Кафедра Русской литературы XX-XXI В. В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Русской литературы XX-XXI В. В.



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX-XXI В.В.

И ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по курсу:

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX-XXI ВЕКОВ

для студентов 4 курса филологического факультета

 

 

Составитель: доцент, канд. филологических наук

Т.М. Кривина

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА………………………………………………………...

 

ОСНОВНОЙ СПИСОК ТЕКСТОВ (ЧАСТИ 1 и 2)…………………………...

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК ТЕКСТОВ………………………………….

 

УЧЕБНИКИ. ХРЕСТОМАТИИ. СТАТЬИ. МОНОГРАФИИ…………………

 

ПРИБЛИЗИТЕЛЬНАЯ СХЕМА АНАЛИЗА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА…………………………………………...

 

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (ЧАСТИ 1 и 2)………………………..

 

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ………………………………………………………

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ……………………………………………………..

 

ПРИЛОЖЕНИЕ: ЛЕКЦИИ (к самостоятельной работе студентов)

1. ЛУИДЖИ ПИРАНДЕЛЛО………………………………………………………

 

2. «ТЕАТР АБСУРДА»……………………………………………………………..

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Первая половина ХХ века

I часть

Своеобразие художественного метода зарубежной литературы первой половины ХХ века .

Модернизм в зарубежной литературе 10-х – 20-х годов: теория и литературная практика модернизма. Основные направления модернистской поэзии: имажизм, футуризм, сюрреализм, кубизм и др. Творческие искания Т.С. Элиота и Аполлинера Модернистская проза Пруста («В поисках утраченного времени»), Джойса (от «Портрета художника в юности» к «Улиссу»), Кафки («Процесс», «Превращение» и др.).Модернистская драма и творчество Л. Пиранделло.

Своеобразие реализма первой половины ХХ века и его взаимодействие с традициями XIX века и с модернистскими тенденциями в творчестве Голсуорси, Шоу, Г. и Т. Манна, Роллана, Стейнбека, Хемингуэя и др.

Первая мировая война в зарубежной литературе 10-х – 20-х годов и проблемы «потерянного поколения».

Роман Барбюса «Огонь». Место прозы Гашека в литературе о первой мировой войне войне.

Произведения писателей «потерянного поколения»: романы Олдингтона, Ремарка и др.

Творческий путь Хемингуэя. Тема «потерянного поколения» в прозе писателя и преодоление писателем настроений «потерянности»; проблемы личности в произведениях Хемингуэя. Новеллистика писателя, роман «Прощай, оружие», повесть «Старик и море».

. «Американская мечта» и творчество ведущих американских писателей первой половины ХХ века.

Фицджеральд о проблемах личности в «век джаза»; новеллистика писателя, романы «Великий Гэтсби», «Ночь нежна». Человек и общество в романах Драйзера; роман «Американская трагедия». Творчество Фолкнера: социально-философское содержание и художественное своеобразие его прозы; роман «Шум и ярость», трилогия о Сноупсах. Творческий путь Стейнбека: социально-философская проблематика произведений, место христианских мотивов в его творчестве; романы «К востоку от Эдема» и «Зима тревоги нашей», повесть «О мышах и людях». Драматургия О’Нила, Т. Уильямса, А. Миллера: проблематика и художественное своеобразие; драмы О’Нила «Страсти под вязами», «Долгое путешествие дня в ночь» и др., Т. Уильямса - «Стелянный зверинец», «Орфей спускается в ад» и др, А. Миллера – «Цена» и др.

Английские писатели первой половины ХХ века о «доме, где разбиваются сердца».

Социально-философская проблематика пьес Шоу 10-х –20-х годов; «Дом, где разбиваются сердца», «Святая Иоанна». Голсуорси и его трилогии о Форсайтах: эволюция взглядов Голсуорси на форсайтизм, эстетическая и этическая позиция писателя. Концепция «естественного человека» в творчестве Лоренса; романы Лоуренса («Любовник леди Чэттерлей» и др.), новеллистика писателя. Интеллектуальная английская элита в прозе Во, Хаксли, Моэма. Романы Во -«Разрушение и упадок», «Горсть праха», Хаксли – «Шутовской хоровод», «Контрапункт», Моэма – «Луна и грош», «Театр». Традиции Уэллса и английская антиутопия. Социально-философское содержание антиутопий Хаксли и Оруэлла («Дивный новый мир», «1984»).

II часть

«Бытие и небытие» и проблемы личности во французской литературе первой половине ХХ века.

Творческий путь Роллана: тема творческой личности в прозе Роллана, эволюция взглядов писателя на роль интеллигенции в обществе – от «Жана-Кристофа» к «Очарованной душе». Место христианских мотивов в романах Мориака; «Тереза Дескейру», «Клубок змей» и др. Неопросветительский взгляд Сент-Экзюпери на человека и общество; «Планета людей», «Маленький принц». Экзистенциализм во французской литературе и творчество Сартра; драматургия Сартра – от «Мух» к «Альтонским затворникам». Творческий путь Камю: период «абсурда» («Миф о Сизифе», «Посторонний») и период «бунта» («Бунтующий человек», «Чума»). Французская драма первой половины ХХ века. Творчество Ануя: проблематика и художественное своеобразие основных драматургических циклов; «Эвридика», «Антигона», «Жаворонок». Кризис личности в «театре абсурда»: творчество Ионеско и Беккета.

