Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Происхождение и ранние формы государстваСтр 1 из 41Следующая ⇒
Первобытное общество. Хронологическая периодизация часто совпадает с эпохой палеолита, т.е. от 2 млн. лет тому назад до 15 тыс. лет тому назад. В этот период происходит формирование человека как биосоциального существа, переход от присваивающего к производящему типу хозяйства. Особенности первобытнообщинного общества: - человек отрывается от природы и развивает присваивающие виды хозяйственной деятельности, зависимые от природно-климатических зон, - коллективная собственность на средства производства, - коллективное производство, - отсутствие эксплуатации человека человеком. Основой хозяйствования являлись собирательство, охота («коллективная облава»), рыболовство. Первое общественное устройство – «человеческое стадо», или праобщина. От стада животных человеческое отличалось умением изготовлять простейшие орудия труда, накапливать и передавать общественный опыт. Человек вел бродячий образ жизни в поисках пищи (присваивающая экономика), но жил в более или менее определенном районе, не выходя за его границы. Появляется использование естественных укрытий и преград для строительства жилья. В конце палеолита стали возникать погребения, что говорит о зарождении религиозных представлений. На этом этапе в среде праобщины начинают формироваться первые поведенческие стереотипы, правила, запреты. В конце палеолита формируется кровнородственная община, первобытная собственность на охотничьи участки. Человек учиться шить одежду из шкур животных. Появляются большесемейные землянки. Можно выделить следующие обстоятельства формирования родовой общины: - это единственная реальная основа будущей социальной организации – стихийно возникающие узы родства; - отношения родства складываются по линии матери. Таким образом, в конце палеолита уже существуют постоянные хозяйственные коллективы, оседло живущие на местах, удобных для охоты. Возникает род – экзогамный (брак близких родственников не допускается, возникает союз двух и более родов, идет социологизация общества) коллектив кровных родственников (матриархат), основная ячейка первобытного экономического объединения. Ранние формы государственности. Принято выделять восточный и западный пути возникновения государств.
Принципиальным отличием всех государств восточного типа было то, что в основе их экономики лежала публичная (государственная или общинная) собственность на средства производства, прежде всего на землю. Потребность в коллективных усилиях по проведению ирригационных работ способствовала становлению сельской общины в качестве основной формы социальной организации. Для всех государств восточного типа было характерно: наличие особых контрольно-регулирующих, в том числе и хозяйственных, функций; устойчивость патриархально-общинных отношений, особая религиозно-культурная идеология царской власти. Во многих из восточных государств сложилась так называемая «восточная деспотия»: монархическая форма правления с неограниченной и обожествляемой (сакрализация) властью наследственного главы государства; сосредоточение в его руках законодательной, административной, финансовой, военной, судебной, а часто и религиозной власти; централизованная (главным образом в сфере экономических взаимоотношений) и бюрократическая система управления (отчетность всех органов управления и конкретных чиновников перед главой государства, многочисленные ведомства и их иерархическая соподчиненность); всеохватывающий контроль за населением. Население обязано было уплачивать различные налоги, кроме того, взимались особые подати в царскую казну (в том числе и натуральные). Сложившуюся систему закрепляли законы, издаваемые главой государства Глава государства в восточных общества обожествлялся: верховную власть он «получал непосредственно из рук Бога», поэтому монарху поклонялись как земному богу, а после смерти его хоронили как небесного бога, наместника и наследника великих богов. Идеология обоготворения царской власти проводилась организовано – при помощи торжественных церемоний, обрядов и праздников. Иногда монарха изображали в виде сверхъестественного существа, лицезреть которого можно было только избранным. Восточные государства отличаются четкой социальной стратификацией общества. Наиболее наглядно это проявляется в Древней Индии, где деление населения на варново-кастовые группы закреплено в правовом источнике «Законах Ману» (дхармашастра). Касты («джати») – это эндогамные группы, для которых характерно общее происхождение (родо-племенное), общность наследственной профессии (жрецы, воины, труженики, слуги), ограничения в социально-бытовых отношениях.
