Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Третья проблема: следует ли ожидать экономической выгоды от приватизации?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Необходимо учитывать, что любой способ приватизации связан с противоречиями между финансовыми выгодами правительства, экономической эффективностью и социальной справедливостью. Американскими экономистами доказана теорема Сэппингтона – Стиглица: если правительство продает с аукциона предприятие, то для того, чтобы возникшее вместо него коммерческое предприятие сохранило диктуемый правительством производственный профиль, а само правительство не потеряло своих доходов, необходим жесткий государственный контроль. В любом случае прямые и быстрые экономические выгоды для государства не всегда вероятны. Следовательно, интерес к приватизации диктуется скорее идеологическими и социально-политическими, чем экономическими соображениями.
Приватизация в зарубежных странах. Пионером приватизации в виде крупномасштабной экономической реформы в национальных масштабах стало в 1979–1987 консервативное правительство Великобритании М.Тэтчер.
Британская приватизация касалась энергетических компаний, транспортных предприятий, распродажи государственных квартир в полную собственность бывшим арендаторам. Стремясь добиться народной поддержки, правительство сознательно занижало при распродаже стоимость акций госпредприятий (Табл. 2), что позволило нескольким миллионам англичан стать акционерами.
Опыт Великобритании по распродаже государственных предприятий был использован многими странами мира – и развитыми, и развивающимися.
В 1986 широкомасштабную приватизацию начало проводить социалистическое правительство Франции: за три года премьерства по инициативе премьер-министра Ж.Ширака были приватизированы телекоммуникационная компания Alcatel Alsthom, национальный канал TF1, 5 крупных сберегательных банков, 2 большие финансовые группы. В 1990–2000-е во Франции прошло еще несколько «волн» национализации.
Активная роль Великобритании и Франции в проведении приватизации привела даже к появлению терминов «тэтчеризм» и «ширакизм» как синонимов «приватизации». Кроме них, масштабную приватизацию проводила Германия: в 1990, после воссоединения страны, был создан Опекунский совет, призванный провести постепенную приватизацию экс-социалистической экономики восточных земель.
В ходе приватизации в развитых странах им, как правило, удавалось повысить эффективность работы экс-государственных предприятий, страдавших от бюрократического управления и отсутствия конкуренции. Великобритания в результате реформ в определенной степени восстановила свой статус одного из экономических лидеров Западной Европы.
Среди развитых стран широкомасштабные приватизационные мероприятия проводились только Европе, поскольку в странах других регионов не было крупного государственного сектора.
Среди развивающихся государств наиболее активно и относительно успешно приватизация проходила в Латинской Америке. Лидирующую роль играла Мексика: на ее долю в конце 1980-х – начале 1990-х приходилось около 20% стоимости всех приватизационных сделок развивающихся стран. В Бразилии летом 1998 произошла самая крупная в мире приватизационная сделка – государственный телекоммуникационный холдинг Telebras был продан на конкурсных торгах за почти 19 млрд. долл.
В других развивающихся странах приватизация проходила менее успешно. В Африке сильная коррупция делала проведение приватизации скорее способом обогащения политической элиты, чем средством оздоровления экономики. В Азии государственное управление было относительно успешным, поэтому приватизация здесь оказалась менее широкой, чем в других регионах.
Если в развитых странах в покупке прав на приватизируемые предприятия участвовали в основном рядовые граждане, то в развивающихся странах большая доля бывшей госсобственности скупалась иностранными фирмами.
По данным Всемирного банка, к началу 1990-х национальные программы сокращения государственного сектора приняли более 80 стран. Следует подчеркнуть, что там, где проводилась приватизация, она привела к сокращению государственной собственности, но не к полной ее ликвидации.
Приватизация через акционирование в постсоветской России. Под влиянием зарубежного опыта необходимость проведения приватизации обсуждалась уже в СССР. Однако практические преобразования собственности в России начались только в 1992.
На селе произошла реорганизация колхозов и совхозов, которые, как правило, превращались в акционерные общества под руководством бывших председателей и директоров.
В сфере городской экономики процесс приватизации оказался наиболее трудным и противоречивым. На государственную собственность претендовали и рядовые работники, считавшие ее «общенародной», и представители хозяйственно-партийной номенклатуры, которая давно де-факто распоряжалась госсобственностью почти как своей. Ни те, ни другие не хотели и не могли выкупать эту собственность по ее реальной цене. Именно от решения этой проблемы зависел успех курса рыночных реформ в целом.
