Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первый и второй законы ГоссенаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Хотя общая полезность U об Í с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность U пред Í каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (рис. 11). Зависимость предельной полезности от количества потребляемого блага носит название первого закона Госсена (закон уменьшения предельной полезности), который гласит: «Предельная полезность блага уменьшается по мере потребления все большего его количества». Таким образом, по мере потребления все большего количества какого-либо товара, например, с каждой последовательно выпитой чашкой кофе, полезность дополнительной единицы данного товара (следующей чашки кофе) оценивается потребителем все более низко, пока не становится равной нулю.
Максимум удовлетворения об-щей полезности достигается в точ- ке А (см. рис. 11), когда предельная полезность равна нулю. Это означает, что благо полностью удовлетворило потребность. Данное правило называется вторым законом Госсена. Если дальнейшее потребление воспринимается потребителем как приносящее вред, то предельная полезность становится отрицательной, а общая полезность снижается. В любом случае рост общей полезности по мере потребления все большего количества блага замедляется. Функция полезности, показывающая убывание полезности блага с ростом его количества, имеет вид
U = F (qi),(18)
где qi – последовательные части потребляемого блага. Принято считать, что цена, которую потребитель готов заплатить за конкретный товар, определяется не общей, а предельной полезностью и соответственно также снижается по мере потребления данного блага. Например, в знаменитой трагедии У. Шекспира «Ричард III» персонаж произносит известную фразу: «Полцарства за коня». Очевидно, что столь высокая цена связана как с высокой полезностью искомого блага для данного героя, так и с его редкостью в сложившейся ситуации. Если бы в ответ на призыв к Ричарду подвели бы целый ряд скакунов, то полезность каждого последующего подводимого коня и, следовательно, цена, которую герой готов заплатить за него, значительно бы снижались. Возможно, полезность уже второго подведенного коня была бы равна нулю, как и его цена в глазах этого персонажа. Нетрудно заметить, что законы Госсена находятся в рамках количественной теории полезности. 3. Теория потребительского выбора В современной теории потребительского выбора, основанной на порядковой теории полезности, предполагается, что: 1) денежный доход потребителя ограничен; 2) цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными потребителями; 3) все покупатели могут четко определить предельную полезность всех благ (рационально мыслящие потребители); 4) потребители стремятся максимизировать общую полезность. Вопрос потребительского выбора по сути своей сводится к следующему: какой именно набор товаров и услуг из тех, что потребитель может приобрести, располагая данным доходом, принесет ему наибольшую полезность? Ответ на данный вопрос называется правилом максимизации полезности, которое гласит: «Потребитель может максимизировать полезность при покупке двух товаров (А и В), если он распределит свой денежный доход таким образом, чтобы последний доллар, израсходованный на продукт А, а также последний доллар, израсходованный на продукт В, принесли одинаковое количество предельной полезности». При этом выбор потребителя будет безразличен, а сам он будет находиться в состоянии равновесия. Если предельную полезность в расчете на доллар, затраченный на продукт А, обозначить как МUА и разделить на цену продукта А, а предельную полезность в расчете на доллар затрат на продукт В – как МUВ и разделить на цену продукта В, то в соответствии с правилом максимизации полезности можно получить равенство
МUА / РА = МUВ / РВ, (19)
где РА и РВ – цены соответственно продукта А и продукта В. Рассмотрим теорию потребительского выбора на основе анализа бюджетной линии и кривой безразличия. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов (А и В), которые могут быть приобретены при заданной величине дохода потребителя (рис. 12). Как мы видим на данном рисунке, при заданном доходе потребителя и заданных ценах на продукты А и В потребитель может приобрести 8 единиц товара А при полном отказе от приобретения товара В, 12 единиц товара В при полном отказе от приобретения товара А или определенное количество комбинаций товара А и товара В, которое и отражается точками, составляющими саму бюджетную линию. Расположение бюджетной линии зависит, во-первых, от величины дохода (изменение дохода вызовет сдвиг бюджетной линии относительно осей координат) и, во-вторых, от цен продуктов (изменение цены одного из продуктов вызовет изменение наклона бюджетной линии). Бюджетная линия может быть выражена формулой
РАА + РВВ = I,(20) где А и В – количество соответствующих товаров; I – доход потребителя. Кривая безразличия демонстрирует все возможные комбинации продуктов А и В, дающие потребителю равное количество общей полезности (равную степень удовлетворения потребности), т. е. все безразличные выборы. Проще говоря, кривая безразличия состоит из точек, каждая из которых представляет собой такой набор рассматриваемых продуктов, что потребителю безразлично, какой из них выбрать (рис. 13).
Кривая безразличия имеет ряд характерных черт: 1) нисходящий вид кривой, связанный с сохранением совокупной полезности; 2) выпуклость по отношению к началу координат. Данный вид кривой объясняется готовностью потребителя заменить определенное количество блага А определенным количеством блага В при сохранении неизменной общей (совокупной) полезности. Количественно данная готовность измеряется предельной нормой замещения (MRSAB). В том случае, если товары А и В совершенно взаимозаменяемы (фактически являются одним товаром), кривая безразличия может иметь вид прямой; если товары абсолютно взаимодополняемые (никак не могут заменять друг друга, например правый и левый сапог), кривая безразличия примет вид двух взаимно перпендикулярных отрезков: MRSAB = – Δ В/ Δ А;(21) 3) возможность существования ряда кривых безразличия (карты кривых безразличия). При этом положение каждой кривой относительно осей координат зависит от уровня общей полезности. Кривые безразличия, составляющие карту, никогда не пересекаются. Определить равновесное положение потребителя можно путем совмещения кривой безразличия и бюджетной линии (рис. 14). Комбинация, максимизирующая полезность, будет соответствовать точке касания кривой безразличия и бюджетной линии (точка Х). В точке Х верно равенство MRSAB = МUА / МUВ = РА / РВ. (22) Если существует множество кривых безразличия (карта безразличия), то точка миксимизации полезности – это точка касания бюджетной линии и наивысшей из всех доступных кривых безразличия, так как кривая безразличия, лежащая выше и правее другой, представляет собой более предпочтительный для данного потребителя набор товаров. Кривая безразличия и бюджетная линия являются основой для создания кривой «доход – потребление». Необходимо отметить, что изменение дохода может по-разному сказаться на изменении потребления товара. Если с ростом дохода потребление увеличивается, такой товар называется нормальным (качественным). Товар, потребление которого с ростом дохода снижается, называется некачественным. Товар, потребление которого с ростом дохода увеличивается на сумму, превышающую прирост дохода (за счет отказа от некачественных товаров), называется высококачественным.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.006 с.) |