Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные макроэкономические проблемы переходной экономики.

Поиск

(Социальные проблемы)

-Первая по важности в странах с переходной экономикой социальная проблема - социальные гарантии. Особенностью планового хозяйства было повышенное внимание к их обеспечению. В паре «эффективность - равенство» (см. комментарии к принципу № 3 в гл. I) безусловный приоритет отдавался равенству шансов на продолжение существования, хотя бы и ценой относительно невысокого качества жизни.

Как показывает опыт, рыночная экономика в развитом состоянии способна обеспечить более высокий уровень социальных гарантий. Однако переход к ней ставит проблему сохранения некоторого минимума гарантий при изменении механизма их предоставления. В частности, перевод предприятий в свободное плавание по волнам рыночной стихии требует их освобождения от выполнения многих гарантирующих функций, передачи их государственным органам (см. комментарии к принципу № 1 в гл. I).

-Вторая по важности проблема, по крайней мере в странах с европейским (христианским) типом культуры, подкрепленной традицией автономного хозяйствования с замкнутым циклом обмена питательных веществ между людьми и обрабатываемой ими землей, — развитие демократических принципов организации политической и экономической жизни. В странах «третьего мира», где сложились иные традиции, власть «сильной руки» часто не вызывает отторжения, что облегчает проведение реформ «сверху». Бывшие страны народной демократии вряд ли согласились бы на повышение эффективности рыночных реформ ценой зажима демократии. В России также был принят не самый эффективный метод приватизации предприятий - с передачей значительной доли их собственности в руки трудовых коллективов - как раз для соблюдения принципов демократии и справедливости, как они понимались самими участниками этого процесса.

- Третья социальная проблема - сложные отношения политики и экономики, политики и политиков, политики и политиканства, которые в экономической теории рассматриваются в рамках понятия «политико-экономический цикл» (см. гл. IX). Даже в обычном функционировании рыночной экономики возможны отклонения от траектории, формируемой взаимодействием экономических сил, под влиянием краткосрочных интересов отдельных политических деятелей. Влияние таких интересов в переходный период многократно усиливается. «Эпоха мини-застоя», начавшаяся в России в 1996 г. после преодоления высокой инфляции, во многом была связана с повышенной неопределенностью политических перспектив отдельных властных фигур, и прежде всего президента страны.

- Четвертая социальная проблема переходного периода - дилемма «денежного навеса» и сохранности накопленных сбережений. Периоду заката планового хозяйства свойственно усиление материального дефицита, т. е. недостатка благ по сравнению с денежными средствами в условиях контролируемых цен (см. рис. XVI1-3), которыми располагают агенты, перенакопление денег, именуемое «денежным навесом». На практике это выражается в чрезмерно высоком соотношении запасов денег и потока валового продукта. На приводимом ниже графике (см. рис. XVII-3) видно, как формировался «денежный навес» в нашей стране и как ситуация перешла в прямо противоположную - острого недостатка денег в реальном выражении.

 

Хотя эти деньги не обеспечены товарным покрытием, владельцы считают их своими сбережениями, в том числе не только вынужденными, но и целевыми. Ликвидация «денежного навеса» за счет освобождения цен может обесценить и сбережения агентов, что особенно болезненно воспринимается людьми, которые откладывали средства на обеспечение достойного завершения своей жизни.

Этапы и формы приватизации.

Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки. (разгосударствление).

Приватизация делится на три этапа.

1 этап - это так называемая техническая приватизация, успех которой полностью предопределен балансом интересов в обществе. При этом начинается спонтанный процесс приватизации, причем как в легальных, так и в нелегальных формах. Поэтому первичная приватизация просто узаконивает бывшие при командной экономики нелегальными права собственности. Импульсом к началу этой приватизации является политическая воля государственной власти.

Самым важным для этого этапа становится очень быстрое количественное увеличение частных предприятий и структур регулирования прав частной собственности. Признаком завершения первого этапа является уменьшение интенсивности роста количества предприятий, и появления качественных сдвигах в сформировавшихся институтах частной собственности.