Основным способом приватизации в 1992–1993 стало акционирование – дробление прав собственности среди тысяч держателей акций.
Разработчиками программы реформы были подготовлены три варианта акционирования госпредприятий.
1. Базовая модель – с преимущественным контролем государства: рабочий персонал приватизируемого предприятия имеет право на бесплатное получение привилегированных (не дающих права голоса) акций в размере 25% от их общей суммы, но не более чем на 20 номинальных месячных окладов на каждого работника. Кроме этого, они могли купить до 10% обыкновенных акций со скидкой 30% их номинальной стоимости за деньги и ваучеры, но не более чем на 6 минимальных окладов на работника. Администрация и руководство предприятия имели право приобрести не более 5% обыкновенных акций и не более чем на 2000 минимальных месячных окладов на человека.
Такую модель чаще всего выбирали коллективы крупных капиталоёмких предприятий, у которых не было финансовых возможностей приобрести значительный пакет акций своего предприятия.
2. Модель с преимущественным контролем работников предприятия – трудовой коллектив имел право получить по закрытой подписке абсолютный контрольный пакет своего предприятия (51% всех акций) по цене, близкой к номиналу. При этом каждый член коллектива мог подписаться не более чем на 5% от общей суммы акций.
Такую модель избрало большинство предприятий (примерно 3/4), особенно с невысокой капиталоёмкостью. Большую часть акций при этом смогла приобрести администрация предприятия.
3. Модель с внутренним или внешним инвестором – инициативная группа заключала с фондом имущества договор о реорганизации предприятия сроком на 1 год. Согласно условиям этого договора, каждый член инициативной группы должен был вложить в реорганизацию предприятия не менее 200 минимальных размеров оплаты труда). Если через год договор был выполнен, то члены группы получали право на приобретение 20% обыкновенных акций предприятия. Трудовой коллектив (включая членов инициативной группы) мог приобрести еще 20% акций.
Данный вариант использовался наиболее редко. Главная проблема состояла в том, что при серьёзном риске собственными средствами инициативная группа не получала контрольного пакета акций.
При любой модели приватизации значительная часть акций (от 49 до 80%) уходила за пределы предприятия и попадала в руки государственных комитетов и фондов имуществ. Они, в свою очередь, торговали этими акциями на фондовой бирже, продавая их частным лицам и различным экономическим организациям (например, инвестиционным фондам).
Приватизация в постсоветской России: ваучерная компания. Если акционирование при приватизации является общепризнанной практикой, то ваучерная компания оказалось особенностью России (за рубежом схожие методы применялись только в Чехии и Монголии).
Согласно исходному замыслу этой компании, каждый гражданин России должен был бесплатно получить свою долю общенародной собственности. По указу президента в 1992 прошла раздача ваучеров – ценных бумаг на предъявителя, которые должны использоваться до середины 1994.
Ваучер можно было либо продать по текущему рыночному курсу, либо обменять непосредственно на акции какого-либо приватизируемого предприятия, либо обменять на акции инвестиционного фонда. Многие россияне предпочли продавать свои ваучеры за наличные деньги. Организаторы приватизации уверяли, будто цена ваучера достигнет цены автомашины. Однако рыночный курс этих бумаг сравнялся с его номиналом только к осени 1993, и даже к концу ваучерной компании курс ваучера был ниже цены велосипеда.
Осуществить прямой обмен ваучера на акции приватизируемых предприятий могли, как правило, только их работники. Большинство же рядовых граждан обменивали свои ваучеры на акции различных чековых инвестиционных фондов (ЧИФов). Впрочем, начало выплаты дивидендов в 1994 вызвало сильное разочарование. Поскольку значительная часть предприятий России в первой половине 1990-х была нерентабельна, то и прибыль по акциям предприятий, держателями которых выступали инвестиционные фонды, была очень низкой. Кроме того, широкий характер приняло мошенничество в ЧИФах. Поэтому годовые доходы собственников акций инвестиционных фондов оказались в лучшем случае соразмерны со средненедельным заработком. В 1995–1997 большинство ЧИФов вообще прекратили свою работу.
