Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные умения и навыки, формируемые при изучении предмета↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение
Предмет «Культурология» относится к блоку гуманитарных дисциплин, наряду с такими предметами как история, философия, языкознание, которые изучаются студентами всех специальностей и форм обучения. Содержание предмета предполагает ознакомление и рассмотрение широкого спектра проблем культуры. К основным из них относятся: определение культуры, ее функции и структурные элементы, проблема соотношения культуры и цивилизации, типологии (классификации) культур, самобытности русской культуры и других проблем культуры. Умение разбираться в вышеперечисленных вопросах особенно важно для образованного человека, активно принимающего участие в социально- политических и экономических переменах сегодняшней жизни, поскольку культура – это все, что нас окружает. Основная цель предмета – расширение представлений студентов о культурном пространстве прошлых эпох и современности. Задача предмета - соединение истории культуры в концептуальном соответствии с ее теорией, с пониманием культуры как второй природы, производящей не только неприродный мир, но и самого человека. Представление разных теоретических положений по одному и тому же вопросу правомерно в данном предмете, так как монополия одной, даже весьма обоснованной и утвердившейся или авторитарной теоретической позиции недопустима (см. позиции толерантности и принципов образовательной политики в области культурологии). Образовательные цели: - удовлетворение образовательных потребностей и создание широких возможностей для расширения культурного кругозора молодых людей, овладения ими достижениями мировой и отечественной культуры. - формирование представлений о сложности, цельности и самобытности отдельных культур – цивилизаций, взаимодействии и взаимовлиянии различных культур. Воспитательные цели: - содействие выбору духовных ценностей, самоопределению личности, создание условий для реализации личностного начала, права студентов на свободу выбора взглядов и убеждений, взаимопонимания и продуктивного общения представителей различных культур. Развивающие цели: - формирование исторического мышления, умение ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур. - развитие способности воображения и реконструирования образа жизни и поведения людей различных эпох, цивилизаций, их морали и нравственности, бытового этикета, моды и иных интересов, потребностей, притязаний. - развитие собственных творческих способностей и свободного самоопределения в современном динамическом мире. Религия. Религия (от лат. religo- связывать, привязывать, заплетать) – это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. По выражению видного немецкого философа XIX в. Г.Гегеля, религия есть наивысшая сфера человеческого сознания, область, в которую человек вступает, как в область абсолютной истины. Главным признаком религии является вера в сврхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Феномен веры объяснить весьма сложно, поскольку она по сути своей иррациональна, т.е. не поддается анализу. Разнообразны пути и способы прихода человека к вере. Она может передаваться по традиции (от прадеда к деду, от отца к сыну). Человек может также прийти к вере уже в зрелом возрасте (принять крещение в 33 года, как Иисус Христос). Некоторые люди на всю жизнь остаются атеистами… Структуру религиозного знания можно представить следующим образом: 1.вероучение (основная идея религии, выраженная в первоисточнике: Библии, Коране, Талмуде, Типитаке и т.д.). 2.куль (способ поклонения богу, выраженного в богослужении, молитве, заповедях, таинствах, обрядах, праздниках, символике). 3. организационная сторона (система институтов духовной власти: патриаршество, папство, семинарии и т.п.).
Религиозные системы можно классифицировать по разным основаниям. Самое очевидное – деление на религии единобожные (монотеизм) и многобожные(политеизм). К первой группе принадлежат только 3 религии: иудаизм (религия еврейского народа), христианство и ислам. Они проповедуют постулат: одна религия – один бог. Эти три религии связаны историей возникновения и общностью некоторых элементов культа. Ветхий Завет христианской священной книги Библии в таком же качестве почитается иудеями. Значительная часть библейских персонажей признается почитателями Аллаха – мусульманами. Ислам и иудаизм запрещают употребление в пищу продуктов, изготовленных из свинины, требуют обрезания для лиц мужского пола. В религиоведении довольно распространено деление религий на национальные (местного значения) и мировые(распространенных по всему миру).К первой группе можно отнести индуизм(Индия), конфуцианство, даосизм(Китай), синтоизм(Япония), Иудаизм(Израиль) и т.д. Ко второй группе относят религии, которые исповедуются людьми, носителями более чем одной национальной (этнической) группы. Такими считаются христианство, ислам и буддизм.
ПРИЛОЖЕНИЕ. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
I.Культурология как наука и учебная дисциплина. Многообразие определений понятия культура.
