Теория потребительского поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория потребительского поведения.



 

ТПП является важнейшим разделом микроэкономики по 2 причинам:

- она анализирует рациональный потребительский выбор;

- теория предельных величин, предложенная в этой теме, является методологической основой экономикс.

Основателем данной теории является австрийская школа маржинализма во главе с К. Менгером. Слово «маржинальный» означает предельный, граничный, дополнительный.

Выделяют кардиналистскую и ординалистскую теории потребительского поведения.

1 теория базируется на том, что ценность можно измерить (маржиналисты, Маршалл). В рамках данной теории выделяют такие категории, как ценность, полезность, эк и неэк блага, предельная полезность. Полезность – способность удовлетворять потребности. Полезны эк и неэк блага. Ценность – значение блага для человека (относится только к эк благам). Неэк блага – вода в водопроводе, эк благо – вода в пустыне. В маржиналистской школе величина ценности определяется важностью блага, стоящего последним во всём ряду потребляемых благ (5 мешков зерна).

2 теория (Парето) – означает не измерение ценности, а эк выбор между различными наборами товаров на основе построения кривых безразличия (и кривой дохода). На этой теории строится экономикс. ТПП экономикс – учитывается влияние бюджета и цен, поэтому потребительское равновесие строится на основе совмещения кривых безразличия и бюджетной линии.

 

Издержки фирмы.

 

В современных условиях имеются разные теории фирмы. В таких теориях как бихевиористская и управленческая целью фирмы не является получение прибыли. Но в маржиналистской концепции, которая используется в экономике, целью фирмы является максимизация прибыли. Для этой цели доходы сравнивают с издержками.

Издержки – платежи за ресурсы внешним поставщикам. Издержки бывают альтернативными, внешними, внутренними, постоянными, переменными, средними и предельными.

Все издержки в экономикс являются альтернативными и означают стоимость (не разницу) тех возможностей, от которых пришлось отказаться.

Внешние (явные) издержки, представляющие собой плату поставщикам внешних ресурсов.

Внутренние (неявные) издержки, представляющие собою денежные доходы, которые могли бы быть получены от альтернативного использования удерживаемых ресурсов, т.е. затраты собственных неоплаченных ресурсов. Стоимость своих ресурсов, например, семена у фермера.

К характеризующим общий уровень издержек производства относятся совокупные, постоянные и переменные издержки.

Совокупные (валовые) издержки – TC – это суммарная величина издержек, понесённых при производстве данного объёма продукции.

Постоянные (фиксированные) издержки – FC – издержки, величина которых не меняется в зависимости от объёма выпуска (плата за аренду, затраты на оборудование, зарплата администрации, страховые взносы, проценты по займу).

Переменные издержки –VC - издержки, величина которых изменяется в зависимости от объёма выпуска (покупка сырья, зарплата рабочих, электроэнергия).

Издержки, характеризующие уровень затрат на единицу продукции: средние издержки – АТС – представляют собой величину совокупных издержек, приходящихся на единицу произведённой продукции. Рассчитываются средние постоянные и средние переменные издержки путём деления, затем сравниваются с ценой.

Предельные издержки – МС - прирост издержек при увеличении выпуска на одну единицу продукции = ∆ТС/∆Q. Т.к ∆Q=1, то МС=∆ТС.

 

Трансакционные издержки

 

Вопрос о трансакционных издержках поставлен в рамках определённой концепции фирмы – институциональной. Фирма в данной концепции – это совокупность взаимовыгодных контрактов, т.е. она определяется как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок – трансакций.

Так Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует определённых затрат, названных трансакционными.

Трансакционные издержки – издержки установления и функционирования институтов, а также подготовки и осуществления процесса их изменения. Институт – нормы и правила поведения.

Эти издержки связаны с:

- поиском информации (о поставщиках, ценах),

- ведением переговоров и заключением договоров,

- долгосрочные отношения по отдельным вопросам.

Классификация издержек:

- эффективные (связаны с наиболее эффективной сетью сделок) и реальные (с реальной сетью сделок) ТИ;

- явные (могут принимать форму денежных платежей поставщикам трансакционных ресурсов) и неявные (их эк агент не оплачивает)ТИ;

- издержки соблюдения и изменения формализованных правил и норм (напоить водкой при заключении договора).

