Основные умения и навыки, формируемые при изучении предмета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные умения и навыки, формируемые при изучении предмета



Введение

 

Предмет «Культурология» относится к блоку гуманитарных дисциплин, наряду с такими предметами как история, философия, языкознание, которые изучаются студентами всех специальностей и форм обучения. Содержание предмета предполагает ознакомление и рассмотрение широкого спектра проблем культуры. К основным из них относятся: определение культуры, ее функции и структурные элементы, проблема соотношения культуры и цивилизации, типологии (классификации) культур, самобытности русской культуры и других проблем культуры. Умение разбираться в вышеперечисленных вопросах особенно важно для образованного человека, активно принимающего участие в социально- политических и экономических переменах сегодняшней жизни, поскольку культура – это все, что нас окружает.

Основная цель предмета – расширение представлений студентов о культурном пространстве прошлых эпох и современности.

Задача предмета -

соединение истории культуры в концептуальном соответствии с ее теорией, с пониманием культуры как второй природы, производящей не только неприродный мир, но и самого человека. Представление разных теоретических положений по одному и тому же вопросу правомерно в данном предмете, так как монополия одной, даже весьма обоснованной и утвердившейся или авторитарной теоретической позиции недопустима (см. позиции толерантности и принципов образовательной политики в области культурологии).

Образовательные цели:

- удовлетворение образовательных потребностей и создание широких возможностей для расширения культурного кругозора молодых людей, овладения ими достижениями мировой и отечественной культуры.

- формирование представлений о сложности, цельности и самобытности отдельных культур – цивилизаций, взаимодействии и взаимовлиянии различных культур.

Воспитательные цели:

- содействие выбору духовных ценностей, самоопределению личности, создание условий для реализации личностного начала, права студентов на свободу выбора взглядов и убеждений, взаимопонимания и продуктивного общения представителей различных культур.

Развивающие цели:

- формирование исторического мышления, умение ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур.

- развитие способности воображения и реконструирования образа жизни и поведения людей различных эпох, цивилизаций, их морали и нравственности, бытового этикета, моды и иных интересов, потребностей, притязаний.

- развитие собственных творческих способностей и свободного самоопределения в современном динамическом мире.

Религия.

Религия (от лат. religo- связывать, привязывать, заплетать) – это догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции некоторого сообщества людей. По выражению видного немецкого философа XIX в. Г.Гегеля, религия есть наивысшая сфера человеческого сознания, область, в которую человек вступает, как в область абсолютной истины. Главным признаком религии является вера в сврхъестественные силы и существа, а также поклонение им. Феномен веры объяснить весьма сложно, поскольку она по сути своей иррациональна, т.е. не поддается анализу. Разнообразны пути и способы прихода человека к вере. Она может передаваться по традиции (от прадеда к деду, от отца к сыну). Человек может также прийти к вере уже в зрелом возрасте (принять крещение в 33 года, как Иисус Христос). Некоторые люди на всю жизнь остаются атеистами…

Структуру религиозного знания можно представить следующим образом:

1.вероучение (основная идея религии, выраженная в первоисточнике: Библии, Коране, Талмуде, Типитаке и т.д.).

2.куль (способ поклонения богу, выраженного в богослужении, молитве, заповедях, таинствах, обрядах, праздниках, символике).

3. организационная сторона (система институтов духовной власти: патриаршество, папство, семинарии и т.п.).

 

Религиозные системы можно классифицировать по разным основаниям. Самое очевидное – деление на религии единобожные (монотеизм) и многобожные(политеизм). К первой группе принадлежат только 3 религии: иудаизм (религия еврейского народа), христианство и ислам. Они проповедуют постулат: одна религия – один бог. Эти три религии связаны историей возникновения и общностью некоторых элементов культа. Ветхий Завет христианской священной книги Библии в таком же качестве почитается иудеями. Значительная часть библейских персонажей признается почитателями Аллаха – мусульманами. Ислам и иудаизм запрещают употребление в пищу продуктов, изготовленных из свинины, требуют обрезания для лиц мужского пола.

В религиоведении довольно распространено деление религий на национальные (местного значения) и мировые(распространенных по всему миру).К первой группе можно отнести индуизм(Индия), конфуцианство, даосизм(Китай), синтоизм(Япония), Иудаизм(Израиль) и т.д. Ко второй группе относят религии, которые исповедуются людьми, носителями более чем одной национальной (этнической) группы. Такими считаются христианство, ислам и буддизм.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

I.Культурология как наука и учебная дисциплина. Многообразие

определений понятия культура.