Сами организаторы приватизации задним числом признали, что «недостаточный» контроль государства за чековыми инвестиционными фондами был одним из главных пороков приватизации.
Результаты приватизации в России 1990-х. Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 (Табл. 3 и 4). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.
Акционерно-ваучерная компания в России привела к торжеству номенклатурной приватизации. Реальными собственниками стали, в первую очередь, представители старой партийно-хозяйственной элиты – директора, получившие значительную долю «внутризаводских» акций, и руководители крупных финансовых компаний, контролирующие «внешние» пакеты акций. Мелкие акционеры (внешние инвесторы и члены трудовых коллективов) лишились возможности влиять на управление и получать сколько-нибудь заметные доходы. Поскольку при проведении приватизации допускались нарушения, власть получила возможность держать новых крупных собственников под контролем, угрожая им привлечением к суду при нарушении диктуемых «правил политической игры».
Таким образом, результаты приватизации в России не следует переоценивать. Доступ к собственности остался тесно связанным с близостью к властным структурам, не сложился механизм действенной защиты прав собственности. Свершившиеся преобразования собственнических отношений пока не пользуются у граждан России одобрением.
С другой стороны, после относительно быстрого (за три-четыре года) проведения приватизации реставрация командной экономики стала в России невозможной – это нарушало бы интересы новой элиты, сделавшей себе состояние на разделе государственной собственности.
Разработка технико-экономического обоснования и бизнес-плана предприятия. Технико-экономическое обоснование проекта – это выбор экономического обоснования стратегии экономической деятельности предприятия, это бизнес-план предприятия. Бизнес-план – программа деятельности предприятия, выработка конкретных мер по достижению определённых целей работы компании, включающая оценку ожидаемых расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований.
Условия подготовки бизнес-плана: 1.) Бизнес-план должен быть профессиональным, простым, понятным и доступным для пользования; 2.) Бизнес-план должен быть разделён на главы (разделы). Первый раздел – цели и задачи предпринимательского дела. В бизнес-плане любой инвестор должен легко отыскать интересующие его разделы, части, пункты. Для более полного и наглядного восприятия бизнес-план должен включать схемы, диаграммы и т.п. 3.) Бизнес-план должен получить объективную независимую оценку; 4.) Необходимо контролировать количество экземпляров бизнес-плана, так как он содержит конфиденциальную информацию о предприятии и предпринимателе.
Цели и задачи предпринимательской сделки
1.) Социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, расширение деловых контактов, международных связей (социальная политика); 2.) Повышение статуса предпринимателя – развитие экономического потенциала (производственный, финансовый, технологический, научный, образовательный, духовный). Это нужно для пользы следующих сделок, известности предпринимателя; доброй репутации; является гарантией высокого качества товара и т.д. 3.) Специальные задачи – развитие контактов, поездки (зарубежные в том числе), вхождение в различные ассоциации и т.д. 4.) Особые задачи – благотворительность (отчисление части прибыли в фонды, организации и т.д. – для получения налоговых льгот).
Обобщённое резюме, основные параметры и показатели бизнес-плана.
Этот раздел бизнес-плана содержит основные идеи и содержание плана в миниатюре, раздел должен дать представление о содержании всего бизнес-плана, в разделе представлены: - характеристика продукции, результата плана; - пути и способы достижения поставленных целей; - сроки осуществления проекта (сделки); - затраты, связанные с его реализацией; - область использования результатов.
Общие сводные показатели: 1.) объёмы производства и реализации продуктов и услуг; 2.) выручка, собственность и земельные средства, прибыль; 3.) рентабельность.
Специальные показатели: 1.) качество продукции (услуг); 2.) срок окупаемости вложений; 3.) низкая степень риска; 4.) гарантированность получения планируемого результата; 5.) утилизация отходов (влияет на экологию).
Управление новым предприятием. Стадии развития предпринимательской деятельности.
1.) Найти свою нишу в экономическом пространстве. Происходит оценка возможностей рынка и выбирается организационная форма предпринимательства. 2.) Формирование производственной базы.
