Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Разгосударствление и приватизация как основа становления различных форм собственности.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основы экономической теории Рынок: функции и структура. Рынок – сложная и многоплановая категория, т.к. в эк литературе его характеристика базируется на различных концепциях. На основе марксистской концепции рынок определяется как система отношений в сфере обмена, как способ связи производства и потребления на основе децентрализации ценового механизма (учебник Шишкина, Чепурина). В экономикс методологической основой определения рынка является его рассмотрение на микро- и макроуровне. На макроуровне рынок – это рыночная система, которая на вопросы «что», «сколько» и «как производить» отвечает, оперируя понятиями доходов, прибыли и т.д.. Ответы решаются на основе долларовых голосов, т.е. сколько, за что платят. На микроуровне рынок – это либо механизм, либо институт, либо место, где собираются покупатели и продавцы отдельного товара (Экономикс), причём речь идёт об одном товаре. Ех., автозаправка, фондовая биржа. Функции: 1. санирующая: отсечение всего старого, неконкурентного. 2. регулирующая: перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. 3. ценообразующая: в результате спроса, предложения и конкуренции формируется цена на рынке; 4. информационная: о цене, спросе, предложении. Рыночная структура - это внутреннее строение, порядок отдельных элементов рынка. Классифицировать виды рынков можно по следующим критериям. По объекту выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочей силы и т.д. По масштабам охвата территории различают мировые, зональные, региональные, межстрановые, местные рынки. Применительно к каждой стране – внутренние и внешние. По уровню конкуренции рынки делятся на рынки чистой конкуренции (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые). Различают также легальные и нелегальные (теневые, чёрные) рынки. По степени зрелости различают развитый, неразвитый, формирующийся рынки.
Разгосударствление и приватизация как основа становления различных форм собственности. Осуществление трансформации собственности в странах с переходной экономикой приводит к выявлению ряда теоретических и практических проблем: 1. Понимание самого процесса приватизации. В Югославии, Венгрии, Польше существуют свои трактовки приватизации. В РФ приватизация в широком смысле понимается как сокращение или замедление темпов расширения гос сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизацию понимают как полную или частичную передачу прав собственности на находящееся в гос собственности средства производства, имущественные ценности акционерным обществам или частным лицам. Другой способ выведения предприятий из под прямого контроля государства – это самоуправление предприятием – приводит к созданию групповой собственности трудового коллектива. Эта форма собственности считается недостаточно эффективной, т.к. коллектив более заинтересован в росте текущих доходов, а не в умножении капитала. 2. Переход к различным формам собственности ставит вопрос о классификации форм собственности. В учебниках приводится классификация форм собственности по юр и эк аспектам. 3. Приватизация приводит к выделению следующих форм собственности: - частная собственность – предполагает полное право субъекта распоряжаться объектом собственности, в том числе привлекать наёмный труд. Эта форма собственности сформировалась в основном на основе проводимой малой приватизации. При этом малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В российской приватизации этот этап приходится на 92-94 гг. Малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. Но частная собственность не занимает ведущее место в рыночной экономике. На её долю приходится 10-15% средств производства. - к созданию коллективной формы собственности должна была привести большая приватизация. На 1 этапе она осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме посредством приватизационных чеков. Среди 96% населения в РФ было распространено 144 млн. ваучеров номиналом 10000 руб. каждый. Крупные предприятия акционировались, затем продавались в первую очередь за ваучеры, а потом за деньги. 4. Крупная проблема приватизации состояла в том, что недостаточно было формально сформировать новых собственников; нужно, чтобы они стали эффективными, чтобы рос капитал и инвестиции на предприятия. Ваучерную приватизацию должен был сменить денежный этап. Но фондовый рынок не заработал, денег у населения не было, государство не пополнило бюджет и не было притока иностранных инвестиций. В этих условиях огромная роль должна отводиться гос собственности до тех пор, пока не окрепнет частный капитал, но этого не произошло Фиаско (провалы) рынка Рынок имеет свои плюсы, такие как эффективность распределения ресурсов и эк свобода хозяйственных субъектов. Но рынок имеет и минусы, которые английский экономист А. Пигу назвал как провалы рынка. К ним относятся: 1. угасание конкуренции на основе: - образования монополий; - тяготения технического прогресса к централизованному управлению. 2. расточительное и неэффективное производство, т.е. ресурсы тратятся на производство товаров для богатых, в то время как не хватает товаров для бедных (жилищное строительство). 3. неравенство доходов (кривая Лоренса). 4. внешние эффекты (экстерналии): ситуации, когда издержки или выгоды переходят к третьим лицам, т.е. не к покупателям и не к продавцам (Ех, фабрика скидывает отходы в реку, очистных сооружений нет, → в цену товара они не входят. Теряет третье лицо, которое купается в реке). 5. рынок производит только частные блага, не производит общественные. 6. рынок предоставляет неполную и недостаточную информацию, т.к. конкуренция вынуждает её скрывать.
