Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА VII. Эластичность спроса и предложения

Поиск

Ценовая эластичность спроса

Эластичность спроса – это относительное изменение спроса на товар при изменении одного из факторов, воздействующих на него. Выделяют прямую эластичность спроса по цене (относительное изменение объема спроса при изменении цены данного товара), перекрестную эластичность спроса (относительное изменение спроса при изменении цены другого товара (заменителя или комплемента) и эластичность спроса по доходу (относительное изменение спроса при изменении дохода потребителей).

Прямая эластичность спроса по цене определяется по формуле

 

. (11)

 

Значение данного показателя всегда отрицательно, но минусом принято пренебрегать при анализе получаемых расчетов.

Формула эластичности спроса по доходу аналогична форму- ле (11), но в ней используется изменение дохода, а не изменение цены. В формуле перекрестной эластичности вместо цены данного товара используется цена другого товара (заменителя или комплемента).

Прямая эластичность спроса по цене может быть двух видов – точечной и дуговой.

Точечная эластичность (эластичность в точке) характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены, это значение эластичности спроса по цене в отдельной точке кривой спроса (в различных точках данное значение будет различным). В этом случае формула расчета прямой эластичности принимает вид

. (12)

Точечная эластичность спроса может принимать значение от 0 до +∞ (рис. 8).

Дуговая эластичность спро-са – относительное изменение объема спроса при значительном изменении цены. Значение дуговой эластичности определяется по формуле (11), при этом за основу берутся наименьшие или средние значения цены и объема спроса. Дуговая эластичность спроса может иметь следующие значения:

1) ex = 0 – совершенно неэластичный спрос, даже при многократном изменении цены спрос не изменяется;

2) ex = +∞ – совершенно эластичный спрос, даже при незначительном изменении цены объем спроса изменяется на бесконечную величину;

3) ex = 1 – единичный спрос; объем спроса изменяется на такую же процентную величину, что и цена;

4) 0 < ex < 1 – спрос неэластичный; объем спроса изменяется на относительно меньшую величину, чем цена;

5) 1 < ex < +∞ – спрос эластичный; объем спроса изменяется на относительно большую величину, чем цена.

Факторы, воздействующие на прямую эластичность спроса по цене:

– наличие товаров-субститутов (чем больше товаров-замените-лей, тем выше эластичность спроса по цене);

– качество товара и широта его применения (чем выше качество товара и шире область его применения, тем ниже эластичность спроса по цене);

– удельный вес товара в бюджете потребителя (чем выше этот показатель, тем ниже эластичность спроса);

– степень насыщения потребности (чем более насыщен спрос, тем выше эластичность спроса);

– ожидания потребителей (например, инфляционные ожидания снижают эластичность спроса по цене);

– фактор времени (в краткосрочный период эластичность спроса меньше, чем в долгосрочный)

и др.

 

2. Зависимость изменения выручки
от ценовой эластичности спроса

Эластичность спроса оказывает большое влияние на поведение производителей, так как непосредственно связана с объемом общей выручки, а следовательно, получаемой прибыли. Поясним данную зависимость.

Выручка ТR представляет собой произведение цены товара Рx на объем продаж Q:

 

ТR = Рx Q. (13)

 

В соответствии с рис. 9 можно получить следующее уравнение (на основе расчета площади сложной фигуры):

 

OP 1 × OQ 1 + OP 2 ×Q = OP 2 × OQ 2 + OQ 1 ×Р. (14)

 

Путем проведения ряда преобразований получим

 

TR = Q 1 ×Р (1 – ex ), (15)

 

где ex – дуговая эластичность спроса.

 
 

Анализируя возможные значения, принимаемые дуговой эластич-ностью спроса (см. п. 1 гл. VII), зависимость выручки от эластичности спроса можно представить в виде табл. 3.

Таблица 3

 

Зависимость изменения выручки от изменения цены
и эластичности спроса

 

Р ex > 1 ex = 1 0 < ex < 1
Р > 0 ТR < 0 ТR = 0 ТR > 0
Р < 0 ТR > 0 ТR = 0 ТR < 0

 

Предельной выручкой MR является прирост общей выручки в результате продажи дополнительной единицы товара. Предельная выручка определяется по формуле

MR = Рx (1 – 1 / ex), (16)

 

где ex – точечная эластичность спроса по цене.

На основе формулы (16) и рис. 8, отражающего возможные значения точечной эластичности спро-са, можно построить кривую общей выручки (рис. 10).

При движении от начала координат (что означает снижение цены) до точки QE (см. рис. 8) точечная эластичность будет уменьшаться от ∞ до 1, а общая выручка, согласно формулам (13) и (16), расти.

В точке QE точечная эластичность достигнет максимума, а в дальнейшем будет снижаться. Таким образом, график общей выручки принимает куполообразную форму (см. рис. 10).

3. Эластичность предложения

Концепция ценовой эластичности спроса применима и к предложению (при условии признания закона предложения).