 

1. Культурология – это:

а) наука, изучающая историю культуры;

б) интегративное знание о культуре, которое формируется в междисциплинарных областях;

в) наука, рассматривающая отношения человека с окружающей средой.

2. Становление культурологии как общенаучной теории культуры произошло:

а) в эпоху Возрождения;

б) в XVIII веке;

в) в ХХ веке.

3. Культурология как научное знание формировалась на базе следующих дисциплин (отметьте лишнее):

а) философия;

б) социология;

в) спелеология;

г) история.

4. Что является предметом исследования культурологии?

а) феномен культуры;

б) динамика художественных стилей в культуре;

в) закономерности генезиса, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизнедеятельности.

г) все выше перечисленное.

5. Появление в XX столетии особого знания о культуре обуслов­лено:

а) стремлением к выработке так называемого «общего знаменателя» в понимании культуры;

б) тревожным ростом технокра­тизма, рационализма, прагматизма, вызванным новым витком науч­но-технического прогресса;

в) осознанием важности гуманитарного «противовеса» для сохранения стабильности существования человека, стремлением компенсировать состояние узкой профессионализации;

г) всё выше перечисленное.

6. Чтоозначало понятие «культура» в своём первоначальном смысле?

а) возделывание земли;

б) «возделывание души»;

в) «возделывание тела».

7. Какое из научных определений культуры связывает последнюю с системой ценностей, функционирующих в обществе:

а) антропологическое;

б) аксиологическое;

в) нормативное;

г) знаково-символическое.

8. Какой из методологических подходов к определению культуры предлагает следующую формулировку – «культура – это всё, что создано человеком»:

а) антропологический;

б) аксиологический;

в) деятельностный;

г) знаково-символический.

9. Культура и цивилизация соотносятся как:

а) часть и целое;

б) содержание и форма;

в) две стороны общественного развития.

10. Для продуктов цивилизации характерны:

а) ценностная нейтральность;

б) уникальность и сложность заимствования другими народами;

в) практицизм;

г) важная символическая нагрузка.

 

V. Культура и цивилизация.

1. Что такое техника?

а) совокупность технических объектов;

б) система технических знаний;

в) деятельность по созданию и эксплуатации технических устройств;

г) всё выше перечисленное.

2. В какой исторический период научные знания становятся главным фактором технологического развития?

а) в античности;

б) в эпоху Возрождения;

в) в XVIII веке;

г) в конце XIX – начале ХХ века.

3. Какова роль техники в истории человечества?

а) техника сформировала человека;

б) благодаря технике человек меняет окружающую среду, исходя из своих нужд и интересов;

в) исключительно благодаря технике возникли древнейшие цивилизации;

г) научно-технический прогресс стимулирует нравственное совершенствование человека.

4. Какой европейский мыслитель утверждал, что техника является способом мышления современного человека?

а) О. Шпенглер;

б) М. Хайдеггер;

в) К. Ясперс;

г) Х. Ортега-и-Гассет.

5. Какая из перечисленных ниже проблем современности не относится к числу глобальных?

а) широкомасштабный экологический кризис;

б) проблема существования и совершенствования оружия массового уничтожения;

в) проблема состояния здоровья людей;

г) проблема сохранения человеческой личности в условиях набирающих силу процессов отчуждения.

6. Какой подход к человеческой деятельности господствует среди сторонников идеологии технического детерминизма?

а) человек – это, прежде всего, существо, способное к критическому мышлению;

б) человеческая деятельность нейтральна по отношению к среде его обитания;

в) все человеческие действия обусловлены только природными инстинктами;

г) человек – это существо, стремящееся покорить природу и изменить окружающий мир.

7. В чём заключается основной недостаток технократического мышления?

а) оно служит тормозом научно-технического прогресса;

б) оно превращает человека в вещь;

в) оно внутренне противоречиво;

г) оно иррационально.

8. Кто из мыслителей отождествлял понятия «культуры» и «цивилизации»?

а) Ф.Ницше;

б) М.Вебер;

в) А.Тойнби;

9. Что, с точки зрения О.Шпенглера отличает одну культуру от другой?

 

а) наличие души,с появлением которой культура рождается, расцветает

 

и умирает;

 

б) национальная принадлежность народа;

 

в) тип производственных отношений;

 

10.Назовите известного русского социолога, автора концепции

 

локальных цивилизаций.

