Эстетическая концепция Л. Пиранделло 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетическая концепция Л. Пиранделло



Л. Пиранделло дебютировал в тот период, когда в итальянской литературе развивалось две тенденции – веристская и так называемая «декаденская» (имеются в виду символизм, неоромантизм, футуризм, т.е. нереалистические направления. По сути, термин «декадентский» не является в данном случае адекватным). Веризм – направление, близкое к натурализму (от ит. «vero», соотносящегося с русскими «истинный, правдивый»). Виднейшие его представители – Л. Капуана и Дж. Верга. Веристы устанавливали тесную связь человека со средой, уделяли особое внимание физиологии. Для итальянской литературы это было явление важное, ибо веризм компенсировал неразвитость реалистических тенденций в ней.

Символисты и неоромантики уводили современника в сферу идеала, прочь от действительности. Наиболее ярким представителем итальянского символизма был д'Аннунцио. На характерное для любого рубежа веков кризисное состояние духа накладывалось сугубо национальная атмосфера смятения. Отсутствие экономической и политической стабильности, резкие противоречия между устоявшимся патриархальным укладом (особенно в таких регионах, как Сицилия) и неизбежностью буржуазного развития создавали особые проблемы в этой стране. Итальянский кризис имел особый характер, нашедший адекватное выражение в фашизме. В литературе «душевный хаос» воплотился в культуре силы и разрушения (д'Аннунцио, футуристы). То, что в литературе являло собой крайнее выражение бунта против традиций, в политике обернулось тоталитарным режимом.

Пиранделло с самого начала примкнул к веризму, заявив о своем неприятии всяких мистических тенденций (символизм д'Аннунцио был ему чужд). Войдя в круг веристов, Пиранделло не стал их подражателем. С самого начала он не был ничьим явным последователем. Он создавал свой художественный мир. Его философская концепция не являла собой нечто в высшей степени оригинальное – она выглядела несколько эклектичной, но в то же время и не была апологией какой–либо одной философской системы. Ближе всего Пиранделло подошел к А. Бергсону, но, очевидно, не под прямым влиянием его взглядов.

Уже в раннем своем эссе 1893 г. «Искусство и сознание сегодня» Пиранделло отрицает всяческие абсолюты и заявляет о себе как о релятивисте. Он размежевывается с веристами, для которых огромное значение имела среда, отдельные факты действительности, детерминирующие судьбу человека. Мир, по мысли Пиранделло, необъясним, иррационален. Среда – это бесконечное множество случайностей. Бессознательный элемент играет в жизни человека более важную роль, чем сознание и логическое мышление. Искусство для Пиранделло – это «свободное движение жизни». Задача деятелей искусства – запечатлеть тысячи противоречивых голосов современного сознания, но не пытаться объяснить мир или, что еще хуже, заниматься пропагандой идей. Творчество по своей природе субъективно и спонтанно. Пиранделло, в частности, критиковал Ибсена за то, что он сам считал «пропагандой»: конкретно – за пьесу «Столпы общества»).

Центральной теоретической работой Пиранделло стало эссе «Юморизм» (1908). Здесь он изложил свою эстетическую программу, уточнил философскую концепцию. «Юморизм» – достаточно объемный опус, в первой части которого писатель обращается к истории понятия «юмор» в контексте европейской и, в частности, итальянской культуры. Вторая часть посвящена собственно авторскому представлению о роли юмора, вернее, «юморизма», в писательском творчестве.

Пиранделло вновь настаивает на том, что произведение искусства создается «живым движением внутренней жизни», которое организует идеи и образы в гармоничную форму. Правда, здесь он говорит об определенной роли рефлексии, «координирующей отдельные элементы творческого процесса». Но рефлексия, по мнению Пиранделло, в художественном сознании есть лишь определенная форма чувствования. Юморизм – это восприятие противоположного. Основа юморизма – чувство контраста, которое направлено не на поиск истины (ибо объективной истины не существует), а на исследование противоречивой природы человека и бытия.

Писатель уверен, что мы видим себя не такими, какие мы есть на самом деле. Примечательно, что название одной из ключевых драм Пиранделло – «Это так. (Если вам так кажется)». Основные тезисы автора эссе сводятся к следующим идеям. Мы живем иллюзиями. Наше знание о мире и о себе не имеет объективной ценности. В каждодневной жизни люди скрывают свои истинные намерения. Общество в целом строится на обмане. Симуляция силы, порядочности, чистоты, сострадания – это лишь формы социальной адаптации. Мы неосознанно поддаемся давлению чужих идей, суждений и не замечаем этого. Мы принимаем общественные догмы, нормы, избегая самоанализа, удовлетворяясь тщеславным стремлением казаться не тем, чем мы являемся.

