Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как любовь к мудрости, любомудрие. Основные функции философии. Философия и духовность.

Поиск

Определений философии существует великое множество. Не так давно, в 2001 году, вышла книга И.Гарина под названием «Что такое философия и что такое истина?», в которой дана подборка разнообразных определений и толкований философии. Она заняла 550 (!) страниц книги, и голова кругом идёт от такого изобилия. Но ничего удивительного, в сущности, нет. Поводы для разнообразных толкований даёт сама философия. Её мировоззрение вбирает в себя ценности всех других видов мировоззрения, поэтому философия может быть принята за житейскую мудрость здравого смысла или нечто мифологическое, полусказочное, бывает почти неотличима от религии, принимает научный вид, но также, несмотря на свой почтенный возраст, любит эстетически прихорашиваться. К тому же, что только ни происходило с философией за 26 веков её существования. Судьба её была переменчива, ей предъявлялись разные требования, ставились разные задачи, поэтому формы философствования менялись, порой, разительно. Словом, материал для характеристики собственной персоны философия представляет богатый и разнообразный. Но неужели для этого лабиринта нет путеводной нити, и мы обречены на взаимное непонимание по принципу «у каждого своя философия» (что близко по смыслу к поговорке «каждый по-своему с ума сходит»).

Конечно, путеводная нить есть. Мы обязаны вспомнить о философской культуре и её предназначении (см. Предисловие). Мы познакомились с некоторыми ценностями её: знаем круг фундаментальных философских проблем, представляем целостность философского мировоззрения, познакомились с понятием бытия, интеграционными возможностями философии. Какой следующий шаг необходимо сделать для освоения специфики философии?

Парадоксально, но факт: главное выражение специфики философии у всех на виду – оно в самом названии её. Термин «философия» был предложен Пифагором в VI веке до н.э. и в переводе с греческого он означает «любовь к мудрости» («филео» - любовь, «софия» - мудрость). Очень красивое название, слов нет. Однако красота термина явно затмила глубокий смысл его, поэтому при объяснениях, чем занимается философия, ему не придавали значения. Название – одно, а чем занимается философия – совсем другое… Камнем преткновения стала мудрость как что-то непонятное, двойственное. С одной стороны, во всех словарях русского языка (Новикова, Ушакова, Ожегова) в один голос трубили, что мудрость есть соединение высокого ума с большим опытом (и обязательный пример: мудрый вождь), с другой стороны, в обыденном сознании, существовало ироническое толкование мудрости, которая, дескать, заставляет людей мудрить, мудрствовать, замудрить ясное и т.п. – это сочеталось с определёнными представлениями о философии (см. 1.1.). Не случайно ни в одном философском словаре термина «мудрость» не было. Не было – и всё.

Но время идёт, и в последнем издании «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (М., 2005 г.) читаем: «Мудрость – глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Мудрый – основанный на больших знаниях и опыте.» Это новое толкование, но и оно к философии не подходит. Подходит оно, нетрудно понять, к обыденному сознанию и здравому смыслу.

Действительное богатство нашего великого языка великолепно демонстрирует «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля (словарь вышел в свет полностью в 1866 году). В нём читаем: « Мудрый – основанный на добре и истине.., в высшей степени разумный и благонамеренный… Мудрость – свойство мудрого.., соединение истины и блага, высшая правда, слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства, философия.»

Вот она – правда о мудрости! В русском языке философия отождествляется с мудростью. Ведь недаром она испокон веков называлась на Руси любомудрием. Вот вам суть философии: философия призвана соединять истину и благо, искать и находить мудрые решения жизненных проблем человека и общества. Между прочим, нам предстоит убедиться, что при своём возникновении в Древней Греции мудрость имела тот же смысл. Никаких сомнений в правильности того, что нам донёс русский язык, быть не может!

Нам необходимо осмыслить это мудрое богатство философии, понять его. Каждый должен подумать, поразмыслить, прикинуть, встречается ли истина без добра и добро без истины. К чему это приводит? А легко ли соединять истину и благо? И зачем это надо делать? К юристу, судье это относится? Каждый из вас, уважаемый читатель, найдёт, что сказать. Такие вопросы надо решать сначала самому.

