Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 3. Искусство как форма культуры.
Искусство – эмоционально-чувственная форма познания мира, основным средством которого является художественный образ. Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный, чувственный и иррациональный. В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука – рациональную, искусство – чувственную, религия – интуитивную. Художественный образ – это специфическая для искусства форма отображения действительн6ости и выражения мыслей и чувств художника. Художественный образ рождается в воображении автора и воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жесто-мимической, словесной) и воссоздается воображением воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя. Художественный образ имеет разные масштабы. Самый малый его масштаб называется «микрообраз», - это мельчайшая единица художественной ткани произведения искусства (например: метафоры в поэзии, мелодические попевки в музыке). Более крупный масштаб художественного образа называется «макрообраз» - это персонаж в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема в симфонии или образ действия – сюжетный ход, композиционно- ритмическая структура произведения. Еще более крупный масштаб представляет собой образ произведения искусства в целом – описываемого события в повести, в театральном спектакле, образ природы в пейзажной картине. Наконец, иногда все творчество художника можно рассматривать как единый «мегаобраз» мира и человека в мире. Таковы, например, целостный образ творчества Достоевского, отличающийся от образа мира в произведениях Чехова и т.д. Художественный образ – обязательный компонент любого произведения искусства, основанный на диалектическом единстве типического (общего) и индивидуального (частного). Успех у зрителей, слушателей при восприятии конкретного произведения искусства напрямую зависит от данного сочетания. Исторически сложились две трактовки искусства. В широком смысле, искусство понимается как нечто присущее человеку вообще, как некая составляющая человеческой деятельности. Такая трактовка искусства присуща взглядам эпохи позднего Средневековья и раннего Возрождения в связи с всевозрастающей популярностью термина homo faber.
Homo faber (в пер. с лат.) – человек умеющий, мастеровой. В 17 столетии, когда правила и нормы стиля классицизм позволили beaux arts (в пер. с франц. – изящные искусства) занять отдельную нишу в культуре, значение искусства заметно сузилось и стало выражать синоним художественного творчества. Изящные искусства – понятие, широко используемое в искусстве 18 – 19 вв. для обозначения специфической сферы художественного творчества, в которой принцип прекрасного играет структурообразующую роль и отделяет ее предметы от продуктов практической и научной деятельности (Ш. Батё, И. Кант, У.Моррис, Н.Чернышевский). Объектом изучения в искусстве является человек и окружающий его мир. Предметом изучения – мысли, чувства, переживания человека, а также исторические события, картины природы, бытовые сцены и т.п. Но, несмотря на то, что содержательный спектр произведений искусства необычайно широк, в философском смысле, в любом произведении искусства присутствуют субъектно (человек) – объектные (окружающий мир) отношения. Искусство полифункционально: все его функции, как и функции культуры, взаимосвязаны. Перечислим их: 1. Преобразующая функция (искусство как деятельность и преобразование реальности: -через идейно-художественное воздействие на людей; - через включение человека в ценностно-ориентированную деятельность - через преобразование в процессе художественного творчества с помощью воображения впечатлений от действительности; -через обработку мастером природного материала в процессе творчества); 2. Компенсаторная функция (искусство как утешение, расслабление, проявляющаяся в двух видах: -отвлекающий, гедонистически-игровой и развлекательный; -утешающий и успокаивающий); 3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение); 4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира и создание художественной концепции); 5. Функция предвосхищения (искусство как предсказание и прогнозирование будущего, так называемое «кассандровское начало»);
6. Коммуникативная функция (искусство как средство художественного общения, знаково-семиотическая система); 7. Воспитательная функция (искусство как средство формирования личностных качеств человека); 8. Суггестивная функция (искусство как внушение определенного строя мыслей, чувств, средство воздействия на подсознание и человеческую психику); 9. Эстетическая функция (искусство как средство формирования художественного отношения, вкуса, ценностной оценки, чувства прекрасного); 10. Гедонистическая функция (искусство как наслаждение). В теории искусства имеют место следующие категории (в пер. с греч. – высказывание, признак) – предельно общие, фундаментальные понятия, в которых получила отражения ее история развития искусства в различных его модификациях: - вид искусства; - стиль; - жанр; - выразительные средства. Виды искусства – формы художественно-творческой деятельности по созданию произведений искусства. Согласно эстетике Гегеля, в искусствоведении принята следующая классификация видов искусств: - временные виды искусства (литература, музыка), произведения которых разворачиваются во времени, как процессы. - пространственные виды искусства: живопись. графика, скульптура, архитектура, художественная фотография, произведения которых имеют пространственную характеристику (размер, масштаб) и большую, по сравнению с временными искусствами, статичность образов. - пространственно-временные виды искусства (театр, кино, анимация), произведения которых имеют синтетическую природу, т.е. основаны на сочетании свойств двух предыдущих групп. Стиль – (в пер. с греч.) – палочка для письма. Стиль в искусстве как понятие употребляется обычно в трех значениях. Расположим их по критерию «от общего к частному»: - характеристика особенностей художественного творчества целой эпохи; - характеристика особенностей внутри отдельного художественного направления, национальной школы в рамках целой эпохи; - характеристика индивидуальной манеры отдельного автора внутри художественного направления целой эпохи;. Жанр – (в пер. с франц. - род, порода) подразделение каждого вида искусства, объединяющее отдельные произведения по принципу использования в них определенных выразительных средств. Выразительные средства – приемы, способы конструирования художественных образов, которые являются критериями для объединения произведений искусства в отдельные жанровые группы. Например, для жанра романа в литературе характерно обилие сюжетных линий, масштабность общего замысла, охватывающая значительные временные рамки описываемых событий; для жанра марша в музыке характерен двухдольный метр, ровное ритмическое движение, неторопливый темп; для жанра пейзажа в живописи характерно использование яркой цветовой палитры, светотени, широкого мазка и т.п. Немаловажен вопрос о причинах возникновения искусства. Среди них можно подчеркнуть по меньшей мере три позиции: 1. марксистко-дарвинистская (основана на убеждении, что именно человеческий труд способствовал зарождению и развитию искусства); 2. психологическая (в ней искусство рассматривается как средство эмоциональной разрядки); 3. социологическая (объясняет причину появления искусства наличием свободного времени). Все три позиции имеют право на существование и популярность. Несомненно одно: в искусстве первобытный человек видел реальную возможность управления при родными силами, тем самым реализовывал свой родовой инстинкт самосохранения. В истории человечества искусство на протяжении многих веков служило не только художественным фоном эпохи, оно отражало ее дух, ментальность каждого народа. Однако роль искусства состоит не только в том, чтобы комментировать уже случившийся исторический факт, но и в том, что гораздо важнее, чтобы прогнозировать будущее, формировать мировоззрение, воспитывать нравы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.009 с.) |