Предприниматель приобретает, берёт в аренду производственные, складские помещения, оборудование, привлекает рабочую силу. Важный этап стадии – привлечение финансовых средств (выпуск долговых обязательств, получение займов в коммерческих банках, выпуск акций, облигаций). Можно покупать дающие прибыль ценные бумаги. Предприятия, с которыми вступают во взаимоотношения хозяева фирм: - контрагенты; - кредитно-финансовые предприятия, фондовые биржи; - инвестиционные фонды, индивидуальные инвесторы; - биржи труда, налоговые службы и т.д.
Создание жизнеспособного организма управления предприятием. Предпринимательское управление на новом предприятии требует: 1.) концентрации внимания на рынке; 2.) финансовых передвижений, особенно в планировании и регулировании намеченных целей; 3.) создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие почувствует реальную в этом потребность; 4.) умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей. Управление – процесс целенаправленного систематического и непрерывного воздействия управляющей системы на управляемую с помощью общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл.
Риск деятельности предприятий. Экономические риски. Их виды.
Риск – возможность возникновения неблагоприятных ситуаций в ходе реализации планов и использования бюджетов фирм, предприятий. В предпринимательской деятельности важно правильно распределить риски между контрагентами. Риск распределяется при разработке фактического проекта или планов и договорных документов. Распределение риска может быть качественным и коллективным (количественным). Коллективное (количественное) распределение рисков предполагает использование определённой модели, базирующейся на стандартных методах, решениях используемых в определённой последовательности.
Качественное распределение рисков предусматривает принятие участниками проекта решений, направленных на увеличение или уменьшение числа потенциальных инвесторов, что зависит от доли риска, которую возлагают участники проекта на отдельного объекта. Участники проекта должны проявить максимальную гибкость в решении вопроса о доле риска, которые они принимают на себя.
Виды рисков. 1.) Производственный риск – риск, связанный с производством и реализацией продукции. Риск чувствителен к изменению объёма, ассортимента, качества продукции, ритмичности поставки ресурсов, плановых материальных и трудовых затрат, изменению цен на ресурсы и энергию, дефектам сырья и готовых изделий. Производственные риски включают в себя: 1.) не исполнение хозяйственных договоров; 2.) изменение конъюнктуры рынка; усиление конкуренции; 3.) возникновение непредвиденных затрат; 4.) потеря имущества предприятия.
Часто причиной невыполнения хозяйственных договоров является неплатёжеспособность партнёров. Неплатёжеспособность одного из контрагентов отрицательно влияет на всех предпринимателей, задействованных в сделке. Вредит производственному процессу неверная маркетинговая политика: - неправильный выбор рисков; - неточная информация о конкурентах, утечка секретной информации; - недобросовестность конкурентов. На риск потери имущества влияют стихийные бедствия, аварийные ситуации, хищение имущества.
Защита от риска. 1.) Составление продуманного договора с включением штрафных санкций при невыполнении его условий; 2.) исключение двоякого понимания ситуации; 3.) страхование имущества от непредвиденных ситуаций, установление строгой ответственности за сохранность имущества; 4.) жёсткая охрана территории предприятия.
2.) Коммерческий риск. Возникает в процессе реализации закупленных предприятием товаров и оказание услуг. В коммерческой сделке необходимо учитывать следующие факторы: а.) невыгодное изменение закупочных цен; б.) снижение цены при реализации продукции; в.) потеря товара в процессе обращения, повышение затрат обращения.
3.) Финансовый риск. Возникает при неплатёжеспособности одной из сторон финансовой сделки. На него влияют курсы валют. Ввод ограничений на валютно-денежные операции (квоты, т.е. размеры этих операций, повышение или уменьшение налогов);
4.) Инвестиционный риск. Несовершенство законодательной базы, обесценивание инвестиционно-финансового портфеля, состоящего из собственных и приобретённых акций.
5.) Рыночный риск. Связан с возможными колебаниями рыночных процентных ставок, состоянием национальной денежной единицы или курсов зарубежных валют, отношением партнёров по сделке, анализом рынка и т.д.
Предпринимательские риски: Политические риски: 1.) внутренние (грузино-абхазский конфликт); 2.) внешние (армяно-азербайджанский конфликт, российско-японский конфликт); 3.) риск форс-мажорных обстоятельств.
