Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Емергенез. Сутність концепції імпресінга.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время существует несколько объяснений этой ситуации. Одно из них связано с явлением, получившим название эмергенез(emergenesis). В ходе близнецовых исследований было замечено, что некоторые признаки ведут себя необычно. Например, если сравнить характеристики ЭЭГ, в частности среднюю частоту α-ритма, то отмечается очень высокая степень корреляции — порядка 0,8-0,9. Это касается всех монозиготных близнецов вне зависимости от того, выросли ли они вместе или воспитывались порознь. В то же время при сравнении ЭЭГ дизиготных близнецов выясняется, что их показатели коррелируют не больше, чем у случайно взятых испытуемых (не родственников). Так же ведут себя некоторые другие черты личности, такие как импульсивность или экстраверсия. Напомним, что обычно признаки, определяемые полигенно, т. е. зависящие от многих генов, коррелируют между родственниками в зависимости от степени их генетической близости. Было выдвинуто предположение о том, что существуют признаки, определяемые особой конфигурацией генов или набором свойств, каждое из которых обусловлено генетически. Это явление было обозначено как эмергенез. Эмергенная, или эмергенетическая, черта — это и есть признак, определяемый данным набором. Любое изменение конфигурации генов приводит к исчезновению этой черты, поэтому у монозиготных близнецов эмергенные признаки проявляются чрезвычайно сходным образом. У родственников эти наборы уже не идентичны, они пусть и немного, но изменены, что нарушает уникальную конфигурацию генов. Таким образом, сходство по проявлению эмергенной черты у родственников обнаруживается не чаще, чем у случайных людей. Это приводит к тому, что свойства, определяемые такой конфигурацией генов, встречаются в семьях пробандов не чаще, чем в популяции. Наличие таких свойств может объяснить, почему подчас дети одних и тех же родителей так сильно отличаются друг от друга. Брамвелл проверил исследование Гальтона (1869) о наследовании гениальности и пришел к выводу, что из всех профессий, описанных этим ученым, только у судей имеется тенденция к повышенной частоте встречаемости в отдельных семьях. По специально разработанной шкале {Creative personality scale) провели исследование творческих способностей личности, в ходе которого были обследованы более 1700 индивидов. Выяснилось, что для монозиготных близнецов, выросших отдельно, характерны умеренно высокие значения корреляции творческих способностей (0,54). В то же время корреляция для дизиготных близнецов, выросших порознь, оказалась практически нулевой (Waller et al., 1993). Это обстоятельство указывает на то, что способность к творчеству может являться эмергенной чертой. Второе возможное объяснение этих различий кроется в особенностях индивидуальных средовых влияний.До сих пор обнаружение и идентификация событий, составляющих индивидуальную среду, остается сравнительно слабо разработанной областью. Всю сложность этой задачи хорошо иллюстрирует концепция импрессинга(Эфроимсон, 1991). Под импрессингом понимают некие события в детском либо подростковом возрасте, которые производят глубокое впечатление и на всю жизнь могут определить мотивы деятельности человека, его интересы и шкалу ценностей. Здесь есть аналогия с известным типом обучения — импринтингом. Что характерно для импринтинга? Во-первых, наличие критического периода, во время которого происходит «запечатлевание» некого сложного сенсорного образа. Во-вторых, это событие в дальнейшем вызывает определенный тип поведения, на проявление которого уже практически невозможно повлиять. Утенок, вылупившийся из яйца, в течение нескольких часов запоминает образ матери или того объекта, который он увидел первым. В дальнейшем этот образ вызывает реакцию следования, которую уже нельзя ничем изменить, новый импринтинг попросту невозможен. Тот же самый раздражитель, предъявленный после критического периода, уже не оказывает никакого значимого действия. Примерно таким же образом обстоит дело с импрессингом. Здесь тоже постулируется наличие некоего критического состояния, во время которого событие, связанное с воздействием внешней среды, запечатлевается и влияет в дальнейшем на поведение человека. В качестве такого