Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос и предложение как базовые характеристики рыночной системы.

Поиск

 

Рыночный механизм включает в себя такие компоненты, как цена, спрос, конкуренция и предложение. Изменение данных компонентов, их взаимозаменяемость и взаимозависимость определяют гибкость рыночного механизма.

Спрос (D) - это количество определённого товара или услуги, которое покупатели готовы и в состоянии купить при разных возможных ценах.

К моментам спроса относятся:

1. спрос выражается рядом альтернативных возможностей (при цене 50 руб за кг вы купите 2 кг яблок, а при 70 руб за кг – только 1,5 кг – можно показать таблично).

2. спрос должен подкрепляться определённым количеством денег. Смит выделял абсолютный спрос (только желание) и действительный спрос (платёжеспособный спрос). Если спрос не подкреплён деньгами – это потребность, а не спрос.

3. спрос всегда конкретен, т.е. формируется в определённом периоде времени, месте и при определённой цене.

4. спрос имеет смысл при определённом предложении.

Закон спроса: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса и наоборот (Маршалл).

Доказательства закона:

- маржиналистская концепция: в потреблении каждая последующая единица товара приносит меньше удовлетворения, т.е. теряет ценность.

- эффект дохода: чем ниже цена продукта, тем выше покупательная способность денежного дохода.

- эффект замещения: при понижении цены приобретается больше дешёвых товаров вместо дорогих.

Теория данного вопроса была развита математической школой. Так, функция спроса появилась у Курно, а график – у Маршалла. На спрос влияют факторы.

Неценовые факторы спроса (сдвиг кривой влево или вправо):

- вкусы потребителя,

- числа покупателей,

- доход потребителей (для нормального товара объём спроса на который возрастает при увеличении дохода; низший товар – при уменьшении доходов спрос увеличивается, например, хлеб – эффект Гиффена),

- изменение цен на сопряженные товары (взаимодополняемые, взаимозаменяемые - субституты),

- ожидания (ожидание увеличения цен в будущем может увеличить спрос в настоящем),

- степень удовлетворения потребностей населения (закон убывающей предельной полезности).

Ценовой фактор (движение вдоль кривой): цена на товары.

Предложение (S) - это количество товаров, которое производитель может и считает для себя выгодным произвести и продать при определённом уровне цен на этот товар.

Закон предложения: прямая связь между ценой и объёмом предложения.

Неценовые факторы предложения (сдвиг кривой влево или вправо):

- цены на ресурсы (издержки),

- изменение технологий (означает, что открытие новых знаний позволит более эффективно произвести единицу продукции, т.е. снизить затраты на ресурсы),

- налоги и дотации (снижение издержек),

- цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары,

- ожидания (изменение цены, доходов, предложения),

- число продавцов (чем больше число продавцов, тем больше рыночное предложение).

 

Ценовой фактор (движение вдоль кривой) – цена (стимул/антистимул для предложения).

 

цена

 
 

 


 

S D количество

 

 

Эластичность спроса.

 

Вопрос об эластичности был поставлен Маршаллом в 1890г.

Эластичность – 1) чуткость потребителя к изменению цены, 2) – показатель, отражающий изменение в объёмах спроса и предложения при изменении одного из факторов.

Коэффициент эластичности спроса по цене (Еd) – показатель, измеряющий, как изменится объём спроса при изменении цены товара. Рассчитывается как отношение изменения объёма спроса, выраженного в процентах, к изменению цены, выраженному в процентах. Ed=((d2-d1)/d1)/((p2-p1)/p1).

Виды эластичности спроса:

1. спрос расценивается как эластичный, когда эластичность больше 1, т.е. такая ситуация, когда незначительное изменение цены ведёт к значительному изменению спроса.

2. неэластичный спрос, когда эластичность меньше 1, т.е. такая ситуация, когда значительное изменение цены ведёт к незначительному изменению спроса.

3. Эластичность равна 1: изменение цены на 1% вызывает изменение спроса на 1%.

Выделяют абсолютно неэластичный спрос, когда при любом значении цены спрос не меняется (лекарство для диабетика, алкоголь для алкоголика). Абсолютно эластичный спрос: любое изменение цены ведёт к росту спроса до предела возможностей.

Факторы ценовой эластичности спроса:

- заменяемость (чем больше хороших заменителей, тем эластичнее спрос),

- удельный вес в доходе потребителя (чем большее место продукт занимает в бюджете потребителя, тем выше эластичность),

- предметы роскоши и предметы необходимости,

- фактор времени (спрос на продукт тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решений).

Используются и другие показатели эластичности. Эластичность спроса по доходу – показатель, отражающий изменение объёма спроса на товар при изменении доходов потребителей, рассчитанный как отношение изменения объёма спроса, выраженного в процентах, к изменению дохода, выраженному в процентах. На товары высшей категории повышается спрос при повышении дохода, на товары низшей категории (хлеб, автобусные билеты) – наоборот.

Перекрестная эластичность - это ценовая эластичность спроса на сопряженные товары. Связь м/у ценой на один товар и спросом на другой у взаимозаменяемых товаров прямая, у взаимодополняющих - обратная (фотоаппараты и фотопленка).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.199 (0.009 с.)