1. Культурология – это: а) наука, изучающая историю культуры; б) интегративное знание о культуре, которое формируется в междисциплинарных областях; в) наука, рассматривающая отношения человека с окружающей средой. 2. Становление культурологии как общенаучной теории культуры произошло: а) в эпоху Возрождения; б) в XVIII веке; в) в ХХ веке. 3. Культурология как научное знание формировалась на базе следующих дисциплин (отметьте лишнее): а) философия; б) социология; в) спелеология; г) история. 4. Что является предметом исследования культурологии? а) феномен культуры; б) динамика художественных стилей в культуре; в) закономерности генезиса, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизнедеятельности. г) все выше перечисленное. 5. Появление в XX столетии особого знания о культуре обусловлено: а) стремлением к выработке так называемого «общего знаменателя» в понимании культуры; б) тревожным ростом технократизма, рационализма, прагматизма, вызванным новым витком научно-технического прогресса; в) осознанием важности гуманитарного «противовеса» для сохранения стабильности существования человека, стремлением компенсировать состояние узкой профессионализации; г) всё выше перечисленное. 6. Чтоозначало понятие «культура» в своём первоначальном смысле? а) возделывание земли; б) «возделывание души»; в) «возделывание тела». 7. Какое из научных определений культуры связывает последнюю с системой ценностей, функционирующих в обществе: а) антропологическое; б) аксиологическое; в) нормативное; г) знаково-символическое. 8. Какой из методологических подходов к определению культуры предлагает следующую формулировку – «культура – это всё, что создано человеком»: а) антропологический; б) аксиологический; в) деятельностный; г) знаково-символический. 9. Культура и цивилизация соотносятся как: а) часть и целое; б) содержание и форма; в) две стороны общественного развития. 10. Для продуктов цивилизации характерны: а) ценностная нейтральность; б) уникальность и сложность заимствования другими народами; в) практицизм; г) важная символическая нагрузка.
V. Культура и цивилизация. 1. Что такое техника? а) совокупность технических объектов; б) система технических знаний; в) деятельность по созданию и эксплуатации технических устройств; г) всё выше перечисленное. 2. В какой исторический период научные знания становятся главным фактором технологического развития? а) в античности; б) в эпоху Возрождения; в) в XVIII веке; г) в конце XIX – начале ХХ века. 3. Какова роль техники в истории человечества? а) техника сформировала человека; б) благодаря технике человек меняет окружающую среду, исходя из своих нужд и интересов; в) исключительно благодаря технике возникли древнейшие цивилизации; г) научно-технический прогресс стимулирует нравственное совершенствование человека. 4. Какой европейский мыслитель утверждал, что техника является способом мышления современного человека? а) О. Шпенглер; б) М. Хайдеггер; в) К. Ясперс; г) Х. Ортега-и-Гассет. 5. Какая из перечисленных ниже проблем современности не относится к числу глобальных? а) широкомасштабный экологический кризис; б) проблема существования и совершенствования оружия массового уничтожения; в) проблема состояния здоровья людей; г) проблема сохранения человеческой личности в условиях набирающих силу процессов отчуждения. 6. Какой подход к человеческой деятельности господствует среди сторонников идеологии технического детерминизма? а) человек – это, прежде всего, существо, способное к критическому мышлению; б) человеческая деятельность нейтральна по отношению к среде его обитания; в) все человеческие действия обусловлены только природными инстинктами; г) человек – это существо, стремящееся покорить природу и изменить окружающий мир. 7. В чём заключается основной недостаток технократического мышления? а) оно служит тормозом научно-технического прогресса; б) оно превращает человека в вещь; в) оно внутренне противоречиво; г) оно иррационально. 8. Кто из мыслителей отождествлял понятия «культуры» и «цивилизации»? а) Ф.Ницше; б) М.Вебер; в) А.Тойнби; 9. Что, с точки зрения О.Шпенглера отличает одну культуру от другой?
а) наличие души,с появлением которой культура рождается, расцветает
и умирает;
б) национальная принадлежность народа;
в) тип производственных отношений;
10.Назовите известного русского социолога, автора концепции
локальных цивилизаций.