Экономические риски: 1.) организационные; 2.) ресурсные; 3.) кредитные изменения процентов за кредиты; 4.) инновационные
Потери от риска предпринимательской деятельности. 1.) Материальные потери – не учтённые проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении; 2.) Трудовые потери – потери рабочего времени из-за болезней, неравномерной поставки сырья. 3.) Финансовые потери – прямой денежный ущерб вызывают непредусмотренные проектом платежи, штрафы, выплаты за просроченные кредиты, дополнительные налоги, падение ценных бумаг.
Страхование рисков
Страхование рисков – передача ответственности за определённые риски страховой компании.
Имущественные риски. Имущественное страхование – страхование риска исполнителя реконструкции морских судов, собственности подрядчика, стандартного или нестандартного оборудования, технологического оснащения. В зависимости от страхования рисков могут выполняться различные виды договоров: 1.) стандартный договор страхователя от пожара служит защитой от прямых материальных потерь или повреждений указанной в договоре собственности. Существует расширенный вариант договора страхования от пожара, который содержит стандартный договор и одно или несколько специфических дополнений, учитывающих потребности конкретного страхователя; 2.) страхование от всех видов рисков учитывает в договоре определенные потребности подрядчика, допускает предоставление ему более широкого спектра услуг, гарантирует страхование имущества от всех видов рисков материальных потерь (перечисляется имущество), кроме нестрахуемого, оговариваемого в договоре. 3.) страхование морских грузов. Проводится с целью защиты от материальных потерь или повреждений любых перевозимых по морю, рекам или воздушным транспортом грузов. Страхование охватывает также дополнительные виды страхования стандартного и нестандартного оборудования, технологического оснащения, являющегося собственностью подрядчика или страхуемого. Эта форма распространяется также и на взятое в аренду оборудование.
4.) Страхование от несчастных случаев. Предполагает страхование персональной и общегражданской ответственности. Один из видов производственного страхования – создание страховых запасов оборудования, сырья, материалов.
Самострахование целесообразно в следующих случаях: а.) стоимость страхуемого имущества относительно велика по сравнению с имущественными и финансовыми параметрами всего бизнеса; б.) вероятность убытков чрезвычайно высока; в.) фирма владеет большим количеством однотипного оборудования.
Методы снижения рисков в деятельности предприятия. 1.) Привлечение к разработке проекта предприятия компетентных партнёров, компаньонов, консультантов; 2.) Глубокая предпроектная проработка сопутствующих проблем; 3.) Прогнозирование тенденций развития рыночной конъюнктуры, спроса на данную продукцию или услугу; 4.) Распределение риска между участниками проекта, его соисполнителями; 5.) Резервирование средств на покрытие расходов.
Риски инвестиционных проектов. В процессе реализации инвестиционных проектов могут возникать следующие виды рисков: 1.) финансовые риски; 2.) маркетинговые риски; 3.) технологические риски; 4.) риски участников проекта; 5.) политические риски; 6.) юридические риски; 7.) экологические риски; 8.) строительные риски; 9.) специфические риски; 10.) обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).
В области финансирования производственных проектов могут быть следующие причины рисков: 1.) экономическая нестабильность в стране; 2.) инфляция; 3.) сложившаяся ситуация неплатежей в промышленности по зарплате; 4.) несвоевременная уплата налогов и дефицит бюджета; 5.) политические факторы; 6.) колебание валютных курсов; 7.) рост стоимости ресурсов на рынке.
Последствия этих рисков: 1.)снижение цен на отечественную продукцию на мировом рынке; 2.) слабость, неустойчивость экономики; 3.) инфляционный рост цен.
Меры по снижению финансовых рисков и инвестиционных проектов. 1.) Привлечение к разработке и реализации инвестиционного проекта фирм с опытом ведения проектирования, производства, строительства и эксплуатации; 2.) Тщательная подготовка и разработка всех документов по взаимодействию сторон, принимающих участие в реализации проекта; 3.) Разработка всех видов предполагаемых хозяйственных рисков.
Политические риски 1.) изменение торгово-политического режима и таможенной политики; 2.) изменение в налоговой системе в валютном регулировании внешнеполитической деятельности РФ; 3.) изменение в системах экспортного финансирования; 4.) социально-экономическая нестабильность в стране; 5.) опасность национализации и экспроприации; 6.) изменение законодательства об иностранных инвестициях; 7.) сложность с репарацией (возвращением на Родину) прибыли; 8.) геополитические риски.