Часть первая

Поэзия

 

Гийом Аполлинер. Стихи (3 – 4 по выбору).

Томас Стернз Элиот. Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока.

2-3 стихотворения по выбору

3-4 стихотворения одного-двух авторов – по выбору:

Роберт Грейвз. (Англия)

Дилан Томас. (Англия)

Уильям Батлер Йейтс (Ирландия)

Рафаэль Альберти. (Испания)

Хуан Хименес. (Испания)

Джузеппе Унгаретти. (Италия)

Нурдаль Григ. (Норвегия)

Назым Хикмет. (Турция)

*См. Западноевропейская поэзия ХХ века. – М., 1977 (БВЛ) и др. источники.

Проза.

 

Франц Кафка. Превращение.

Марсель Пруст. В сторону Свана (фрагменты).

Джеймс Джойс. Улисс (один эпизод по выбору: 1 – 6, 11).

(ИЛ, 1989, № 1,2, 5).

Анри Барбюс. Огонь (гл. 2, 4, 5,8, 9, 10, 20, 22, 24).

Один роман одного из авторов ( Ремарка или Олдингтона):

Эрих Мария Ремарк. На западном фронте без перемен.

Ричард Олдингтон. Смерть героя.

Эрнест Хемингуэй. Прощай, оружие!

Кошка под дождём.

Снега Килиманджаро.

Старик и море.

Теодор Драйзер. Американская трагедия.

Один роман одного из авторов (Стейнбека или Фолкнера)

Джон Стейнбек:

О мышах и людях.

К востоку от Эдема.

Зима тревоги нашей

Уильям Фолкнер:

Свет в августе.

Деревушка. Город. Особняк.

Джон Голсруоси (один роман по выбору):

Собственник.

В петле.

Сдаётся в наём.

Один роман одного из авторов (Моэма, Во, Лоренса):

Сомерсет Моэм. Луна и грош. Театр.

Дэвид Герберт Лоренс. Любовник леди Чаттерли.

Ивлин Во. Горсть праха. Незабвенная.

Олдос Хаксли. Дивный новый мир.

Джордж Оруэлл. 1984.

 

Драматургия.

Бернард Шоу. Пигмалион.

Дом, где разбиваются сердца.

Одна пьеса одного из американских авторов (О’Нила или

Теннесси Уильямса) :

Юджин О'Нил. Любовь под вязами.

Долгое путешествие в ночь

Теннесси Уильямс. Стеклянный зверинец.

Орфей спускается в ад

Луиджи Пиранделло (одна пьеса по выбору):

Шесть персонажей в поисках автора. Генрих IV.

 

СПИСОК

ФИЛОСОФСКИХ, ЭСТЕТИЧЕСКИХ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ

Часть первая.

(Прочитать одну объёмную или 2 – 3 небольшие по объему работы)

*Здесь и далее: ИЛ = журнал «Иностранная литература»;

ВЛ = журнал «Вопросы литературы».

Гийом Аполлинер. Новое сознание и поэты. //Писатели Франции о

литературе. М., 1978.

Андре Бретон. Манифест сюрреализма // Писатели Франции о литерауре. – М., 1978.

Вирджиния Вулф. Современная художественная проза.

Русская точка зрения // Писатели Англии о литературе. – М., 1981.

 

Джон Голсуорси. Литература и жизнь. Силуэты шести писателей

// Собрание сочинений в 16 томах. – Т. 16.

Франц Кафка. Из дневников (фрагменты по выбору)

//Ф. Кафка. Из дневников. Письма к отцу. – М., 1988.

Филиппо Томмазо Маринетти. Первый манифест футуризма //Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века - М., 1986.

Сомерсет Моэм. Искусство слова. Искусство рассказа.

О Достоевском // С.Моэм. Искусство слова. – М., 1989.

Юджин О'Нил. О трагедии. Театр и его средства // Писатели США о литературе. – М., 1982. – Т.2.

Ортега-и- Гассет. Дегуманизация искусства //Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства и другие работы. – М., 1991; //Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

Восстание масс. //Ортега-и-Гассет. Дегуманизация искусства и другие работы. – М., 1991.

Джордж Оруэлл. Литература и тоталитаризм. Писатели и Левиафан. Рецензия на «Мы» Замятина. //Джордж Оруэлл. «1984» и эссе разных лет. - М., 1989.

Джон Стейнбек. Русский дневник. - М., 1989.

Герберт Уэллс. Современный роман. // Писатели Англии о литературе. – М., 1981.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Отзвуки века джаза // Писатели США о литературе. – В 2-х т.т. - М., 1982. Т.2.

Уильям Фолкнер. О частной жизни.

Речь при получении Нобелевской премии // Писатели США о литературе. – М., 1982. – Т.2.

Олдос Хаксли. Писатели и читатели. //ИЛ, 1998, № 4

Эрнест Хемингуэй. Из книги: Смерть после полудня.

Из книги: Зелёные холмы Африки.

Речь при получении Нобелевской премии

// Э.Хемингуэй. Старый газетчик пишет. – М., 1983.

