ТОП 10:

Раздел 3. Коммерческая деятельность предприятий по оптовым закупкам материальных ресурсов.



Тема 3.1 Планирование обеспечения предприятия материальными ресурсами

1. Сущность планирования обеспечения предприятия материальными ресурсами.

2. Изучение рынка сырья и материалов

3. Прямой и косвенный метод исследования рынка

4. Выбор стратегии снабжения

1.

Понятие «закупка материальных ресурсов» появилось в связи с переходом Республики Беларусь к рыночным принципам деятельности, поскольку изменились смысл, сущность и роль планирования материально-технического обеспечения производства по сравнению с периодом административно-централизованного планирования.

В условиях плановой экономики материально-техническое снабжение осуществлялось в рамках централизованного планирования народного хозяйства, которое проявляюсь в определении китовой потребности в необходимых для выполнения производственной программы и других работ материальных ресурсах, а также в получении от вышестоящих органов фондов (лимитов) на сырье, материалы, комплектующие. Разработка плана снабжения промышленного предприятия завершалась составлением баланса материально-технического снабжения, в котором материальные потребности сравниваюсь с источниками их удовлетворения.

В условиях становления рыночного хозяйства планирование обеспечения предприятия материальными ресурсами приобретает особое значение, поскольку эффективное и своевременное планирование материального снабжения обеспечивает бесперебойную работу предприятия в условиях крайней неопределенности, что повышает его конкурентоспособность на рынке.

Целью материального планирования промышленного предприятия является обеспечение гарантии поставок сырья, материалов, полуфабрикатов при низких затратах. Планирование материально-технического обеспечения предприятий - важный инструмент предвидения рисков в деятельности предприятий.

Различают текущее (1 год и до 3 лет) и долгосрочное (более 3 лет) планирование материального обеспечения предприятия.

Долгосрочный план выражает общую стратегию предприятия.

В условиях рынка процесс долгосрочного планирования материального снабжения включает три стадии:

1.формирование целей предприятия - сбор информации об окружающей среде, отрасли, конкурентах.

2.определение основных направлений развития и прогнозирование важнейших показателей развития.

предприятия при сохранении действующей политики предприятия на рынке. На данной стадии выявляются отклонения между прогнозируемыми показателями развития предприятия и теми, на которые претендует предприятие и причины этих отклонений.

3.разработка новой стратегии с целью устранения отклонений

между прогнозными и претендуемыми показателями развития предприятия.

На сегодняшний день предприятия осуществляют свою деятельность в условиях крайней неопределенности, что затрудняет возможности долгосрочного планирования материального обеспечения предприятий.

Поэтому целесообразным является текущее планирование материального обеспечения, которое включает:

1. исследование рынка сырья и материалов;

2. определение потребности предприятия по всей

номенклатуре потребляемых материальных ресурсов;

3. составление плана закупок материальных ресурсов;

4. стоимостной анализ заготовительной сферы.

Планирование материального обеспечения предприятия является

основанием для принятия решения о закупке материальных ресурсов.

2.

Изучение рынка сырья и материалов - один из элементов планирования материально-технического обеспечения промышленного предприятия

Целями исследования рынка сырья и материалов являются:

- достижение обозримости рынка сырья и материалов,

- возможность рациональной закупки материальных ресурсов.

Материальные ресурсы предприятия классифицируются следующим образом:

• сырье - продукция добывающих отраслей;

• основные материалы - предметы труда, составляющие основное содержание готовой продукции;

• вспомогательные материалы - предметы труда, играющие вспомогательную роль в производственном процессе;

• комплектующие детали и полуфабрикаты - предметы труда, входящие в готовую продукцию и требующие дополнительной обработки на данном Предприятии и затрат труда на сборку.

Рациональность закупки материальных ресурсов означает:

> приобретение их нужного качества,

> в необходимом количестве,

> в требуемое время,

> у надлежащего поставщика,

> по приемлемой цене.

Успешность и эффективность материального обеспечения предприятия зависит от наличия своевременной и полной информации о рынке сырья и материалов.

Изучение рынка сырья и материалов предполагает:

О. систематический сбор анализ и обработку информации о предложении соответствующих видов материальных ресурсов на рынке потенциальных поставщиков, ассортименте материальных ресурсов, новых технологиях, ценах на сырье и материалы,;

О. хранение информации;

О. выработку четкой стратегии снабжения предприятия материальными ресурсами.

Анализ предложения сырья и материалов предлагает наличие соответствующей системы оценочных показателей, которая включает:

■ количественную оценку предложения конкретного вида сырья или материала;

■ оценка крупнейших поставщиков сырья и материалов, их доли на рынке;

■ оценку ассортимента предложения сырья и материалов, в том числе новые виды сырьевых ресурсов, их характеристику;

■ оценку и анализ уровня цен на сырье и материалы;

■ оценку перспектив развития рынка сырья и материалов с учетом тенденций развития мировой экономики.

Исследование рынка сырья и материалов со стороны предложения связано с рассмотрением множества факторов, воздействующих на производителей и продавцов:

- издержек производства,

- цен товаров,

- цен на иные товары,

- налоги,

- дотации,

- природно-климатические условия.