К сожалению, в нашей философской литературе, учебной и научной, тема мудрости почти не затрагивается. Хотя лёд тронулся: в 2005 году в Москве на IV Российском философском конгрессе впервые у нас публично обсуждалась проблема мудрости. В докладе ректора МГУ проф. В.А.Садовничего «Знание и мудрость в глобализирующемся мире» говорилось о том, что пора отказаться от наукомании и от иронически снисходительного отношения к мудрости, воздать мудрости должное, ибо значение её в современном мире трудно переоценить.

Чтобы проникнуться духом философии, необходимо уразуметь, что в центре внимания философии всегда был и должен оставаться человек. Что же философия даёт человеку, какие главные ценности? – именно в таком ключе следует рассматривать основные функции философии.

Их три, и первая – мировоззренческая (интегративная) функция. Нам она знакома, поэтому о ней кратко, только выводы. Цель её – целостный образ мира, в котором уникальное бытие человека рассматривается в единстве с бытием общества и бытием природы. Вбирая ценности всех других видов мировоззрения, философия учит житейской основательности и просвещённому реализму во взглядах на мир, предельно для каждой исторической эпохи расширяет умственный кругозор, помогает уверенно ориентироваться в пространстве культуры, хранить её раритеты и ценить достижения, сохраняет в человеке способность удивляться, замечать необыкновенное, открытость души всему доброму и умному. Философская образованность не имеет ничего общего с «образованщиной», но устремляет человека к действительной культуре.

Вторая функция философии – познавательная (эвристическая). Философия обобщает опыт познания и человеческого освоения мира, выявляет различные методы познания и оценивает их эвристические возможности, всесторонне исследует проблему истины, виды и критерии истины, оценивает результаты познания и следствия их реализации в жизни и деятельности людей, особенно с позиций сохранения целостности мира.

Функция, как видим, содержательная и многогранная. Сейчас принято делить её на несколько функций во имя конкретности и системности решения познавательных проблем. Конечно, в этом есть смысл в плане технологии менеджмента, но если переносить его на философию, то есть опасность уподобить познание сороконожке, которая всякий раз решает, с какой ноги ей пойти. В философии есть завет Фалеса: «Мудрость единую знай, единого блага ищи, и ты избавишься от празднословия болтунов». Думается, не устарел он.

Философию больше всего интересует в мире то, что находится на грани между тем, что познано и тем, что ещё не познано. Извлекая уроки из опыта познания, философия во все времена предлагала различные гипотезы, которые подвергались проверке и проработке наукой. И нет в науке ни одного фундаментального закона, принципа, вывода, который не был бы сначала философской гипотезой. Идеи эволюции, атомистического строения вещества, вечности движения, сохранения материи и энергии и др. появились как философские гипотезы. Особенно велик спрос на гипотезы в наши дни, очередь дошла до идеи Бога.

Перечень основных функций философии принято заканчивать на этих двух – мировоззренческой и познавательной. Но, по нашему мнению, есть ещё одна функция, причём с моей точки зрения, самая главная функция философии. Нами неоднократно упоминалась и уже немного комментировалась духовная природа философии. Её-то и выражает третья основная функция философии – гуманистическая (духовно-нравственная).

Каждая функция философии высвечивает определённую грань интереса философии к человеку, к его уникальному бытию. Мировоззренческая функция видит человека особой частью целостного мира. Познавательная функция устремлена к разумности человека, его способности познавать истину и целесообразно действовать в природной и социальной среде. Гуманистическая функция философии обнаруживает и осмысливает глубинную суть человеческого бытия – его духовность.

О духовности нам известно, что она имеет две основные формы существования – религиозную и светскую. Религиозная духовность, основанная на вере в единого Бога, означает осознанную необходимость и готовность жить по Закону Божьему и Заповедям Господним. Великие нравственные ценности религиозной духовности теперь, слава Богу, признаны в нашем обществе, но и нам тоже слава, поскольку, наконец-то, у нас осуществлена действительная свобода совести. И разве нет среди людей, не исповедующих религиозных взглядов, людей честных, совестливых, самоотверженных? Неверующих, но уважительно относящихся к религии, не богохульствующих, но сберегающих ценности религиозной культуры? Конечно, есть такие люди, и мы знаем их, и богословы не могут не признать их. Выходит, существование светской духовности очевидно? Не торопитесь, есть возражение: здесь, дескать, перед нами нормы нравственности в их добросовестном исполнении, но не духовность. Духовность только там, где вера…

Следует помнить, что вера без дел мертва, а нравственные поступки – это дела живой веры. Духовность вне нравственности – пустой звук. Нравственность же без духовности встречается часто: это нравственные поступки, совершаемые не по совести, а под страхом наказания. Так поступают нередко и люди верующие. Однако страх, даже страх перед Богом, не является надёжным гарантом нравственного поведения. У религиозного человека есть возможность покаяться перед Богом, и о том, что этой возможностью злоупотребляют, говорит известная поговорка: «не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасёшься». Человек неверующий нейтрализует страх перед наказанием по закону с помощью целого комплекса разнообразных уловок.

