Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Eugene ionesco et samuel beckett

Поиск

• О «театре абсурда» как новаторском феномене искусства

 

• Эжен Ионеско (1912-1994):

Трагикомедия нивелированной личности в «парадоксальном» театре

• Сэмюель Беккет (1906-1989):

«Попытка вознести человека над его существованием» [Тезисы главы]

 

• Библиографический список

• Вопросы для самопроверки

1. О «театре абсурда» как новаторском феномене

Искусства.

«Театр абсурда» - достаточно яркое явление зарубежного искусства середины ХХ века. Один из его родоначальников, Эжен Ионеско, утверждал, что сам этот термин придумали не авторы пьес, и правильнее было бы назвать новую драматургию «парадоксальной». Однако именно это сочетание слов утвердилось и в западном и в российском искусствоведении и литературоведении, хотя иногда оно заменяется такими определениями, как «антитеатр», «авангардный театр», «новый театр». Так или иначе, данный феномен не только вошел в историю западноевропейской культуры и обрел статус классики (во всяком случае, в наиболее значительных своих тенденциях), но и оказал значительное влияние на развитие мировой драмы ХХ века, обогатив не только модернистское искусство, но и традиционный реалистический театр своими художественными открытиями.

Что же такое «театр абсурда», или «антитеатр»? Какова история его возникновения, и что принципиально нового внес он в искусство драмы?

Эжен Ионеско в 1958 году заявил следующее: «Чтобы вырваться из объятий обыденности, умственной лени, скрывающей от нас неординарность мира, надо испытать настоящий удар дубиной. Без вновь обретенной девственности ума, без нового сознания, очищенного от существующей реальности, не может быть ни театра, ни вообще искусства. Следует добиться расчленения действительности, предшествующего ее реинтеграции».[1]

«Антитеатр» был, прежде всего, разрушением традиции и на уровне содержания и на уровне формы. Что касается содержательной стороны, абсурдистской драмы, то мир, получивший в ней воплощение, - это совокупность разобщенных людей, потерянных душ, не способных найти друг у друга понимания, не имеющих нравственных и социальных ориентиров, безнадежно погрузившихся в хаос бессмысленных поступков и фраз, в нелепицу диких взаимоотношений и окруженных пустотой.

Соответственно, разрушаются привычные способы отражения всего происходящего в пьесе. Для «театра абсурда» характерны следующие художественные приемы: разрушение фабулы, разорванность каждой отдельной сцены, гротесковая странность ситуаций и персонажей, гиперболизация комических моментов, различного рода антитезы и парадоксы, алогичность диалогов, неологизмы и необычным образом употребленные фразеологизмы в речи действующих лиц и т.п.

«Абсурдисты» использовали художественные открытия прежних веков: например, элементы средневекового фарса, шекспировского и мольеровского театра, итальянской комедии масок и др. Ближайшими их предшественниками – новаторами в театре - были Шоу и Брехт. Но в «антитеатре» достижения многовековой театральной культуры обрели новую жизнь.

Деятели «театра абсурда», прежде всего, отказались от рационального способа постижения и отображения действительности, стремясь проникнуть в не доступные разуму глубины. Тот же Э. Ионеско, воспринимаемый литературоведами как теоретик этого театра, утверждал, что «театр – не место для провозглашения идей». Он выступал за свободу искусства от всего застывшего, устоявшегося в сфере общественных отношений, смыкаясь в этом с большинством модернистов. Драматург призывал создать «чистую» драму – антипсихологическую, антифилософскую, антисоцреалистическую, антибуржуазную, антибульварную. Если последние три определения вполне соответствуют тому, что в действительности представлял собой созданный самим Ионеско и его коллегами театр, то первые два оказались неточными характеристиками специфики этого явления.

У «театра абсурда» была определенная социально-политическая почва (как и у модернизма 10-20-х годов). Это послевоенный кризис, атомный психоз, «холодная война». Вышедшая только что из второй мировой войны Европа испытывала дефицит нравственных и социальных абсолютов, и неудивительно, что многие писатели ощущали жизнь как кошмар, как извечный удел человека и человечества.

Новое искусство рождается на рубеже 40-х – 50-х годов. Философской его основой являются, в определенной степени, идеи Ницше, Шопенгауэра, Бергсона - с их устремленностью к иррациональному, с опорой на интуитивистское постижение бытия, - а также экзистенциализм, усиливший акцент на абсурдности жизни. Непосредственными предшественниками деятелей «антитеатра» были Жарри, Аполлинер, Арто, а также Пиранделло.[2]

«Театр абсурда» родился на французской сцене, хотя его корифеи по своему происхождению не были французами или оказывались полукровками (что, возможно, частично обусловило вненациональный и асоциальный характер авангардистской драматургии). Эжен Ионеско, румын по отцу, родился в Румынии; Сэмюэль Беккет – ирландец, родился в Ирландии, начинал писать на английском языке (в отличие, кстати, от Ионеско, чьим основным писательским языком сразу стал французский, хотя он и опубликовал некоторые из своих стихов на румынском языке). Это список можно было бы продолжить, внеся в него, в частности, имя Артюра Адамова, родившегося в Кисловодске, но вершинными фигурами «антитеатра», его лидерами, были первые два автора.

Последователями французских авангардистов оказались: в Англии - Гарольд Пинтер[3], в Америке - Эдвард Олби, позднее в России – Нина Садур и др. Не все пьесы названных авторов были созданы в духе «театра абсурда», но каждый из них внес больший или меньший вклад в его поэтику, как, впрочем, и другие, не названные здесь драматурги. Абсурдистские тенденции проявили себя в их творчестве по-разному. Многие спектакли, сделанные в духе «антитеатра», вызвали разноречивые отклики зрителей – у одних они пробудили восторг, у других чувство отторжения и неприязни, но вряд ли кого оставили равнодушными.

Первой в ряду авнгардистских пьес стала «Лысая певица» Ионеско, поставленная в 1950 году (написана она была в 1948-м). Классическим произведением «театра абсурда» признана теперь драма Беккета «В ожидании Годо». И хотя Ионеско был не очень высокого мнения о своем собрате по перу, эти два деятеля искусства остались в истории культуры рядом как наиболее значительные представители экспериментального театра середины ХХ века.

Эжен Ионеско (1912-1994):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.58 (0.01 с.)