ТОП 10:

В2. Изучение рынка сырья и материалов.



Изучение рынка сырья и материалов один из элементов планирования материально-технического обеспечения промышленного предприятия.

Целями исследования рынка сырья и материалов является достижение обозримости этого рынка и возможность рациональной закупки материальных ресурсов.

Исследование рынка сырья и материалов предполагает:

А) систематический сбор, обработку, анализ и оценку о информации о предложении конкретных видов материальных ресурсов на рынке потенциальных поставщиков, об ассортименте материальных ресурсов, новых технологиях изготовления важных для потребителя материалов, ценах на сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты;

Б) хранение информации;

В) выработка четкой стратегии снабжения;

Г) систематический сбор, обработка, анализ и оценка информации о потенциальных поставщиках.

При исследовании рынка сырья и материалов вырабатывается стратегия снабжения, то есть решается вопрос надо ли предприятию закупать те, или иные материалы, детали, комплектующие изделия у поставщика, либо выгоднее их производить у себя. При решении этого вопроса определяющими моментами являются:

1) состояние рынка сырья и материалов

2) уровень цен

3) производственные возможности самого предприятия.

Выработка стратегии снабжения осуществляется на основе сравнительного стоимостного анализа, в основе которого лежат идеи расчета издержек по укрупненным частям и состояние возникшего в США «директ-костинг» (прямая стоимость) – вид расчета издержек на производство и реализацию продукции в центре которого находятся различия между постоянными и переменными издержками. Для этого составляется таблица:

материал поставщик цена Стоимость собственного производства
     
     
итого      

При изучении рынка сырья и материалов применяют прямые и косвенные методы.

Получение информации напрямую называется первичным исследованием рынка (полевые исследования). При этом базой служат следующие 4 источника:

1. контакты с поставщиками

2. контакты с посредниками

3. посещения ярмарок, выставок, где можно получить богатую информацию о технических разработках, ценах, качестве товара, возможность использовать каталоги ярмарок и выставок

4. поездки на предприятия поставщиков, их осмотр, что позволяет сделать заключение о способностях предприятия выполнять заказы, технических возможностях предоставления услуг.

Косвенные (кабинетные) методы изучения рынков сырья и материалов. (вторичные). В отличие от прямого получения информации предполагает использование уже имеющихся документов. Этот метод гораздо дешевле.

В этом случае в качестве исходных данных для изучения рынка служат:

1. обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени, содержащие сведения об изменении цен

2. журналы, газеты, радио, телевидение;

3. фирменные журналы, выпускаемые торгово-промышленными палатами, а так же поставщиками, в которых содержится информация о новых разработках и технологиях, предложениях о продажах, а так же специальные журналы, каталоги, брошюры, проспекты;

4. отраслевые адресные книги, технические справочники.

3. Разработка плана закупок

Разработка плана закупок . Этот план нужен для рационализации закупок материальных ресурсов, чтобы производство получало их по мере необходимости.

Рационально закупать материальные ресурсы – значит приобрести их нужного качества и в нужном количестве в требуемое время у надежного поставщика.

План закупок материальных ресурсов разрабатывается после изучения рынка сырья и материалов, при этом используется 2 метода:

На плановой основе

На основе расхода материала прошлых периодов

Исходными данными для 1-го метода служат:

- план производства продукции;

-конструктивная спецификация, рецепты по которой рассчитывается потребность в материалах в расчете на ед. продукции;

-нормы расхода материальных ресурсов.

Потребность в материалах устанавливается путем умножения планируемого количества продукции на норму расхода материала

Где VВПi – планируемое количество производства i-ой продукции

НРi – норма расхода материала на i-ю продукцию.

2-ой метод связан с учетом складских остатков материалов и постепенным использованием запасов с учетом регулирования сроков поставок или размера партий, а также с учетом расхода материальных ресурсов прошлых периодов. Опеределяют объем закупок по следующей формуле:

ОЗ=П-О-ПЗ

Где ОЗ – объем закупок;

П – потребность в материальных ресурсах;

О – остаток материала на складах;

ПЗ – предварительно заказанные, но не полученные ресурсы.

Известны следующие виды закупок:

1.на прямую у изготовителя;

2.оптовые закупки через посредника или биржу;

3.закупки мелкими партиями в магазинах розничной торговли;

4.закупки через торги.

Прямые закупки материальных ресурсов, как правило, осуществляются при больших объемах потребления.

Через оптовую фирму закупаются материалы и сырье небольшими партиями или делаются срочные закупки для обеспечения бесперебойного хода производства (в развитых странах фирма-посредник имеет возможность поставить товар быстрее, чем производитель).

Весьма распространенными являются закупки через биржи и аукционы. Через них промышленные предприятия закупают сырье, цены на которое испытывают резкие сезонные и конъюнктурные колебания. Так закупают большую часть с/х сырья предприятия пищевой, кожевенной и текстильной промышленности.

Рассмотрим схему обращения бюджета материально-технического обеспечения.

Рисунок

 

Для проведения стоимостного анализа в отделе снабжения предприятия должен быть один или несколько специалистов по стоимостному анализу и изучению рынка сырья и материалов.

Основной задачей этих специалистов является снижение затрат на материальные ресурсы, повышение их качества благодаря концентрации закупок.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.75.196 (0.012 с.)