Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приватизация в переходной экономике

Поиск

Приватизация – переход государственной собственности в частные руки (к физическим и юридическим лицам). Это один из важнейших рычагов перехода к рыночной экономике. Основная цель приватизации состоит в повышении эффективности экономики. Историческая практика показывает, что системы, базирующиеся на частной собственности, развиваются быстрее и успешнее, чем системы, основанные на государственной собственности. Основной проблемой господства государственной собственности является отсутствие достаточной заинтересованности в ее рациональном и эффективном использовании. Государственная собственность эффективна в сфере естественных монополий и инфраструктуры, но в других сферах материального производства она не может выдержать конкуренции с частным капиталом.

В результате приватизации формируются новые формы собственности – частная и смешанная.

Существуют разные модели приватизации. Они могут быть объединены в четыре основные группы:

1) продажа; она осуществляется в форме закрытой продажи (продажи предприятия персоналу и приравненным к ним лицам по ценам ниже рыночных) и открытой продажи (в данном случае приобрести государственную собственность может любое физическое или юридическое лицо, включая иностранное);

2) бесплатное распределение; разновидностью данной формы является ваучеризация (предполагает обмен акций приватизируемых предприятий на ваучеры (сертификаты, купоны, боны и т. д.), безвозмездно распределяемые между гражданами страны);

3) создание национальных холдингов; данная форма предполагает формирование государственных или частных холдингов, которым передается управление частью государственных предприятий;

4) денационализация– возвращение бывшим владельцам (их наследникам) ранее национализированного имущества.

На практике осуществление приватизации – это комбинация всех (почти всех) данных подходов.

Приватизированными, по официальной статистике, в России считаются предприятия: во-первых, выкупленные их трудовыми коллективами; во-вторых, приобретенные частными лицами; в-третьих, преобразованные в акционерные общества. В последнем случае, в зависимости от распределения акций, предприятие может оставаться под государственным контролем или под контролем сторонних инвесторов.

Приватизация в России прошла в два этапа. Первый этап приватизации – ваучерный. Следует отметить, что номинал ваучера имел условное значение, реальная его стоимость зависела от уровня спроса, который, в свою очередь, зависел от ожидаемых доходов от владения акциями и стратегии субъектов рынка ценных бумаг. Поэтому во многом ваучеры стали объектом спекулятивных операций, и ваучеризация не привела, как задумывалось, к появлению широкого слоя собственников и предупреждению финансовых потерь населения в ходе приватизации. Тем не менее результаты данного этапа приватизации таковы: 50 % – легкая, пищевая промышленность и торговля; 35 % – строительство; 42 % – автотранспорт; 55 % – пред-приятия общественного питания; 21 % – предприятия сферы быто-вого обслуживания. Появился и новый слой состоятельных граж- дан, владеющих значительным количеством акций приватизирован- ных предприятий.Второй этап приватизации (начался в июле 1994 г.) – денежный. Основная задача данного этапа – не наращивание темпов приватизации, а увеличение отдачи от нее для государственного бюджета.

Основным итогом приватизации явилось не столько повышение эффективности действующих предприятий, сколько формирование в России нового класса – класса собственников, акционеров.


4.Вопросы и задания

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Каковы причины начала перехода России к рынку?

2. Что такое переходная экономика и каковы принципы осуществления перехода к рынку?

3. Какие сложности и проблемы возникли на пути России к рынку? Какие методы их преодоления использовались?

4. Какие пути перехода к рынку существуют? В чем преимущества и недостатки «шоковой терапии»?

5. Существовал ли у России путь, альтернативный использованию «шоковой терапии»?

6. В чем сущность приватизации, проведения каких процедур она требует?

7. Какие формы приватизации существуют?

8. В чем особенности приватизации, осуществляемой в России?

9. Каковы основные итоги приватизации к настоящему времени?

 

Примеры тестовых заданий

(выбрать правильный вариант ответа)

1. В период правления М. Тэтчер в Великобритании осуществлялась приватизация ряда государственных предприятий по предварительным заявкам всех желающих приобрести акции, начиная с наименьших по количеству. Данный процесс может быть отнесен к следующей форме приватизации:

а) закрытая продажа;

б) открытая продажа;

в) безвозмездная передача;

г) денационализация;

д) формирование холдингов.