а) Н.Михайловский; б) К.Леонтьев; в) Н.Данилевский;
VI. Типология культуры 1. Согласно теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, культурный прогресс человечества возможен в виде: а) однолинейного эволюционного развития всех народов в направлении к одной цели; б) постепенного отказа от всех национальных элементов культуры в пользу некоего общечеловеческого идеала; в) развитие народов в рамках самобытных цивилизаций, движущихся в разных направлениях. 2. Книга культуролога О. Шпенглера носит название: а) «Африканское утро»; б) «Австралийский полдень»; в) «Закат Европы». 3. Сторонником теории локальных культур (цивилизаций), наряду с Н. Я. Данилевским и О. Шпенглером, был: а) Дж. Р. Толкиен; б) Д. Бэкхем; в) А. Дж. Тойнби. 4. Благотворным влиянием одной цивилизации (культурно-исторического типа) на другую цивилизацию Н. Я. Данилевский считал: а) заимствование культурного опыта, который не входит в «сферу народности»; б) заимствование цивилизационных начал одного культурно-исторического типа другим культурно-историческим типом; в) превращение местной культуры в «этнографический материал» для развития политически более сильного культурно-исторического типа. 5. Количество культур в концепции О. Шпенглера достигало: а) восьми; б) восемнадцати; в) восьмидесяти. 6. Термин в концепции Тойнби, означавший завершение развития цивилизации, носил название: а) надлом; б) обрыв; в) перелом. 7. Согласно теории П. А. Сорокина в «чувственном» типе культуры ведущую позицию занимает: а) религия; б) наука; в) философия. 8.Язык является: а) способом коммуникации; б) средством мышления; в) способом членения действительности на дискретные понятия и их классификации; г) все перечисленное. 9. Назовите известного русского социолога Х IX века, занимавшегося вопросами культурно-исторической типологии: а) Ф.Достоевский; б) К.Леонтьев; в) Н.Данилевский; г) Н.Бердяев. 10.Основаниями типологизации культур могут выступать: а) этнографические, пространственно –географические, хронологические критерии; б) социальные критерии, по формам мышления и обмена информацией, ценностные критерии; в) все перечисленные.
Введение
Предмет «Культурология» относится к блоку гуманитарных дисциплин, наряду с такими предметами как история, философия, языкознание, которые изучаются студентами всех специальностей и форм обучения. Содержание предмета предполагает ознакомление и рассмотрение широкого спектра проблем культуры. К основным из них относятся: определение культуры, ее функции и структурные элементы, проблема соотношения культуры и цивилизации, типологии (классификации) культур, самобытности русской культуры и других проблем культуры. Умение разбираться в вышеперечисленных вопросах особенно важно для образованного человека, активно принимающего участие в социально- политических и экономических переменах сегодняшней жизни, поскольку культура – это все, что нас окружает. Основная цель предмета – расширение представлений студентов о культурном пространстве прошлых эпох и современности. Задача предмета - соединение истории культуры в концептуальном соответствии с ее теорией, с пониманием культуры как второй природы, производящей не только неприродный мир, но и самого человека. Представление разных теоретических положений по одному и тому же вопросу правомерно в данном предмете, так как монополия одной, даже весьма обоснованной и утвердившейся или авторитарной теоретической позиции недопустима (см. позиции толерантности и принципов образовательной политики в области культурологии). Образовательные цели: - удовлетворение образовательных потребностей и создание широких возможностей для расширения культурного кругозора молодых людей, овладения ими достижениями мировой и отечественной культуры. - формирование представлений о сложности, цельности и самобытности отдельных культур – цивилизаций, взаимодействии и взаимовлиянии различных культур. Воспитательные цели: - содействие выбору духовных ценностей, самоопределению личности, создание условий для реализации личностного начала, права студентов на свободу выбора взглядов и убеждений, взаимопонимания и продуктивного общения представителей различных культур. Развивающие цели: - формирование исторического мышления, умение ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур. - развитие способности воображения и реконструирования образа жизни и поведения людей различных эпох, цивилизаций, их морали и нравственности, бытового этикета, моды и иных интересов, потребностей, притязаний. - развитие собственных творческих способностей и свободного самоопределения в современном динамическом мире. Основные умения и навыки, формируемые при изучении предмета
1. Общеучебные: - умение излагать основные факты и события; - выявлять общее и особенное в развитие процессов и явлений; - осмысливать влияние условий жизни на их потребности, систему ценностей, психологию людей; - осознавать изменения образа жизни, материальной культуры человека, объяснять причины роста материальных и духовных потребностей; - находить причинно-следственные связи в событиях и явлениях; - характеризовать жизнь и деятельность человека в разные эпохи; - выбирать материал для раскрытия общих положений; - раскрывать процесс или явление в динамике развития; - формулировать основную идею.
