ТОП 10:

Тема 5.6: Организация фирменной торговли и сервиса



Особое место в системе торгового обслуживания зани­мает фирменная торговля, которая получила свое разви­тие в республике с выходом Указа Президента Республи­ки Беларусь № 113 от 20 марта 1996 г. О развитии фир­менной торговли.

В соответствии с Типовым положением о фирменном магазине предприятия (объединения)* он может иметь статус юридического лица или являться структурным подразделением предприятия (объединения).

Фирменным магазином считается торговая организа­ция, учредителем (учредителями) которой является субъ­ект хозяйствования любой формы собственности и ведом­ственной принадлежности, выпускающий товары (про­дукцию).

Фирменный магазин может быть открыт предприяти­ем-изготовителем как по месту его нахождения, так и в других регионах республики и за ее пределами. Ему прис­ваивается фирменное наименование в целях индивидуа­лизации его торговой деятельности, направленной на со­вершенствование ассортимента, повышение конкуренто­способности выпускаемых товаров на основе изучения по­купательского спроса, широкой реализации товаров (из­делий) при высоком уровне сервисного обслуживания. То­варная специализация фирменного магазина согласовы­вается с местным органом исполнительной власти и за­крепляется лицензией на право розничной торговли.

Фирменный магазин наряду с установленным специа­лизацией предприятия ассортиментом может осущес­твлять продажу населению новых товаров из опытных партий, а также комплектующих изделий к реализуемым

товарам и запасных частей к ним в объемах, не нарушаю­щих специализацию предприятия.

Режим работы фирменного магазина, основанного на государственной форме собственности, устанавливается исполкомом местного Совета, в других случаях -собственником по согласованию с соответствующим ис­полнительным комитетом.

Основными задачами фирменного магазина в соответ­ствии с Типовым положением являются:

• реализация преимущественно продукции, произве­денной учредителем магазина или полученной в обмен на такую продукцию;

• обеспечение образцовой торговли, широкого и устой­чивого ассортимента товаров, высокой культуры обслу­живания;

• изучение и формирование спроса населения, учет за­мечаний покупателей о соответствии потребительских свойств товаров установленным требованиям, сроках службы, надежности изделий;

• эффективное воздействие на изготовителей по обнов­лению ассортимента и улучшению качества, повышению конкурентоспособности товаров;

• организация предпродажной подготовки товаров, доставки их покупателям, сборки и установки, гарантий­ного и послегарантийного обслуживания;

• продажа запасных частей и комплектующих изделий к реализуемым товарам, а также сопутствующих товаров, оказание других услуг, связанных с торговым обслужива­нием населения.

Практика деятельности организаций розничной тор­говли свидетельствует, что далеко не всякий ведомствен­ный магазин предприятий имеет статус фирменного. В настоящее время его получили около 20% предприятий Министерства промышленности Республики Беларусь, около 60% предприятий «Беллегпрома» и половина предприятий концерна «Беллесбумпром». Ведомственные магазины в отличие от фирменных реализуют в основном товары разных производителей, в том числе закупленных по бартерному обмену, и наряду с этим не исключается продукция данного предприятия. Многие ведомственные магазины осуществляют торговлю в кредит для работни­ков данного предприятия или отпускают товары в счет за работной платы, что обусловлено отсутствием или недостат­ком средств на оплату труда. Товары реализуются с мини­мальными торговыми надбавками и вплоть до цен закупки.

Для координации управления фирменной торговлей в це­лом по республике создано Республиканское унитарное предприятие «Фирменная торговля Минпрома». Задача­ми этой структуры являются исследование рынков сбыта в республике и за рубежом; проведение выставок-продаж продукции предприятий данного министерства с соответ­ствующей рекламой их в СМИ; координация работы фир­менных магазинов в части расширения ассортимента то­варов; увеличение сети фирменных магазинов за счет их создания прежде всего в Минске и областных центрах, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Фирменная торговля в Америке представлена специ­альной фирменной сетью магазинов. Фирменные магази­ны — это торговые организации, принадлежащие произво­дителям, универмагам или сетям специализированных магазинов. Фирменные магазины производителей имеют название - «заводские магазины». Такие магазины позво­ляют производителю реализовать товары с мелким бра­ком, излишки производства или возвращенную рознич­ной торговлей продукцию. Помимо этого, заводские мага­зины позволяют производителям контролировать сбыт своей продукции по сниженным ценам.