Второй этап состоит из двух параллельных процессов: интенсивное перераспределение прав частной собственности после первичной приватизации и упорядочивание хаотического вмешательства со стороны государства в этот процесс. Признаком завершения второго этапа является определенная стабилизация систем новых прав собственности и качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов.

На третьем этапе появляется устойчивая система прав собственности. Для этого необходим полностью завершенный комплекс других элементов. Третий этап является последним в программе приватизации, после которого происходит полный переход к рыночной экономике.

 

Общая цель приватизации – обеспечение условий для функционирования будущей рыночной системы. В свою очередь общая цель состоит из трех основных: 1) Обеспечение стабильности системы отношений прав собственности; 2) Создание условий (экономических механизмов, правовых институтов) для самовоспроизводства этой системы; 3) Экономическая эффективность на микро- и макроуровнях.

Формы:

Почти десятилетний опыт постсоциалистической приватизации позволяет осмыслить результативность ее отдельных форм для роста инвестиционной активности и эффективности экономики. В принципе, все разнообразие методов может быть сведено к следующим:

1. прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг, льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний,

Массовая ваучерная приватизация

Реприватизация.

 

Возможна и более детальная группировка форм приватизации. Так,

Всемирный банк выделяет следующие способы приватизации в постсоциалистических странах: -прямая продажа активов, массовая приватизация по ваучерным схемам,

-выкуп контрольного пакета акций менеджментом и/или работниками,

-публичное предложение, ликвидация, безвозмездная передача муниципальным органам,

-акционирование,

-акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала.

Оценивая результативность перечисленных методов, следует иметь в виду, что, во-первых, во всех странах использовались те или иные их комбинации, а, во-вторых, небольшая покупательная способность граждан в сравнении с потенциальной ценой государственных активов заставляла в ходе реформы собственности менять приоритеты в выборе методов приватизации.

1 .Массовая приватизация путем выдачи приватизационных ваучеров позволяет сравнительно быстро распределить государственные активы среди большого числа граждан. Независимо от того, выдаются ли приватизационные свидетельства бесплатно или за некоторую небольшую сумму денег, ваучерные схемы являются социально наименее конфликтным способом приватизации. Вместе с тем полученные по таким схемам собственнические права не могут квалифицироваться как полноценное право частной собственности и, скорее всего, являются лишь стартовым условием для дальнейших трансакций или обращения в деньги. Преобладающим методом ваучерные схемы были в Чехии,

Словакии, России, Монголии, Казахстане, Албании.

Бесплатность или низкая цена ваучеров позволила большей части населения принять участие в массовой приватизации, а государственные активы прошли через этап первичного закрепления прав собственности довольно быстро.

Положительным моментом является также быстрый старт приватизации наиболее проблемной части государственных активов—крупных промышленных предприятий.

Вместе с тем ваучерные схемы, исключив возможность получения доходов от приватизации в бюджет, углубили проблемы внутреннего и внешнего государственного долга.

Ваучерные схемы, конечно, не самый лучший путь для формирования рынков капиталов. Обилие возникавших инвестиционных фондов и компаний проблемы не решало. Из стран, доводивших быструю массовую приватизацию, только в Чехии,

Словакии и Словении финансовые рынки обладают достаточной устойчивостью для становления частного сектора экономики. Этому в немалой степени послужила частичная реструктуризация и предприватизационная работа на предприятиях, ценные бумаги которых готовились к выходу на рынок. В России, Казахстане,

Монголии и особенно в Албании (судя по событиям начала 1997 г.) финансовые рынки находятся в недостаточно устойчивом состоянии, хотя и имеют постоянный рост. В большинстве же случаев изменения в правах собственности, особенно на крупных предприятиях, не сопровождались мерами по их рыночной реструктуризации. Финансовые и инвестиционные институты, миновав наиболее выгодный спекулятивный этап создания рынка ценных бумаг, оказались слишком слабыми для нормальной инвестиционной работы с реальным сектором.

2.Приватизация методом прямых продаж активов, ценных бумаг, имущественных комплексов заранее подготовленному инвестору или на денежных конкурсах, аукционах, тендер ах и т. п. имеет преимущество—получение денег, которые могут стать источником как поступлений в бюджет, так и инвестиций в приватизируемую компанию.