Кроме того, настоящее наше «я» – лишь фрагмент нашей личности. Индивидуальная душа не есть нечто стабильное и цельное. Жизнь – постоянное пробуждение и забвение чувств и идей, вечное столкновение противоположностей. Жизнь – бесконечный поток, который мы стремимся зафиксировать в определенных формах. Мы существуем в этих неподвижных формах, в устоявшихся позициях, с привычными догмами. Но жизненный поток внутри нас живет, он может разрушить эти мертвые формы существования. В какие–то минуты мы прозреваем, открывая иную реальность, и тогда повседневная действительность начинает казаться нам бессмысленной. Пиранделло определяет застывшие зафиксированные формы нашего бытия словом «маска».

Каково же место юморизма в этой концепции человеческого существования?

Юморизм – та сила, которая разрушает иллюзии через вскрытие противоположного и стимулирует человека к прозрению, дает ему возможность понять, что он мал, и тем самым возвеличивает его. Юморизм – это «обнажение масок», открывающее не истину, а путь к ней, путь непростой, мучительный, но благотворный. Как мы видим, само понятие «юмор» обретает у Пиранделло нетрадиционный характер. Специфика юмора в том, что он не только открывает глубокое различие между иллюзией и реальностью, но и не уничтожает человека презрением, он сострадателен. Не насмешка или издевка над человеческими заблуждениями, а сочувствие и сострадание по отношению к людям – вот подлинное содержание юморизма.

Луиджи Пиранделло, казалось бы, перекликается с Ибсеном и Шоу в стремлении освободить соотечественников от ложных догм, от общепринятых фикций, от «привидений» (вспомним слова Норы о маскарадном костюме в «Кукольном доме», а также процесс разоблачения «приличных» персонажей пьес Шоу). Но итальянского автора отличает глубинное убеждение в невозможности обнаружить окончательную истину, т.е. полностью «обнажиться», а также явный иррационализм. Для Пиранделло «маска» – явление более подвижное, чем для других авторов, употребляющих это понятие даже в ХХ веке (о маске комедии dell arte вообще говорить не приходится!). С «обнаженной маской» Пиранделло связывает процесс постижения того, что наше существование неистинно, но вместе с тем и того, что подлинная истина нам недоступна. Снимаются одни противоречия, но появляются другие – маска и уничтожается и остается.

В определении жизни как вечного потока, в котором ничто не повторяется, в восприятии человеческой личности как множественного «я», в агностицизме Пиранделло смыкался с Прустом, Джойсом и другими модернистами, а в чем-то и предвосхищал их. Однако, забегая вперед, замечу, что к адекватному выражению своей философской концепции в творческих исканиях, т.е. к «потоку сознания» как к художественному приему, Пиранделло не пришел. Он найдет другие способы выражения своей мысли, которые порой будут не вполне соответствовать смыслу его произведений (это, в первую очередь касается его прозы). Во многих произведениях итальянца возникнет некоторое противоречие между новаторской их проблематикой и не совсем оторвавшейся от традиции формой, т.е. произойдет нечто похожее на процесс «обнажения маски» – форма будет стремиться к содержанию, но не всегда входить с ним в абсолютно гармоничные отношения.

В нелюбви Пиранделло к иллюзиям выразило себя, пожалуй, и болезненное разочарование художника во всякого рода абсолютах, в идеализме, в романтизме, столь характерных для итальянской культуры (начиная с Данте и Петрарки и кончая кризисным мироощущением символистов конца ХIХ–начала ХХ веков). Впрочем, и символистов уже не мог спасти от депрессивного состояния чудесный сон мечты. Это весьма точно выразил в своих стихах современник Пиранделло д'Аннунцио: «Чтобы утешиться в минуту скорби, тебя я создал из чистейшей сути, нетленный призрак, но в душевной смуте ты не утешишь глубочайшей скорби». Пиранделло практически во всех своих произведениях пытался излечить итальянцев от той болезни, о которой не без самоиронии писал в одном из своих стихотворений другой его соотечественник: «Унгаретти бедняга тебе достаточно иллюзии чтобы воспрянуть духом…».

Неудивительно, что творческие эксперименты Луиджи Пиранделло начинались в контексте исканий веризма, стремившегося вернуться к национальной почве. Да и на протяжении почти всего творческого пути писатель в большинстве своих произведений будет обращаться к знакомой обстановке, к типично итальянским семейным ситуациям, что было ему совершенно необходимо как «иллюзия реальности», при вечном ощущении нестабильности жизни.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.228.24 (0.004 с.)