события, произведшего впечатление, может выступить книга, встреча, знакомство и т. п. Точно такое же событие может произойти с другими людьми и не вызвать абсолютно никакого эффекта. Даже с тем же самым человеком, быть может, ничего бы не произошло, если бы это событие произошло в другое время и при других обстоятельствах. Это вносит еще большую неопределенность в понятие индивидуальной среды. Одно и то же событие, воздействующее в разные периоды, может либо вызвать импрессинг, либо вообще никак не повлиять на человека. Пример импрессинга В качестве примера импрессинга приводят биографию А. Эйнштейна. В возрасте 12 лет он прочитал небольшую книжку по евклидовой геометрии на плоскости, которая произвела на него колоссальное впечатление и сыграла определяющую роль в развитии его интересов. Эту книгу читали еше сотни подростков, и ни на кого она не произвела такого действия. Другой пример — это случай из биографии Софьи Ковалевской. Как-то в подростковом возрасте она с семьей выехала летом на дачу, и ей досталась комната без обоев. Стены были оклеены страницами учебника математики. Ее настолько заинтересовали эти необычные стены, что она принялась с огромным интересом их изучать, что дало толчок к развитию страсти к математике. Если попробовать разобраться с условиями, которые делают возможным импрессинг, то, несмотря на всю неопределенность, можно высказать некоторые предположения. По всей видимости, огромную роль играет фактор подкрепления — то, каким образом поощряется активность. Для человека подкреплением может быть внимание окружающих, восхищение, поощрение с их стороны. Так, физик А. Комптон (нобелевский лауреат) вспоминал, что в возрасте 8 лет он показал своей матери тетрадку, представлявшую «научный трактат» о свойствах индийских и африканских слонов. Она его поздравила, причем сделала это так, что это воспоминание осталось у него на всю жизнь. Много лет спустя он говорил, что если бы мать тогда рассмеялась, он утратил бы навсегда интерес к исследовательской работе. В качестве фактора подкрепления может выступать и просто восторг от внезапного понимания того, как решается задача. Может, именно это и произошло в случае Рамануджана. Уже описанные примеры раннего развития речи у детей, вызывавшего восторг, умиление и внимание родителей, также напоминают по своим свойствам импрессинг. Освоение речи тоже протекает по похожим законам, во всяком случае и критический период ее освоения, и автоматические механизмы запечатлевания — все это имеет место. Несмотря на все отличия между человеком и животными, стоит упомянуть, что некоторые аналогии импрессингу мы можем найти и у млекопитающих. Например, у лисенка писк мыши вызывает практически неугасимый ориентировочный рефлекс на всю жизнь после первого же подкрепления (поедания мыши). Нетрудно заметить, что концепция импрессинга переносит основной акцент в проблеме возникновения экстраординарных, гениальных личностей в сферу мотивации. На почве импрессинга формируются всепоглощающие интересы личности, сообщающие всему поведению человека невероятную целеустремленность, которая приводит к формированию экстраординарных способностей и реализуется в конечном счете в выдающихся достижениях. Оценку врожденных особенностей личности, характерных для талантливых или гениальных людей, логичнее всего начать с определения их коэффициента интеллекта. IQ гениев никогда не был ниже 120 баллов (сейчас есть методики, позволяющие оценить IQ по фактам биографии, литературному наследству и пр.). Некоторые проводят эту границу чуть выше — 140 баллов. Начиная со 110-120 баллов уровень интеллекта никак не коррелирует с экстраординарностью личности, дальнейшее повышение не имеет значения. В то же время огромное количество людей с IQ больше чем 120-140 баллов представляют собой вполне обычных людей. Дело, очевидно, в других особенностях личности. Б. Пастернак в одном из своих писем писал, что заурядные личности в отличие от гениальных работают только из-под палки обстоятельств. Очевидно, вопрос в том, что побуждает человека к деятельности, т. е. речь идет о мотивах поведения. Необыкновенное развитие способностей обусловлено непрерывной всепоглощающей активностью в сфере интересов гения. Незаурядные способности формируются в ходе незаурядной деятельности. Как писал Люка, «гений продуктивен непрерывно, потому что творчество является его сущностью». В. П. Эфроимсон указывал: «Что касается индивидуальных дарований, то их разнообразие так велико, они столь независимо наследуются, что в силу генетической рекомбинации почти каждому человеку достается в удел какой-то набор способностей...» и далее: «...