 

а) Н.Михайловский; б) К.Леонтьев; в) Н.Данилевский;

 

 

VI. Типология культуры

1. Согласно теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, культурный прогресс человечества возможен в виде:

а) однолинейного эволюционного развития всех народов в направлении к одной цели;

б) постепенного отказа от всех национальных элементов культуры в пользу некоего общечеловеческого идеала;

в) развитие народов в рамках самобытных цивилизаций, движущихся в разных направлениях.

2. Книга культуролога О. Шпенглера носит название:

а) «Африканское утро»;

б) «Австралийский полдень»;

в) «Закат Европы».

3. Сторонником теории локальных культур (цивилизаций), наряду с Н. Я. Данилевским и О. Шпенглером, был:

а) Дж. Р. Толкиен;

б) Д. Бэкхем;

в) А. Дж. Тойнби.

4. Благотворным влиянием одной цивилизации (культурно-исторического типа) на другую цивилизацию Н. Я. Данилевский считал:

а) заимствование культурного опыта, который не входит в «сферу народности»;

б) заимствование цивилизационных начал одного культурно-исторического типа другим культурно-историческим типом;

в) превращение местной культуры в «этнографический материал» для развития политически более сильного культурно-исторического типа.

5. Количество культур в концепции О. Шпенглера достигало:

а) восьми;

б) восемнадцати;

в) восьмидесяти.

6. Термин в концепции Тойнби, означавший завершение развития цивилизации, носил название:

а) надлом;

б) обрыв;

в) перелом.

7. Согласно теории П. А. Сорокина в «чувственном» типе культуры ведущую позицию занимает:

а) религия;

б) наука;

в) философия.

8.Язык является:

а) способом коммуникации;

б) средством мышления;

в) способом членения действительности на дискретные понятия и их классификации;

г) все перечисленное.

9. Назовите известного русского социолога Х IX века, занимавшегося вопросами культурно-исторической типологии:

а) Ф.Достоевский;

б) К.Леонтьев;

в) Н.Данилевский;

г) Н.Бердяев.

10.Основаниями типологизации культур могут выступать:

а) этнографические, пространственно –географические, хронологические критерии;

б) социальные критерии, по формам мышления и обмена информацией, ценностные критерии;

в) все перечисленные.

 

 

Введение

 

Предмет «Культурология» относится к блоку гуманитарных дисциплин, наряду с такими предметами как история, философия, языкознание, которые изучаются студентами всех специальностей и форм обучения. Содержание предмета предполагает ознакомление и рассмотрение широкого спектра проблем культуры. К основным из них относятся: определение культуры, ее функции и структурные элементы, проблема соотношения культуры и цивилизации, типологии (классификации) культур, самобытности русской культуры и других проблем культуры. Умение разбираться в вышеперечисленных вопросах особенно важно для образованного человека, активно принимающего участие в социально- политических и экономических переменах сегодняшней жизни, поскольку культура – это все, что нас окружает.

Основная цель предмета – расширение представлений студентов о культурном пространстве прошлых эпох и современности.

Задача предмета -

соединение истории культуры в концептуальном соответствии с ее теорией, с пониманием культуры как второй природы, производящей не только неприродный мир, но и самого человека. Представление разных теоретических положений по одному и тому же вопросу правомерно в данном предмете, так как монополия одной, даже весьма обоснованной и утвердившейся или авторитарной теоретической позиции недопустима (см. позиции толерантности и принципов образовательной политики в области культурологии).

Образовательные цели:

- удовлетворение образовательных потребностей и создание широких возможностей для расширения культурного кругозора молодых людей, овладения ими достижениями мировой и отечественной культуры.

- формирование представлений о сложности, цельности и самобытности отдельных культур – цивилизаций, взаимодействии и взаимовлиянии различных культур.

Воспитательные цели:

- содействие выбору духовных ценностей, самоопределению личности, создание условий для реализации личностного начала, права студентов на свободу выбора взглядов и убеждений, взаимопонимания и продуктивного общения представителей различных культур.

Развивающие цели:

- формирование исторического мышления, умение ориентироваться в культурной среде современного общества, быть способным участвовать в диалоге культур.

- развитие способности воображения и реконструирования образа жизни и поведения людей различных эпох, цивилизаций, их морали и нравственности, бытового этикета, моды и иных интересов, потребностей, притязаний.

- развитие собственных творческих способностей и свободного самоопределения в современном динамическом мире.

Основные умения и навыки, формируемые при изучении предмета

 

1. Общеучебные:

- умение излагать основные факты и события;

- выявлять общее и особенное в развитие процессов и явлений;

- осмысливать влияние условий жизни на их потребности, систему ценностей, психологию людей;

- осознавать изменения образа жизни, материальной культуры человека, объяснять причины роста материальных и духовных потребностей;

- находить причинно-следственные связи в событиях и явлениях;

- характеризовать жизнь и деятельность человека в разные эпохи;

- выбирать материал для раскрытия общих положений;

- раскрывать процесс или явление в динамике развития;

- формулировать основную идею.