Эластичность спроса.
Вопрос об эластичности был поставлен Маршаллом в 1890г. Эластичность – 1) чуткость потребителя к изменению цены, 2) – показатель, отражающий изменение в объёмах спроса и предложения при изменении одного из факторов. Коэффициент эластичности спроса по цене (Еd) – показатель, измеряющий, как изменится объём спроса при изменении цены товара. Рассчитывается как отношение изменения объёма спроса, выраженного в процентах, к изменению цены, выраженному в процентах. Ed=((d2-d1)/d1)/((p2-p1)/p1). Виды эластичности спроса: 1. спрос расценивается как эластичный, когда эластичность больше 1, т.е. такая ситуация, когда незначительное изменение цены ведёт к значительному изменению спроса. 2. неэластичный спрос, когда эластичность меньше 1, т.е. такая ситуация, когда значительное изменение цены ведёт к незначительному изменению спроса. 3. Эластичность равна 1: изменение цены на 1% вызывает изменение спроса на 1%. Выделяют абсолютно неэластичный спрос, когда при любом значении цены спрос не меняется (лекарство для диабетика, алкоголь для алкоголика). Абсолютно эластичный спрос: любое изменение цены ведёт к росту спроса до предела возможностей. Факторы ценовой эластичности спроса: - заменяемость (чем больше хороших заменителей, тем эластичнее спрос), - удельный вес в доходе потребителя (чем большее место продукт занимает в бюджете потребителя, тем выше эластичность), - предметы роскоши и предметы необходимости, - фактор времени (спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений). Используются и другие показатели эластичности. Эластичность спроса по доходу – показатель, отражающий изменение объёма спроса на товар при изменении доходов потребителей, рассчитанный как отношение изменения объёма спроса, выраженного в процентах, к изменению дохода, выраженному в процентах. На товары высшей категории повышается спрос при повышении дохода, на товары низшей категории (хлеб, автобусные билеты) – наоборот. Перекрестная эластичность - это ценовая эластичность спроса на сопряженные товары. Связь м/у ценой на один товар и спросом на другой у взаимозаменяемых товаров прямая, у взаимодополняющих - обратная (фотоаппараты и фотопленка).
Издержки фирмы.
В современных условиях имеются разные теории фирмы. В таких теориях как бихевиористская и управленческая целью фирмы не является получение прибыли. Но в маржиналистской концепции, которая используется в экономике, целью фирмы является максимизация прибыли. Для этой цели доходы сравнивают с издержками. Издержки – платежи за ресурсы внешним поставщикам. Издержки бывают альтернативными, внешними, внутренними, постоянными, переменными, средними и предельными. Все издержки в экономикс являются альтернативными и означают стоимость (не разницу) тех возможностей, от которых пришлось отказаться. Внешние (явные) издержки, представляющие собой плату поставщикам внешних ресурсов. Внутренние (неявные) издержки, представляющие собою денежные доходы, которые могли бы быть получены от альтернативного использования удерживаемых ресурсов, т.е. затраты собственных неоплаченных ресурсов. Стоимость своих ресурсов, например, семена у фермера. К характеризующим общий уровень издержек производства относятся совокупные, постоянные и переменные издержки. Совокупные (валовые) издержки – TC – это суммарная величина издержек, понесённых при производстве данного объёма продукции. Постоянные (фиксированные) издержки – FC – издержки, величина которых не меняется в зависимости от объёма выпуска (плата за аренду, затраты на оборудование, зарплата администрации, страховые взносы, проценты по займу). Переменные издержки –VC - издержки, величина которых изменяется в зависимости от объёма выпуска (покупка сырья, зарплата рабочих, электроэнергия). Издержки, характеризующие уровень затрат на единицу продукции: средние издержки – АТС – представляют собой величину совокупных издержек, приходящихся на единицу произведённой продукции. Рассчитываются средние постоянные и средние переменные издержки путём деления, затем сравниваются с ценой. Предельные издержки – МС - прирост издержек при увеличении выпуска на одну единицу продукции = ∆ТС/∆Q. Т.к ∆Q=1, то МС=∆ТС.
