Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сходство и отличие наук о природе и наук об обществе.



Познание в СГН и науках о природе имеет общие черты именно потому, что это научное познание. В XIX веке было проведено различие наук о природе и наук об обществе. Их основное различие заключается в специфике предметной области. В СГН предмет включает в себя человека, его сознание и часто выступает как текст, имеющий человеческий смысл. Фиксация такого предмета и его изучение требуют особых методов и познавательных процедур. Кроме того, специфика социально-гуманитарных наук определяется:

· спецификой законов, которые изучают СГН. Им присущ парадоксальный характер. С одной стороны, они, так же как законы естествознания, носят объективный характер, то есть появляются и функционируют независимо от воли и сознания людей. С другой стороны, они (в отличие от законов природы) реализуются только через деятельность людей: там, где людей нет, законы общественного развития не действуют. В результате законы СГН выступают как законы-тенденции, носят вероятностный (статистический) характер.

· спецификой социально-гуманитарного мышления, которое, в отличие от мышления естествоиспытателя, носит диалоговый характер со своими предшественниками и современниками.

· из СГН нельзя убрать личностное отношение исследователя к предмету его исследования, поскольку люди не только изучают общество, но и создают его. В результате социально-гуманитарное познание носит ценностно-оценочный характер: объект не только познается, но и оценивается субъектом

В целом следует учитывать, что жесткая демаркация между науками об обществе и науками о природе имела свои основания для науки в XIX веке, но она во многом утрачивает силу применительно к науке последней трети XX века. Теперь все большую роль начинают играть исследования сложных развивающихся систем, которые обладают синергетическими характеристиками и включают в качестве своего компонента человека и его деятельность. Методология исследования таких объектов сближает естественнонаучное и гуманитарное познание, стирая жесткие границы между ними.

 


6. Гуманизация и гуманитаризация современного образования

Сегодня кажется очевидным, что формирование культурной, свободной и ответственной личности – центральная задача всей системы образования. В этой связи для развития подходов к обучению особенно значимым представляется изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно-творческих возможностей человека. Нельзя забывать, что применение знаний не определяется автоматически, это творческая задача, решаемая каждый раз в новой, неповторимой ситуации. Человек в наши дни живет во все более сложных условиях, когда в каждом конкретном случае нет и быть не может готовых решений, когда нужно их находить, принимать и нести за них ответственность. Поэтому в процессе образования задача учить творчеству, воспитывать самостоятельную личность, умеющую критически мыслить, вести дискуссию, аргументировать, учитывать аргументы оппонента, выходит на одно из первых мест. Несомненно, востребованными становятся люди, умеющие быстро приспосабливаться к любым изменениям, гибкие, способные работать более чем в одной профессиональной позиции, сохраняющие самообладание в условиях неопределенности.

Гуманитаризация образования – один из путей гуманизации (очеловечивания) всей системы образования, состоящий в первую очередь в преподавании комплекса гуманитарных дисциплин, с помощью которых студенты приобщаются к гуманитарной культуре, то есть к ценностям, выработанным на протяжении истории человечества философией, искусством и религией.

Гуманизация системы образования – это построение ее на основе гуманистических принципов, на основе приближения образования к интересам и потребностям конкретного человека как высшей ценности.

Гуманизация высшего технологического образования означает прежде всего, что образование это не только и не столько формирование из студента профессионала в соответствующей области, который действует, руководствуясь узкопрофессиональной логикой, но профессионала, укорененного в общечеловеческой культуре, обладающего лучшими человеческими качествами (творческими способностями, уважением к себе и другим людям, ответственностью, честностью, добротой и т.д.).

Современная ситуация в мире показывает, что если человечество продолжит руководствоваться принципами потребительства и "господства" над природой, технократической стратегией и близоруким прагматизмом, то история его близится к печальному завершению. Абсолютно необходима срочная переориентация деятельности мирового сообщества с подавления природы на конволюцию с ней, отдельных энтомологических общностей с конфронтации и соперничества на диалог и сотрудничество друг с другом. Общество в стремлении к экономической эффективности, техническим достижениям, господству над природой, повышению уровня потребления и т.п. непростительно мало уделяет внимания самому человеку. Необходима гуманизация всей общественной жизни и, не в последнюю очередь, системы образования.

Гуманитаризация образования невозможна без включения специальных и общетеоретических дисциплин в единую систему знаний о человеке, обществе и природе. Гуманитаризация образования призвана развивать у будущих специалистов качества творческой личности, в равной мере владеющей как формами и методами понятийно-рационального познания мира, так и интуитивно-образными формами его постижения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.004 с.)