Кредо человека.//ИЛ, 2000, №2

Бернард Шоу. Квинтэссенция ибсенизма (фрагменты). //Б. Шоу. О драме и театре. - М., 1963; // Писатели Англии о литературе. – М., 1981.

Часть вторая

Поэзия.

Луи Арагон. Стихи (3-4 по выбору)

Поль Элюар. Стихи (3-4 по выбору)

Федерико Гарсиа Лорка. Стихи (3-4 по выбору)

3-4 стихотворения по выбору одного-двух авторов:

Пауль Целан. (Австрия)

Поль Клодель. (Франция)

Поль Валери (Франция)

Жак Превер. (Франция)

Гильвик. (Франция)

Герман Гессе. (Швейцария)

Чеслав Милош (Польша)

Вислава Шимборская. (Польша)

*См. Западноевропейская поэзия ХХ века. – М., 1977 (БВЛ), журнал «Иностранная литература» и др. источники.

Проза.

Ромен Роллан. Одно произведение по выбору:

Жан-Кристоф (2 книги – по выбору)

Кола Брюньон.

Очарованная душа (2 книги – по выбору)

Альбер Камю. Посторонний.

Антуан Сент-Экзюпери. Маленький принц.

Франсуа Мориак. Тереза Дескейру.

Томас Манн. Марио и волшебник.

Один роман – по выбору:

Будденброки.

Волшебная гора.

Лотта в Веймаре.

Доктор Фаустус.

Генрих Манн. Один роман по выбору:

Учитель Гнус. Верноподданный.

Юные годы короля Генриха IV. Зрелые годы короля Генриха IV

Лион Фейхтвангер. Один роман по выбору:

Успех. Семья Опперман. Братья Лаутензак.

Мудрость чудака. Гойя.

Стефан Цвейг. Новеллы (2-3 по выбору)

Генрих Бёлль. Бильярд в половине десятого.Глазами клоуна. (Одно произведение по выбору)

Одно произведение немецкого или швейцарского автора:

Гюнтер Грасс. Кошка и мышь.

Зигфрид Ленц. Урок немецкого.

Криста Вольф. Расколотое небо. Кассандра (ИЛ, 1986, №1)

Мартин Вальзер. На полном скаку.

Макс Фриш (Швейцария). Homo Faber.

Агота Кристоф (Швейцария, франкоязычн.). Вчера.

(ИЛ, 1998, №9).

Уильям Голдинг. Повелитель мух.

Одно произведение одного из английских авторов по выбору:

Грэм Грин. Тихий американец.

Ценой потери (ИЛ, 1964, № 9-10)

Сила и слава (ИЛ, 1987, № 1-2)

Айрис Мердок. Дикая роза.

Черный принц.

Джон Фаулз. Коллекционер.

Волхв (Маг) (ИЛ, 1993, №1-9)

Женщина французского лейтенанта.

Сьюзен Хилл. Я в замке король. (ИЛ, 1978, № 1-2)

Клайв Стейплз Льюис. Пока мы лиц не обрели.

(ИЛ, 1997, №1)

Одно произведение одного из американских авторов по выбору: Джон Апдайк. Кентавр.

Рей Бредбери. 451˚ по Фаренгейту

Джером Сэлинджер. Над пропастью во ржи.

Кен Кизи. Над кукушкиным гнездом.

Уильям Стайрон. Софи делает выбор.

Джойс Кэрол Оутс. Делай со мной что захочешь.

Темная вода (ИЛ, 1997, №3)

Одно произведение одного из французских авторов по выбору:

Эрве Базен. Семья Резо (любой роман).

Анатомия развода.

Франсуаза Саган. Любите ли вы Брамса?

Немного солнца в холодной воде.

Жан Леклезио. Пустыня.

Робер Мерль. Мадрапур (ИЛ. 1993, №6)

Муакс. Праздники любви. (ИЛ, 1997, № 7)

Дидье фон Ковелер. Запредельная жизнь. (ИЛ, 2000, № 2)

Одно произведение одного из авторов: Лема (Польша), Вежинова (Болгария) или Кундеры (Чехия)

Станислав Лем. Солярис.

Павел Вежинов. Барьер.

Милан Кундера. Невыносимая легкость бытия (ИЛ, 1992, № 5-6). Бессмертие (ИЛ, 1994, № 10).

Габриэль Гарсиа Маркес. Сто лет одиночества. Кобо Абэ. Женщина в песках.

Драматургия.

Гергарт Гауптман. Перед заходом солнца.

Бертольт Брехт. Жизнь Галилея.

Одна из драм одного из авторов по выбору (Сартра или Ануя): Жан-Поль Сартр. Мухи. Альтонские затворники.

Жан Ануй. Эвридика.Антигона.Жаворонок.

 

СПИСОК

Часть вторая.

(Прочитать одну объемную или 2-3 небольшие по объему работы)

Джон Апдайк. Будущее романа. // Писатели США о литературе.– М., 1982.–Т.2.

Эрве Базен. Письмо к молодому писателю. //Писатели Франции о литературе. – М., 1978.

Фредерик Бегбедер. Последняя инвентаризация перед продажей.//ИЛ, 2002, №5.