Кочевое государство (период существования рубеж 2 – 1 тыс. до н.э. – 19 век н.э.) отличается от других восточных типов государственности следующими чертами (номадизм): - частная собственность на скот диктует потребности государства в изучении им ключевых ресурсов региона; - экстенсивный характер хозяйства - государство устанавливает регулярные маршруты кочевок родов (административное деление); - возникает потребность в обороне пастбищ и стад; - постоянные миграции населения и войны. Кочевничество возникало, развивалось и существовало главным образом там, где исчезали или отсутствовали возможности для достаточно продуктивного земледелия. В обществах, где есть постоянная воинская активность, всегда возникает потребность в военном вожде. Вождь – это, прежде всего, центр управления, тем не менее, его функции ограничены судопроизводством, церемониалом, внешними сношениями. Большинство задач выполняет род. Вожди могли быть представителями наследственной аристократии, а могли быть выбраны народным собранием за воинские заслуги («военная демократия»). Социальная структура кочевого общества основывается на многоступенчатой родо-племенной организации. Эта организация в низших своих звеньях покоится на узах реального родства, а в высших – на чисто фиктивном генеалогическом родстве, что является средством общественной интеграции, идеологическим обоснованием существующих социальных отношений и одновременно облегчает инкорпорацию неродственных групп. Города-государства античной эпохи. Для западного типа государств была характерна особая роль частной собственности в общественном развитии. Природно-климатические условия благоприятствовали формированию и развитию ремесла. Развитие обменных операций, а затем и торговли стали основой рыночных отношений и частной собственности. Локальность проживания населения, также обусловленная природными факторами, предопределила форму государственности – город-государство (полис, центр политической, экономической и религиозной жизни всего населения данной страны, связанного между собой фактическим или мистическим общим происхождением от одного предка) с преобладанием республиканской формы правления (очаг – Древняя Греция). На территории современной России они сформировались в Северном Причерноморье. Период существования: 6 – конец 4 вв. до н.э. Кризис конца 4 в. до н.э. связан в первую очередь с изменившейся экономической конъектурой (большое внимание поставкам из Египта), политической ситуацией (усиливается натиск варварских племен), развитием частной собственности на землю (латифундии). В отношении государственного устройства античные города-государства отличались: 1) город-полис (Ольвия, Афины, Рим) 2) монархия (Боспорское царство) 3) республики (Херсонес объединил весь юго-западный Крым, Спарта – олигархическая республика) Экономика городов-государств в основном базировалась на ремесленном производстве (железоделательное, бронзолитейное, каменотесное, косторезное, ювелирное) и торговле. Объединяло все эти полисы рабовладельческая основа государственности. При этом на полисную организацию была возложена обязанность заботиться об экономическом обеспечении своих граждан. Для любого античного полиса характерно наличие двойственной формы собственности: частной собственности и общеполисной формы собственности как верховной собственности всего гражданского коллектива, объединенного в полис. Мелких собственников и свободных граждан защищало государство и гарантировало им контроль над крупной частной собственностью (специальные налоги на крупную не муниципальную собственность – литургии: организация праздников, спортивных состязаний, строительство кораблей, т.п.). Таким образом, полис, прежде всего, представлял собой коллектив граждан.
Общая тенденция развития полиса заключается в развитии демократического принципа, принципа равенства политических прав и обязанностей владельцев отдельных земельных участков (автаркия – экономическая самодостаточность, – выступала в качестве экономической основы свободы), стремление ограничить возможность закабаления сограждан. Достаточно отчетливо проступает тенденция к возможно более дробному делению функций различных комиссий магистратов и к увеличению их числа из-за: опасения, что какой-либо из них сосредоточит в руках большую власть (это может подорвать суверенитет народного собрания); стремления к максимальному участию граждан в управлении делами полиса. Вводилась мистофория – посуточное вознаграждение за несение выборных государственных должностей. Классической признается афинская демократия, которой присущи следующие принципы: - выборность должностей, - срочность службы (не более 1 года), - подотчетность народному собранию, - коллективность в принятии решений, - возмезность. В олигархических государствах важна была роль Совета, состоящего из представителей аристократии. Но и здесь большую роль в управлении играло народное собрание граждан. Политическое и экономическое господство аристократии в значительной мере объяснялось тем обстоятельством, что она составляла ядро вооруженных сил. В олигархических полисах собственностью государства могли выступать рабы (Спарта). Потеря земельного участка могла повлечь за собой потерю гражданских прав. В любом полисе суверинетет принадлежал народному собранию, т.е. общине полноправных граждан. Именно в этом выражалась основная идея – полис, прежде всего, представлял собой коллектив граждан. Вопрос 4
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1990; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.008 с.) |