решающее значение приобретает наличие или отсутствие стимула для развития и реализации наличного индивидуального набора дарований». Несмотря на всю сложность поиска воздействий среды, влияющих на проявления талантливости, некоторые факторы все-таки удается выявить. Некоторые из них достаточно неожиданны, как, например, родительская депривация,т. е. лишение родительского попечения в детском возрасте вследствие утраты одного или обоих родителей. Вообще-то такого рода событие приводит к очень неблагоприятным последствиям. По статистике, всего около 8% людей переживают в детстве раннюю смерть одного из родителей. Однако если посмотреть, сколько таких людей среди взрослых преступников или пациентов психиатрических лечебниц (особенно страдающих депрессиями), то цифры совсем другие — 32 и 27% соответственно. По данным, полученным в Шотландии, у 40% девочек-сирот отмечается беременность в возрасте до 18 лет, в то время как для девочек, воспитывавшихся в полных семьях, аналогичный показатель составляет всего 6%. Эти данные вполне понятны, однако если подсчитать процент выдающихся личностей, потерявших в раннем детстве родителей, то получаются близкие значения — 28%. По сведениям, приводимым Альбертом, среди нобелевских лауреатов таких людей 22%, среди выдающихся ученых — 41%, среди британских премьер-министров — 45%, а среди американских президентов - 51% (Albert, 1980). Сюда можно добавить Билла Клинтона, мать которого овдовела за 6 месяцев до его рождения. В чем тут дело? По словам известного математика и философа Бертрана Рассела (который осиротел в 3 года), большую часть времени он проводил в одиночестве, что способствовало тому, что он ушел в книги, в природу. Речь идет об одиночестве особого рода, способствующем размышлениям и раннему развитию. Такое одиночество — необходимое условие становления личности. В связи с этим заслуживают внимания данные о психологических характеристиках интеллектуально одаренных школьников старших классов (Csikszentmihalyi et al, 1993). Исследуя их эмоциональные качества, ученые обнаружили, что в отличие от учеников со средними способностями у них наблюдается большая внутренняя мотивация к чтению, мышлению и одиночеству. Еще один фактор — это порядок рождения.Давно замечено, что в семьях существуют определенные отличия между детьми, связанные с порядком их рождения. Так, старшие дети демонстрируют тенденцию к ортодоксальным воззрениям, а их младшие братья и сестры впоследствии становятся приверженцами радикальных взглядов. Психологи связывают это с конфликтами, возникающими между детьми в борьбе за внимание родителей. Что касается выдающихся личностей, то они значительно чаще встречаются среди первенцев. Фрейд объяснял это тем, что человек, который был бесспорным любимцем своей матери, на всю жизнь сохраняет уверенность в успехе, которая часто влечет за собой действительный успех. На эту проблему можно взглянуть и с другой стороны. Дело в том, что первый ребенок в самый критический период своего развития общается только со взрослыми, общение с другими детьми становится возможным только позднее. Вспомним о близнецовом эффекте, приводящем к снижению коэффициента интеллекта из-за того, что близнецы слишком замкнуты друг на друга. Вот уж кто воистину лишен одиночества! Может быть, и в этом случае действуют похожие механизмы? Эфроимсон в попытках выяснить причины возникновения гениальности выделил несколько факторов, вроде бы имеющих к ней отношение, — так называемые 5 стигм гениальности. Эти факторы частично связаны с генетическими причинами, частично со средовыми воздействиями. Одним из таких факторов является заболевание подагрой. Эта болезнь, связанная с нарушениями обмена мочевой кислоты, в основном наблюдается у мужчин. Она может быть вызвана как наследственной предрасположенностью, так и погрешностями диеты (слишком большим употреблением пуринов с некоторыми продуктами). Частота встречаемости подагры — 0,3% (у трех мужчин из 1000). Среди выдающихся людей подагра встречается