Юридические риски Неправильность оформления документов
Экологические риски Изменение законодательства
Бизнес-план предприятия Бизнес-план предприятия – программа деятельности предприятия, как конкретных мер по достижению определенных целей работы компании, включающая оценку ожидаемости расходов и доходов. Разрабатывается на основе маркетинговых исследований. Бизнес-план должен быть: 1.) профессиональным, простым и доступным для пользования; 2.) разделяется на главы или разделы. Каждый контрагент должен найти в нём для себя необходимую информацию; 3.) бизнес-план должен получить независимую объективную оценку экономистов, бухгалтеров и аудиторов; 4.) необходимо контролировать количество экземпляров различных бизнес-планов.
Структура бизнес-плана Раздел I Резюме. Название, организационная форма, почтовый и юридический адрес предприятия. Здесь отражается какой продукт и за счёт чего будет производиться, его отличительные черты по отношению к продукции конкурентов; отражаются общие финансовый результаты проекта: а.) прогнозные объёмы продаж на ближайшие годы; б.) выручка от предполагаемых продаж; в.) затраты на производство; г.) объём валовой прибыли; д.) сроки возврата банковского кредита.
Раздел II Проектируемый продукт или вид услуг. 1.) Описание продукта или услуги, которые продаёт предприятие на рынке: а.) какие потребности призван удовлетворить проектируемый к производству продукт; б.) особенности и отличительные качества товара по сравнению с товарами конкурента; в.) наличие патентов или авторских свидетельств, защищающих технологии производства товара; г.) чертежи, эскизы, рисунки товара; д.) примерная оценка цены реализации товара и затрат, которых требует его производство; е.) примерная величина прибыли с продажи единицы товара; ж.) характеристика качества товара, его дизайн и упаковка; з.) организация сервиса товара.
Раздел III Оценка рынка сбыта. Объём раздела не более 5-6 страниц машинописного текста. Процесс исследования рынка включает 4 этапа: 1.) Определение данных, позволяющих установить: а.) условия снабжения производства и сбыта продукции; б.) потенциал своих возможных конкурентов – их товар и качество продукции; в.) примерные цены; г.) условия продаж. 2.) Источники получения информации о конкурентах: а.) собственные исследования; б.) местные, региональные, территориальные торговые палаты. 3.) Анализ данных: а.) Кто, почему, сколько, когда будет готов купить продукцию в ближайшей и долгосрочной перспективе4 б.) определение примерной реализационной цены собственной продукции в условиях конкуренции; 4. Реализация мероприятий, позволяющих использовать эти данные на пользу предприятия.
Раздел IV Конкуренция. Раздел отвечает на вопросы: 1.) Кто является крупнейшим производителем аналогичного товара; 2.) Как обстоят дела крупнейшего предприятия-конкурента: а.) с объектами продаж; б.) с доходами; в.) с внедрением новых технологий; г.) с сервисом; д.) с рекламой изделий. 3.) Характеристики продукции конкурентов: а.) основные параметры; б.) уровень качества; в.) дизайн; г.) мнение покупателей; 4.) Ориентировочная оценка политики перспектив ценообразования конкурентов.
Раздел V Стратегия маркетинга. Задача раздела: объяснить партнёрам и инвесторам основные элементы своего плана маркетинга. Объём раздела должен составлять 3-4 страницы машинописного текста. Основные элементы раздела: 1.) Схема распространения товара: а.) через собственные фирменные магазины; б.) через оптовые организации; 2.) Ценообразование: а.) Методика образования цен на товары; б.) ожидаемый уровень рентабельности на вложенные средства; 3.) Реклама а.) Методы организации рекламы; б.) величина средств, необходимых для реализации рекламы; 4.) Методы реализации и стимулирования продаж: а.) за счёт расширения сбыта продукции; б.) за счёт новых форм привлечения интереса; 5.) Организация послепродажного обслуживания клиентов: а.) методы организации службы сервиса; б.) выделение необходимых финансовых средств для обеспечения этой службы. 6.) Формирование общественного мнения о фирме и товарах; 7.) В случае реализации товара за границей необходимо провести все сведения об оценке патентоведания, патентной чистоты этих товаров в странах их реализации.
