя архитектуру приложений, архитектуру данных и техническую архитектуру.

Архитектура приложений, в свою очередь, включает в себя:

• собственно прикладные системы, поддерживающие исполнение бизнес-процессов;

• интерфейсы взаимодействия прикладных систем между собой и с внешними системами и источниками или потребителями данных;

• средства и методы разработки и сопровождения приложений.

Архитектура данных включает в себя:

• базы данных и хранилища данных;

• системы управления базами данных или хранилищами данных;

• правила и средства санкционирования доступа к данным.

Техническая архитектура состоит из сетевой архитектуры и архитектуры платформ. Сетевая архитектура включает в себя:

• локальные и территориальные вычислительные сети;

• используемые в сетях коммуникационные протоколы, сервисы и системы адресации;

• аварийные планы по обеспечению бесперебойной работы сетей в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Архитектура платформ включает в себя:

• аппаратные средства вычислительной техники - серверы, рабочие станции, накопители и другое компьютерное оборудование;

• операционные и управляющие системы, утилиты и офисные программные системы;

• аварийные планы по обеспечению бесперебойной работы аппаратуры (главным образом - серверов) и баз данных в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Основными этапами процесса построения архитектуры предприятия являются следующие:

• осознание необходимости построения архитектуры;

• формирование рабочей группы;

• выбор среды моделирования, средств моделирования и репозитория;

3• наполнение среды фактическим материалом (формирование архитектуры);

• использование;

• расширение и сопровождение.

Отметим, что в состав рабочей группы должен входить выделенный относительно новый ролевой участник – архитектор, фактически являющийся постановщиком задач на архитектурные изменения на основании как изменившихся внешних условий, так и понимания недостатков существующего

положения дел.

Проблемы

АП не имеет широкого распространения и применения в РФ в силу ряда причин, среди которых – недостаток отечественных специалистов. Достижение профессионализма в области АП – многолетний и творческий путь. Такая стратегическая перспектива не привлекает молодых студентов, тем более что нет популяризации, четкого понимания востребованности и явных перспектив. Качественное обучение и воспитание таких специалистов – сложная, затратная задача, нереализуемая для большинства ВУЗов России.

При развитии АП возникают барьеры:

Получение полномочий. Даже в организациях с неиерархической структурой получение полномочий зачастую сопряжено со значительными трудностями. При отсутствии управляющих связей между архитектором и персоналом архитектору предприятия чрезвычайно тяжело достигать поставленных целей. Получение от внутренней организации полномочий на реализацию стратегий, проектов и участие в ключевых действиях может оказаться чрезвычайно сложной задачей.

Ресурсы. Даже если руководитель утвердит стратегию, выделение средств или сотрудников на ее реализацию — это отдельная история. Во многих случаях, поскольку деятельность архитекторов охватывает все предприятие, им необходимы ресурсы не только от владельца бизнеса, но и в целом ряде других функциональных областей. Архитекторы предприятия, как правило, не распоряжаются следующими видами ресурсов.

Бюджет. В большинстве случаев группам архитекторов предприятия бюджет не выделяется, поэтому хороший архитектор предприятия должен уметь «выбивать» необходимые финансовые ресурсы. Для этого может использоваться как бизнес-обоснование, так и обоснование с точки зрения оперативных задач.

Персонал. Для выполнения проектов необходимы не только финансовые, но и людские ресурсы, поэтому архитекторам предприятия часто приходится искать обоснование для выделения сотрудников ИТ- и бизнес-подразделениями.

Влияние на текущие или выполняющиеся проекты. Оказаться на «переднем крае» проекта — это одно, а влиять на уже выполняющийся проект — совсем другое, и нередко последнее даже сложнее. В случае с уже выполняющимся проектом рабочие группы крайне неохотно принимают предложения архитектора предприятия или откровенно саботируют его действия из-за возможных нарушений сроков и увеличения затрат, связанных с внесением изменений в архитектуру.

 

15. Ценообразование на информационном рынке. Стратегия и тактика ценообразования

Ценообразование включает в себя:

установление цены

способы оплаты

виды скидок и надбавок

политика цен

определение цен на сопутствующие и дополнительные услуги Основные этапы ценообразования:

Выявление факторов, влияющих на цену —> постановка целей ценообразования —> выбор методов ценообразования —> разработка ценовой стратегии —> рыночная корректировка цены —> стратегия защиты цены от неблагоприятных внешних воздействий. Необходимыми условиями свободного ценообразования являются:

· экономическая самостоятельность собственника

· коммерческая основа отношении

· наличие конкурентной среды (отсутствие монополизма)

· равновесие рынка (спрос - предложение)

На информационном рынке главными ограничителями цен между слишком низкой ценой (Предложения нет) и слишком высокой ценой (Спроса нет) действуют следующие ограничители:

· себестоимость

· конкуренты - заменители

· уникальность услуг

Спрос (массовый, престижный, в условиях замены) на ИЛУ формируют государственные учреждения, предприятия индустрии информации, предприятия различных секторов экономики, индивидуальные потребители - они же. Все участники движения информационной продукции влияют на цену в той или иной степени.