2. Специальные умения и навыки:
- владеть элементами исторического анализа; - оперировать знаниями об истории культуры человечества, уметь извлекать их из источников; - демонстрировать знания теоретических положений культурологии, определять субъективизм теоретической концепции авторов; - обосновывать личностное отношение к историко-культурным событиям, их участникам, творениям культуры; - объяснять исторические термины и названия; - описывать события исторического процесса, облик людей, образ жизни, выдающиеся культурные памятники человечества; - давать оценку творчества выдающихся деятелей культуры, сопоставлять различные оценки, разъяснять лежащие в их основе подходы, выбирать оценку из числа предложенных; - давать характеристику культурных процессов в разных странах и регионах, сравнивать характерные черты культуры в различные эпохи, выявлять их динамику; - характеризовать развитие российской культуры в контексте европейской и мировой культуры; -представлять новые явления в культуре в сравнении с предыдущими эпохами, показывать на конкретных примерах разнообразие культурных стилей и течений, их эволюцию, оценивать вклад в культуру отдельных личностей; - кратко описывать творчество выдающихся деятелей мировой и отечественной культуры (факты их биографий, творения, судьбу); - показывать связь локальных культур с универсальной культурой человечества.
Проверка учебных достижений студента
Объектом проверки учебных достижений студента является:
1. Знание фактологического материала курса: имен, терминов, дат; 2. Формирование опыта оценки историко-культурной эпохи, достижений человечества; 3. Обоснованность личного отношения к творениям культуры, выдающимся мастерам культуры; 4. Точность формулировок концепций, теорий; 5. Рассмотрение событий культуры и теоретических концепций социокультурных процессов с учётом их хронологического предшествования и последовательности, этапности; 6. Соотнесение культурного события с цивилизацией, веком, культурной эпохой; 7. Выявление места локального события культуры, культурно-исторического явления в ряду однотипных по «горизонтали» и по «вертикали»; определение общих и особенных культурно-исторических событий и процессов.
Данный конспект лекций содержит материалы по теории культуры, необходимые для освоения студентами заочной формы обучения предмета «Культурология» и для подготовки к сдаче зачета.
Лекция 1. Культурология как наука и учебная дисциплина. Многообразие определений понятия «культура».
1. Культурология - научная дисциплина, изучающая духовную и материальную культуру народа, нации и общие закономерности развития культуры. Культурология – это гуманитарная наука. Humanitus (в пер. с лат.- человеколюбие) – так называли в эпоху Возрождения в Италии школы подмастерьев-художников, скульпторов, архитекторов (во Флоренции, например, одними из «гуманитариев» были знаменитые Леонардо да Винчи, Микельанджело Буонарроти, Рафаэль Санти). В наше время к гуманитарным наукам относят все те науки, которые изучают человека как общественное существо, а именно: философию, историю, психологию, социологию, политологию, культурологию… Культурология – это сравнительно молодая наука. Она выделилась из философии в самостоятельную область знания в к.XIX, нач. XX вв. Первыми культурологами были английские ученые, занимающиеся проблемами этнографии – Эдуард Бернетт Тайлор(1832-1917) и Лесли Элвин Уайт(1900-1975). Культурология – это интегративная дисциплина, поскольку она объединяет знания отдельных гуманитарных наук: философии, истории, этики, эстетики. От философии и истории культурология заимствовала методы осмысления человеческой деятельности и комментирования исторического факта. От этики и эстетики – нравственный и художественные аспекты бытия и творчества. Культурология в качестве учебной дисциплины начала преподаваться в вузах с 80-х годов прошлого столетия, в российских вузах- с к 80-х, нач. 90-х. В НГТУ в 1991 г., на базе Факультета гуманитарного образования появилась кафедра теории и истории культуры, и с тех пор предмет Культурология стал преподаваться на всех факультетах и специальностях НГТУ. 2. Объектом изучения в культурологии является культура. Предметом изучения – деятельность человека по созданию культурных благ. Культурное благо – это категория, олицетворяющая определенные достижения человечества на пути к общественному прогрессу. Несмотря на жизнеутверждающий пафос звучания, данный термин, вместе с тем может иметь как положительное, так и отрицательное значение для человека (например, изобретение ядерной бомбы, или джихад в религии ислама и т.