 

2. Ваучер по определению представляет собой:

а) акцию приватизируемого предприятия;

б) документ, удостоверяющий владение определенным количеством акций;

в) документ, предоставляющий право собственности на определенное количество материальных благ;

г) документ, удостоверяющий право собственности на часть приватизируемого предприятия

 

3. Основным положительным итогом первого этапа приватизации в России явилось:

а) формирование класса собственников;

б) рост эффективности производства;

в) значительные поступления в государственный бюджет;

г) приток иностранных инвестиций;

д) окончательный переход к рынку.

 

4. Разгосударствление экономики требует:

а) снятия с государства функций прямого хозяйственного управления;

б) приватизации государственных предприятий;

в) уменьшения экономического влияния государства;

г) стимулирования негосударственных форм хозяйствования и предпринимательства;

д) переход предприятий на самофинансирование;

е) отказ государства от прямого участия в производственной деятельности (кроме отдельных специальных областей);

ж) все вышеперечисленное.

 

Ответы на задания: 1б, 2в, 3а, 4ж.

Рекомендуемая литература: [4, 9, 12, 18, 19].

 

Глава V. Фирма в системе рыночных
отношений

1. Экономическая природа фирмы
Основные формы фирм

Основным экономическим агентом рыночной экономики и объектом микроэкономики является фирма.

Фирма – это экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью. Она объединяет (концентрирует) ресурсы для производства определенных экономических благ в целях максимизации прибыли. Фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Среди экономистов нет единого мнения об экономической природе фирмы; наиболее распространена точка зрения, состоящая в том, что причиной возникновения фирмы является экономия трансакционных издержек.

Трансакционные издержки – затраты, связанные с заключением и обслуживанием сделок; если бы существовал сплошной рынок, состоящий исключительно из физических лиц, данные затраты были бы очень велики из-за огромного количества мини-сделок. Создание фирмы позволяет их существенно сократить.

Основными формами коммерческих фирм являются: частная предпринимательская фирма, партнерство и корпорация.

Частная предпринимательская фирма – фирма, владельцем которой является один человек. Собственник фирмы выполняет также функции менеджера.

Достоинствами данной фирмы можно признать:

– простоту организации;

– свободу действий собственника;

– существование без образования юридического лица;

– владение собственником всей прибылью.

Недостатки фирмы:

– ограниченность располагаемых ресурсов;

– неограниченная ответственность собственника;

– часто отсутствие развитой системы внутренней специализации.

Партнерство – фирма, которой совместно владеют два и более человека. Партнерство может также существовать без образования юридического лица.

Достоинства фирмы:

– легкость организации;

– позволяет привлечь относительно большие средства и новые идеи при создании;

– в большей мере позволяет использовать разделение труда и спе-циализацию в вопросах управления и производства.

Недостатками данной фирмы являются:

– ограниченность финансовых ресурсов при развивающемся деле, требующем новых вложений капитала;

– неоднозначность понимания целей и задач деятельности фирмы ее участниками;

– сложность определения меры каждого участника в доходе или убытке фирмы, в разделе совместно приобретенного имущества.

Корпорация – фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого участника ограничивается его вкладом. Уставной фонд корпорации разделен на определенное число акций, которыми владеют все участника корпорации пропорционально их вкладам.

Достоинства корпорации как формы предпринимательства:

– неограниченные возможности привлечения финансовых средств;

– привлечение профессионалов для управления фирмой;

– стабильность, относительная независимость от мнений и целей отдельных акционеров, а также от изменения их состава;

– разделение имущественных и личных прав акционеров.

Недостатки корпорации:

– двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается в качестве дивиденда акционерам;

– благоприятные возможности для махинаций и злоупотреблений со стороны менеджеров корпорации;

– разделение функций собственности и управления (контроля).

Несмотря на серьезные недостатки, корпорация имеет большие преимущества перед другими формами. Следует также учитывать, что корпорация «подотчетна» рынку и существующему законодательству, что значительно сужает область возможных злоупотреблений.

В литературе также рассматривается разделение фирм по их величине на мелкий бизнес, средний бизнес и крупный бизнес. Принято считать, что в современной экономике мелкий бизнес играет очень важную роль, так как решает проблему занятости и обеспечения населения услугами, которые в развитых странах составляют значительную долю национальной экономики. Большее внимание уделяется в последнее время развитию малого бизнеса и в России.