Трансакционные издержки
Вопрос о трансакционных издержках поставлен в рамках определённой концепции фирмы – институциональной. Фирма в данной концепции – это совокупность взаимовыгодных контрактов, т.е. она определяется как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок – трансакций. Так Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует определённых затрат, названных трансакционными. Трансакционные издержки – издержки установления и функционирования институтов, а также подготовки и осуществления процесса их изменения. Институт – нормы и правила поведения. Эти издержки связаны с: - поиском информации (о поставщиках, ценах), - ведением переговоров и заключением договоров, - долгосрочные отношения по отдельным вопросам. Классификация издержек: - эффективные (связаны с наиболее эффективной сетью сделок) и реальные (с реальной сетью сделок) ТИ; - явные (могут принимать форму денежных платежей поставщикам трансакционных ресурсов) и неявные (их эк агент не оплачивает)ТИ; - издержки соблюдения и изменения формализованных правил и норм (напоить водкой при заключении договора).
Типы рыночных структур.
Одним из критериев классификации рынков является степень конкурентности, отражающая влияние монополий. По данному критерию рынки делятся на: - рынки совершенной конкуренции, - рынки несовершенной конкуренции (монополия, олигополия), - промежуточное положение занимают рынки монополистической конкуренции. Основы теории рыночных структур заложили амер экономист Чемберлин и англичанка Робинсон. Они обратили внимание на 2 явления, возникших в экономике: монополия и дифференциация продукта. Характеристика рыночных структур базируется на ряде параметров: - численность продавцов (способность оказывать влияние на рыночное равновесие), - их рыночные доли (возможность фирм оказывать влияние на рыночную цену), - степень дифференциации продукта (чем выше степень дифференциации продукта, тем менее конкурентным буде поведение продавцов, а их рыночная власть – больше), - условия вступления в отрасль и выхода из неё (чем выше барьеры – патенты, лицензии – тем сложнее посторонним фирмам проникнуть в отрасль), - степень контроля производителей над ценами (чем больше контроль производителей над ценой, тем менее конкурентным является рынок), - характер поведения фирм. В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются различные типы отраслевых рынков, характеризующиеся различной степенью конкурентности. Рынок совершенной конкуренции (чистая конкуренция) – представляет собой рыночную структуру, характеризующуюся большим числом небольших фирм, которые не оказывают влияния на рыночную цену. Признаки: - множество продавцов, - предлагается однородный товар, - доля каждой фирмы мала, так что ни одна из фирм не способна влиять на цены путем изменения объёма производства, т.е. соглашение с ценой. - нет серьёзных эк и полит барьеров, - спрос абсолютно эластичен. Рынок монополистической конкуренции (несовершенная конкуренция) – тип рыночной структуры, при котором относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Признаки: - продукт дифференцирован (т.е. продукт фирмы А близок по потребительским свойствам к продукту фирмы Б, но не является полным аналогом – качество, сопутствующие услуги, упаковка), например, книга с картинами и без. - большое число продавцов, - доступ на рынок относительно свободен, - фирма обладает ограниченным контролем над ценой производимого ею товара, - значительная неценовая конкуренция. Рынок абсолютной (чистой) монополии (несовершенная конкуренция) – тип рыночной структуры, характеризующийся концентрацией всего отраслевого предложения у одного продавца. Признаки: - единственный продавец, обеспечивающий весь объём отраслевого предложения, а одна фирма представляет собой отрасль, - отсутствие товарных заменителей (продукт уникален), - абсолютные барьеры вхождения в отрасль (эффект масштаба – Дженерал Моторс: снижение издержек на 1 единицу продукции из-за масштаба производства, естественная монополия, патенты, технология, инфраструктура), естественная монополия создаётся государством, чтобы товары могли попасть по доступным ценам и в достаточном количестве потребителю. - монопольная цена (чем спрос эластичнее, тем меньше монополист может влиять на цену). Рынок монопсонии (несовершенная конкуренция) – тип рыночной структуры, характеризующийся противостоянием обладающего рыночной властью единственного покупателя множеству продавцов (госзаказы на определённые товары). Признаки: - единственный покупатель, - наличие большого числа продавцов, - стандартизированный товар, - полная информированность покупателя о рыночных ценах и альтернативах. Олигополистический рынок (несовершенная конкуренция) – тип рыночной структуры, характеризующийся затруднённым проникновением в отрасль и наличием стратегического взаимодействия немногочисленных фирм, конкурирующих за объём продаж. Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом (дифференцированная олигополия). Признаки: - ограниченное количество фирм (2-6 штук), - значительная концентрация производства у отдельных фирм, - мощные барьеры, - избегают ценовой конкуренции, используя тайный сговор, - продукт дифференцирован и одновременно стандартизирован.
