Концепция культуры и цивилизации Николая Алексеевича Бердяева(1874-1948). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция культуры и цивилизации Николая Алексеевича Бердяева(1874-1948).



Русский философ, богослов и общественный деятель критически переосмыслил работу Шпенглера «Закат Европы» в своем сочинении «Смысл истории»(1920г.). Данная работа была написана в условиях эмиграции, в то трагическое для всей России время, когда происходила ликвидация дворянства как класса. Этим обстоятельством обусловлен глубокий пессимизм авторских строк. По мнению Бердяева культура всегда была идеалом, но и неудачницей жизни. Цивилизация пытается осуществить жизнь. Цивилизация механистична; в ней коллективный труд вытесняет индивидуальное творчество. Переход от культуры к цивилизации связан с радикальным изменением отношения человека к природе. Человек окончательно удаляется от природы в процессе технического овладения последней и организованного властвования над ее силами. По утверждению Н.А.Бердяева, сознание людей цивилизации направлено исключительно на средства жизни, на ее технику. На этих путях умирает душа культуры, гаснет ее смысл. В цивилизации начинают обнаруживаться процессы варваризации. Цивилизация родилась из воли человека к реальному могуществу в противоположность символическому созерцательному характеру культуры. Таким образом, как и у Шпенглера, у Бердяева прослеживается четкое разграничение понятий культуры и цивилизации.

3. Концепия культурно-исторических типов (локальных цивилизаций) Николая Яковлевича Данилевского(1822-1885).

В своей книге «Россия и Европа»(1969 г.), русский ученый утверждает, что каждая цивилизация проходит в своем развитии периоды возмужания, старения и гибели. Вместе с тем, лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать «культурно-историческими типами». Философ насчитывает десять таких цивилизаций: египетская, ассирийско-вавилонская, китайская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская или аравийская, германо-романская или европейская. Две цивилизации – мексиканская и перуанская – погибли насильственной смертью на ранней стадии развития. По Данилевскому, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греки были наиболее талантливы в эстетике, евреи – в религии, римляне - в области права и политике. Отвечая на вопрос о причинах враждебного отношения Европы к славянству в целом и к России, в частности, Данилевский отмечал, что Европа вступила на путь упадка, тогда как Россия переживает подлинный расцвет во всех сферах жизни. Если европейская цивилизация оказалась двусоставной, т.е. творческой в двух областях: политической и научной, то русско-славянская цивилизация будет трех или даже четырех составной в четырех областях: религиозной, научной, политико-экономической и социально-экономической – таково мнение Данилевского.

4. Концепция типов обществ Арнольда Дж.Тойнби(1889-1975).

Видный британский историк и философ в своем знаменитом 12-томном труде «Постижение истории» развивает концепцию Данилевского, доказывая свою приверженность идее многолинейного развития суверенных культур. Он утверждает, что тезис о единстве цивилизаций- это заблуждение. Вместе с тем, Тойнби – первый ученый из упомянутых нами ранее, который, отождествляя культуру с цивилизацией считал их попросту типами обществ. Автор насчитывает 26 таких типов; 21 из которых считает развивающимися, а 5- застывшими. Для того, чтобы общество развивалось необходимо два условия: а)существование неблагоприятных факторов(природно-климатических, межгосударственных.,социальных): б) наличие активности меньшинства. Таким образом, возникновение цивилизации, ее рост, упадок и разложение связаны со способностью или неспособностью творческого меньшинства найти адекватный ответ на вызов истории. Творческое меньшинство вскармливает новую цивилизацию и ведет за собой народные массы. Однако со временем, когда это творческое меньшинство теряет свою способность созидать, наступает крушение цивилизации. Характерной чертой концепции истории Тойнби является то, что она исключает детерминизм и признает теорию свободной воли. Человек может выбирать свое будущее.И, наконец, Тойнби полагал, что культура может продолжать существовать, не приближаясь к гибели, на нее не распространяется необходимость старения и смерти.

Проблема соотношения культуры и цивилизации на настоящий момент остается открытой. В словаре иностранных слов термин civis в переводе с латыни означает – город, государство, термин civitas – гражданственный, государственный. Несомненно, даже исходя из этого значения, цивилизацией можно считать определенный этап в развитии культуры. По выражению знаменитого философа и экономиста XIX столетия Карла Маркса, противоположность между городом и деревней начинается вместе с переходом от варварства к цивилизации, от племенного строя к государству, от местной ограниченности к нации.

Существуют ли сегодня основания обсуждать проблему взаимоотношений культуры и цивилизации? Ответ дает философский энциклопедический словарь, в котором цивилизация понимается как:1) эпоха, пришедшая на смену варварству и противостоящая ему; 2) состояние общества, которое воплощает наивысшие достижения человечества в различных сферах; 3) синоним культуры; 4) обозначение своеобразия отдельных стран и народов (китайская, японская т.д.); 5) региональная общность (западно-европейская, латиноамериканская и т.д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.219 (0.005 с.)