Таким образом, жизнь говорит о том, что религиозная вера не всегда одухотворяет человека, а морально устойчивый и законопослушный человек не обязательно человек одухотворённый. Значит, и в том, и в другом случаях должен сработать ещё какой-то фактор, благодаря которому начинает формироваться духовность у любого человека, религиозного и нерелигиозного.

Несомненно, духовность религиозная и духовность светская имеют разные источники. Источником религиозной духовности является, конечно, вера в Бога. Источником светской духовности является воспитанная культурой вера в человека, его безграничные возможности созидания во имя истины, добра и красоты. Источники разные, но для формирования и той, и другой духовности одинаково необходимо одно и то же условие, без которого никакой духовности нет и быть не может, - это осознание человеческого достоинства, одинаково присущего всем людям. Только на этой основе, как на благодатной почве, могут прорасти и укорениться в душе человека совесть, долг, честь, умная доброта, отзывчивость, искренность, миролюбие и другие духовные качества.

Для верующего человеческое достоинство имеет божественное происхождение: Бог создал человека по образу Своему и подобию. Тексты Священного Писания о Боге, действительно, очень важны для понимания природы человека, что великолепно показали гуманисты эпохи Возрождения.

Человеческое достоинство светской духовности исследуется философией. Особо значимые результаты получены стоиками, И.Кантом и русской философской культурой. Исследование и культивирование духовности есть главная задача, призвание философии. Ведь мудрость всегда духовна, духовность и мудрость – сёстры-близнецы. Мудрость соединяет истину и благо. Духовность есть особое состояние души человека, возникающее на основе осознания им человеческого достоинства, своего и всех других людей, одинаково присущего ему и всем другим людям. Благодаря такому состоянию души у человека появляется возможность и душевная сила возвышаться над своими сугубо личными интересами и над обстоятельствами жизни, поступать даже вопреки им и стремиться в своей жизни и деятельности к осуществлению идеалов истины, добра и красоты.

Наряду с индивидуально-личностной формой существования духовности в качестве состояния человеческой души, для духовности совершенно обязательны социокультурные формы существования. Духовность органично, неразрывно связана с культурой. Она является стержнем культуры, залогом её жизненной устойчивости и развития. Этим она принципиально отличается от всяких имитаций, подделок, суррогатов духовности, которым в наши дни нет числа, и все они разрушительны для культуры.

Духовность может существовать в обыденном сознании, в научной и художественной форме. Но основными социокультурными формами существования духовности изначально были и остаются религия и философия – они духовны по определению, без духовности существовать не могут.

Подведём итог наших поисков ответа на вопрос: «Что есть философия?»

Философия есть любовь, стремление к мудрости – таково самое краткое, изначальное и точно передающее основной смысл определение философии.

Мы можем расширить и детализировать его. Философия есть один из видов мировоззрения, в котором интегрируются ценности всех видов мировоззрения, выделяются и исследуются коренные мировоззренческие проблемы, обобщается опыт и намечаются пути познания мира, осмысливается уникальность бытия человека и условия человеческого единения людей.

Философия есть особая форма духовного освоения мира. Она предназначена для души человеческой как главное средство самопознания в её поисках смысла жизни. Здесь высшее назначение философии.

Интересно сопоставить наши, современные выводы о природе философии и взгляды классиков философии. Античный философ Демокрит: «Три бесценных дара получает человек от истинной философии: дар хорошо говорить, дар хорошо думать и дар хорошо поступать».

Иммануил Кант (Новое время, XVIII век) полагал, что философия должна ответить на три вопроса, в которых объединяются все интересы человеческого разума: 1) что я могу знать?; 2) что я должен делать?; 3) на что я могу надеяться? Эти вопросы, считал Кант, суммируются в одном главном: Что есть человек? Как я должен жить, чтобы быть человеком?

Владимир Сергеевич Соловьёв (классик русской философии, XIX век): философия есть основное средство самопознания как для отдельного человека, так и для всего человечества.

Очевидно, что наше понимание философии развивается в русле классических традиций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.009 с.)