Розничные торговцы также имеют фирменные магази­ны для продажи излишков с тем, чтобы создать у покупа­телей впечатление, будто они предлагают необходимые им товары за полную стоимость, избегая обычного снижения цен. Заводские магазины чаще всего располагаются вне оживленных магистралей, вдали от обычных торговых за­ведений, чтобы не возникало внутренних конфликтов. Например, фирменные магазины наподобие Brooks Brothers часто размещаются в центрах, посвященных иск­лючительно фирменной торговле. Здесь покупатели могут найти товары известных производителей по ценам, как на распродаже.

Когда-то центры фирменной торговли и центры распро­даж в США были разными торговыми комплексами, но в по­следнее время различия между ними практически исчезли и часто те и другие находятся под одной крышей, и товары в обоих случаях реализуются по сниженным ценам.

Центры фирменной торговли довольно быстро превра­тились из складов-магазинов в красивые, вписанные в окружающий ландшафт, современные здания, с садами и пунктами питания. Фирмы, работающие в этих центрах, предлагают товары в кредит, имеют примерочные комнаты. Здесь продается первоклассный ассортимент всех мо­делей товаров. Так, в одном из главных туристических центров США, на Ниагарском водопаде, который ежегод­но посещают 15 млн человек, работает центр фирменной торговли Factory Outlet Mega Mall, комплекс площадью 140 тыс. м2. Некоторые фирменные центры имеют специ­альные автобусные маршруты, собирающие покупателей, находящихся за сотни километров от мест торговли.

Широкое распространение в конце 90-х годов XX столе­тия получила такая организационная форма торговли, как продажа товаров на рынках. Она имеет самостоятельное значение, так как предполагает в своей структуре присут­ствие как магазинных, так и внемагазинных форм орга­низации торговли.

В соответствии с Правилами торговли на рынках Рес­публики, Беларусь (утв. Постановлением Совета Мини­стров Республики Беларусь № 1623 от 12 декабря 2003 г.) рыночная торговля представляет собой форму организа­ции торговли сельскохозяйственной продукцией, дико­растущими плодами и ягодами, непродовольственными товарами, в том числе собственного изготовления (произ­водства), осуществляемой на рынках по договорным це­нам с оплатой торгового места и оказанных услуг. Разли­чают продовольственные, вещевые и смешанные рынки.

Рынок располагается в специально отведенном месте, где создаются надлежащие условия для торговцев (юриди­ческие и физические лица) и для покупателей. Торговцы обязаны иметь лицензию.

На территории рынка по согласованию с собственни­ком могут располагаться пункты розничной торговли, об­щественного питания, бытового обслуживания, лаборато­рии ветеринарно-санитарной экспертизы, гостиницы и др. Торговля на рынках осуществляется либо на основа­нии заключения договора (если продажа осуществляется на предприятии стационарной сети) или посредством по­купок месячных (декадных) абонементов или разовых та­лонов на торговое место.

Организация работы рынков предполагает определе­ние товаров, запрещенных к продаже, размеров разового сбора, режима работы, платы за услуги. Здесь могут ока­зываться следующие платные услуги:

• предоставление торговых мест;

• прокат весо-измерительных приборов, инвентаря и са­нитарной одежды;

• погрузочно-разгрузочные работы;

• взвешивание, хранение грузов;

• рекламирование товаров и др.

Практика торговли на рынках во Франции имеет значи­тельные отличия. Они представляют собой место, где перио­дически (обычно один день в неделю) выставляются на прода­жу товары. Это нестационарные торговцы (т. е. внемагазинная форма), которые переезжают с места на место, прибли­жаясь к потенциальным новым покупателям. Рынки устраи­ваются в поселках или в определенных кварталах городов. Их деятельность развивается в сельской местности, где нет стационарной торговой сети. Выживание этой формы в урба­низированном обществе объясняется относительно неболь­шими капиталовложениями по сравнению со стационарной сетью, так как необходимость в торговом оборудовании ми­нимальна, запасы товаров ограничены и быстро оборачива­ются. Эту организационную форму используют во Франции в основном мелкие семейные предприятия. На таких рынках продают продовольственные товары, а также текстиль, обувь, скобяные и некоторые другие непродовольственные товары.

