Международное разделение труда и теории абсолютного и сравнительного преимущества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международное разделение труда и теории абсолютного и сравнительного преимущества



Международное разделение труда бывает трех типов:

1. Общее разделение труда – предполагает специализацию стран по определенным сферам производства. Выделяются страны сырьевые, аграрные, промышленные.

2. Частное разделение труда – означает специализацию стран по видам товаров и услуг, отраслям производства.

3. Единичное распределение труда – специализация стран на производстве отдельных узлов, комплектующих, полуфабрикатов.

На основе международного разделения труда осуществляются международное производство и международная торговля. Основу определения эффективности международного разделения труда составляют теории абсолютного и относительного преимущества. Данные теории разработаны классической экономической школой.

Теория абсолютного преимущества: если какая-либо страна может производить тот или иной товар дешевле и в большем количестве, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.

Теория относительного преимущества: выигрыш от продаж продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой альтернативные издержки ниже.

В последние десятилетия в направлениях и структуре мировой торговли произошли существенные сдвиги, которые не всегда могут быть объяснены в рамках классической теории. Данная ситуация привела к созданию альтернативных теорий, в частности теории жизненного цикла, теории эффекта масштаба, теории сравнительного преимущества и др.

Теория жизненного цикла: развитие мировой торговли готовыми изделиями зависит от стадий их жизненного цикла.

Теория эффекта масштаба: при определенной технологии и организации производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, поэтому выигрыш страны заключается в экономии, обусловленной массовым производством.

Теория сравнительного преимущества утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния. Вместе с тем одним из ключевых вопросов является вопрос, как распределяется этот выигрыш. Распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли.

3.Вопросы и задания

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Что такое мировое хозяйство? Назовите этапы его развития.

2. Что характеризует современный этап развития мирового хозяйства?

3. В чем положительные свойства и в чем отрицательные черты процесса глобализации? Почему возникло движение антиглобалистов?

4. Что характеризует современное состояние мировой торговли? Какие перспективы имеет ее развитие?

5. В чем состоит роль ТНК? Какие ТНК вы знаете? Назовите российские ТНК.

6. К каким положительным и отрицательным последствиям может привести включение России в ВТО?

 

Примеры тестовых заданий
(выбрать правильный вариант ответа)

1. Внутренние цены на одни и те же товары в разных странах различны, потому что:

а) существуют различия в обеспеченности факторами производства;

б) используются различные технологии;

в) различаются характеристики рабочей силы (трудовых ресурсов);

г) отличаются законодательства стран и политика правительства;

д) различны характеристики, определяющие спрос;

е) верно все вышеперечисленное.

2. Исходя из теории абсолютного преимущества наибольший выигрыш от международной торговли будет тогда, когда:

а) товар будет производиться страной, в которой альтернативные издержки ниже;

б) товар будет производиться страной, в которой альтернативные издержки больше;

в) товар будет продаваться страной, в которой внутренняя цена меньше международной цены;

г) товар будет продаваться страной, в которой внутренняя цена больше, чем международная.

3. Протекционистская политика правительства процессу глобализации:

а) противоречит;

б) не противоречит;

в) частично противоречит, так как ограничивает импорт, но не ограничивает другие процессы.

 

Ответы на задания: 1е, 2в, 3в.

Рекомендуемая литература: [3, 4, 9, 14, 37].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие рыночных отношений в современной России и общемировые экономические тенденции, такие, как глобализация, индивидуализация и все большее насыщение спроса, усиление конкуренции, ставят перед руководителями и специалистами новые задачи. В современной экономической обстановке необходимо иметь глубокие познания в сфере экономики и уметь применять их в текущей практической деятельности, а также предвидеть будущие рыночные изменения, своевременно и эффективно принимать превентивные меры. В этой ситуации роль общей экономической теории как инструмента анализа состояния рынка, основы для принятия управленческих решений и средства осуществления прогнозирования существенно возрастает. Именно знание экономических законов и закономерностей служит необходимой базой успешной работы руководителя предприятия, предпринимателя, инвестора, специалиста в сфере финансов или маркетинга.