 

2. Специальные умения и навыки:

 

- владеть элементами исторического анализа;

- оперировать знаниями об истории культуры человечества, уметь извлекать их из источников;

- демонстрировать знания теоретических положений культурологии, определять субъективизм теоретической концепции авторов;

- обосновывать личностное отношение к историко-культурным событиям, их участникам, творениям культуры;

- объяснять исторические термины и названия;

- описывать события исторического процесса, облик людей, образ жизни, выдающиеся культурные памятники человечества;

- давать оценку творчества выдающихся деятелей культуры, сопоставлять различные оценки, разъяснять лежащие в их основе подходы, выбирать оценку из числа предложенных;

- давать характеристику культурных процессов в разных странах и регионах, сравнивать характерные черты культуры в различные эпохи, выявлять их динамику;

- характеризовать развитие российской культуры в контексте европейской и мировой культуры;

-представлять новые явления в культуре в сравнении с предыдущими эпохами, показывать на конкретных примерах разнообразие культурных стилей и течений, их эволюцию, оценивать вклад в культуру отдельных личностей;

- кратко описывать творчество выдающихся деятелей мировой и отечественной культуры (факты их биографий, творения, судьбу);

- показывать связь локальных культур с универсальной культурой человечества.

 

Проверка учебных достижений студента

 

Объектом проверки учебных достижений студента является:

 

1. Знание фактологического материала курса: имен, терминов, дат;

2. Формирование опыта оценки историко-культурной эпохи, достижений человечества;

3. Обоснованность личного отношения к творениям культуры, выдающимся мастерам культуры;

4. Точность формулировок концепций, теорий;

5. Рассмотрение событий культуры и теоретических концепций социокультурных процессов с учётом их хронологического предшествования и последовательности, этапности;

6. Соотнесение культурного события с цивилизацией, веком, культурной эпохой;

7. Выявление места локального события культуры, культурно-исторического явления в ряду однотипных по «горизонтали» и по «вертикали»; определение общих и особенных культурно-исторических событий и процессов.

 

Данный конспект лекций содержит материалы по теории культуры, необходимые для освоения студентами заочной формы обучения предмета «Культурология» и для подготовки к сдаче зачета.

 

 

Лекция 1. Культурология как наука и учебная дисциплина. Многообразие определений понятия «культура».

 

1. Культурология - научная дисциплина, изучающая духовную и материальную культуру народа, нации и общие закономерности развития культуры. Культурология – это гуманитарная наука. Humanitus (в пер. с лат.- человеколюбие) – так называли в эпоху Возрождения в Италии школы подмастерьев-художников, скульпторов, архитекторов (во Флоренции, например, одними из «гуманитариев» были знаменитые Леонардо да Винчи, Микельанджело Буонарроти, Рафаэль Санти). В наше время к гуманитарным наукам относят все те науки, которые изучают человека как общественное существо, а именно: философию, историю, психологию, социологию, политологию, культурологию…

Культурология – это сравнительно молодая наука. Она выделилась из философии в самостоятельную область знания в к.XIX, нач. XX вв. Первыми культурологами были английские ученые, занимающиеся проблемами этнографии – Эдуард Бернетт Тайлор(1832-1917) и Лесли Элвин Уайт(1900-1975).

Культурология – это интегративная дисциплина, поскольку она объединяет знания отдельных гуманитарных наук: философии, истории, этики, эстетики. От философии и истории культурология заимствовала методы осмысления человеческой деятельности и комментирования исторического факта. От этики и эстетики – нравственный и художественные аспекты бытия и творчества.

Культурология в качестве учебной дисциплины начала преподаваться в вузах с 80-х годов прошлого столетия, в российских вузах- с к 80-х, нач. 90-х. В НГТУ в 1991 г., на базе Факультета гуманитарного образования появилась кафедра теории и истории культуры, и с тех пор предмет Культурология стал преподаваться на всех факультетах и специальностях НГТУ.

2. Объектом изучения в культурологии является культура. Предметом изучения – деятельность человека по созданию культурных благ. Культурное благо ­– это категория, олицетворяющая определенные достижения человечества на пути к общественному прогрессу. Несмотря на жизнеутверждающий пафос звучания, данный термин, вместе с тем может иметь как положительное, так и отрицательное значение для человека (например, изобретение ядерной бомбы, или джихад в религии ислама и т.п.).