Несколько иную, особую роль в экономике играет государственное предприятие; его целью в рыночной экономике является производство таких благ, производить которые деловые предприятия не могут или не хотят. Особенностью государственного предприятия является то, что его деятельность финансируется из государственного бюджета (полностью или частично).

 

2. Организационная структура российского бизнеса
Виды предприятий, действующих на российском рынке

Формы предпринимательской деятельности в России определены Гражданским кодексом РФ. При этом как синоним фирмы, создаваемой в виде юридического лица, используется термин «предприятие». Предприятие получает статус юридического лица после государственной регистрации, при этом оно обладает всем комплексом признаков юридического лица.

Признаки юридического лица:

1. Наличие в собственности, владении или пользовании обособленного имущества.

2. Способность выступать в хозяйственном обороте от своего имени.

3. Способность отвечать своим имуществом по обязательствам перед контрагентами (бюджетом, кредиторами, партнерами).

4. Возможность быть истцом или ответчиком в суде.

5. Возможность использовать наемный труд.

6. Наличие самостоятельного баланса или сметы затрат и предоставление отчетности в соответствующие налоговые органы.

7. Наличие наименования, содержащего указание на организационно-правовую форму предприятия.

Классификация предприятий, действующих в РФ, чрезвычайно обширна. Основные виды предприятий приведены в табл. 2.

 

Таблица 2

Виды предприятий

 

Признак классификации Виды предприятий
Цель деятельности Коммерческое Некоммерческое
Собственность Государственное Частное Коллективное Смешанное
Организационно-правовая форма Полное товарищество Товарищество на вере (коммандитное) Общество с ограниченной ответственностью Акционерное общество закрытого типа Акционерное общество открытого типа Унитарное предприятие Производственный кооператив
Занимаемая доля рынка Монополист Олигополист Занимающее существенную долю рынка Занимающее незначительную долю рынка
Вид деятельности Производственное Сбытовое Посредническое Финансовое и т. д.
Вид выпускаемой продукции Промышленное Сельскохозяйственное Строительное Транспортное Торговое и т. д.
Размер предприятия Мелкое (малое) Среднее Крупное

 

Окончание табл. 2

 

Признак классификации Виды предприятий
Организация деятельности Материнское (головное) Дочернее Филиал Представительство
Структура Узкоспециализированное Многопрофильное Комбинированное
Вид объединения Независимое предприятие Совместное предприятие Ассоциация Консорциум Финансово-промышленная группа Холдинг Корпорация Транснациональная корпорация
Отрасль Металлургическое Машиностроительное Горнодобывающее Текстильное Пищевое и т. д.

 

Основой деятельности предприятий в Российской Федерации является совокупность законов, определяющих:

– принципы создания, функционирования и прекращения деятельности различных видов предприятий;

– виды запрещенной деятельности и деятельности, подлежащей лицензированию, а также принципы осуществления лицензирования;

– принципы налогообложения предприятий и предоставления налоговых льгот;

– способы осуществления государственного контроля за деятельностью предприятий;

– принципы осуществления сертификации

и др.

Следует отметить, что предприятие является объектом изучения не только экономической теории (микроэкономики), но и целого ряда других наук. Предприятие изучают такие науки, как экономика предприятия, менеджмент, маркетинг, теория организации, юридические науки и др. У каждой из них своя задача и свой предмет изучения. Микроэкономика занимается изучением экономической природы фирмы, принципов ее поведения на рынке и экономических отношений, в которые вступает предприятие.

 

Поведение фирмы на рынке

Теория фирмы основана на следующем постулате: фирма стремится к получению максимальной прибыли, т. е. к увеличению разности между доходами фирмы и ее издержками. Максимизация прибыли – это тот критерий, который определяет деятельность фирмы на рынке в течение как короткого, так и длительного периода.

Короткий период – это отрезок времени, в течение которого фирма не может изменить ни общие размеры своих сооружений, ни количество машин и оборудования, используемых в производстве. В этот период они остаются постоянными, так как не изменяются вслед за изменением объема производства. Другие факторы производства (например, труд) могут изменяться, поэтому называются переменными. Продолжительность короткого периода зависит от отрасли, технологии и других причин.