значительно чаще. Для разных выборок приводятся различные результаты — понятно, что критерии подбора гениев тоже произвольные. В малых выборках иногда указывают цифры заболеваемости от 14 до 75%. Среди 1033 выдающихся деятелей Англии оказалось 55 подагриков (5,3%). В любом случае заболеваемость среди таких людей в десятки раз превышает норму. Подагрой страдали многие знаменитые ученые, философы, политические деятели, полководцы, писатели и художники — например, Дарвин, Галилей, Ньютон, Гарвей, Эразм Роттердамский, Монтень, Бисмарк, Кромвель, Александр Македонский, Цезарь, Тургенев, Бетховен, Рубенс, Микеланджело, Рембрандт и т. д. Если исходить из концепции специфической одаренности, то трудно представить себе механизм, благодаря которому одно и то же воздействие среды (болезнь) могло одинаково благоприятно сказаться на столь различных видах человеческой деятельности. При описании личностей гениев, страдавших подагрой, неизменно указывается на то, что они были очень энергичны, упорны, не знали отдыха и спешки в достижении своих целей. Им были свойственны железная воля, хватка, настойчивость и систематичность. Нетрудно сделать вывод, что и здесь проблема переводится в сферу мотивации, именно эти качества обеспечивают необычную умственную и физическую работоспособность, целеустремленность и приводят к выдающимся результатам. Было высказано предположение, что при этом заболевании избыток мочевой кислоты может оказывать стимулирующее действие на нервную систему. Отмечается, что структура мочевой кислоты близка к некоторым психостимуляторам (например, кофеину). Как бы то ни было, следует отдавать себе отчет, что в случае с подагрой речь идет прежде всего о корреляции, причем большинство гениальных и талантливых людей этим заболеванием не страдали и, наоборот, подавляющее большинство больных подагрой представляют собой обычных людей. Может быть, кому-то данное заболевание и дает некий дополнительный толчок, повышая энергичность достижения цели. Другие наследственные болезни, по Эфроимсону, встречающиеся у знаменитых людей чаще — синдром Марфана и синдром Морриса, — вообще представляют собой редчайшие заболевания, и основывать какие бы то ни было заключения на считанных случаях вряд ли стоит. В числе «стигм гениачьности» Эфроимсоном упоминается и гипоманиакальная депрессия. Эта особенность нервной системы свойственна так называемым циклотимическим личностям. У циклотимиков наблюдаются периодические чередования настроения. В фазе подъема (гипоманиакальной) для них характерны подъем настроения и повышенная активность. Гипоманиакальную фазу сменяют периоды снижения активности и настроения с элементами депрессии. Подчеркнем, что речь идет о поведении, остающемся в пределах нормы. Примеров такого рода личностей достаточно много среди выдающихся людей (Гете, Линней, Гоголь, Пушкин, Диккенс, Лев Толстой). По некоторым оценкам, среди них циклотимики встречаются в десять раз чаще, чем обычно. Если в норме гипоманиакальная депрессия встречается у 4 человек из 1000, то среди гениев — у 4 из 100. Очевидно, в период подъема достигается особая концентрация нервных и физических сил, способствующая достижению беспрецедентных результатов. Но и здесь следует отметить, что по этим же оценкам большинство гениальных людей (96 из 100) не обнаруживают такого типа поведения. Попытки связать гениальность с различными заболеваниями делаются уже очень давно. И пусть даже при этом специально оговаривают, что речь идет лишь о поисках неких генетических маркеров, все равно создается впечатление, что дело не только в этом. Просто гений настолько необычен, настолько «ненормален» с точки зрения обычного человека, что невольно раз за разом выдвигаются версии о какой-либо патологии, лежащей в основе гениальности. Так, совсем недавно Ньютону и Эйнштейну «поставили диагноз» аутизма на том лишь основании, что Эйнштейн, например, тяготился салонными разговорами и совершенно не мог поддерживать светской беседы о всякой чепухе. Благодаря этому он в свое время произвел на многих впечатление нелюдимого и замкнутого человека, не способного общаться, а много лет спустя пара досужих медиков покопались в мемуарах и «обосновали» сенсационный диагноз.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-21; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.013 с.) |