Генрих Белль. Франкфуртские чтения. //Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991.

Бертольт Брехт. Об экспериментальном театре. //Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века - М., 1986.

Хуан Гойтисоло. «...Я никогда не заигрывал ни с какой властью». //ИЛ, 1996, №12.

Герман Гессе. Библиотека всемирной литературы. Друзья, не надо этих звуков. //Г. Гессе. Письма по кругу. - М., 1987.

Гюнтер Грасс. Мое столетие (фрагменты из книги). //ИЛ, 2000, №1)

Речь при получении Нобелевской премии.//ИЛ, 2000, №5

Документальная проза (Унамуно, Во, Милош и др.) // ИЛ, 1999, №2)

Андре Жид. Возвращение из СССР. //Андре Жид. Возвращение из СССР. Лион Фейхтвангер. Москва 1937. - М., 1990.

Эжен Ионеско. О театре. //Э. Ионеско Противоядия. - М., 1992.

Артур Кестлер. Анатомия снобизма. //ИЛ, 2001, №4

Альбер Камю. Миф о Сизифе. //Сумерки богов. - Любое издание.

Бунтующий человек. //ИЛ, 1990, № 5-6 – фрагменты;

//А. Камю. Бунтующий человек. - М., 1990.

Из «Записных книжек» //А. Камю. Творчество и свобода. - М., 1990. //ИЛ, 1992, №2.

Хулио Кортасар. Эдгар По. //ИЛ, 1999, №3.

Милан Кундера. Когда Панург перестанет быть смешным. //ИЛ, 1994, №7.

Генрих Манн. Построение духовного мира.

Литературно-критические статьи (по выбору).

//Г. Манн. В защиту культуры. - М., 1986.

Томас Манн. Германия и немцы. Искусство романа.История «Доктора Фаустуса»

//Т. Манн Собр. соч. – В 10-ти томах. - М., 1961. - Т. 9, 10

Габриэль Гарсиа Маркес. Поэзия реальности и трезвость фантазии. //»С моей точки зрения...» Советские и зарубежные писатели: диалоги, интервью, размышления. - М., 1986.

Норман Мейлер. Портрет Пикассо в юности. //ИЛ, 1997, №3-4, 1998, №8

Франсуа Мориак. Романист и его персонажи. //Писатели Франции о литературе. - М., 1978.

Тони Моррисон. Нобелевская лекция. //ИЛ, 1994, №7.

Андре Моруа. Литературные портреты. //А. Моруа. Литературные портреты. – Любое издание. //А. Моруа. От Монтеня до Арагона. - М., 1983.

В поисках Марселя Пруста. – СПб., 2000

Художественные биографии (книги о Бальзаке, Гюго, Жорж Санд, Дюма и др.). – Любое издание.

О биографии как художественном произведении.

//Писатели Франции о литературе. – М., 1978.

Милорд Павич. Статьи. // ИЛ, 1998, №6

Ян Парандовский. Алхимия слова. – Любое издание

Ален Роб-Грийе. О несколько устаревших понятиях. //Называть

вещи своими именами. Программные выступления

мастеров западноевропейской литературы ХХ века -

М., 1986.

Ромен Роллан. Народный театр (фрагменты). //Зарубежная литература ХХ века. 1871-1917- Хрестоматия. /Под ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева. - М., 1981.

О роли писателя в современном обществе. //Писатели Франции о литературе. - М., 1978.

Московский дневник //ВЛ, 1989, № 3-5).

Жозе Сарамаго. Речь при получении Нобелевской премии. //ИЛ,1999, №4.

Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм – это гуманизм. //Сумерки богов. - Любое издание.

Объяснение «Постороннего» //Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века - М., 1986.

Антуан Сент-Экзюпери. Планета людей. – Любое издание

Гао Синцзянь. Нобелевская лекция. //ИЛ, 2001, №5.

Оливье Тодд. Альбер Камю. //ИЛ, 2000, №4

Писатели мира о русской прозе советских лет. //ИЛ, 1994, №7.

Стефан Цвейг. Литературные портреты. – Любое издание

Художественные биографии. – Любое издание

Джон Фаулз. Аристос – любое изд.

Дневники: Фрагменты книги. //ИЛ, 2006, №4

Лион Фейхтвангер. Москва 1937. //Андре Жид. Возвращение из СССР. Лион Фейхтвангер. Москва 1937. - М., 1990.

Хуан Хименес. Записки в изгнании. //ИЛ, 1993, №5.

Умберто Эко. Заметки к роману «Имя розы»//ИЛ, 1988, №10. Средние века уже начались. //ИЛ, 1994, №4.

Томас Стернз Элиот. Назначение поэзии. – Киев-М., 2006

 

Части первая и вторая.

ПОЭЗИЯ.

Пауль Целан. (Австрия)

Роберт Грейвз. (Англия)

Дилан Томас. (Англия)

Рабиндранат Тагор. (Индия)

Уильям Батлер Йейтс (Ирландия)

Рафаэль Альберти. (Испания)

Рамон дель Валье-Инклан. (Испания)

Хуан Хименес. (Испания)

Умберто Саба. (Италия)

Джузеппе Унгаретти. (Италия)

Нурдаль Григ. (Норвегия)

Чеслав Милош (Польша)

Вислава Шимборская. (Польша)

Назым Хикмет. (Турция)

Поль Клодель. (Франция)

Поль Валери (Франция)

Жак Превер. (Франция)

Гильвик. (Франция)

Герман Гессе. (Швейцария)

ПРОЗА.