Длительный период – это такой отрезок времени, в течение которого фирма получает возможность изменять все факторы производства, в том числе объем и мощность своих сооружений и оборудования в целях приведения их в соответствие с изменяющимся уровнем производства. Следовательно, в данный период все факторы являются переменными. Поэтому в указанном периоде фирма стремится наилучшим образом комбинировать факторы, замещая труд капиталом или наоборот, с целью минимизировать затраты на данный объем выпуска продукции.

Поведение фирмы зависит не только от времени, но и от формы конкуренции. В условиях совершенной конкуренции фирма не может влиять на рыночную цену, она может только изменять объем выпуска продукции. Поэтому в данных условиях задачей фирмы является определение оптимального объема выпуска. В условиях несовершенной (ограниченной) конкуренции фирма может определять цену, а следовательно, она должна сопоставлять цену и объем выпуска продукции.

Следует учитывать, что максимизация прибыли может быть не единственной целью деятельности фирмы. Более подробно различные аспекты поведения фирмы будут рассмотрены в последующих главах.

 

4. Вопросы и задания

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что такое фирма? Какие виды фирм вы знаете?

2. Можно ли считать частного предпринимателя И.И. Иванова фирмой?

3. С чем связано многообразие форм фирм? Можно ли считать, что одна из форм вытеснит другие?

4. Почему все общество не превратилось в одну большую фирму? Возможно ли это в будущем?

5. Приведите примеры по каждому виду предприятия. Какие виды предприятий наиболее распространены в России?

6. В чем достоинства и недостатки малого, среднего и крупного предприятий? Каковы перспективы развития малого предпринимательства в России?

7. Какие цели, кроме максимизации прибыли, может преследовать фирма?

8. Может ли быть целью фирмы улучшение социальных условий или спонсирование искусства?

9. Какова роль в рыночной экономике государственных пред-приятий, какие функции они выполняют?

10. Может ли быть деятельность государственных предприятий прибыльной?

 

Примеры тестовых заданий
(выбрать правильный вариант ответа)

1. Если фирма ориентирована не на максимизацию прибыли, а на максимальный объем продаж, то это приведет:

а) к росту цены на продукцию фирмы;

б) разорению фирмы;

в) снижению цены на продукцию фирмы;

г) росту издержек на производство данной фирмы;

д) росту издержек на производство фирм-конкурентов.

2. В условиях совершенной конкуренции фирма может получить максимальную прибыль:

а) оптимизируя объем продаж;

б) уменьшая цену на товар;

в) увеличивая цену на товар;

г) увеличивая размер фирмы.

3. Утверждение, что небольшие фирмы всегда менее эффективны, чем крупные:

а) абсолютно верно;

б) абсолютно неверно;

в) верно только для российской экономики;

г) неверно только для российской экономики.

4. В долгосрочном периоде:

а) все факторы являются переменными;

б) все факторы являются постоянными;

в) к постоянным факторам относятся только производственные мощности;

г) к переменным факторам относится только труд.

 

Ответы на задания: 1в, 2а, 3б, 4а.

Рекомендуемая литература: [3, 7, 9–11, 20–23].

 

Глава VI. Спрос и предложение
Рыночное равновесие

1. Спрос и факторы, воздействующие на спрос
Закон спроса

Спрос – количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при данных условиях.

Факторы, воздействующие на спрос:

1) цена товара;

2) цена товаров-заменителей (субститутов);

3) цена дополняющих товаров (комплементов);

4) размер дохода потребителей;

5) число потребителей;

6) психологические и субъективные факторы:

– вкусы и предпочтения потребителей;

– ожидания потребителей (например, инфляционные).

Зависимость спроса от всех факторов, воздействующих на него, называется функцией спроса:

 

Qd = F (Px, I, PSUB, PCOM,, W, Z, G),(3)

 

где Qd – объем спроса; Px – цена данного товара; I – доход потребителей; PSUB – цена товаров-субститутов; PCOM – цена товаров-комп-лементов; W – ожидания потребителей; Z – вкусы и предпочтения потребителей; G – количество потребителей.

Зависимость между объемом спроса и ценой товара (при прочих равных условиях) называется функцией спроса по цене, которая имеет такой вид:

Qd = F (Px). (4)

Данная зависимость может быть представлена в табличной, аналитической или графической форме.

Аналитическим способом функция спроса задается в виде уравнения, которое может иметь следующий вид:

Qd = a – bPx. (5)

 

Зависимость объема спроса от цены товара, выраженная в графической форме, называется кривой спроса (рис. 5). Кривая спроса показывает, что при более высокой цене объем спроса меньше, чем при более низкой. Следовательно, при увеличении цены объем спроса уменьшается, а при снижении цены объем спроса возрастает. Обратная связь между ценой и объемом спроса называется законом спроса.

