Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 7. Самобытность русской культуры.
Первые шаги к рассмотрению проблемы самобытности русской культуры были предприняты еще в Средние века. Известно «Слово о законе и благодати» киевского Митрополита Иллариона, в котором говорится о включенности русской земли в общемировой процесс тождества божественного света и о нравственно-практической роли православия для мировой цивилизации. Известно, также, учение игумена Филофея «О Москве как Третьем Риме». Оба эти свидетельства принадлежат XI веку. Следующий этап рассмотрения проблемы самобытности русской культуры относятся к периоду к.XVIII-нач.XIXвв. К тому времени в отечественной общественной мысли наметилось две тенденции: западничество и славянофильство. Западники (В.Г.Белинский,А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский, П.Я.Чаадаев) «отказывали» русской культуре в самобытности и призывали пойти по пути копирования западной культуры. Славянофилы(Хомяков, Самарин, И.В.Киреевский) говорили о мессианской роли русского народа на пути к спасению всей мировой цивилизации, об исключительной роли православия на пути к этому спасению. По мнению славянофилов, православие, по сравнению с другими религиями обладает завидным преимуществом, поскольку содержит идеальное соотношение свободы и необходимости. Именно с православием связано такое религиозное понятие как соборность, которое понимается как единство во множественности, не столько физическое, сколько духовное, проявляющееся на уровне церкви,семьи, общества, межгосударственности. Соборность – это соединение свободы воли человека и божественного начала. Русская соборность была противопоставлена славянофилами западному индивидуализму и меркантилизму. Другая черта особого пути России, по мнению славянофилов, это общинное устройство русской жизни. Абсолютизируя хозяйственную и нравственную роли сельской общины, славянофилы, по сути, призывали к замене городской жизни сельской, что само по себе было утопией. Следующий этап обсуждения проблемы самобытности русской культуры связан с философией эмиграции первой волны и началом диссидентства в России (сер. XIX- нач. XXвв.).Основными представителями эмиграции были, в основном, религиозно мыслящие ученые и писатели: Н.Я.Бердяев, Б.П.Зеньковский, Г.П.Федотов, Г.В.Флоровский, П.А.Сорокин и другие. В одной из своих работ «Русская идея» Н.Я.Бердяев перечисляет основные проблемы русской жизни. Главными из них ученый называет противоречивостьи поляризованность, связанную с соединением в феномене русскости двух миров: европейского и азиатского. Проблемы России осложняются также в связи с существованием на протяжении почти всей истории двоеверия, объединяющего стихийно-языческое диониссийство и аскетически-монашеское православие. Все это рождает в русском менталитете такие процессы и свойства как метания между земным и небесным, деспотизм, гипертрофия государственности и анархизм, вольность. жестокость, склонность к насилию, доброта, человечность, мягкость, искание правды, смирение и бунтарство. По мнению Н.Я. Бердяева причина катаклизмов русской истории заключена в вышеперечисленных особенностях русской ментальности.
Следующий этап развития идеи русской самобытности рассмотрим на примере евразийства. К данному общественному и культурному явлению можно отнести движение эмигрантов второй волны(20-е-30е гг.XXв.), таких как философы П.И.Карсавин, Н.С.Трубецкой, Г.В.Норовский. Евразийство рассматривало Россию, прежде всего, с позиций геополитики и этнографии, т.е. как государство, занимающее срединное пространство между Европой и Азией, очерчиваемое тремя равнинами: Восточно-Европейской, Западно-Сибирской и Туркестанской. Представители евразийства подчеркивали роль русской революции в отказе от старой России на фоне разложения культуры Запада и ухода его на периферию общественного развития. Идея обновления России посредством популяризации православия была, безусловно, ими заимствована у славянофилов. В настоящее время, проблема самобытности русской культуры как никогда актуальна и обсуждаема. Тревогу вызывает распад СССР, и как следствие, состояние все усиливающейся культурной неопределенности. Видные отечественные ученые, такие как Б.А.Рыбаков, Ю.М. Лотман, И.В.Кондаков, М.С.Каган и др. в своих работах и выступлениях призывают к необходимости отказа от потребительства и «погружения» в религиозность. Так или иначе, речь идет о необходимости сохранения и приумножения духовных ценностей культуры, что должно стать краеугольным камнем государственной политики и индивидуальной совести каждого члена российского общества.
Учебная и справочная литература. 1. Введение в теорию культуры /Букина Е.Я. – Новосибирск, 1999.-72 с. 2. Культурология: теория и история мировой и отечественной культуры: учебное пособие/ под ред. Е.Я.Букиной. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. – 188 с. 3. Культурология/ под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М., 2005. – 709с. 4. И.В. Кондаков. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом «Университет», 1999. – 360с. Дополнительная литература. 1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа – М.,2003. – 606 с. 2. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 2000 – 591 с. 3. Культурология XX век. Словарь. – СПб.,1997. – 640 с. 4. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура: Учеб. пособие. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 608 с., с ил. 5. Сорокин. П.А. Социальная и культурная динамика. – СПб., 2000. – 1054 с. 6. Тайлор Э. Миф и обряд в первобытной культуре. – Смоленск, 2000. – 523 с. 7. Тойнби А.Постижение истории. – М., 2001. – 638 с. 8. Шпенглер О. Закат Европы: в 2 т. – М.,2003.т.1.-523 с.; т.2.- 623 с. ПРИЛОЖЕНИЕ. КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
I.Культурология как наука и учебная дисциплина. Многообразие определений понятия культура.
1. Культурология – это: а) наука, изучающая историю культуры; б) интегративное знание о культуре, которое формируется в междисциплинарных областях; в) наука, рассматривающая отношения человека с окружающей средой. 2. Становление культурологии как общенаучной теории культуры произошло: а) в эпоху Возрождения; б) в XVIII веке; в) в ХХ веке. 3. Культурология как научное знание формировалась на базе следующих дисциплин (отметьте лишнее): а) философия; б) социология; в) спелеология; г) история. 4. Что является предметом исследования культурологии? а) феномен культуры; б) динамика художественных стилей в культуре; в) закономерности генезиса, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизнедеятельности. г) все выше перечисленное. 5. Появление в XX столетии особого знания о культуре обусловлено: а) стремлением к выработке так называемого «общего знаменателя» в понимании культуры; б) тревожным ростом технократизма, рационализма, прагматизма, вызванным новым витком научно-технического прогресса; в) осознанием важности гуманитарного «противовеса» для сохранения стабильности существования человека, стремлением компенсировать состояние узкой профессионализации; г) всё выше перечисленное. 6. Чтоозначало понятие «культура» в своём первоначальном смысле? а) возделывание земли; б) «возделывание души»; в) «возделывание тела». 7. Какое из научных определений культуры связывает последнюю с системой ценностей, функционирующих в обществе: а) антропологическое; б) аксиологическое; в) нормативное; г) знаково-символическое. 8. Какой из методологических подходов к определению культуры предлагает следующую формулировку – «культура – это всё, что создано человеком»: а) антропологический; б) аксиологический; в) деятельностный; г) знаково-символический. 9. Культура и цивилизация соотносятся как: а) часть и целое; б) содержание и форма; в) две стороны общественного развития. 10. Для продуктов цивилизации характерны: а) ценностная нейтральность; б) уникальность и сложность заимствования другими народами; в) практицизм; г) важная символическая нагрузка.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.01 с.) |