Трудно найти вид или сферу деятельности, никак не связанные с экономическими проблемами, способные существовать независимо от экономики. А знание таких вопросов, как природа инфляции и безработицы, принципы формирования заработной платы и прибыли, механизм функционирования рынка и методика ценообразования, необходимо каждому человеку, живущему в современном мире.

Таким образом, предлагаемое учебное пособие призвано обеспечить читателя необходимыми базовыми знаниями, а приводимые после каждой главы вопросы, тестовые задания и задачи служат для закрепления этих знаний и формирования навыка их применения в конкретной практической ситуации. Поэтому данное пособие может служить основой не только педагогической работы преподавателей соответствующих учебных дисциплин, учебной деятельности студентов и аспирантов, но и основой самообразования всех тех, кто готов и желает открыть для себя внутренние механизмы многих происходящих в обществе процессов и явлений.

Многие вопросы, рассматриваемые в учебном пособии, носят дискуссионный характер, и авторы надеются, что приводимые точки зрения и аргументации спорящих сторон позволят читателю сформировать собственную позицию по этим, зачастую принципиальным вопросам. Материал пособия может помочь в изучении целого ряда более узких, специальных дисциплин, таких, как: финансы и кредит, банковское дело, ценообразование, финансовый менеджмент, экономика предприятия, налоговая система, внешнеэкономическая деятельность и многих других.

Авторы сердечно благодарят всех, кто помогал созданию и выходу в свет данного учебного пособия.

 

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (зачету)

1. Основные этапы развития экономической мысли.

2. Основные экономические понятия и категории.

3. Объект, структура и функции общей экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

4. Экономические ресурсы и экономическая эффективность.

5. Кривая производственных возможностей. Производственные возможности в условиях неполного использования ресурсов, экономического роста и альтернативного выбора.

6. Закон возрастающих вмененных издержек.

7. Рынок как механизм реализации товарных отношений.

8. Модель кругооборота в рыночной экономике.

9. Конкуренция в рыночной экономике.

10. Характеристика переходной экономики.

11. Пути перехода к рыночной экономике. Приватизация в переходной экономике.

12. Экономическая природа фирмы. Основные формы фирм.

13. Организационная структура российского бизнеса. Виды предприятий, действующих на российском рынке.

14. Поведение фирмы на рынке.

15. Спрос и факторы, воздействующие на спрос. Закон спроса.

16. Предложение; факторы, воздействующие на предложение. Закон предложения.

17. Равновесие спроса и предложения. Воздействие государства на рыночное равновесие.

18. Ценовая эластичность спроса. Зависимость изменения выручки от ценовой эластичности спроса.

19. Эластичность предложения.

20. Эффекты, объясняющие действие закона спроса. Полезность.

21. Первый и второй законы Госсена. Предельная полезность и кривая спроса.

22. Теория потребительского выбора. Кривая безразличия и бюджетная линия.

23. Структура и виды издержек, краткосрочный и долгосрочный периоды.

24. Закон убывающей отдачи.

25. Правило максимизации прибыли.

26. Издержки и масштаб производства.

27. Труд и заработная плата.

28. Земельная рента.

29. Ссудный процент.

30. Теория экономической прибыли.

31. Валовой национальный продукт и национальный доход.

32. Совокупный спрос и совокупное предложение.

33. Общая характеристика потребления, сбережения и инвестиций.

34. Теория определения уровня дохода.

35. Теория мультипликатора. Акселератор. Взаимодействие мультипликатора и акселератора.

36. Дискуссия о роли государства в рыночной экономике. Экономические функции государства.

37. Формы, методы и инструменты государственного регулирования национальной экономики.

38. Экономическая политика государства.

39. Функции, роль и виды денег. Денежное предложение.

40. Кредитно-банковская система. Денежный мультипликатор.

41. Ценные бумаги как элемент финансовых ресурсов.

42. Цели и объекты монетарной политики. Спрос и предложение на денежном рынке.

43. Инструментарий денежно-кредитной политики государства. Макроэкономические последствия монетарной политики.

44. Принцип построения финансовой системы государства. Доходы и расходы бюджетов различных уровней.

45. Инструменты фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов и налогов.

46. Теория и практика налогообложения.

47. Бюджетная политика государства. Бюджетный дефицит.

48. Понятие и последствия инфляции. Виды инфляции.

49. Инфляция спроса и инфляция предложения. Связь инфляция – безработица.

