Лекция 3. Искусство как форма культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3. Искусство как форма культуры.



Искусство – эмоционально-чувственная форма познания мира, основным средством которого является художественный образ. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный, чувственный и иррациональный. В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука – рациональную, искусство – чувственную, религия – интуитивную.

Художественный образ – это специфическая для искусства форма отображения действительн6ости и выражения мыслей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении автора и воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-мимической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя. Художественный образ имеет разные масштабы. Самый малый его масштаб называется «микрообраз», - это мельчайшая единица художественной ткани произведения искусства (например: метафоры в поэзии, мелодические попевки в музыке). Более крупный масштаб художественного образа называется «макрообраз» - это персонаж в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема в симфонии или образ действия – сюжетный ход, композиционно- ритмическая структура произведения. Еще более крупный масштаб представляет собой образ произведения искусства в целом – описываемого события в повести, в театральном спектакле, образ природы в пейзажной картине. Наконец, иногда все творчество художника можно рассматривать как единый «мегаобраз» мира и человека в мире. Таковы, например, целостный образ творчества Достоевского, отличающийся от образа мира в произведениях Чехова и т.д. Художественный образ – обязательный компонент любого произведения искусства, основанный на диалектическом единстве типического (общего) и индивидуального (частного). Успех у зрителей, слушателей при восприятии конкретного произведения искусства напрямую зависит от данного сочетания.

Исторически сложились две трактовки искусства. В широком смысле, искусство понимается как нечто присущее человеку вообще, как некая составляющая человеческой деятельности. Такая трактовка искусства присуща взглядам эпохи позднего Средневековья и раннего Возрождения в связи с всевозрастающей популярностью термина homo faber.

Homo faber (в пер. с лат.) – человек умеющий, мастеровой. В 17 столетии, когда правила и нормы стиля классицизм позволили beaux arts (в пер. с франц. – изящные искусства) занять отдельную нишу в культуре, значение искусства заметно сузилось и стало выражать синоним художественного творчества. Изящные искусства – понятие, широко используемое в искусстве 18 – 19 вв. для обозначения специфической сферы художественного творчества, в которой принцип прекрасного играет структурообразующую роль и отделяет ее предметы от продуктов практической и научной деятельности (Ш. Батё, И. Кант, У.Моррис, Н.Чернышевский).

Объектом изучения в искусстве является человек и окружающий его мир. Предметом изучения – мысли, чувства, переживания человека, а также исторические события, картины природы, бытовые сцены и т.п. Но, несмотря на то, что содержательный спектр произведений искусства необычайно широк, в философском смысле, в любом произведении искусства присутствуют субъектно (человек) – объектные (окружающий мир) отношения.

Искусство полифункционально: все его функции, как и функции культуры, взаимосвязаны. Перечислим их:

1. Преобразующая функция (искусство как деятельность и преобразование реальности:

-через идейно-художественное воздействие на людей;

- через включение человека в ценностно-ориентированную деятельность

- через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности;

-через обработку мастером природного материала в процессе творчества);

2. Компенсаторная функция (искусство как утешение, расслабление, проявляющаяся в двух видах:

-отвлекающий, гедонистически-игровой и развлекательный;

-утешающий и успокаивающий);

3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение);

4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира и создание художественной концепции);

5. Функция предвосхищения (искусство как предсказание и прогнозирование будущего, так называемое «кассандровское начало»);

6. Коммуникативная функция (искусство как средство художественного общения, знаково-семиотическая система);

7. Воспитательная функция (искусство как средство формирования личностных качеств человека);

8. Суггестивная функция (искусство как внушение определенного строя мыслей, чувств, средство воздействия на подсознание и человеческую психику);

9. Эстетическая функция (искусство как средство формирования художественного отношения, вкуса, ценностной оценки, чувства прекрасного);

10. Гедонистическая функция (искусство как наслаждение).

В теории искусства имеют место следующие категории (в пер. с греч. – высказывание, признак) – предельно общие, фундаментальные понятия, в которых получила отражения ее история развития искусства в различных его модификациях:

- вид искусства;

- стиль;

- жанр;

- выразительные средства.

Виды искусства – формы художественно-творческой деятельности по созданию произведений искусства. Согласно эстетике Гегеля, в искусствоведении принята следующая классификация видов искусств:

- временные виды искусства (литература, музыка), произведения которых разворачиваются во времени, как процессы.

- пространственные виды искусства: живопись. графика, скульптура, архитектура, художественная фотография, произведения которых имеют пространственную характеристику (размер, масштаб) и большую, по сравнению с временными искусствами, статичность образов.

- пространственно-временные виды искусства (театр, кино, анимация), произведения которых имеют синтетическую природу, т.е. основаны на сочетании свойств двух предыдущих групп.

Стиль – (в пер. с греч.) – палочка для письма. Стиль в искусстве как понятие употребляется обычно в трех значениях. Расположим их по критерию «от общего к частному»:

- характеристика особенностей художественного творчества целой эпохи;

- характеристика особенностей внутри отдельного художественного направления, национальной школы в рамках целой эпохи;

- характеристика индивидуальной манеры отдельного автора внутри художественного направления целой эпохи;.

Жанр – (в пер. с франц. - род, порода) подразделение каждого вида искусства, объединяющее отдельные произведения по принципу использования в них определенных выразительных средств.

Выразительные средства – приемы, способы конструирования художественных образов, которые являются критериями для объединения произведений искусства в отдельные жанровые группы. Например, для жанра романа в литературе характерно обилие сюжетных линий, масштабность общего замысла, охватывающая значительные временные рамки описываемых событий; для жанра марша в музыке характерен двухдольный метр, ровное ритмическое движение, неторопливый темп; для жанра пейзажа в живописи характерно использование яркой цветовой палитры, светотени, широкого мазка и т.п.

Немаловажен вопрос о причинах возникновения искусства. Среди них можно подчеркнуть по меньшей мере три позиции:

1. марксистко-дарвинистская (основана на убеждении, что именно человеческий труд способствовал зарождению и развитию искусства);

2. психологическая (в ней искусство рассматривается как средство эмоциональной разрядки);

3. социологическая (объясняет причину появления искусства наличием свободного времени).

Все три позиции имеют право на существование и популярность. Несомненно одно: в искусстве первобытный человек видел реальную возможность управления при родными силами, тем самым реализовывал свой родовой инстинкт самосохранения.

В истории человечества искусство на протяжении многих веков служило не только художественным фоном эпохи, оно отражало ее дух, ментальность каждого народа. Однако роль искусства состоит не только в том, чтобы комментировать уже случившийся исторический факт, но и в том, что гораздо важнее, чтобы прогнозировать будущее, формировать мировоззрение, воспитывать нравы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.009 с.)