Великобритания

Акройд. Дом доктора Ди. (ИЛ, 1995, №10).

Процесс Элизабет Кри. (ИЛ, 1997, №5).

Завещание Оскара Уайльда. (ИЛ, 1993, №11)

Лондонские сочинители. (ИЛ, 2007, №7)

Байетт. Рассказы. (ИЛ, 1992, №7; 2001, №2).

Барнс. История мира в 10 ½ главах. (ИЛ, 1994, №1)

Бейнбридж. Согласно Куини. (ИЛ, 2004, №12)

Берджесс. Заводной апельсин.

Железо, ржавое железо. (ИЛ, 2004, 1-3)

Вудхаус. Рассказы. (ИЛ, 1992, №7)

Вулф. Миссис Дэллоуэй. (ИЛ, 1994, №4).

Волны (ИЛ, 2001, №10). Между актов. (ИЛ, 2004, №6).

Голдинг. Шпиль.

Голсуорси. Современная комедия.

Грэй. Бедные-несчастные. (ИЛ, 1995, №12)

Джойс. Портрет художника в юности.

Карре. Русский дом. (ИЛ, 1990, №5-7)

Коу. Пока не выпал дождь.

Макъюэн. Искупление.

Олдридж. Дипломат.

Сын земли чужой.

Рид. Женатый мужчина. (ИЛ, 1986, № 10-11)

Свифт, Гр. Водоземье. Последние распоряжения. (ИЛ, 1998, №1).

Свет дня. (ИЛ, 2004, №8)

Спарк. Джин Броди в расцвете лет.

Рассказы.

Пир. (2005, №12).

Таунсенд. Мы с королевой. (ИЛ, 1994, №7)

Толкиен. Повелитель колец.

Тревор. Рассказы. (ИЛ, 2000, №2; ИЛ, 2004, №6)

Шарп. Дальний умысел. (ИЛ, 1987, №9-10)

 

*№7 «ИЛ» 1992 посвящен литературе Великобритании. В нем имеется краткая библиография опубликованных в журнале произведений английских авторов.

Франция

Ажар (Роман Кацев). Голубчик (ИЛ, 1995, №7)

Андре. Дитя-зеркало. (ИЛ, 1981, №6)

Бегбедер. Романтический эгоист. (См. также ИЛ, 2006, №2)

Windows on the world. (ИЛ, 2004, №9)

Беккет. Мечты о женщинах, красивых и так себе. (См. также ИЛ, 2005, №10)

Биши. Пес Одиссея. (ИЛ, 2006, №4)

Виан. Пена дней.

Гари (Роман Кацев). Воздушные змеи (ИЛ, 1994, №1-2).

Белая собака (ИЛ, 1998, №6).

Обещание на рассвете. (ИЛ, 1993, №2)

Гибер. Другу, который не спас мне жизнь. (ИЛ, 1991, № 8-9)

Депант. Teen spirit. (ИЛ, 2005, №4)

Дю Гар. Семья Тибо.

Дюрас. Любовник. (ИЛ, 1990, №6)

Жакоте. Из разных книг. (ИЛ, 2005, №12)

Жид. Имморалист.

Камю. Чума.

Каррер. Усы. (ИЛ, 1999, № 4)

Ковелер. Путь в один конец. (ИЛ, 1996, №?7).

Воспитание феи.

Кюртис. Молодожены. (Сборник «Три французские повести»)

Мерль. За стеклом.

Модиано. Смягчение приговора. (ИЛ, 1988, № 12).

Незнакомки. (ИЛ, 2001, № 7)

Маленькое чудо. (ИЛ, 2003, №7)

Монтеле. Профессия-призрак (ИЛ, 2001, №2)

Моруа. Рассказы.

Паж. Как я стал идиотом. (ИЛ, 2005, №7)

Пруст. В поисках утраченного времени.

Равлек. Ностальгия по черной магии. (ИЛ, 2003, №10)

Рио. Архипелаг. (ИЛ, 1996, № 7)

Саррот. Детство. (ИЛ, 1986, № 12)

Сартр. Тошнота.

Сименон. Романы.

Стиль. Милый доктор. (ИЛ, 1984, №6)

Триоле. Рассказы.

Труайя. Семья Эглетьер.

Анна Предайль. (ИЛ. 1987, № 10).

Шмитт. Гость. (ИЛ, 2004, №6)

Уэльбек. Элементарные частицы. (ИЛ, 2000, №10)

Возможность острова. Фрагменты. (ИЛ, 2006, №2)

Эриа. Семья Буссардель.

 

Бельгия

Боон. Менуэт. (ИЛ, 2003, №10). (Пер. с фламандского).

Нотомб. Антихрист. (ИЛ, 2004, №10)

Любовный саботаж. (ИЛ, 2006, №3). (Пер. с фр.)

 

Италия.

Моравиа. Чочара.

