Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция культуры и цивилизации Николая Алексеевича Бердяева(1874-1948).
Русский философ, богослов и общественный деятель критически переосмыслил работу Шпенглера «Закат Европы» в своем сочинении «Смысл истории»(1920г.). Данная работа была написана в условиях эмиграции, в то трагическое для всей России время, когда происходила ликвидация дворянства как класса. Этим обстоятельством обусловлен глубокий пессимизм авторских строк. По мнению Бердяева культура всегда была идеалом, но и неудачницей жизни. Цивилизация пытается осуществить жизнь. Цивилизация механистична; в ней коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Переход от культуры к цивилизации связан с радикальным изменением отношения человека к природе. Человек окончательно удаляется от природы в процессе технического овладения последней и организованного властвования над ее силами. По утверждению Н.А.Бердяева, сознание людей цивилизации направлено исключительно на средства жизни, на ее технику. На этих путях умирает душа культуры, гаснет ее смысл. В цивилизации начинают обнаруживаться процессы варваризации. Цивилизация родилась из воли человека к реальному могуществу в противоположность символическому созерцательному характеру культуры. Таким образом, как и у Шпенглера, у Бердяева прослеживается четкое разграничение понятий культуры и цивилизации. 3. Концепия культурно-исторических типов (локальных цивилизаций) Николая Яковлевича Данилевского(1822-1885). В своей книге «Россия и Европа»(1969 г.), русский ученый утверждает, что каждая цивилизация проходит в своем развитии периоды возмужания, старения и гибели. Вместе с тем, лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческими типами». Философ насчитывает десять таких цивилизаций: египетская, ассирийско-вавилонская, китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская или аравийская, германо-романская или европейская. Две цивилизации – мексиканская и перуанская – погибли насильственной смертью на ранней стадии развития. По Данилевскому, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греки были наиболее талантливы в эстетике, евреи – в религии, римляне - в области права и политике. Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы к славянству в целом и к России, в частности, Данилевский отмечал, что Европа вступила на путь упадка, тогда как Россия переживает подлинный расцвет во всех сферах жизни. Если европейская цивилизация оказалась двусоставной, т.е. творческой в двух областях: политической и научной, то русско-славянская цивилизация будет трех или даже четырех составной в четырех областях: религиозной, научной, политико-экономической и социально-экономической – таково мнение Данилевского.
4. Концепция типов обществ Арнольда Дж.Тойнби(1889-1975). Видный британский историк и философ в своем знаменитом 12-томном труде «Постижение истории» развивает концепцию Данилевского, доказывая свою приверженность идее многолинейного развития суверенных культур. Он утверждает, что тезис о единстве цивилизаций- это заблуждение. Вместе с тем, Тойнби – первый ученый из упомянутых нами ранее, который, отождествляя культуру с цивилизацией считал их попросту типами обществ. Автор насчитывает 26 таких типов; 21 из которых считает развивающимися, а 5- застывшими. Для того, чтобы общество развивалось необходимо два условия: а)существование неблагоприятных факторов(природно-климатических, межгосударственных.,социальных): б) наличие активности меньшинства. Таким образом, возникновение цивилизации, ее рост, упадок и разложение связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории. Творческое меньшинство вскармливает новую цивилизацию и ведет за собой народные массы. Однако со временем, когда это творческое меньшинство теряет свою способность созидать, наступает крушение цивилизации. Характерной чертой концепции истории Тойнби является то, что она исключает детерминизм и признает теорию свободной воли. Человек может выбирать свое будущее.И, наконец, Тойнби полагал, что культура может продолжать существовать, не приближаясь к гибели, на нее не распространяется необходимость старения и смерти. Проблема соотношения культуры и цивилизации на настоящий момент остается открытой. В словаре иностранных слов термин civis в переводе с латыни означает – город, государство, термин civitas – гражданственный, государственный. Несомненно, даже исходя из этого значения, цивилизацией можно считать определенный этап в развитии культуры. По выражению знаменитого философа и экономиста XIX столетия Карла Маркса, противоположность между городом и деревней начинается вместе с переходом от варварства к цивилизации, от племенного строя к государству, от местной ограниченности к нации.
Существуют ли сегодня основания обсуждать проблему взаимоотношений культуры и цивилизации? Ответ дает философский энциклопедический словарь, в котором цивилизация понимается как:1) эпоха, пришедшая на смену варварству и противостоящая ему; 2) состояние общества, которое воплощает наивысшие достижения человечества в различных сферах; 3) синоним культуры; 4) обозначение своеобразия отдельных стран и народов (китайская, японская т.д.); 5) региональная общность (западно-европейская, латиноамериканская и т.д.).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.005 с.) |