Предметом продажи может стать лишь привлекательное для инвесторов, прибыльное предприятие, поэтому данным методом, к сожалению, не могла приватизироваться большая часть нуждающихся в инвестициях крупных промышленных предприятий. Число инвесторов (особенно в сравнении с ваучерными схемами) сильно ограничено теми, кто реально имеет капитал. Из этого следует, что первичное закрепление прав собственности на государственные активы и дальнейшее их перераспределение может происходить достаточно концентрированно (в отличие от распыленности ваучерного метода).

Аукционы и конкурсы способствуют выявлению рыночной оценки приватизируемых активов на уровне максимально прибыльной. Но по эффективным ценам удается продать лишь небольшую часть предприятий (если, конечно, речь не идет о сделках, растягивающихся на многие годы). Большинство же предприятий реализуется по заниженным ценам, и результативность сделок купли-продажи для продавца состоит главным образом в смене государственной собственности на частную (как было, например, в Восточных землях Германии). Для покупателя результат определялся способностью извлечь прибыль из приобретенных активов.

Особый случай—продажа активов иностранному инвестору. Во всех странах с переходной экономикой делалась ставка на приток инвестиций от покупателей- нерезидентов. Ожидания связывались с получением доступа на западные товарные и финансовые рынки, с внедрением западного менеджмента, ростом рыночной стоимости компаний. Преобладающим метод прямых продаж был в

Венгрии, Хорватии, Эстонии, использовался в Польше, т. е. применялся в тех странах, где еще в недрах плановой экономики создавались условия для развития частной собственности. Иностранный капитал оценил эту выгоду стартовых условий приватизации, хотя реальные инвестиции все же были меньше ожидавшихся и по объемам, и по эффективности рыночной реструктуризации экономики.

Приватизация методом прямых продаж способствует быстрому прогрессу финансовых рынков и, что особенно важно, создает благоприятный климат для роста вновь образуемых частных предприятий на национальном, иностранном или смешанном капитале.

 

Передача или льготная продажа государственных активов работникам приватизируемых компаний получила распространение в ряде постсоциалистических стран (Польша, Латвия, Литва), причем даже там, где первоначальная концепция приватизации его не предусматривала (например, в

Венгрии). Особый размах этот метод получил в России, где он использовался в общей схеме массовой ваучерной приватизации и способствовал первичной передаче в собственность трудовых коллективов 3/4 приватизированных компаний. Ценность активов, полученных акционерами с помощью этого метода приватизации, крайне неравномерна по отраслям и компаниям—от весьма существенных элементов собственности и дохода (как, например, было в российском «Газпроме» или в крупных нефтяных компаниях) до пустых свидетельств собственнических прав на убытки и долги предприятий. Однако наиболее существенными негативными последствиями данного метода являются дефицит или даже полное отсутствие внешних инвесторов в первое время после приватизации, а также трудности в налаживании нормального корпоративного управления. Выход на рынки капиталов таких компаний может быть затруднен.

3. Следующим методом приватизации является реприватизация, т. е. восстановление в правах собственности лиц, незаконно лишенных имущества в результате конфискационной национализации. Основными формами реприватизации являются: реституция, т. е. возвращение собственности прежним владельцам в натуральном виде, и компенсация, т. е. возврат стоимости конфискованного имущества деньгами или специальными ваучерами. Реприватизация в обеих этих формах проводилась в бывшей Чехословакии (затем в Чехии), Венгрии,

Болгарии, Словении, Хорватии, Эстонии. Опыт постсоциалистических стран показал, что наиболее благоприятно реприватизация протекает в тех случаях, когда она предшествует основным акциям по приватизации. Запаздывание с проведением реприватизации, особенно в форме реституции, может привести к конфликтам между инвесторами, уже вложившими свои капиталы, и лицами, предъявляющими права собственности как бывшие владельцы имущества. Такая ситуация весьма неблагоприятна для привлечения иностранных инвестиций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.128.17 (0.009 с.)