Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ поведения организации

Поиск

 

В современной бизнес-среде, испытывающей постоянные фундаментальные внешние изменения, поведение большей части организаций характеризуется вариативностью и непредсказуемостью.

Современная организация представляет собой сложную динамично развивающуюся систему. В организационном поведении анализу подвергаются социально-экономические организации — спланированные, намеренно созданные социальные образования, предназначенные для решения экономических задач.

Все современные организации следует рассматривать как открытые системы — многофакторные и многоцелевые образования, которым присущи следующие свойства: объективность, иерархия, упорядоченная целостность, устойчивость, адаптивность, эмерд-жентность, синергизм. В частности, эмерджентность (от англ. етег%епсе — появление нового) означает появление у системы но­вых свойств, не присущих ее отдельным составным частям. Синергизм (от греч. зупег%е1а — сотрудничество, содружество) как свойство системы управления означает многократное усиление свойств системы в результате взаимодействия ее элементов. Вследствие этого свойства системы не являются простой суммой свойств составляющих ее частей.

Каждая организация как открытая социально-экономическая система находится в динамическом взаимодействии с внешней средой, непосредственно воздействуя на нее и подвергаясь ее влиянию. Идея организации как открытой системы была выдвинута Ч. Барнардом в 30-х годах XX в. и развита в последующих исследованиях специалистов.

 

Модель функционирования организации как открытой системы управления позволяет выделить следующие параметры (рис. 7.1):

• входящие ресурсы;

• процесс преобразования ресурсов в продукт (услугу);

• выходящие ресурсы;

• обратная связь;

• внутренняя и внешняя среда.

Рис. 7.1. Модель функционирования организации как открытой системы управления

 

Входящими ресурсами любой организации являются получаемые из внешней среды сырье, финансы, трудовые ресурсы, информация и др. В контуре организации происходит процесс преобразования ресурсов в конечные продукты: продукцию, услуги, информацию и др.

Организации не являются самодостаточными и самообеспечивающимися, поскольку их структура, система управления и функционирование определяются не только внутренними решениями, но и в значительной степени изменчивыми факторами внешнего окружения. Подобная зависимость приводит к необходимости постоянно приспосабливать поведение организации к изменениям рыночной конъюнктуры.

Функционирование организации как системы управления характеризуется сложностью, вероятностным проявлением параметров состояния управляемых объектов и неопределенностью среды принятия решений.

Поведение организации формируется под воздействием внешних событий, поэтому основной потенциал успеха организации связан с внешней средой.

Внешняя среда — совокупность факторов, которые влияют на деятельность организации извне: экономические, социокультурные, технологические, информационные, по­литические, международные и др. В совокупности они формируют «среду обитания» организации, которая определяет основные условия выживания и достижения успеха.

Параметры внешней среды, как правило, не являются результатом управленческих решений и потому не подлежат существенной корректировке со стороны организации. Менеджеру необхо­димо вести постоянный мониторинг состояния социально-экономической среды для учета и анализа влияния, оказываемого внешним окружением на деятельность организации.

Во внутренней среде организации наиболее существенны следующие элементы: цели, задачи, структура, персонал, финансы, технологии, ресурсы и др. Анализ состояния внутренней среды необходим для того, чтобы установить, какими ресурсами обладает организация для предотвращения негативного воздействия внешних угроз и максимально полного использования благоприятных внешних факторов. В соответствии с современной парадигмой управления наиболее важным компонентом внутренней среды организации являются люди, поскольку их деятельность обеспечивает процесс функционирования и эффективного использования всех остальных организационных элементов.

Основополагающий фактор рыночной экономики — конкуренция. Согласно концепции М. Портера организации демонстрируют на рынке следующие типы конкурентного поведения:

1) независимое — поведение лидера рынка, характеризующееся независимыми и самостоятельными действиями;

2) кооперативное — поведение, выражающее стремление к объединению ресурсов и усилий для укрепления рыночных позиций;

3) адаптивное — гибкое видоизменение поведенческих форм в целях приспособления к рыночной конъюнктуре;

4) опережающее — прогнозирование изменений и совершение превентивных действий;

5) агрессивное — поведение, отличающееся напористостью, стремлением к подавлению и доминированию.

Поведение организации как субъекта рынка характеризуется следующими свойствами.

Поведение организации гомеостатично, т.е. способно поддерживать относительную устойчивость важнейших параметров организации с отклонениями в допустимых пределах при возникновении неожиданных изменений, нарушений и осложнений.

Организации противодействуют нарушающим их работу воздействиям и усиливают полезное влияние, сохраняя стабильность своей внутренней среды и внешних связей и обеспечивая их позитивное развитие.

Способность организации к самосохранению и выживанию в длительной перспективе определяется как сверхстабильность.

Наличие таких свойств, как гомеостатичность, стабильность и сверхстабильность, позволяет рассматривать организации как особые образования — метаорганизмы.

Поведение организации в современных условиях следует анализировать в контексте особенностей и закономерностей ее взаимодействия с внешней и внутренней средой организации. В связи с этим особое значение имеет адаптивность организации как спо­собность трансформироваться и приспосабливать свое поведение к многообразным изменениям внешних и внутренних факторов.

Важным условием успешной организационной деятельности выступает ресурсная обеспеченность. Для ведения деятельности организация должна располагать необходимыми ресурсами, состав которых разнообразен: материальные, финансовые, трудовые, технологические, информационные и др.

Обобщающей характеристикой поведения организации служит оптимальность — рациональный выбор форм и видов деятельности, обеспечивающий целесообразное использование всех имеющихся ресурсов.

Конечная цель организации состоит в достижении эффективности деятельности по основным параметрам. Эффективность организации в целом можно определить как достижение поставленных целей с наименьшими затратами. Трехуровневая концепция организационного поведения обусловливает рассмотрение задачи

повышения эффективности в трех измерениях: индивидуальном, групповом и общеорганизационном.

В соответствии с концепцией организационного дарвинизма поведение современной организации воспроизводит модели, присущие объектам окружающего мира. В связи с этим изучение поведения организации предполагает проведение анализа ее демографических параметров: рождение, возраст, размеры и др., — характеризующих выживаемость организации (по А. Маршаллу).

Анализ поведения организации требует оценки ее взаимоотношений с объектами организационного окружения: государством, учредителями, акционерами, потребителями, партнерами, поставщиками, конкурентами, работниками, клиентами и др. Оценки поведения организации, сделанные с разных позиций, могут быть неоднозначными и противоречивыми. Кроме того, на них влияют субъективные мнения, превалирующая система взглядов, исполь­зуемые методики анализа и критерии оценки. Значит, выводы и рекомендации по оптимизации поведения организации также могут оказаться неоднозначными.

Для повышения объективности и достоверности анализа поведения организации необходимо проводить его регулярно, на основе системного подхода с учетом современных представлений о закономерностях и механизмах организационного поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.24.110 (0.008 с.)