Система законодательства: современный российский опыт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система законодательства: современный российский опыт



Во многих нормативных актах употребляются термины «законодательство», «система законодательства», а в юридической литературе - также «систематизация законодательства». Как уже отмечалось, эти понятия не идентичны. Если первое определяет внутреннее построение всего права вообще, разграничение его норм по отдельным институтам, подотраслям и отраслям, то второе имеет отношение к внешним формам выражения права.

Система права формируется объективно. Строение же системы законодательства в значительной мере обусловливается волей на это правотворческих органов, которые в состоянии преобразовывать ее путем непосредственного изменения одних источников другими, объединять их по определенным признакам.

Необходимо отметить, что в некоторых случаях понятия «законодательство», «система законодательства», «отрасль права», «межотраслевой комплекс права» совпадают по своему объему. Например, по существу одно и то же значение имеют понятия «уголовное право» и «уголовное законодательство», поскольку систему их образуют лишь законодательные акты; подотрасль авторского права является ничем иным, как законодательством об авторстве; межотраслевой комплекс экологического права соответствует по своему объему понятию «законодательство об охране окружающей природной среды».

В то же время вряд ли верным будет отождествление понятий «административное право» и «административное законодательство», потому как нормы административного права, которые регулируют чрезвычайно широкий круг общественных отношений, входят составной частью в несколько самостоятельных законодательств: законодательство об административных правонарушениях; законодательство о государственной службе; законодательство о всеобщей воинской обязанности и т.д.

Между системой законодательства и системой права существует тесная взаимосвязь, которая находит свое проявление в том, что система права требует, чтобы источники права группировались по признаку регулирования соответствующих отношений в отдельные отрасли и чтобы нормы, регулирующие те или иные конкретные отношения, были объединены в определенные единые нормативные акты. Именно это обусловливает необходимость упорядочения нормативно-правовых актов, приведения их в согласованную систему. Возникает потребность в проведении систематизации законодательства. Систематизация законодательства имеет важное значение, прежде всего, с точки зрения достижения с ее помощью эффективности регулирования общественных отношений и упрощения использования нормативного материала в процессе его реализации. Она необходима также для усовершенствования правотворческой деятельности, поскольку обобщение практики реализации нормативных актов позволяет выявить пробелы и противоречия в правовом регулирования общественных отношений, указать пути исправления недостатков в процессе правотворчества.

Наука общей теории права определяет, что систематизация законодательства - это приведение действующих нормативных в согласованную систему, группирование их в соответствующем порядке с целью совершенствования, достижения удобства и эффективности использования правовых норм.

Различают две основные формы систематизации законодательства: инкорпорацию и кодификацию

Инкорпорация представляет собой упорядочение действующего нормативного материала в определенной последовательности или в определенном порядке, результатом которого есть составление сборников нормативных актов. Эти нормативные акты объединены по видам регулируемых общественных отношений, хронологии их принятия, отдельным правовым институтам и т.п. Особенностью инкорпорации является то, что форма актов, которые включаются в сборники и другие издания, полностью сохраняется, и содержание их излагается, как правило, с учетом внесенных в них изменений и дополнений на момент составления этих инкорпоративных источников. То есть нормативные акты публикуются в действующей редакции. Такая инкорпорация представляет собой неофициальную систематизацию законодательства, которая осуществляется издательствами, юридическими учебными заведениями и организациями и другими юридическими и физическими лицами, занимающимися систематизацией законодательства.

Если неофициальная инкорпорация, как правило, состоит в систематизации нормативных актов по отраслям, подотраслям и институтам законодательства, например, сборник «Аграрное законодательство», то официальная осуществляется преимущественно в хронологическом порядке - по датам принятия тех или иных нормативных актов

От инкорпорации существенно отличается другая форма систематизации законодательства - кодификация - такой вид систематизации нормативного материала, при котором нормативно-правовые акты подвергаются их внутренней обработке путем изменения структуры и содержания правовых норм или нормативных актов в целом. Особенностью кодификации является то, что процесс ее проведения связан с необходимостью совершенствования правового регулирования общественных отношений, а поэтому отменяются нормы, которые не в полной мере соответствуют требованиям к эффективности их действия, и вводятся новые или изменяются действующие. При ее проведении объединяются нормы, регулирующие однотипные общественные отношения. Именно кодификация в значительной мере содействует устранению пробелов в праве.

Характерным признаком и особенностью кодификации является то, что в результате ее проведения издается новый нормативный акт, который регулирует комплекс определенных общественных отношений. К кодификационным актам относится, прежде всего, Конституция РФ, кодексы, положения, инструкции. К кодификационным следует отнести и многие законы, но необходимо отметить, что к этому виду систематизации не относятся законы, которые содержат лишь одну или несколько норм и регулируют не комплекс общественных отношений, а отдельные из стороны. Кодификация законодательства всегда носит официальный характер, поскольку субъектами правотворчества выступают органы, официально уполномоченные на издание нормативных актов государством.

Практика систематизации действующего законодательства бывшего СССР знала еще одну ее форму - консолидацию, выражавшуюся в издании Свода Законов СССР путем объединения по существу обеих рассмотренных выше форм систематизации: все действующее законодательство размещалось в отдельных томах по отраслям и подотраслям права и по непосредственным предметам правового регулирования, но в хронологическом порядке (инкорпорация). Когда же в какой-либо законодательный акт вносились изменения либо дополнения или издавались новые законы, отменялись ранее действовавшие (кодификация), в эти тома вставлялись или из них вынимались соответствующие страницы с текстом норм, которые были заменены или утратили силу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.224.90.25 (0.003 с.)