50. Антиинфляционная политика.

51. Занятость и безработица, виды безработицы и закон Оукена.

52. Доходы населения и их распределение.

53. Социальная защита населения.

54. Экономический рост: сущность, цели, темпы, типы.

55. Факторы экономического роста и их динамика.

56. Цикличность экономического развития, экономический цикл.

57. Общемировые аспекты экономического развития. Мировое хозяйство.

58. Международное разделение труда и теории абсолютного и сравнительного преимущества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.: Дело, 1994.

2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – СПб.: Экон. шк., 1998.

3. Макконелл К., Кэмпбелл Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. – М.: Республика, 1995.

4. Носова С.С. Экономическая теория. – М.: ВЛАДОС, 1999.

5. Овчинников Г.П. Макроэкономика. – СПб.: Изд-во при электротехн. ин-те связи, 1993.

6. Развитие метода политической экономии: Сб. – М.: Экономика, 1986.

7. Самуэльсон П. Экономика: В 2 т. – М.: Экономика, 1993.

8. Шумпетер Й.А. История экономического анализа // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. 1989. Вып. 1.

9. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевич. – СПб.: ПИТЕР, 1997.

10. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Жу-равлевой. – М: ИНФРА-М, 1997.

11. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М: ВЛАДОС, 1998.

12. Абалкин Л.И. Выбор за Россией. – М.: ИЭРАН, 1998.

13. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. – М.: Наука, 1993.

14. Бевентер Э., Хампе Й. Основные знания по рыночной экономике. – М.: Республика, 1993.

15. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высш. шк., 1994.

16. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. – М.: Высш. шк., 1996.

17. Ойкен В. Основы национальной экономики. – М.: Экономика, 1996.

18. Теория переходной экономики: макроэкономика / Под ред. Е.В. Красниковой. – М.: ТЕИС, 1998.

19. Теория переходной экономики: микроэкономика / Под ред. В.В. Герасименко. – М.: ТЕИС, 1997.

20. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.-Спб.: Изд-во «Торговый дом ²Герда²», 1998.

21. Справочник директора предприятия / Под ред М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 1996.

22. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 1993.

23. Экономика предприятия / Под ред. О.И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1998.

24. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1983.

25. Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 1993.

26. Серебряков Б. Г. Теории экономического равновесия. – М.: Мысль, 1973.

27. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992.

28. Микро-, макроэкономика: Практикум / Под ред. Ю.А. Оги-бина. – СПб.: АО «Литера плюс», 1994.

29. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. – М.: Прогресс, 1986.

30. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2 т. – М.: Финансы и статистика, 1992.

31. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. – М.: АО «Финстатинформ», 1997.

32. Черников Д. Макроэкономика. – М.: Дело, 1994.

33. Липсиц И.В. Экономика без тайн. – М.: Дело, 1993.

34. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. – М.: ИЛ, 1962.

35. Лившиц В.И. Государство в рыночной экономике. – М.: Дело, 1994.

36. Уоттс М. Что такое рыночная экономика / Информационное агентство США, 1992.

37. Хейлбронер Р., Туроу Л. Экономика для всех. – Новосибирск: Экор, 1994.

38. Долан Э. Дж., Кэмпбелл К., Кэмпбелл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М.-Л., 1991.

39. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. – М.: ЮНИТИ, 1994.

Приложения

Принципы разработки теста по дисциплине
«Основы экономической теории»

1. Принципы педагогического тестирования

Всесторонний, объективный и эффективный контроль знаний позволяет установить соответствие подготовки студентов заданному критерию, а также, устанавливая их рейтинг по учебным дисциплинам в группе, на курсе, на факультете, существенно изменить мотивацию студентов по отношению к учебе.

Одним из эффективнейших методов объективной оценки знаний, достижений учащихся является тестовый метод – основной в международной практике.

К сожалению, измененный до неузнаваемости во многих образовательных структурах стран СНГ, тестовый метод контроля знаний вполне обоснованно воспринимается многими педагогами настороженно. Дело в том, что тест не просто набор вопросов для испытуемых, это система заданий с определенными свойствами. В литературе по научно-педагогическому тестированию дается следующее определение[1]: «Педагогический тест – упорядоченная по трудности система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень подготовленности студентов». Научно обоснованный тест – это метод контроля, соответствующий установленным стандартам валидности и надежности.