Баррико. Море-океан. (ИЛ, 1998, №1).

Шелк. (ИЛ, 1999, №6)

Кальвино. Если однажды зимней ночью путник. (ИЛ, 1994 №4)

Каприоло. Сон о ягненке. (ИЛ, 2006, №1)

Малерба. Итака навсегда. (ИЛ, 1998 №3)

Гранада-клуб. (ИЛ, 2003, №8)

Рассказы. (ИЛ, 2004, №1)

Новый итальянский рассказ. (ИЛ, 1997, №12)

Эко. Имя розы (ИЛ, 1988, №8-10).

Маятник Фуко (ИЛ, 1995, № 7-9).

Остров Накануне (ИЛ, 1999, №2-3)

Испания.

Бальестер. Дон Хуан. (ИЛ, 1999, №1-2)

Вила-Мантас. Такая вот странная жизнь. (ИЛ, 2004, №12)

Гойтисоло. Прибой. Печаль в раю.

Повести испанских писателей. //Современная испанская повесть. - М., 1984.

Ривас. Карандаш плотника. (ИЛ, 2003, №11)

Села. Семья Паскуаля Дуарте.

 

Скандинавские страны.

Бергман. (Швеция). Благие намерения. (ИЛ, 1994, №5)

Нексе. (Дания). Дитте-дитя человеческое.

Хансен. (Норвегия). Псалом в конце пути. (ИЛ, 1998, №7-8)

Эдельфельдт. (Швеция). Прогулка. (ИЛ, 2001, № 5)

Энквист. (Швеция). Пятая зима магнетизера. (ИЛ, 2000, №11).

Низверженный ангел. (ИЛ, 2001, №4)

*№11 ИЛ 2005 посвящен литературе Норвегии

 

Чехия. Словакия.

Вивег. Лучшие годы – псу под хвост. (ИЛ, 1997, №4).

Летописцы отцовской любви (ИЛ, 2000, №6).

Игра на вылет. (ИЛ, 2007, №1)

Гашек. Похождения бравого солдата Швейка.

Грабал Рассказы. (ИЛ, 2001, №4)

Митана. Конец игры. (ИЛ, 1987, №5-6)

Повести словацких писателей. //Современная словацкая повесть. - М., 1989.

Чапек. Война с саламандрами.

 

Польша.

Ивашкевич. Рассказы. // Польская новелла XIX –ХХ вв. - М., 1988

Масловская. Польско-русская война под бело-красным флагом. (ИЛ, 2005, №2)

Парандовский. Рассказы.//Там же.

Хвин. Ханеман. (ИЛ, 1997, №12)

Хюлле. Вайзер Давидек. (ИЛ, 2000, №5)

Щиперский. Начало, или прекрасная пани Зайденманн. (ИЛ, 1992, №2)

*В №8 «ИЛ» 2000 раздел «Литературный гид» посвящен польской литературе.

* №8 ИЛ 2006 посвящен польской литературе.

 

Югославия. Сербия. Хорватия.

Павич. Хазарский словарь. Рассказы.

Рассказы.

Кровать для троих. Краткая история человечества. (ИЛ, 2003, №3)

Повести югославских писателей. //Современная югославская повесть. - М., 1980

Рассказы хорватских писателей. (ИЛ, 2000, №5)

 

Болгария.

Гуляшки. Чудак. (ИЛ, 1987, №9)

 

Венгрия.

Из современной венгерской прозы. (ИЛ, 1997, №8)

Португалия.

Сарамаго. Евангелие от Иисуса. (ИЛ, 1998, №5).

Каменный плот. (ИЛ, 1999, №9-10).

 

США, Канада

Апдайк. Рассказы. (ИЛ, 2003, №8, 2005, №1)

Андерсон. Новеллы.

Бакли. Флоренс Аравийская. (ИЛ, 2006, №5)

Барт. Конец пути. (ИЛ, 1999, №5)

Беллоу. Герцог.

Бойл. Восток есть Восток. (ИЛ, 1994, №8)

Видал. Бэрр

Воннегут. Бойня №5.

Гарднер. Осенний свет.

Деллило Дон. Мао II. (ИЛ, 2003, №11-12). Падающий (ИЛ, 2010, №4)

Джонс. Только позови. (ИЛ, 1982, №7-9)

Доктороу. Рэгтайм.

Каннингем. Дом на краю света. (ИЛ, 1997, №8-9).

Часы. (ИЛ, 2000, №9)

Кеннеди. Железный бурьян. (ИЛ, 1996, №4)

Косинский. Садовник. (ИЛ, 1997, №10)

Коупленд. Поколение Икс. (ИЛ, 1998, №3)

Краусс. История любви. (ИЛ, 2006, №3)

Мейлер. Крутые парни не танцуют. (ИЛ, 2001, №3-4)

Моррисон. Возлюбленная. (ИЛ, 1994, №12)

Любовь. (ИЛ, 2005, №9)

Остер. Стеклянный город. (ИЛ, 1997, №6)

Тайлер. Обед в ресторане «Тоска по дому». (ИЛ, 1980, № 8-11)

Уайлдер. Мартовские иды.

Уоррен. Вся королевская рать.

Фицджеральд. Великий Гэтсби.