Раздел VI План производства. Задача раздела – доказать партнёрам реальность производства нужного объёма товаров в заданные сроки Вопросы раздела: 1.) Место производства товаров на действующем или на вновь создаваемом (производстве) предприятии; 2.) Необходимые для этого производственные мощности и их рост из года в год; 3.) Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырьё, материалы, энергия; комплектующие изделия (репутация этих поставщиков и опыт работы с ними); 4.) Предполагается ли производственная кооперация и с кем; 5.) Возможно ли какое-либо лимитирование объёмов производства или поставок ресурсов; 6.) Какое оборудование потребуется и где планируется его приобрести. 7.) Рекомендуется составить схему производственных потоков предприятия: а.) как и откуда будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий; б.) в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию; в.) как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия; г.) процесс контроля качества (методы контроля, используемые стандарты) 8.) Оценка видов возможных издержек производства и её динамики на перспективу.
Раздел VII Организационный план В разделе планируются следующие квалификационные требования: 1.) Какие специалисты (профиль, образование, опыт) и с какой зарплатой необходимы для успешного ведения дел; 2.) На каких условиях принимаются на работу специалисты (постоянная работа; совместители; трудовой договор, внешние эксперты); 3) Есть ли возможность пользоваться услугами какой-либо организации по найму специалистов такого профиля; 4.) О персонале необходимо отразить следующие биографические данные: а.) квалификация; б.) прежний опыт работы и его полезность для предприятия; 5.) Приводится организационная структура предприятия, которая отражает: а.) кто и чем будет заниматься; б.) взаимодействие всех производственных единиц и служб предприятия; в.) координация и контроль их деятельности. Целесообразно в разделе решить вопросы оплаты руководящего персонала и его стимулирование.
Раздел VIII Юридический план. Описание раздела зависит от выбранной организационной формы предприятия: 1.) частное владение; 2.) государственное владение; 3.) совместное предприятие; 4.) акционерное общество; 5.) товарищества; 6.) кооператив.
Раздел IX Оценка риска и страхования. Раздел разбивается на 2 части. В 1ой описывается все предполагаемые типы рисков, с которыми может столкнуться предприятие. Во 2ой части даётся ответ как уменьшить эти риски и финансовые потери от них: 1.) указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и финансовых потерь; 2.) проводится программа страхования от рисков (указываются типы страховых полисов; можно страховать любой этап производственной деятельности, указываются суммы, на которые приобретаются страховые полисы).
Раздел X Финансовый план Раздел представляет результаты всей предыдущей работы в их стоимостном выражении. Мировая практика предполагает отражение следующих стандартных документов: 1.) прогноз объёмов реализации готовой продукции. В прогнозе даётся представление о той доле рынка, которую предполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такой прогноз на 3 года вперёд с разбивкой по годам: 1 год – данные приводятся помесячно; 2 год – данные приводятся поквартально (каждые 3 месяца); 3 год – данные приводятся общей суммой продаж за 12 месяцев. 2.) Баланс денежных расходов и поступлений. Главная задача – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств; будущую ликвидность предприятия при реализации данного проекта. Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки при его составлении, его статьи и суммы вложений, средств и их поступления от реализации отражаются: 1 год – помесячно; 2 год – поквартально; 3. год – общей суммой продаж за 12 месяцев. 3.) Таблица доходов и затрат, в ней отражаются следующие показатели: а.) доходы от продаж товаров; б.) издержки производства товаров; в.) суммарная прибыль от продаж; г.) общепроизводственные расходы; д.) чистая прибыль; 4.) Сводный баланс активов и пассивов предприятия; 5.) График достижения безубыточности (срока окупаемости).
Раздел XI Стратегия финансирования В разделе излагается план получения средств для создания или расширения предприятия; необходимо ответить на вопросы: 1.) Сколько требуется средств для реализации данного проекта; 2.) Источники финансовых ресурсов и форма их получения; а.) собственные средства; б.) кредиты банков; в.) привлечение средств партнёров; г.) привлечение средств акционеров и т.д. 3.) Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и получение инвесторами доходов от них. Бизнес-план должен содержать дополнительные специальные расчёты, дающие возможность определить реальный срок окупаемости капиталовложений.
Лизинг на рыночных предприятиях Лизинг – долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного накопления, купленных арендодателем (лизингодателем) для арендатора (лизингополучателя) с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодателями на весь срок договора аренды.
Ра<
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.169 (0.016 с.) |