Надежность теста – это его свойство давать один и тот же результат тестирования в заданной выборке испытуемых при одних и тех же условиях тестирования.

Надежность теста проверяется статистическими методами по различным методикам (повторное тестирование; использование параллельных тестов; путем «расщепления» теста; с помощью дисперсионного, кластерного и факторного анализа). Самый безупречный и достаточно простой с статистической точки зрения метод определения надежности теста – его корреляция с «параллельным» тестом. Чем выше коэффициент корреляции между двумя такими тестами, тем выше надежность теста. (Для определения коэффициента корреляции в статистике имеются специальные формулы, в частности формула Пирсона.)

Валидность теста – его пригодность для достижения поставленной цели: пригодность по содержанию, пригодность к применению в конкретных обстоятельствах, пригодность по какому-либо критерию и т. д.

Валидность педагогического теста по содержанию может быть определена опытным преподавателем-экспертом, который отмечает, что:

1) задания теста соответствуют учебной программе испытуемых;

2) они охватывают всю программу;

3) высока вероятность того, что студент, успешно ответивший на задания теста, знает предмет в соответствии с полученной оценкой.

(При установлении соответствия тестового балла принятой системе отметок в качестве критериев обычно берутся оценки, выставляемые студентам группой преподавателей-экспертов при традиционной форме контроля знаний.)

Валидность теста напрямую связана со следующими вопросами:

1. Насколько можно доверять результам контроля и каковы аргументы в пользу такого доверия?

2. Является ли выявленный уровень знаний приемлемым с точки зрения цели и качества обучения?

3. Сколько вопросов нужно задать для получения объективной информации о знаниях студентов?

4. Сколько времени требуется для оптимальной организации качественного контроля?

Тест может быть валидным, если, помимо прочих требований, средние результаты соответствуют большей части студентов группы, а сами данные распределяются по «нормальному» закону. Если это условие не выполняется, то тест считается невалидным с точки зрения соответствия стандартам распределения. Именно отсюда проистекает стремление разработчиков теста добиваться нормальности распределения за счет варьирования числа легких или трудных заданий. Если в тесте нет достаточного числа легких и трудных заданий, то возникает вопрос о его сбалансированности по трудности. В процессе разработки теста мера трудности регулярно проверяется путем случайной выборки из того контингента, для которого тест предназначается. В сбалансированном тесте авторы обычно легко добиваются нормальности распределения. Дальнейшее совершенствование теста идет по пути замены ряда заданий, ответы на которые нарушают нормальность распределения.

Трудность заданий влияет на надежность и валидность. Если тест очень трудный, то студенты чаще вынуждены догадываться, какой ответ правильный; однако чем чаще они прибегают к догадке, тем больше распределение результатов теста приближается к случайному распределению. Поэтому пригодность теста для оценки всей массы студентов будет тем ниже, чем труднее тест. Такое же влияние на надежность, но по другой причине, оказывает легкий тест, в котором студенты редко догадываются, их ответы устойчивы, но нет различий между испытуемыми.

Валидность теста нередко зависит от времени, отводимого на тестовый контроль. Еще до его разработки решается вопрос, каким по времени будет тест. Если на тестирование отведено ограниченное время, то это заметно влияет на результаты. Поэтому заранее определяется, будет ли время тестирования ограничено или нет. В зависимости от ответа на этот вопрос применяются различные формулы расчета надежности теста, по-разному располагаются задания, устанавливаются другие нормы. Для удобства классификации в практике принимается, что если 95 % испытуемых успевают попробовать ответить на каждое задание, то такой тест относят к контролю без ограничения времени.

Валидность теста существенно снижается из-за снижения его различающей способности. Различающая способность теста тем выше, чем меньше одинаковых тестовых баллов набирают по нему студенты.

Валидность теста связана еще и с понятиями «гомогенный» и «гетерогенный» тесты. Если тест служит для проверки знаний по одной учебной дисциплине и все вопросы теста связаны именно с ней, то такой тест считается гомогенным. В чистом виде гомогенный тест представляет собой тест для изучения знаний по какому-то частному разделу программы. Тест, состоящий из заданий по нескольким дисциплинам, называется гетерогенным. Он не пригоден, в силу своей избыточности, для оценки знаний по отдельной дисциплине.