Основы экономической теории Рынок: функции и структура. Рынок – сложная и многоплановая категория, т.к. в эк литературе его характеристика базируется на различных концепциях. На основе марксистской концепции рынок определяется как система отношений в сфере обмена, как способ связи производства и потребления на основе децентрализации ценового механизма (учебник Шишкина, Чепурина). В экономикс методологической основой определения рынка является его рассмотрение на микро- и макроуровне. На макроуровне рынок – это рыночная система, которая на вопросы «что», «сколько» и «как производить» отвечает, оперируя понятиями доходов, прибыли и т.д.. Ответы решаются на основе долларовых голосов, т.е. сколько, за что платят. На микроуровне рынок – это либо механизм, либо институт, либо место, где собираются покупатели и продавцы отдельного товара (Экономикс), причём речь идёт об одном товаре. Ех., автозаправка, фондовая биржа. Функции: 1. санирующая: отсечение всего старого, неконкурентного. 2. регулирующая: перелив капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. 3. ценообразующая: в результате спроса, предложения и конкуренции формируется цена на рынке; 4. информационная: о цене, спросе, предложении. Рыночная структура - это внутреннее строение, порядок отдельных элементов рынка. Классифицировать виды рынков можно по следующим критериям. По объекту выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочей силы и т.д. По масштабам охвата территории различают мировые, зональные, региональные, межстрановые, местные рынки. Применительно к каждой стране – внутренние и внешние. По уровню конкуренции рынки делятся на рынки чистой конкуренции (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые). Различают также легальные и нелегальные (теневые, чёрные) рынки. По степени зрелости различают развитый, неразвитый, формирующийся рынки.
Разгосударствление и приватизация как основа становления различных форм собственности. Осуществление трансформации собственности в странах с переходной экономикой приводит к выявлению ряда теоретических и практических проблем: 1. Понимание самого процесса приватизации. В Югославии, Венгрии, Польше существуют свои трактовки приватизации. В РФ приватизация в широком смысле понимается как сокращение или замедление темпов расширения гос сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора. В более узком смысле приватизацию понимают как полную или частичную передачу прав собственности на находящееся в гос собственности средства производства, имущественные ценности акционерным обществам или частным лицам. Другой способ выведения предприятий из под прямого контроля государства – это самоуправление предприятием – приводит к созданию групповой собственности трудового коллектива. Эта форма собственности считается недостаточно эффективной, т.к. коллектив более заинтересован в росте текущих доходов, а не в умножении капитала. 2. Переход к различным формам собственности ставит вопрос о классификации форм собственности. В учебниках приводится классификация форм собственности по юр и эк аспектам. 3. Приватизация приводит к выделению следующих форм собственности: - частная собственность – предполагает полное право субъекта распоряжаться объектом собственности, в том числе привлекать наёмный труд. Эта форма собственности сформировалась в основном на основе проводимой малой приватизации. При этом малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В российской приватизации этот этап приходится на 92-94 гг. Малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. Но частная собственность не занимает ведущее место в рыночной экономике. На её долю приходится 10-15% средств производства. - к созданию коллективной формы собственности должна была привести большая приватизация. На 1 этапе она осуществлялась преимущественно в безвозмездной форме посредством приватизационных чеков. Среди 96% населения в РФ было распространено 144 млн. ваучеров номиналом 10000 руб. каждый. Крупные предприятия акционировались, затем продавались в первую очередь за ваучеры, а потом за деньги. 4. Крупная проблема приватизации состояла в том, что недостаточно было формально сформировать новых собственников; нужно, чтобы они стали эффективными, чтобы рос капитал и инвестиции на предприятия. Ваучерную приватизацию должен был сменить денежный этап. Но фондовый рынок не заработал, денег у населения не было, государство не пополнило бюджет и не было притока иностранных инвестиций. В этих условиях огромная роль должна отводиться гос собственности до тех пор, пока не окрепнет частный капитал, но этого не произошло Фиаско (провалы) рынка Рынок имеет свои плюсы, такие как эффективность распределения ресурсов и эк свобода хозяйственных субъектов. Но рынок имеет и минусы, которые английский экономист А. Пигу назвал как провалы рынка. К ним относятся: 1. угасание конкуренции на основе: - образования монополий; - тяготения технического прогресса к централизованному управлению. 2. расточительное и неэффективное производство, т.е. ресурсы тратятся на производство товаров для богатых, в то время как не хватает товаров для бедных (жилищное строительство). 3. неравенство доходов (кривая Лоренса). 4. внешние эффекты (экстерналии): ситуации, когда издержки или выгоды переходят к третьим лицам, т.е. не к покупателям и не к продавцам (Ех, фабрика скидывает отходы в реку, очистных сооружений нет, → в цену товара они не входят. Теряет третье лицо, которое купается в реке). 5. рынок производит только частные блага, не производит общественные. 6. рынок предоставляет неполную и недостаточную информацию, т.к. конкуренция вынуждает её скрывать.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.111 (0.009 с.) |