Таким образом, закон спроса гласит: снижение цены, при прочих равных условиях, ведет к возрастанию объема спроса, а повышение цены, при прочих равных условиях, ведет к уменьшению объема спроса.

Следует отличать изменение объема спроса от изменения спроса. Изменение объема (величины) спроса – это изменения, произошедшие из-за изменения цены (при этом происходит передвижение по кривой спроса из одной точки в другую). Изменение спроса – это изменения из-за влияния иных факторов, воздействующих на спрос (при этом происходит сдвиг кривой спроса относительно осей координат). Например, увеличение доходов потребителей вызовет смещение кривой спроса вверх и вправо, а увеличение цены товаров-композитов – смещение кривой вниз и влево и т. д.

Исключением из закона спроса является тот факт, что объем закупок товаров первой необходимости (например, хлеба) при определенных условиях может при увеличении цены не только не уменьшаться, но и возрастать (парадокс Гиффена).

Другие «исключения» (например, эффект Веблена) фактически подтверждают действие закона спроса. Напомним, что эффект Веблена связан с так называемым «престижным спросом», т. е. спросом на дорогостоящие товары, приобретение которых свидетельствует, по мнению потребителей, об их высоком социальном статусе. Так как данные товары, согласно определению, имеют высокую цену, делалось предположение о том, что повышение цен на данные товары ведет к росту спроса на них и, следовательно, увеличивает объем спроса. Если бы это предположение было верным, цены на данные товары возрастали бы бесконечно. Практика показывает, что при увеличении цен на данные товары увеличивается их престижность, но сокращается объем спроса, так как они становятся доступными все более узкому кругу людей.

В экономике существует понятие «цена спроса» – максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за данный товар.

Несмотря на то что цена является, по мнению экономистов, решающим фактором, оказывающим влияние на объем спроса, не следует забывать и о влиянии неценовых факторов. Изменение вкусов потребителей, влияние моды и рекламы, фактор престижа и инфляционные ожидания могут вызвать довольно значительные колебания спроса, особенно в краткосрочном периоде.

 

2. Предложение и факторы, воздействующие
на предложение. Закон предложения

Предложение – это количество товаров и услуг, которое производитель готов выставить на рынок при данных условиях.

На предложение влияют следующие факторы:

1) цена товара;

2) цены факторов производства (ресурсов);

3) технология;

4) размер налогов и дотаций;

5) количество продавцов;

6) ожидания производителя.

Зависимость между предложением и всеми указанными факторами называется функцией предложения:

 

Qs = F (Px, PR, K, Т, N, В),(6)

 

где Qs – величина предложения; Px – цена товара; PR – цены ресурсов; K – характер применяемой технологии; Т – налоги и дотации; N – количество продавцов; В – ожидания производителей.

Зависимость между предложением и ценой, при прочих равных условиях, называется функцией предложения по цене:

Qs = F (Px). (7)

Так же как и функция спроса, функция предложения может задаваться табличным, аналитическим или графическим способом.

Функция предложения, заданная аналитическим способом, может иметь следующий вид:

 

Qs = –a + bPx. (8)

 

Зависимость предложения от цены товара, выраженная в графической форме, называется кривой предложения (рис. 6).

Принято считать, что существует прямая зависимость между объемом (величиной) предложения и ценой: увеличение цены ведет к возрастанию предложения и наоборот. Такая зависимость называется законом предложения. Однако существование данного закона многие экономисты ставят под сомнение.

Аналогично изменению объема спроса и изменению спроса следует различать изменение объема (величины) предложения (передвижение вдоль кривой предложения при изменении цены) и изменение предложения (сдвиг кривой предложения под действием прочих факторов). Ценой предложения называется минимальная цена, по которой продавец готов продать свой товар.

Так, увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может быть следствием действия следующих причин:

1) снижения цен на используемые ресурсы;

2) улучшения технологии производства;

3) уменьшения налога на данный товар или введения дотаций;

4) сокращения числа продавцов данного товара (вытеснение конкурентов);

5) улучшения погодных условий (для сельскохозяйственных предприятий)

и др.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.122.20 (0.013 с.)