Ночь нежна.

Хеллер. Вообрази картину. (ИЛ, 1998, №2)

Шкворецкий. Два убийства в моей двойной жизни. (ИЛ, 2005, №3)

Шоу И. Богач, бедняк. Вечер в Византии.

Этвуд. Та самая Грейс. (Фрагменты). (ИЛ, 1999, №4)

 

*№10 «ИЛ» 1992, посвящен литературе США. В нем имеется краткая библиография опубликованных в журнале произведений американских авторов.

Латинская Америка.

Амаду. (Бразилия). Лавка чудес.

Возвращение блудной дочери.

Исчезновение святой. (ИЛ, 1990, №7-10)

Борхес. (Аргентина). Рассказы.

*В №9 «ИЛ» 1999 раздел «Литературный гид» посвящен Борхесу.

Карпентьер. (Куба). Арфа и тень. (ИЛ, 1984, №11) Царство земное.

Кортасар. (Аргентина). Выигрыши.

Игра в классики.

*В №6 «ИЛ» 2001 раздел «Литературный гид» посвящен Кортасару.

Коэльо. (Бразилия). Алхимик.

Пятая гора.

Маркес (Колумбия). Осень патриарха.

Сильва. (Венесуэла). Когда хочется плакать, не плачу.

И стал тот камень Христом. (ИЛ, 1989, №3)

 

Япония.

Рюноске Акутагава. Новеллы.

Ясунари Кавабата. Тысячекрылый журавль.

Стон горы.

Харуки Мураками. Охота на овец.

К югу от границы, на запад от солнца.

Кэндзабуро Оэ. Объяли меня воды души моей.

Из романа «Камнем, камнем сквозь пустоту». (ИЛ, 2005, №10)

Повести японских писателей. //Современная японская повесть. - М., 1980.

Рассказы современных японских писателей. (ИЛ, 1993, №5; ИЛ, 2001, №2).

ДРАМАТУРГИЯ.

Беккет. В ожидании Годо.

Дюрренматт. Визит старой дамы.

Физики.

Ионеско. Носороги.

Миллер А. Цена.

Мисима. Ее величество Аои. (Из цикла «Современные пьесы для театра Но»).

(ИЛ, 2004, №2)

Мрожек. Эмигранты.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Литература США и Канады.

Анастасьев Н. Творчество Эрнеста Хемингуэя. Книга для учащихся. - М., 1981.

Анастасьев Н. Фолкнер. Очерк творчества. - М., 1976.

Анастасьев Н. Владелец Йокнапатофы. - М., 1991.

Батурин С. Джон Стейнбек и традиции американской литературы. - М., 1984.

Венедиктова Т.Д. Обретение голоса. Американская национальная поэтическая традиция. - М., 1994.

Горбунов А. Романы Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. - М., 1974.

Грибанов Б. Фолкнер. – М., 1976.

Грибанов Б. Хемингуэй: герой и его время. - М., 1980.

Денисова Т. Экзистенциализм и современный американский роман. - Киев, 1983.

Засурский Я. Н. Теодор Драйзер. – М., 1977.

Засурский Я.Н. Американская литература XX века. - М., 1984.

Зверев А. Американский роман 20-30-х годов. – М., 1982.

Зверев А. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта ХХ века. – М., 1989.

Злобин Г. По ту сторону мечты: Страницы американской литературы XX века. - М., 1985.

Иткина Н.Л. Эстетические проблемы американской литературы XIX-XX веков. – М., 2002

Кашкин И. Эрнест Хемингуэй. – М., 1966.

Коренева М. Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы. - М., 1990.

Лидский Ю. Скотт Фицджеральд. - Киев, 1982.

Лидский Ю. Творчество Хемингуэя. - Киев, 1973.

Литература США XX века. - М., 1978.

Литература США в 70-е годы XX века. - М., 1983.

Литературная история Соединенных Штатов Америки. –Т.3. - М., 1978

Михайлов В.Д. «Старику снились сны...»: штрихи к портрету писателя и спортсмена Э. Хемингуэя. – М., 2006

Мулярчик А. Послевоенные американские романисты. - М., 1980.

Мулярчик А. Современный реалистический роман США. - М., 1988.

Мулярчик А. Творчество Джона Стейнбека. - М., 1963.

Николюкин А. Человек выстоит: Реализм Фолкнера. - М., 1988.

Основные тенденции современной литературы США. - М., 1973.

Паскуаль А. Эрнест Хемингуэй. – М., 2006

Хемингуэй Л. Эрнест Хемингуэй – обреченный победитель. – Пер. с англ. – М., 2003

Петрушкин А. В поисках идеала и героя: Творчество Э.Хемингуэя в 20-е-30-е годы. - Саратов, 1986.

Проблемы новейшей литературы США. – М., 1973.

Ромм А.С. Американская драматургия первой половины ХХ века. – М., 1978.

Толмачев В.М. От романтизма к романтизму. Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. - М., 1997.

Фёдоров А. Джон Стейнбек. – М., 1965.

Финкельстайн С. Экзистенциализм и проблема отчуждения а американской литературе. - М., 1967.

Финкельштейн И. Хемингуэй - романист. - Горький, 1977.