Валидность теста зависит также от его длины. Под длиной теста понимается количество заданий, входящих в тест. Существуют тесты очень короткие, состоящие из 7–15 заданий, и очень длинные, состоящие из более чем 500 заданий. Если тест очень длинный, то ухудшается мотивация, снижается внимание испытуемых и, как следствие снижаются надежность и валидность. Практика показывает, что если тестирование занимает более полутора часов, то испытуемые с неохотой соглашаются отвечать на вопросы теста. С точки зрения теории чем тест длиннее, тем он надежнее. Возникающее противоречие между теорией и практикой решается компромиссом в ту или другую сторону в зависимости от конкретного случая.

Тест может иметь отличную надежность и неудовлетворительную валидность. Интерпретировать это обстоятельство можно так: тест представляет собой довольно точный инструмент, но этот инструмент не годится для изучения того, что им пытаются изучать. С другой стороны, если тест валидный, то одно это уже предполагает достаточную надежность теста, так как он не может быть валидным, не будучи надежным.

 

2. Формы тестовых заданий

По составу тестовые задания подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытое тестовое задание – задание, ответ на которое имеется в содержании самого задания.

Открытое тестовое задание – задание, в содержании которого нет ответа на задание,

В педагогической практике основными конструктивными формами тестовых заданий, отличающимися друг от друга формулировками инструкций к заданиям, принято считать следующие:

1. Выбрать номер правильного ответа.

2. Дополнить.

3. Установить соответствие (между информацией левого и правого столбцов задания).

 

4. Установить правильную последовательность действий (алгоритм действий).

Тестовые задания, представленные в формах 1, 3, 4 – закрытые; представленные в форме 2 – открытые. Допустима комбинация двух форм.

Ниже будут даны пояснения по каждой форме тестовых заданий и приведены примеры.

 

3. Некоторые правила формулирования
тестовых заданий

При составлении закрытых заданий необходимо соблюдать следующие правила:

1) ответ должен иметь не менее четырех-пяти альтернатив;

2) альтернативы должны быть правдоподобны;

3) задание нужно начинать с ключевого слова;

4) задания должны быть составлены опытным преподавателем.

При составлении открытых заданий необходимо следовать таким правилам:

1) задания должны быть корректными, не допускающими неоднозначного ответа;

2) в задании должно быть 7±2 слов.

В целом к любому типу задания могут быть отнесены следующие требования:

1. Тестовое задание не должно иметь ни одного лишнего слова и лишнего знака.

2. Не рекомендуется вопросная форма задания, вопрос заменяется утверждением.

3. Все, что связано с размерностью и расчетами, лучше давать в закрытом задании.

4. Все инструкции к ответу на задания печатаются крупным шрифтом и отделяются от заданий.

 


 

4. Примеры тестовых заданий по экономической теории
и принципы тестирования

Все без исключения испытуемые, работающие с тестовыми заданиями, должны абсолютно точно понимать содержание каждой инструкции, содержащейся в тесте. Для этого в предисловии к тесту дается подробное объяснение каждой инструкции и приводятся несколько примеров ответов на задания под каждой инструкцией. Если по каким-либо причинам нет возможности сделать письменное предисловие к тесту, то должен быть проведен устный инструктаж испытуемых либо на консультации перед испытанием (экзаменом, зачетом), либо непосредственно перед тестированием.

При тестировании должны быть обеспечены:

1) одинаковость условий при тестировании для всех испытуемых;

2) ограничение времени тестирования (1–1,5 ч);

3) отсутствие зрителей в аудитории, где проводится тестирование;

4) хорошее оборудование;

5) статистическая обработка результатов тестирования.

Рассмотрим подробнее каждую из форм тестовых инструкций.

Самой понятной выглядит инструкция «Выбрать номер правильного ответа». Задание под этой инструкцией оформляется так: крупным шрифтом печатается утверждающая часть задания (с ключевым словом в начале), а под ней по середине листа мелким шрифтом даются пронумерованные альтернативные ответы к утверждающей части задания. В тестах одноразового пользования студент обводит кружком номер правильного ответа, в противном случае на контрольном листе с ответами на тестовые задания появляется запись номера правильного ответа на задание под соответствующим номером:

7) 3;

8) 1;

9) 5.