В каждую конкретную эпоху в понятие культуры вкладывался свой,неповторимый смысл, поэтому для полноты картины необходимо рассмотреть различные трактовки культуры.

Певоначально, в Древней Греции, еще в III тыс. до н.э. термин культура­(culture в пер. с лат. - обработка, возделывание почвы, земли) имел чисто материальный аспект. Жители греческих островов Крит и Микены (территория восточной части современного Крыма), вынуждены были в условиях жаркого и засушливого климата все силы уделять земледелию и скотоводству, чтобы выжить. Позднее, к I тыс. до н.э., в связи с развитием древнегреческих полисов, развитием образования, стала популярной другая трактовка культуры. Так, по выражению известного древнеримского оратора Цицерона(1 в. до н.э.) – культура является воспитанием души человека. Последующие эпохи добавляли к пониманию культуры новые аспекты. Так, в Средние века(V-XIVвв.), культура была призвана служить интересам церкви, в силу чего этот термин трактовался как способ почитания бога. В эпоху Возрождения(XV-XVI в.в.) подчеркивался универсальный, творческий характер культуры, т.к. на первый план был выдвинут homo faber(человек умеющий, мастеровой). В эпоху Нового Времени(XVII-XIX вв), в связи с небывалым расцветом в Европе классических наук, культура стала пониматься как результат деятельности человеческого разума. Новейшее Время(XX-нач. XXI.вв.) соединило предыдущие аспекты понимания культуры в достаточно емкое определение. Культура – это система ценностей конкретного общества, регулирующая отношения его индивидуумов. Ценность - это способность какого-либо предмета или явления удовлетворять потребности человека. Условно можно разделить все ценности на три группы, хотя по степени значимости для каждого в отдельности это разделение весьма приблизительно отражает потребности человека. К первой группе можно отнести ценности материального характера (вода, воздух, солнечная энергия, пища, жилище, предметы труда, быта, гигиены, деньги (в цивилизованных странах) и т.п. Ценности данной группы имеют вещественный характер, обладают объемом, массой, длиной, шириной и другими количественными параметрами. Ко второй группе можно отнести ценности духовного свойства. Эти ценности являются скорее процессами, чем предметами (интеллект, чувства, нравственные качества, вдохновение, талант, образование, воспитание и т.п.), и они не имеют вещественной природы. Третью группу составляют так называемые универсальные ценности. Они так названы потому, что, во-первых, формируются на основе ценностей как первой так и второй групп. Во- вторых, эти ценности отображают картину приоритетов каждого в отдельности, и служат для создания индивидуальной шкалы ценностей, в которую могут быть включены, например, последовательно: родина, труд, семья, дети, досуг, хобби и т.п.

 

Лекция 2. Основные функции и структурные элементы культуры. Мифология и религия.

Большинство авторов учебных пособий по культурологии обычно выделяют шесть основных функций культуры.

1. Познавательная (гносеологическая) функция. Культура является источником информации для человека. Все, что человек узнает о мире так или иначе связано с культурой. Культура создает картину мира, систему навыков, знаний, умений людей, поэтому выступает формой познания мира, приобретая эвристический характер.

2. Ценностная (аксиологическая) функция. Типология ценностей культуры рассматривалась в предыдущей лекции. Любой предмет, любое явление в культуре всегда ценностно окрашено.

3. Регулятивная функция. Культура является нормативной системой, регулирующей поведение членов общества. Регулятивная функция поддерживается общественным мнением, моралью, правом. Культура регулирует поведение в быту, труде, творчестве, досуге.

4. Адаптационная функция. В переводе с латыни термин adaptation означает приспособление. Каждый член общества, в той или иной степени находится в условиях адаптации к экологическим, политико-экономическим, социальным условиям современной жизни, которые сами по себе очень изменчивы.

5. Коммуникативная функция (семиотическая).Коммуникация- процесс обмена информацией с помощью знаков и знаковых систем(понятий, слов,математических символов, формул, звуков, цвета и т.п.). Основными каналами коммуникаций выступают зрительный, речевой,осязательный.

6. Функция исторической преемственности. Культура является средством передачи социального опыта, традиций от одного поколения к другому. Большинство ученых и общественных деятелей утверждает, что существование и соблюдение традиций последующими поколениями является гарантом существования и сохранения культуры в целом.

Все перечисленные выше функции культуры взаимосвязаны; выпадение какой- либо одной из них грозит разрушением всей системы культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.098 с.)