Овчаренко Н. Канадская литература XX века. - Киев, 1991.

 

Латинская Америка.

 

Ариас Х. Пауло Коэльо: Исповедь паломника. – М.-София, 2003

Земсков В. Габриэль Гарсиа Маркес. - М., 1986.

История литератур Латинской Америки. /Редкол. Балашов Н.И. и др. – В 2-х ч. – М., 2004

История литератур Латинской Америки: Очерки творчества писателей ХХ века. /Отв. ред. Земсков В.Б., Кофман А.Ф. – М., 2005

Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. - М., 1983.

Мамонтов С. Испаноязычная литература Латинской Америки. - М., 1976.

Папоров Ю. Габриэль Гарсиа Маркес. – СПб., 2003

Современные прозаики Латинской Америки. - М., 1972.

Тейтельбойм В. Два Борхеса: Жизнь, сновидения, загадки. – СПб., 2003

Художественное своеобразие литератур Латинской Америки. - М., 1976.

Япония

Герасимова М. Бытие красоты. Традиции и современность в творчестве Ясунари Кавабата. - М., 1990.

Григорьева Т. Японская литература ХХ века. - М., 1983.

Григорьева Т. Путь японской культуры. //ИЛ, 2002, №8.

Культура и литература современной Японии: Литературный гид. //ИЛ, 1993, №5.

Рехо К. Современный японский роман. - М., 1977.

Федоренко Н. Ясунари Кавабата. - М., 1973.

 

Уважаемые студенты!

Обратите внимание на предлагаемую вам схему анализа художественного текста (прозаического). Читая то или иное произведение, работая с читательским дневником, не забывайте о тех важных моментах, которые здесь обозначены как ключевые. Совсем не обязательно следовать данной последовательности явлений. Не во всех случаях вам необходимо охватить все аспекты анализа. Конечно, конкретный текст никогда не укладывается в рамки сухой схемы, но, надеемся, эти положения станут для вас своего рода ориентиром, который поможет вам лучше разобраться в содержании прочитанного. Хорошо, если вы добавите к ним свои собственные идеи.

Не забывайте обращаться к литературоведческим словарям и справочным пособиям для выяснения того, что означает тот или иной термин, если вы не очень уверены в своих знаниях.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Часть первая.

Практическое занятие № 1.

Практическое занятие №2.

Олдингтона и Ремарка

(«Смерть героя», «На западном фронте без перемен»).*

*К практическому занятию вам необходимо прочитать одно произведение по выбору – роман Олдингтона или роман Ремарка.

1. Вспомните, каково происхождение термина «потерянное поколение» и что он означает.

2. Прокомментируйте название каждого из романов.

3. Каковы особенности композиции рассматриваемого произведения?

4. Что вы можете сказать о характере повествования, о типе рассказчика, о степени охвата событий, о времени действия в прочитанном вами романе?

5. В какой степени писателя интересуют:

а) внутренний мир героя;

б) семейные отношения действующих лиц;

в) возраст, профессия героя, его прошлое, его социальное положение;

г) исторические события, эпоха, общественные устои;

д) взаимоотношения героя с окружающими его людьми?

6. Какое место занимает в произведении личная жизнь героев (любовь, дружба)?

7. Что собой представляют Джордж Уинтерборн и Пауль Боймер как личности?

8. Какое отражение получает в этих романах война?

9. Как представлен в произведениях процесс отчуждения героя от нормального образа жизни?

10. Как каждый из писателей понимает причины, обусловившие рождение «потерянного поколения»?

11. Прокомментируйте и сравните финалы произведений.

12. Актуальны ли сегодня проблемы «потерянного поколения»?

13. Какой из прочитанных романов произвел на вас большее впечатление и почему?**

** Вопрос к студентам, прочитавшим оба романа

 

 

Практическое занятие №3.

Практическое занятие №4.

Парадоксы Бернарда Шоу.

(«Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца»)

1. Что такое парадокс? В чем именно может проявить себя парадоксальный способ мышления? Приведите примеры парадоксальных высказываний, ситуаций, образов, сюжетов.

2. Что такое – «драма-дискуссия»?

 

3. Что парадоксального в комедии «Пигмалион»? Обратите внимание на следующие моменты:

а) на соотношение пьесы Шоу с древнегреческим мифом;

б) на центральную сюжетную ситуацию;

в) на образы цветочницы Элизы и ее отца - мусорщика, с одной стороны, и представителей светского общества (в частности, на семейство Эйнсфорд Хилл), с другой;

г) на высказывания Хиггинса и Пикеринга о буржуа и аристократии;

д) на образ Хиггинса;

е) на роль полковника Пикеринга в пьесе;

ж) на финальные сцены и Послесловие.

4. Удался ли, на ваш взгляд, эксперимент Хиггинса?

5. Что думал драматург о роли правильной речи в жизни человека и в его деловой карьере?

 

6. Что парадоксально в пьесе «Дом, где разбиваются сердца»?

а) Прокомментируйте подзаголовок пьесы. Чем отличается она в художественном плане от комедии «Пигмалион» (обратите внимание на символический смысл происходящего)?

б) Почему, как вы думаете, действие прои



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.180.175 (0.447 с.)