Пример. Выбрать номер правильного ответа.

Реальный национальный доход – это:

1) доход, рассчитанный в текущих ценах;

2) доход, рассчитанный в неизменных ценах;

3) доход, получаемый в обществе с низким уровнем инфляции;

4) синоним реальной заработной платы.

О т в е т: п. 2 – доход, рассчитанный в неизменных ценах.

При составлении заданий под инструкцией «Дополнить» нужно в тексте задания поставить многоточие на месте той информации, которую в качестве ответа нужно получить от испытуемого. В одноразовом тесте ответ вписывается в текст задания, поэтому нужно оставить соответствующий промежуток в тексте. При тестировании с использованием контрольного листа ответов величина промежутка не имеет значения.

Пример. Дополнить: совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год, называется…

О т в е т: валовым национальным продуктом (ВНП).

Инструкция «Установить соответствие» позволяет хорошо про-верить понимание внутрипредметных связей и дает возможность проверить в одном задании целый блок информации. При составлении тестового задания под этой инструкцией информация левого столбца помечается цифрами, а информация правого столбца – заглавными буквами. Между столбцами должно быть расстояние, равное приблизительно ширине столбцов. Между цифровой и буквенной информацией устанавливается связь: 1В, 2С, ЗА, 4Е. (Правый столбец должен иметь больше строк.)

Пример. Установить соответствие между хозяйствующими субъектами и их функциями.

 

Субъекты Функции
1. Домашнее хозяйство. А. Экспорт и импорт.
2. Бизнес. Б. Производство и инвестиции.
3. Государство. В. Потребление и сбережение.
4. Заграница. Г. Производство общественных благ.
  Е. Исследование рынка и сбыт.
   

О т в е т: 1В, 2Б, ЗГ, 4А.

 


Инструкцию «Установить правильную последовательность действий» используют тогда, когда проверяется знание доказательств теорем, экономических эффектов, процессов процедур. В задании под этой инструкцией задается некоторая процедура, составляющие которой в перепутанном порядке представлены под буквенными индексами (прописной шрифт) строками столбца. Испытуемый должен установить правильный порядок заданной процедуры.

Пример. Установить правильную последовательность действий механизма эффекта мультипликатора:

а) возрастает национальный доход;

б) происходит рост автономных инвестиций;

в) возрастает совокупный спрос;

г) растут закупки инвестиционных товаров.

О т в е т: 1б, 2г, 3в, 4а.

Контрольный лист ответов испытуемого на тестовые задания в общем виде выглядит так:

 

Иванов П.С. гр. 234

Ответы (чистовик).

1) 1;

2) 2;

3) 3;

4) Филлипс;

5) ценой;

6) 1Д, 2В, 3А, 4Б;

7) 1А, 2В, 3Г.

 

Ответы испытуемого сопоставляются с кодом ответов на задания. За каждый правильный ответ в контрольном листе ставится 1, за неправильный – 0 и подсчитывается суммарный балл испытуемого по тесту.

Результаты тестирования всей группы испытуемых сводятся в таблицу (матрицу тестовых результатов):

 

 

Студенты Задания Суммарный балл
                   
1. Иванов                      
2. Петров                      
3. Сидоров                      
4. Кузнецов                      
5. Смирнов                      

 

Каждая горизонтальная строка таблицы дает так называемый «профиль студента», определяющий его достижения по данному предмету. Каждый столбец ответов на задание характеризует само задание.

Опытный педагог уже по матрице тестовых результатов может высказать суждение и о качестве теста, и о самой процедуре тестирования. Статистическая же обработка матрицы позволяет определить численные значения коэффициентов надежности и валидности использованного теста.

П р и м е ч а н и е. Если при тестировании не обеспечена абсолютная самостоятельность работы всех испытуемых, ни о каком анализе теста и тестовых результатов не может быть и речи.

Вопрос о соответствии числа набранных баллов отметке по пятибалльной шкале решается, как уже было сказано, с помощью педагогов-экспертов.

 

5. План разработки теста

1. Определяется количество разделов теста (в соответствии с разделами учебного материала).