 

Тесты

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОММЕРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тема 1: «Сущность и содержание коммерческой деятельности на рынке

товаров и услуг

РАЗДЕЛ 2: КОММЕРЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. КОММЕРЧЕСКИЙ РИСК.

Тема 2: «Информационное обеспечение коммерческой деятельности»

Тема 3: «Коммерческий риск и коммерческая тайна»

РАЗДЕЛ 3: КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО

ОПТОВЫМ ЗАКУПКАМ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ.

Тема 4: «Планирование обеспечения предприятия материальными

ресурсами»

Тема 5: «Организация закупки материальных ресурсов».

Тема 6: «Выбор потенциального поставщика»

РАЗДЕЛ 4: КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО СБЫТУ ПРОДУКЦИИ.

Тема 7: «Планирование сбыта продукции».

Тема 8: «Договор поставки товаров, порядок его заключения, изменения и расторжения».

РАЗДЕЛ 5: ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКО-ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тема 9: «Организация коммерчески посреднической деятельности».

Тема 10: «Особенности коммерческой деятельности при использовании различных организационных форм оптовой торговли».

 

Ответы

 

 

ТЕСТ 1:

Сущность и содержание коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг.

 

1 . Деятельность, которая представляет собой организационно-хозяйственные операции, обслуживающие обмен, совершение акта купли-продажи с целью получения прибыли:

A) Маркетинг

Б) Экономика

B) Коммерческая деятельность.

2 .Основной целью коммерческой деятельности, является:

A) Увеличение доходов в торговле, при условии удовлетворения спроса покупателей

Б) Выпуск конкурентоспособной продукции

B) Завоевание рынка.

3 .Коммерческие операции подразделяются на:

A) Торговые, внешнеторговые

Б) Основные, обеспечивающие

B) Экспортные, импортные.

4 .Закупка и ввоз иностранных товаров, для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны:

A) Реимпортные операции

Б) Импортные операции

B) Экспортные операции.

5 Согласно данному принципу носители одной функции в определенных случаях могут и должны быть включены в реализацию других функций, состоящих в особой зависимости с теме, первыми:

A) Принцип межфункциональной интеграции

Б) Принцип федерализма

B) Принцип организационной гибкости.

6 Основные коммерческие операцииэто:

A) Операции по продвижению товара от продавца к покупателю Б) Операции по обмену, купле-продаже товаров и услуг

B) Операции по производству продукции.

7 Субъекты коммерческих правоотношений делятся на:

A) Предприятия, фирмы, организации

Б) Государственные органы, общественные организации, предприятия

B) Фирмы, государственные органы, общественные организации, союзы предпринимателей.

8 По принадлежности капитала фирмы подразделяются на:

A) Смешанные

Б) Национальные

B) Иностранные

Г) Все перечисленное.

9 Объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежавшие разным предпринимателям, сливаются в единый комплекс, теряя свою юридическую, коммерческую и хозяйственную самостоятельность:

A) Концерн

Б) Холдинговая компания

B) Трест

10 Коммерческие службы предприятия подразделяются на следующие отделы:

A) Закупок, сбыта, маркетинга, внешнеэкономической деятельности

Б) Сбыта, коммерческий, внешнеэкономической деятельности

B) Закупок, экономический, коммерческий, сбыта.

11 К экономическим факторам, влияющим на построение организационной структуры, относится:

A) Объем выпускаемой продукции, уровень спроса на выпускаемую продукцию, формы расчетов

Б) Назначение и количество выпускаемой продукции, уровень техники

B) Уровень специализации, территориальное разделение производства, тип производства

Г) Все перечисленное.

12 К какой группе факторов коммерческого успеха относятся следующие признаки: наличие развитых информационных систем, гибкость организации, наличие эффективной рыночной инфраструктуры, оптимальная организационная структура:

A) Финансовые факторы

Б) Состояние материально технической базы

B) Организационные факторы.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.102.38 (0.012 с.)