Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III. Основы обмена и рынок

Поиск

1. Рынок как механизм реализации
товарных отношений

Способы организации распределения ограниченных ресурсов и результатов производства между альтернативными целями и субъектами конкуренции, разработанные на протяжении истории человечества, могут быть разделены на три типа:

1) способы, основанные на обычаях и традициях;

2) способы, основанные на командно-административной системе;

3) способы, основанные на действии рыночного механизма.

Способы, основанные на обычаях и традициях, предполагают:

– наличие четко сформированных и единых для всего общества традиций и обычаев в сфере экономических отношений;

– усвоение традиций каждым активным субъектом экономических отношений и стремление следовать им;

– наличие системы санкций по отношению к нарушителям данных традиций.

Несмотря на то что в современном обществе традиции и обычаи достаточно часто играют немаловажную роль, они, без сомнения, не могут быть решающими при осуществлении экономического выбора в условиях глобализации и распада сословных, кастовых и цеховых сообществ.

Способы, основанные на командно-административной системе, предполагают:

– государственное управление экономическими процессами с по-мощью команд и распоряжений;

– отсутствие самостоятельности у отдельных экономических субъектов;

– отсутствие конкуренции.

Использование данных способов в СССР показало, что они недостаточно эффективны и проигрывают в экономической борьбе рыночному механизму.

Способы, основанные на действии рыночного механизма. Рынок – это механизм, осуществляющий контакт между покупателями и продавцами. Через рыночную систему общество решает, что следует производить, как эффективно производить и каким образом распределять результаты производительного труда между экономическими субъектами. Чтобы рынок мог успешно функционировать, должны удовлетворяться определенные требования:

– многообразие форм собственности; считается, что основой рыночной экономики является частная собственность, но это не исключает существования и важности других форм;

– демократизация производства, проявляющаяся в наличии экономической свободы у действующих экономических субъектов при сохранении определенных государственных регуляторов;

– создание рыночной инфраструктуры, которая объединяет три основных элемента: рынок товара и услуг, рынок факторов производства и финансовый рынок;

– создание правовой системы, обеспечивающей функционирование рынка;

– свобода торговли и обеспечение единого экономического пространства;

– функционирование национальной экономики как открытой системы.

Функционирование рыночной экономики предполагает также наличие определенных элементов, которые в совокупности составляют рыночную систему.

Первый важнейший элемент – производители и потребители. Потребление подразделяется на личное (товары выбывают из сферы производства) и производительное (товар используется для дальней-шей переработки другими производителями).

Второй элемент – рыночная инфраструктура.

Третий элемент – конкуренция.

Четвертый элемент – рыночные цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения.

Пятый элемент – спрос и предложение.

Основными субъектами, действующими на рынке, являются:

1) домашние хозяйства– потребители, покупающие конечные потребительские блага; их основные функции для национальной экономики – потребление данных благ за счет получаемого дохода и сбережение части дохода, превышающей затраты на потребление;

2) предприятия– производители благ; их основные функции –данное производство, получение предпринимательских доходов и расширение производства за счет этих доходов (инвестиции);

3) государство все органы государственной власти; функции этого субъекта – обеспечение производства общественных благ, получение налогов и выплата государственных дотаций;

4) заграница агрегированный внешний субъект; его основные функции – экспорт и импорт.

Два первых субъекта являются важнейшими в рыночном механизме.

Существует обширная классификация рынков. Основные типы и виды рынков приведены в табл. 1.

Таблица 1

Классификация рынков

 

Признак классификации Виды рынков Характеристика рынка
Экономическое значение объектов рыночных отношений Рынок товаров и услуг   Рынок факторов производства Рынок ценных бумаг   Рынок денег   Рынок интеллектуальных продуктов     Рынок труда Объект купли-продажи на этом рын-ке – блага и услуги Объект купли-продажи – средства производства Объект купли-продажи – ценные бумаги (акции, векселя и др.) Объект купли-продажи – валюта, кредитные ресурсы и вклады Объект купли-продажи – изобретения, технологии и другие объекты интеллектуальной собственности Объект купли-продажи – труд (рабочая сила)
Тип товаров Рынок товаров производственного назначения     Рынок потребительских товаров На этом рынке продаются и покупаются товары, используемые в дальнейшем производстве (сырье, оборудование и др.) На этом рынке продаются и покупаются товары, используемые только для потребления (одежда, продукты питания и др.)

Окончание табл. 1

Признак классификации Виды рынков Характеристика рынка
Территория охвата Региональный   Межрегиональный   Национальный   Международный     Мировой Рынок, существующий в рамках от-дельного региона Рынок, существующий в рамках не-скольких регионов Рынок, существующий в рамках от-дельной страны Рынок, существующий в рамках нескольких стран (рыночные отношения между странами) Глобальный рынок, охватывающий всю мировую экономику
Субъект рыночных отношений Оптовый рынок     Розничный рынок   Рынок государственных закупок В качестве продавцов и покупателей выступают предприятия, товар продается партиями В качестве покупателей выступают домохозяйства Покупателем является государство
Тип конкуренции Монополистический     Олигополистический   Рынок совершенной конкуренции     Олигопсонический   Монопсонический Рынок, на котором существуют один продавец (производитель) и множество покупателей (потребителей) Рынок, на котором существуют несколько продавцов (производителей) и множество покупателей (потребителей) Рынок, на котором существуют множество продавцов (производителей) и множество покупателей (потребителей) Рынок, на котором существуют множество продавцов (производителей) и несколько покупателей (потребителей) Рынок, на котором существуют множество продавцов (производителей) и один покупатель (потребитель)
Тип совершаемых сделок Спотовый рынок   Срочный рынок Рынок, на котором совершаются немедленные сделки Рынок, на котором совершаются отсроченные сделки

Отдельные виды рынков будут рассмотрены более подробно в последующих главах учебного пособия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.78 (0.005 с.)