 

Типы рыночных структур.

 

Одним из критериев классификации рынков является степень конкурентности, отражающая влияние монополий. По данному критерию рынки делятся на:

- рынки совершенной конкуренции,

- рынки несовершенной конкуренции (монополия, олигополия),

- промежуточное положение занимают рынки монополистической конкуренции.

Основы теории рыночных структур заложили амер экономист Чемберлин и англичанка Робинсон. Они обратили внимание на 2 явления, возникших в экономике: монополия и дифференциация продукта.

Характеристика рыночных структур базируется на ряде параметров:

- численность продавцов (способность оказывать влияние на рыночное равновесие),

- их рыночные доли (возможность фирм оказывать влияние на рыночную цену),

- степень дифференциации продукта (чем выше степень дифференциации продукта, тем менее конкурентным буде поведение продавцов, а их рыночная власть – больше),

- условия вступления в отрасль и выхода из неё (чем выше барьеры – патенты, лицензии – тем сложнее посторонним фирмам проникнуть в отрасль),

- степень контроля производителей над ценами (чем больше контроль производителей над ценой, тем менее конкурентным является рынок),

- характер поведения фирм.

В зависимости от содержания каждого признака и их комбинации формируются различные типы отраслевых рынков, характеризующиеся различной степенью конкурентности.

Рынок совершенной конкуренции (чистая конкуренция) – представляет собой рыночную структуру, характеризующуюся большим числом небольших фирм, которые не оказывают влияния на рыночную цену. Признаки:

- множество продавцов,

- предлагается однородный товар,

- доля каждой фирмы мала, так что ни одна из фирм не способна влиять на цены путем изменения объёма производства, т.е. соглашение с ценой.

- нет серьёзных эк и полит барьеров,

- спрос абсолютно эластичен.

Рынок монополистической конкуренции (несовершенная конкуренция) – тип рыночной структуры, при котором относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию. Признаки:

- продукт дифференцирован (т.е. продукт фирмы А близок по потребительским свойствам к продукту фирмы Б, но не является полным аналогом – качество, сопутствующие услуги, упаковка), например, книга с картинами и без.

- большое число продавцов,

- доступ на рынок относительно свободен,

- фирма обладает ограниченным контролем над ценой производимого ею товара,

- значительная неценовая конкуренция.

Рынок абсолютной (чистой) монополии (несовершенная конкуренция) тип рыночной структуры, характеризующийся концентрацией всего отраслевого предложения у одного продавца. Признаки:

- единственный продавец, обеспечивающий весь объём отраслевого предложения, а одна фирма представляет собой отрасль,

- отсутствие товарных заменителей (продукт уникален),

- абсолютные барьеры вхождения в отрасль (эффект масштаба – Дженерал Моторс: снижение издержек на 1 единицу продукции из-за масштаба производства, естественная монополия, патенты, технология, инфраструктура), естественная монополия создаётся государством, чтобы товары могли попасть по доступным ценам и в достаточном количестве потребителю.

- монопольная цена (чем спрос эластичнее, тем меньше монополист может влиять на цену).

Рынок монопсонии (несовершенная конкуренция) тип рыночной структуры, характеризующийся противостоянием обладающего рыночной властью единственного покупателя множеству продавцов (госзаказы на определённые товары). Признаки:

- единственный покупатель,

- наличие большого числа продавцов,

- стандартизированный товар,

- полная информированность покупателя о рыночных ценах и альтернативах.

Олигополистический рынок (несовершенная конкуренция) тип рыночной структуры, характеризующийся затруднённым проникновением в отрасль и наличием стратегического взаимодействия немногочисленных фирм, конкурирующих за объём продаж. Олигополистический рынок может быть представлен как стандартизированным (чистая олигополия), так и дифференцированным продуктом (дифференцированная олигополия). Признаки:

- ограниченное количество фирм (2-6 штук),

- значительная концентрация производства у отдельных фирм,

- мощные барьеры,

- избегают ценовой конкуренции, используя тайный сговор,

- продукт дифференцирован и одновременно стандартизирован.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.019 с.)