Эластичность предложения – это относительное изменение объема (величины) предложения при изменении цены. Эластичность предложения рассчитывается аналогично эластичности спроса [см. формулу (11)], только в данной формуле объем спроса заменяется объемом предложения:

 

, (17)

 

где exs – эластичность предложения.

На основе расчета выявляется предложение эластичное (небольшое изменение цены приводит к относительно большему изменению предложения) и неэластичное (относительно большее изменение цены приводит к меньшему изменению величины предложения).

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является временной период, имеющийся у производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены товара. Чем продолжительнее время, которым располагает производитель, тем больше изменение объема производства и выше эластичность предложения.

Так, можно выделить следующие различия между периодами:

1) кратчайший период – производители не успевают отреагировать на изменение цены, и предложение является абсолютно неэластичным;

2) краткосрочный период –изменения могут касаться степени загруженности производственных мощностей, поэтому эластичность предложения будет выше;

3) долгосрочный период– производители могут полностью изменить имеющиеся ресурсы: расширить (или сократить) производственные мощности, уйти с рынка или прийти на него, увеличить или уменьшить объем использования любого фактора производства. Если бы издержки производства были постоянны, то предложение на данном этапе было бы абсолютно эластичным (+∞), но так как издержки растут, эластичность предложения хотя и высока, однако никогда не достигает абсолютного уровня.

Еще раз отметим, что рассуждения об эластичности предложения имеют смысл только в том случае, если закон предложения признается существующим, что оспаривается многими экономистами.

4.Вопросы и задания

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что такое эластичность спроса, какие виды эластичности спроса вы знаете?

2. Выведите формулы эластичности по доходу и перекрестной эластичности спроса. Какой знак имеет эластичность спроса по доходу? Какие знаки имеют перекрестная эластичность товаров-субститутов и товаров-комплементов?

3. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью спроса по цене и низкой эластичностью. В чем отличия этих товаров?

4. Если цена на товар возросла (товар вошел в моду), как изменится предложение данного товара в течение недели, полугода, двух лет?

5. Как зависит выручка от эластичности спроса? Всегда ли следует повышать цену, чтобы увеличить объем выручки? Может ли снижение цены привести к росту выручки? Обоснуйте ответы.

 

Примеры тестовых заданий
(выбрать правильный вариант ответа)

 

1. Если спрос на томатный сок эластичен по цене, то снижение цены на него приведет:

а) к росту доходов населения;

б) росту расходов населения на томатный сок;

в) снижению расходов населения на томатный сок;

г) росту спроса на томатный сок;

д) снижению спроса на томатный сок.

2. Перекрестная эластичность спроса характеризует реакцию:

а) цены одного товара на изменение цены другого товара;

б) цены одного товара на изменение предложения другого товара;

в) величины спроса одного товара на изменение цены другого товара;

г) величины спроса одного товара на изменение величины предложения другого товара;

д) величины спроса одного товара на изменение величины спроса другого товара;

е) ничто из перечисленного не верно.

3. Увеличение цены на товар, характеризующегося неэластичным спросом, приведет:

а) к росту выручки;

б) снижению выручки;

в) тому, что выручка останется неизменной;

г) разорению предприятия.

4. Производитель продает 10 единиц товара по цене 1000 руб. за единицу, но продажа 11 единиц товара вызовет снижение цены до 995 руб.; предельная выручка при увеличении объема продаж с 10 до 11 единиц равна:

а) 1000 руб.;

б) 1995 руб.;

в) 995 руб.;

г) 10995 руб.;

д) 5 руб.;

е) минус 5 руб.

 

Ответы на задания: 1г, 2в, 3а, 4в.

Задачи

 

Задача 1

Соотношение между ценой товара А и величиной его предложения представлено в таблице:

 

Цена        
Предложение        

 

В каком интервале цен эластичность предложения этого товара будет больше единицы, а в каком – меньше?

 

Задача 2

Спрос на товар Х задан формулой

Qd = 24 – 2 Pх,

где Q – количество товара, т; Р – цена товара, долл.

Имеет ли смысл повышение цены товара с 5 до 7 долл. (приведет ли оно к увеличению выручки)?

 

Ответы на задачи

 

Задача 1

Поскольку предложение меняется в данном примере строго пропорционально цене, то на всех интервалах эластичность предложения всегда будет равна 1.

 

Задача 2

Для решения данной задачи необходимо определить дуговую эластичность спроса, для этого используем формулу

 

.

 

Рассчитаем ее по средним значениям. Для этого опреде-лим среднюю цену Р = (5 + 7)/2 = 6 и средний объем спроса Qd = ((24 – 2 × 5) + (24 – 2 × 7))/2 = 12, а также изменение цены Δ Px = 2 и изменение объема Δ Q = 4 спроса, отсюда

 

.

Таким образом, спрос на данный товар единичный и, согласно табл. 3, увеличение цены не приведет к увеличению общей выручки.

 

Рекомендуемая литература: [2–4, 7, 9–11, 16].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.184 (0.008 с.)