п.). В каждую конкретную эпоху в понятие культуры вкладывался свой,неповторимый смысл, поэтому для полноты картины необходимо рассмотреть различные трактовки культуры. Певоначально, в Древней Греции, еще в III тыс. до н.э. термин культура(culture в пер. с лат. - обработка, возделывание почвы, земли) имел чисто материальный аспект. Жители греческих островов Крит и Микены (территория восточной части современного Крыма), вынуждены были в условиях жаркого и засушливого климата все силы уделять земледелию и скотоводству, чтобы выжить. Позднее, к I тыс. до н.э., в связи с развитием древнегреческих полисов, развитием образования, стала популярной другая трактовка культуры. Так, по выражению известного древнеримского оратора Цицерона(1 в. до н.э.) – культура является воспитанием души человека. Последующие эпохи добавляли к пониманию культуры новые аспекты. Так, в Средние века(V-XIVвв.), культура была призвана служить интересам церкви, в силу чего этот термин трактовался как способ почитания бога. В эпоху Возрождения(XV-XVI в.в.) подчеркивался универсальный, творческий характер культуры, т.к. на первый план был выдвинут homo faber(человек умеющий, мастеровой). В эпоху Нового Времени(XVII-XIX вв), в связи с небывалым расцветом в Европе классических наук, культура стала пониматься как результат деятельности человеческого разума. Новейшее Время(XX-нач. XXI.вв.) соединило предыдущие аспекты понимания культуры в достаточно емкое определение. Культура – это система ценностей конкретного общества, регулирующая отношения его индивидуумов. Ценность - это способность какого-либо предмета или явления удовлетворять потребности человека. Условно можно разделить все ценности на три группы, хотя по степени значимости для каждого в отдельности это разделение весьма приблизительно отражает потребности человека. К первой группе можно отнести ценности материального характера (вода, воздух, солнечная энергия, пища, жилище, предметы труда, быта, гигиены, деньги (в цивилизованных странах) и т.п. Ценности данной группы имеют вещественный характер, обладают объемом, массой, длиной, шириной и другими количественными параметрами. Ко второй группе можно отнести ценности духовного свойства. Эти ценности являются скорее процессами, чем предметами (интеллект, чувства, нравственные качества, вдохновение, талант, образование, воспитание и т.п.), и они не имеют вещественной природы. Третью группу составляют так называемые универсальные ценности. Они так названы потому, что, во-первых, формируются на основе ценностей как первой так и второй групп. Во- вторых, эти ценности отображают картину приоритетов каждого в отдельности, и служат для создания индивидуальной шкалы ценностей, в которую могут быть включены, например, последовательно: родина, труд, семья, дети, досуг, хобби и т.п.
Лекция 2. Основные функции и структурные элементы культуры. Мифология и религия. Большинство авторов учебных пособий по культурологии обычно выделяют шесть основных функций культуры. 1. Познавательная (гносеологическая) функция. Культура является источником информации для человека. Все, что человек узнает о мире так или иначе связано с культурой. Культура создает картину мира, систему навыков, знаний, умений людей, поэтому выступает формой познания мира, приобретая эвристический характер. 2. Ценностная (аксиологическая) функция. Типология ценностей культуры рассматривалась в предыдущей лекции. Любой предмет, любое явление в культуре всегда ценностно окрашено. 3. Регулятивная функция. Культура является нормативной системой, регулирующей поведение членов общества. Регулятивная функция поддерживается общественным мнением, моралью, правом. Культура регулирует поведение в быту, труде, творчестве, досуге. 4. Адаптационная функция. В переводе с латыни термин adaptation означает приспособление. Каждый член общества, в той или иной степени находится в условиях адаптации к экологическим, политико-экономическим, социальным условиям современной жизни, которые сами по себе очень изменчивы. 5. Коммуникативная функция (семиотическая).Коммуникация- процесс обмена информацией с помощью знаков и знаковых систем(понятий, слов,математических символов, формул, звуков, цвета и т.п.). Основными каналами коммуникаций выступают зрительный, речевой,осязательный. 6. Функция исторической преемственности. Культура является средством передачи социального опыта, традиций от одного поколения к другому. Большинство ученых и общественных деятелей утверждает, что существование и соблюдение традиций последующими поколениями является гарантом существования и сохранения культуры в целом. Все перечисленные выше функции культуры взаимосвязаны; выпадение какой- либо одной из них грозит разрушением всей системы культуры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.250.241 (0.01 с.) |