Огромное влияние оказывает на цены на ИЛУ государство (его политика и тактика). Фиксированные - регулированные - свободные. Это и установление предельного уровня, и государственный контроль за, государственные предприятия и т.д., тоже, что в Маркированных товарах. Запрет на недобросовестную рекламу, ценовую дискриминацию.

Однако не менее важную роль играют внутренние факторы:

1. спрос - определяет цену покупатель. Он зависит от уровня сбережений, платёжеспособности, объёма спроса при некотором уровне цен, потребительских свойств товара и его полезности (способности удовлетворить потребности).

2. потребительский выбор определяет конкурентоспособность в сопоставлении с аналогичными и дополняющими товарами.

3. предложение (цена, на которую претендует поставщик). Количество, объём запасов, издержки производства и обращения товара, налоги, прибыль и т.д.

4. альтернативные производственные возможности - предельная замещаемость технологий, общее состояние экономики, социальная обстановка, стоимость труда и т.д.

При установлении цен необходимо выделить и основные цели деятельности фирмы на рынке (долгосрочные и краткосрочные):

· захват рынка

· max сбыта (прибыль)

· сохранение существующего положения

· обеспечение лидерства

· сохранение лидерства и т.д.

После определения цели и выявления факторов, влияющих на ценообразование, выбирается метод ценообразования продукта или услуги. С помощью выбранного метода формируется базовая цена, которая при выходе на рынок должна корректироваться.

Для ИЛУ можно использовать целый ряд известных методов ценообразования:

1. затратный

2. агрегатный

3. параметрический

4. на основе текущих цен

5. на основе безубыточности и обеспечения целевой прибыли

Первый метод прост, т.к. производитель имеет полную информацию о своих затратах, о спросе у него информации меньше.

Ц = Себестоимость + фиксированный процент прибыли Не учитывает спрос, потребительские свойства, конкуренцию. Удобен для новой продукции и услуг, и в тех случаях, когда спрос заведомо опережает предложение. Второй метод д ля ИЛУ, состоящих из разных элементов, блоков, моделей...

Ц = Ц1 +...+Цк

Ц = Общая + Надбавки (Скидки) Это вариант затратного. Не учитывает эффект от совместного применения частей (элементов).

Два первых метода используют как основу для других методов ценообразования. Третий метод: цена формируется на базе оценки качественных параметров ИПУ. Здесь выбирается набор параметров продукции (удобство интерфейса, функциональная полнота, достоверность результатов, качество документации, объём памяти, сопровождение...).

Производится изучение мнения пользователей или экспертов и оценка параметров в баллах, с учётом важности параметра определяется интегральная оценка качества. Затем определяется цена одного балла. Базовая цена = сумме баллов. Этот метод позволяет определить цену на ИПУ в соответствии с качеством и учесть состояние рынка, но не учитывает себестоимость.

Четвёртый метод: здесь выбираются аналогии и анализируются текущие цены. Затем, с учётом целей фирмы и свойств продукции устанавливается цена в пределах коридора и больше она больше, если есть уникальные свойства, также не учитывается себестоимость. Пятый метод, ориентирован на заданную величину прибыли.

Стратегия ценообразования на информационном рынке представляет собой выбор динамики изменения цены ИПУ, соответственно целям фирмы. Она зависит от того, новая или существующая ИПУ. Возможные стратегии:

1. снятие финансовых сливок.

Выводит на рынок по максимальной цене, ориентирована на богатых пользователей ИПУ, характерна для краткосрочных целей. Эффект при большом первоначальном спросе, отсутствии конкуренции, а цена поддерживает образ высокого качества (чаще для ВТ, ранее для ПО, ИП).

2. стратегия прочного внедрения.

Установление возможно низкой цены для завоевания рынка. В дальнейшем цена может

изменяться, но не должна достигать уровня, когда покупатель задумывается о её

качестве.

Эффект, если существует - достаточно большой объём спроса.

3. стратегия установления уже существующих цен.

Скользящая падающая цена —► 1. Здесь надо подавать уникальное ИПУ, чтобы не

проиграть в конкуренции, также НИОКР по разработке новых.

Преимущественная цена —► 2. Применяется при опасности внедрения конкурентов.

Здесь при формировании цены надо (успеть!) обойти конкурентов по издержкам

или по качеству. Ценовая тактика на ИР состоит в том, что устанавливается начальная цена и определяется направление её желаемого изменения. Возможно установление цен по сегментам рынка. Психологически привлекательные цены: для чёткого различия качества ВТ, ПО нужен «скачок» между ценами - ступенчато-дифференцированные цены. Для увеличения объёма продаж - система скидок.

Если процесс информационного обслуживания разнесён во времени [проектирование, разработка ИПУ - поставка - оплата], то участники стремятся застраховать цены, сделать в договоре соответствующие оговорки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.024 с.)