В общем виде зависимость и взаимосвязь между предложением товара и факторами, влияющими на его величину, определяется по формуле:

Sа =f(Sа, Sb,….., SХ, Т, N, К)

где Sа - объем предложения товара «а» в единицу времени;

Sа - цена товара «а»;

S, ...,SХ - цены других товаров;

Т - применяемая технология;

N - налоги и дотации;

К - климатические условия.

Более точная количественная оценка предложения материальных ресурсов на рынке дается на основе показателя емкости рынка по формуле:

Е =Q+I+E+З

где Е - емкость рынка;

Q - производство материального ресурса определенного вида;

I - импорт данного вида материального ресурса;

Е - экспорт данного вида материального ресурса;

3 -товарные запасы данного вида материального ресурса.

На основе данных о емкости рынка материальных ресурсов можно определить долю рынка каждого поставщика материальных ресурсов, которая определяется как отношение фактического объема реализации им данного вида материального ресурса к фактической емкости рынка этого ресурса.

Важное значение при анализе предложения материалов и сырья на рынке имеет изучение и анализ их ассортимента, цены на материальные ресурсы и сырье.

Особое место в изучении рынка сырья и материалов занимает анализ транспортных условий, который включает:

> стоимость перевозки материальных ресурсов,

> стоимость и уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ,

> особые условия поставки,

> продажная цена единицы сырья или материалов с учетом расходов на доставку.

При анализе конкретных поставщиков материалов и сырья изучается портфель заказов поставщиков, который определяется стоимостью всех заказов на определенное время.

 

 

3.

При изучении рынка сырья и материалов применят прямые и косвенные методы.

Получение информации напрямую называют первичным исследованием рынка сырья и материалов. Выделяют четыре источника первичной информации:

1. контакты с поставщиками,

2. контакты с посредниками,

3. посещение ярмарок, вставок,

4. поездки на предприятия-поставщики.

Косвенное (вторичное) изучение рынка сырья и материалов основано на использовании уже имеющихся материалов и сведений, документов. Исходными данными для косвенного исследования рынка сырья и материалов служат:

1. обзоры состояния конъюнктуры рынка, биржевые бюллетени,

2. СМИ,

3. фирменные журналы, буклеты, каталоги, проспекты.

4.

 

В ходе исследования рынка сырья и материалов вырабатывается стратегия снабжения - решается вопрос о том, приобретать или нет те или иные сырье и материалы у конкретного поставщика, либо производить их самостоятельно.

Основополагающими факторами при выработке стратегии снабжения являются:

♦ состояние рынка сырья и материалов;

♦ уровень цен на сырье и материалы;

♦ производственные возможности предприятия.

Выработка стратегии снабжения осуществляется на основе сравнительного стоимостного анализа, в основе которого лежит расчет издержек по укрупненным частям (согласно теории Ойгена Шмаленбаха), которые представляют собой основу «директ-костинга» (сравнительного стоимостного анализа).

В основе классификации издержек по укрупненным группам лежит их деление на постоянные и переменные.

Постоянные издержки:

- амортизационные отчисления,

- заработная плата работников,

- арендная плата, налог на землю,

- страховые взносы,

- расходы на рекламу,

- коммунальные расходы.

Переменные издержки:

- стоимость материалов и сырья,

- топливо и нефтепродукты,

- упаковочные материалы,

- транспортные расходы,

- расходы на реализацию продукции,

- канцелярские расходы,

При выработке стратегии снабжения предприятие должно сравнить собственные затраты на производство необходимых сырья и материалов, комплектующих с ценой поставщика на эти виды сырья и материалов.

 

1. Зп=V*Q+С

 

где Зп - затраты предприятия на производство комплектующих,

V- переменные расходы предприятия на единицу комплектующих изделий,

Q -количество комплектующих изделий,

С - постоянные расходы предприятия.

 

 

2. Рр =S*Q

 

где Рр - цена комплектующих изделий у поставщика,

S - цена покупки комплектующих изделий.

 

Воспользовавшись условием равенства затрат предприятия для обоих вариантов, получим:

3. V*Q+C=S*Q

Откуда

4. Q= С/( S - V)

 

В данном случае при полученном значении Q - Зп= Рр

Определяя издержки предприятия на изготовление комплектующих изделий, а также затраты на их покупку у поставщика при разных значениях Q, можно выбрать наиболее выгодную стратегию снабжения.

 

Вопросы для самопроверки:

1. В связи с чем появилось понятие «закупка материальных ресурсов»?

2. Какие существуют виды планирования предприятия материальными ресурсами?

3.Целями исследования рынка сырья и материалов являются?

4. Кто и что поставляет на внутреннем и внешнем рынках?

5. Каковы потенциальные поставщики?

6. По каким ценам поставщики продают свою продукцию?

7. Насколько велика конкуренция на рынке?

8. Каковы потенциальные каналы приобретения сырья и материалов?

9. Что представляют постоянные и переменные издержки?

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.66.217 (0.009 с.)