2. Производится примерная раскладка необходимого числа заданий на каждый раздел, исходя из общего предельного числа, обычно не превышающего 30–60 коротких заданий разных уровней сложности (число заданий, выделяемых на каждый раздел, зависит от его важности в изучаемой дисциплине, определяемой целевыми установками для дисциплины).

3. Подбираются соответствующие формы тестовых заданий для более эффективного контроля знаний.

4. Из составленных заданий в порядке их возрастающей трудности формируется тест (желательно под каждой инструкцией, используемой в тесте необходимое число раз, давать не менее трех заданий).

Рассмотрим пример разбивки учебного материала, разделенного на четыре раздела и включенного в 60 тестовых заданий, используя в представленной таблице следующий код «позиций» знания:

А – умение давать определения;

Б – знание принципов, законов, формул;

В – умение применять формулы, законы, принципы;

Г – умение находить сходство и различие;

Д – умение представлять материал на графиках, схемах, рисунках.

Таблица разбивки учебного материала в тесте:

 

  Разделы теста  
Позиции I II III IV Итого
Процентное содержание заданий по разделам  
         
Количество заданий в каждом разделе  
         
А (10 %)          
Б (30 %)          
В (30 %)          
Г (20 %)          
Д (20 %)          

 

Тестовая форма контроля знаний при наличии валидных тестов и соблюдении всех правил процедуры тестирования имеет неоспоримые преимущества по сравнению с другими формами контроля в силу своей объективности, сравнимости результатов, возможности установления обратной связи при обучении, возможности оценки труда педагога по достижениям его учеников и т. д.

Автоматизированный тестовый контроль знаний с помощью компьютера освобождает педагогов от рутинной работы, которая неизбежна при безмашинном использовании тестов, и делает процедуру оценки достижений испытуемых чисто «техническим» действием.

Тесты могут использоваться не только при итоговом, но и текущем контроле знаний, что позволяет еще в начале и середине курса определить меру трудности заданий и использовать это при подготовке итогового теста.

Мировая педагогическая практика показывает, что тестовая форма контроля знаний при коллективном обучении дает наилучшие результаты оценки знаний.

 

 

Словарь терминов

Безработные – часть трудоспособного населения (трудовых ресурсов), временно или постоянно потерявшая работу и желающая ее получить.

Благо – продукт, позволяющий удовлетворить потребность человека в материальных и духовных ценностях.

Благо экономическое – производимое благо (то, которое требует предварительного создания или обработки).

Валовой внутренний продукт (ВВП) – суммарная стоимость всех произведенных за год конечных товаров и услуг на территории страны, в том числе на факторах производства, находящихся в иностранной собственности.

Валовой национальный продукт (ВНП) – совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стра- не за год.

Валовой национальный продукт номинальный – ВНП, который исчисляется в текущих рыночных ценах.

Валовой национальный продукт реальный – ВНП в неизменных ценах.

Валовой общественный продукт (ВОП) – суммарная стоимость всех произведенных за год товаров и услуг, создаваемых в отраслях, отнесенных к сфере материального производства; в отличие от ВНП и ВВП включает стоимость промежуточного продукта.

Вексель простой – безусловное письменное денежное долговое обязательство, составленное по установленной законом форме.

Вексель переводной – приказ должнику выплатить указанную сумму в указанный срок третьему лицу (ремитенту), выписывается и подписывается кредитором. Безусловным денежным обязательством переводной вексель становится после признания его должником (акцептом).

Владение – право, исходящее из признания за данным лицом статуса собственника.

Внебюджетные фонды – денежные средства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет.

Выручка общая – произведение цены товара на объем продаж.

Выручка предельная – прирост общей выручки в результате продажи дополнительной единицы товара.

Глобализация – формирование всемирного рынка товаров, услуг, рабочей силы, технологий и информации на основе мировых компьютерных сетей (например, «Интернет») и стандартизации законодательства.

Государство все органы государственной власти. Основные функции этого субъекта: обеспечение производства общественных благ, получение налогов и выплата государственных дотаций.

Государственный бюджет – центральный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для финансирования государственного аппарата, вооруженных сил, выполнения необходимых социально-экономических функций.

Государственный долг сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за то же время положительных сальдо баланса.

Государственное регулирование – воздействие государства на экономику посредством прямых и косвенных методов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.174 с.)